Формирование мотивации изучения французского языка в школе
статья по французскому языку на тему

Кадырова Лилиана Шамилевна

  Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходимая в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации изучения

французского языка

в школе

  Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходимая в процессе обучения.

Предлагаем рассмотреть использование современных технологий обучения, нетрадиционных форм уроков, творческих, игровых форм работы на занятиях, которые будут активизировать процесс обучения и по возможности приближать его к реалиям страны изучаемого языка. Основной целью школы является овладение учащимися коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельности и развитие способности учащихся использовать язык как средство общения в диалоге культур. В связи с этой целью школа ставит перед собой задачи воспитательного, образовательного и практического характера.

В процессе изучения иностранного языка учащиеся не только овладевают принятыми правилами речевого этикета, а также у них формируются уважение, отношение к национальным традициям, обычаям иной социальной среды, толерантность.

Урок иностранного языка на современном этапе обучения, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Урок – традиционная часть учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе, все самое главное и значительное в жизни школьника происходит на уроке; уроку отводится не менее 98% учебного времени. Посредством чего можно обучать культуре другой страны в условиях общеобразовательной школы?  На наш взгляд, через использование современных технологий обучения, нетрадиционных форм уроков, творческих, игровых форм работы на занятиях, которые будут активизировать процесс обучения и по возможности приближать его к реалиям страны изучаемого языка. В преподавании французского языка я использую следующие педагогические технологии: исследовательские методы обучения, технология игрового обучения, информационно-коммуникационные технологии. Метод проектов может быть использован практически по любой теме. В качестве примера я использую следующие темы для творческих проектов «Милая Франция», «Французская кухня», «Париж – это …», «Я и моя семья», «Мой рецепт», т.д.

Важную роль при обучении французскому языку играет и страноведческий аспект, целью которого является формирование интереса учащихся к изучению французского языка через социокультурный компонент обучения.

Франция знаменита своими достижениями в области искусства, музыки, что является прекрасным материалом для воспитания   эстетического вкуса   учащихся, изучающих французский язык.    Организуя    учебную   деятельность   учеников на уроке, с особым удовольствием использую эстетический потенциал французской живописи, музыки, тематических видеофрагментов, мультфильмов («Le petit Nicolas», «Le Petit Prince»). Это способствует созданию особой «французской» речевой атмосферы на уроке, когда звучит музыка Paul Mauriat, поют Patricia Kaas, Indilla или Stromaë.  Материал дозирован, урок не перегружен, напряжение учащихся снято. Качество урока повышается. Данная программа применяется там, где она органично перекликается с темой урока, например: «Париж», «Музыка Франции», «Французская кухня» и т.д.. Обучающиеся знакомятся с великими французскими мыслителями, артистами, художниками, поэтами, композиторами, обучаясь языку, который вдохновил  на  творчество  столько  талантливейших  людей.

Отбор содержания материала проводится с учетом необходимости и достаточности для достижения поставленной цели обучения, учитываются познавательные интересы учащихся в области страноведческой информации, а также опыт изучения знаний родного языка и родной культуры.

Внеклассная работа по французскому языку


          Система внеклассной работы по французскому языку включает в себя совокупность взаимосвязанных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями, которые могут быть сформулированы следующим образом:

- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

- расширение и углубление знаний учащихся в овладении иностранным    языком и культурой;

- развитие личности ребенка в плане самоопределения себя как носителя определенного языка и культуры.


Содержание и формы организации внеклассной работы.

  1. Участие в декаднике иностранного языка.

- исполнение французских песен, разгадывание шарад, кроссвордов, чтение тематических стихотворений,  позволяющие лучше узнать культуру страны изучаемого языка, а также свою культуру в сравнении с иноязычной, проводятся различные школьные олимпиады, различные внеклассные мероприятия, в том числе интеллектуально-познавательные игры по станциям «Путешествие по Франции», «День Святого Валентина», «Католическое Рождество», «Праздник Французского Короля», театральные постановки, обучающиеся выпускают газеты, в которых они освещают актуальные аспекты современной жизни Франции,.

2.  Организация мини-олимпиады.

Учащимся предлагаются задания: работа с текстом, умение написать письмо, «Dictée totale» и т.д., позволяющие оценить уровень владения языком и знания страноведческого материала.

