Образовательные компетенции в области предмета "Иностранный язык".
учебно-методический материал по французскому языку

Что такое образовательные компетенции. Как происходит формирование компетенций.Виды компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovat._kompetentsii.odt24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные компетенции в области предмета «иностранный язык»

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся в первую очередь к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. 

Компетенция в переводе с латинского 
competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. 

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. 

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими. 

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций: 


1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. 

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. 

Выделяются следующие образовательные компетенции:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. В данном аспекте необходимо указать на  ценности и ориентиры, которые дает ученику предмет «иностранный язык». От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 

2. Общекультурные компетенции. Сюда относятся:

- познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, культуры страны изучаемого языка;

- духовно-нравственные, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

- осознание роли  науки и религии в жизни человека;

- владение эффективными способами организации свободного времени.

 3. Учебно-познавательные компетенции. Предполагает следующие умения на уроках иностранного языка:

         • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; 
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; 
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационные компетенции в области предмета «иностранный язык»

         предполагают 

         • владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

          Умения:
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; 
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств; 
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
5. Коммуникативные компетенции в области предмета «иностранный язык»

включают знание необходимых  способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен: 
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

6. Социально-трудовые компетенции в области предмета «иностранный язык»:

– сотрудничество, работа в команде;

– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

– развитие личностных качеств, саморегулирование;

- выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи;

- владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. 

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.   

                  Основной принцип системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке  материала состоит не в том, чтобы все  доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.

 

 Основу ФГОС первого поколения составляют знания, умения, навыки, тогда как ФГОС второго поколения нацелены на саморазвитие, личностный рост обучающегося, на развитие его самостоятельности, инициативы. В соответствии с ФГОС второго поколения, ученик должен научиться не только ставить цели и задачи, но и находить пути их решения (под руководством учителя), делать выводы, анализировать как свою работу на уроке, так и работу своих одноклассников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные компетенции в области предмета "иностранный язык".

Образовательные компетенции являются основой содержания образования в процессе обучения. Ключевые компетенциии являются базовыми, универсальными. Они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарн...

Современные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык» в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Авторы: Соловьева Ж.В., учитель английского и   французского языков,  ВКК.  НОУ школа « Ксения»      Старожук  А.Л., учитель английского языка,...

Рабочая программа по предмету «Иностранный язык (английский)» ( компонент основной образовательной программы ООО) 5-9 класс

Данный материал представлен как образец основной образовательной программы по предмету "Английский язык"...

Рабочая программа по учебному предмету “ Иностранный язык (немецкий язык как второй иностранный)”

Рабочая программа по учебному предмету “ Иностранный язык (немецкий язык как второй иностранный)” составлена к УМК "Немецкий  язык. Второй иностранный язык.  учеб. для ...

Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...

Современные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык» в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Авторы: Соловьева Ж.В., учитель английского и   французского языков,  ВКК.  НОУ школа « Ксения»      Старожук  А.Л., учитель английского языка,...