Работа с песней на уроках иностранного языка.
статья по французскому языку

Лобасевич Надежда Адольфовна

В данной статье раскрыта методика работы с песней на уроках  французского языка. Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед учителями иностранных языков на первый план задачу - воспитание человека, главным достоянием которого является общечеловеческая  культура и общечеловеческие ценности. Особая роль принадлежит в этом иностранному языку, с помощью которого и осуществляется диалог культур - иностранной и родной. Аудиоматериалы давно применяются на уроках иностранного языка. Особое место среди аудиоматериалов занимают песни, они используются при обучении иностранного языка детей. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_pesney_na_urokah_frantsuzskogo_yazyka.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с песней на уроках иностранного языка

Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед учителями иностранных языков на первый план задачу – воспитание человека, главным достоянием которого является общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания людей, их духовного родства и поиска общих путей осуществления процесса.

Особая роль принадлежит в этом иностранному языку, с помощью которого и осуществляется диалог культур – иностранной и родной.

Аудиоматериалы давно применяются на уроках иностранного языка в виде профессиональных аудиозаписей диалогов, стихов, текстов, упражнений и заданий для фонетической зарядки. Особое место среди аудиоматериалов занимают песни, они используются при обучении иностранному языку детей, начиная с дошкольного возраста.

Я достаточно внимания уделяю музыкальной культуре детей. Ребята с удовольствием слушают шедевры музыкального искусства великих композиторов Франции (Ж. Бизе, Г.Берлиоза, М.Равеля, Ш. Гуно), знакомятся с творчеством популярных французских певцов, композиторов и поэтов (Эдит Пиаф, Ш. Азнавур, С. Адамо, Д. Дассен, Брассенс и др.). Работа с аудиозаписями облегчает работу с текстами песен, совершенствует умения аудирования. Рифма и музыка способствуют усвоению интонации, помогают запомнить фразу, которая может служить речевой моделью.

Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

1) песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувств языка, знания его стилистических особенностей;

2) в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции;

3) песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произношение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма;

4) песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, активизируется языковая деятельность, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;

5) песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.

Какими могут быть критерии отбора песен?

Во-первых, песня должна быть приятной, ритмичной, не слишком длинной, иметь припев;

Во-вторых, она должна заинтересовать обучающихся;

В-третьих, соответствовать возрасту и степени обученности учащихся;

Песня должна отражать страноведческую специфику.

Можно выделить следующие виды упражнений: рецептивные, реконструктивные, репродуктивные и продуктивные (творческие). Вот несколько примеров таких заданий.

  • Рецептивные упражнения: поиск определенных лексических единиц при прослушивании песни или распознавание конкретных грамматических форм и конструкций в потоке речи.
  • Реконструктивные упражнения: восстановление текста песни (вписывание пропущенных слов, заполнение пропусков глагольными формами, запись имен собственных, географических названий …). 
  • Репродуктивные упражнения: название песни, имя исполнителя, имя композитора, имя автора слов, описание голоса певца, главная идея песни, главный персонаж песни,  место и время действия, основные события, какие чувства вызывает эта песня, изложение содержания или запись текста песни (отдельных слов, фраз, целого текста) по памяти. Творческие упражнения: инсценировка песни, написание сочинения на основе одной из фраз, составление диалогов,  воспроизведение песни.

На уроке я использую песни чаще всего:

  1. Для фонетической зарядки на начальном этапе урока (хоровое пение);
  2. Для прочного закрепления лексического и грамматического материала (заполнение пропусков, подстановка слов, форм артикля, глаголов);
  3. При обучении говорению (ответы на вопросы, изложение содержания песни, составление диалогов);
  4. При обучении письменной речи ( написание сочинения, мнения, перевод песни на родной язык);
  5. Как релаксацию в середине или в конце урока, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

Использование музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку даёт положительные результаты. Можно выделить следующие этапы работы над песней:
1) краткое ознакомление с авторами песни;
2) первичное прослушивание;
3) контроль общего понимания с помощью вопросов;
4) снятие языковых трудностей и уточнение понимания отдельных фрагментов песни;
5) перевод песни на родной язык учащимися с помощью учителя;
6) повторное прослушивание, расстановка пауз;
7) фонетическая отработка отдельных слов, словосочетаний и предложений из песни;
8) обсуждение песни и её оценка (понравилась или  нет, почему, какие вызывает мысли, чувства);
9) сопоставление имеющегося литературного перевода песни с переводами, выполненными учащимися.
Затем отрабатывается произношение наиболее трудных слов и выражений, отмечаются явления связывания слов в предложении и выпадения гласных. После этого учащиеся вместе с исполнителем поют песню.