Роль кабинета в формировании мотивации изучения французского языка


          Среди множества вопросов, связанных с преподаванием и пропагандой французского языка, особое место отводится правильно оборудованному и хорошо оформленному кабинету.
Основная цель функционирования кабинета иностранного языка в школе – это помощь учащимся в развитии речевых навыков и умений, формирование интереса к изучению языка, расширение кругозора, а для учителя – совершенствование приемов и форм обучения. Учебный кабинет – это не просто специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и техническими средствами обучения. Это ресурс, который играет большую роль в организации учебно-воспитательного процесса. В нашей школе для достижения этой цели имеется огромное желание обладать прекрасно оснащенным лингафонным кабинетом.

Просветительская работа учителя французского языка с родителями


           Продуманная просветительская работа с родителями, имеющая целью разъяснение международной, образовательной и социальной значимости французского языка в современной жизни, – одна из основных задач учителя французского языка в общеобразовательной школе. Наша деятельность по просвещению родителей строиться на основании следующих принципов:

разъяснение актуальности, значимости, образовательной ценности материала, изучаемого в курсе французского языка;

совместная деятельность учащихся и родителей, способствует развитию положительной мотивации изучения французского языка.

Содержание и формы работы с родителями

  1. Выступления на родительских собраниях в 2 классах (первый иностранный язык) и в 6 классах (второй иностранный язык). Предоставление информации о роли французского языка в современном мире, раскрытие его потенциальных возможностей.
  2. Лекции для родителей. Разъяснение образовательной ценности и значения французского языка в современной жизни. Прослеживается позитивная динамика отношения родителей к изучению их детьми французского языка: рост количества положительных откликов родителей на изучение их детьми французского языка (целыми классами!). 
  3. Посещение уроков французского языка. Знакомство родителей с системой и результатами работы учителя и потенциальными возможностями учащихся в изучении иностранного языка.
  4. Экскурсии в кабинет иностранного языка. Знакомство с творческой деятельностью учащихся.

Заключение


            Модернизация школьного образования на современном этапе связывается прежде всего с обеспечением его деятельностного, развивающего и культуросообразного характера. В связи с обновлением содержания образования особое внимание необходимо уделять реорганизации языковой политики, характеризующейся повсеместной «англолизацией», отсутствие интереса к другим языкам. Представленные исследования в области деятельности учителя французского языка в современной школе основано на реализации трёх основных направлений сотрудничества с учащимися, родителями, решает одну из важных проблем школьной языковой политики:
повышение статуса французского языка и формирование устойчивой мотивации его изучения. Основная цель обучения иностранному языку в современных условиях – готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну при межкультурных интеракциях. Это возможно только при адекватном развитии социокультурной компетенции учащихся, реализующейся через факультативный курсы, урочную деятельность, а также внеклассную работу, которая может стать весомым аргументом в пользу изучения французского языка. Во взаимодействии учителя с обучающимися особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Считаем: надо опираться на реальные познавательные интересы и желание учеников общаться на нескольких иностранных языках. Это является предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию овладения иностранным языком у детей можно создать за счет использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников.

Пропаганду французского языка в современной образовательной среде необходимо осуществлять не только среди учащихся, но и их родителей, которые часто играют решающую роль в выборе их детьми иностранного языка для изучения. Разъяснение образовательной и международной значимости французского языка, культурных и исторических связей между Россией и Францией, открытость деятельности учителя французского языка в школе – вот то, что будет способствовать формированию положительного отношения к предмету «Французский язык».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации младших школьников к обучению в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Учебная деятельность ребёнка формируется под влиянием потребностей, которые находят отражение в  мотивах. Поэтому формирование мотивов учебной деятельности учеников...

статья "Формирование мотивации изучения французского языка в общеобразовательной школе"

В статье  рассматриваются основные  факторы формирования мотивации изучения французского языка...

Формирование мотивации изучения французского языка в школе.

Формирование мотивации изучения французского языка в школе.Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. И...

Внеурочная деятельность как одно из наиболее приоритетных направлений формирования мотивации учащихся основной школы к изучению математики на уроках.

Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования ...

Троицкая Г.Ю. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА

В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивац...

Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды

Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...