В качестве домашнего задания можно предложить сделать поэтический перевод песни. В младших классах дети могут сделать рисунки на тему песни.

Я хочу предложить пример работы с песней Энрико Масиас «On dit, on ne dit pas…» на внеурочном занятии.

Exploitation de la chanson d’Enrico Macias, «On dit, on ne dit pas...»

Titre de la chanson : On dit, on ne dit pas...

Interprète : Enrico Macias

Niveau : A2, B1

Thèmes : Les expressions idiomatiques avec les animaux

Objectifs :        - Apprentissage des expressions idiomatiques

  • Apprentissage du lexique sur le thème «Animaux»

Vocabulaire : 

boiteux – personne qui marche en penchant plus d’un côté qu’un autre - хромой                            un crapaud – un nom vulgaire ou un nom vernaculaire ambigu -  жаба
un cabri – un chevreau – коза
une cigogne - un genre d'oiseaux échassiers souvent migrateurs – аист
un pinson – oiseau, bon chanteur – зяблик
une libellule - un ordre d'insectes à corps allongé – стрекоза
une fouine – une espèce de mammifères carnivores d'Europe et d'Asie - ласка                          flemmard – qn qui ne fait rien - бездельник, лентяй
une sardine – poisson qui se déplace par bancs – сардина
un loir – соня
un putois – mammifère brun et blanc, carnivore et à l’odeur nauséabonde – хорек
une anguille – poisson d’eau douce – угорь
la clé des champs – la liberté – свобода
un homard – animal de la famille des crustacés dont la chair est très prisée – омар
vilain - la qualité de qui n'est pas vertueux, qui est méchant ou qui est laid. - уродливый

Forme d’exploitation :

  1. Compréhention orale
  2. Retrouvez des expressions idiomatiques
  3. Texte à trous
  4. Jeux avec les expressions idiomatiques

Plan

1 . Etablir la liste des animaux, qu’ils connaissent et les classer en animal dangereux ou inoffensif.

2. Première écoute. Questions :

a) Quelle est le titre de cette chanson ?

b) Qui est l’interprete de cette chanson ?

c) De quoi s’agit-il dans cette chanson ?

d) Quels noms d’animaux avez-vous retenus ?

Barrez les intrus dans la liste ci-dessous . Tous les animaux de la chanson ne sont pas mentionnés, on peut aider les élèves en précisant le nombre d’intrus.

3. Deuxième écoute. Numérotation.

Dans quel ordre apparaissent ces animaux ? Numérotez-les.

4. Troisième écoute. Mariage.

Retrouvez la bonne paire. Les élèves doivent relier les deux parties d’une même expression.

5. Quatrième écoute. Le texte de la chanson.

Guidés par la chanson, les élèves doivent retrouver le texte de la chanson en faisant l’exercice à trous.

Jeux :

La photo. Le professeur présente la photo d’un animal et les élèves doivent trouver l’expression.

Les petits cartons. Le professeur distribue des petits cartons avec les bribes d’expression, les élèves doivent retrouver l’expression complète.

Le mime. Un élève mime un animal, ses camarades doivent deviner de quel animal il s’agit et citer l’expression correspondante.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Anne Roignant . Approche de la nouvelle chanson française. CIEL de Brest, rue du Gué Fleuri

2. Карамышева Т.В.,  Иванченко А.И. «Уроки французского языка» С.-П. «КАПО» 2001 г.

3. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. Конспект лекций. – М. Изд. МГУ, 1971 г.

4. Никитенко З.Н., Аитов В.Ф., Аитова В.М. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе. ИЯШ №4 1996г. с.14-21

5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., Просвещение, 1991г.

6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М. Педагогика, 1979, т.2

7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М. Просвещение 1998г.

Приложение.

Enrico Macias, «On dit, on ne dit pas»

On dit rusé comme un renard,
On dit bavard comme une pie,
On dit boiteux comme un canard
Grignoter comme une souris,
Sauter comme un cabri.
On dit frisé comme un mouton,

On dit joyeux comme un pinson,
On dit vilain comme un crapaud,
Heureux comme un poisson dans l’eau,
Et noir comme un corbeau.

Mais on ne dit pas comment une hirondelle fait le printemps
Mais on ne dit pas comment on peut faire fortune en dormant
Mais on ne dit pas comment les cigognes apportent les enfants
Mais on ne dit pas comment le Père Noël vient tous les ans

On dit curieux comme une fouine,
On dit écrire comme un cochon,
On dit serrés comme des sardines,
On dit léger comme une libellule

Ou comme un papillon.
On dit des larmes de crocodile,
On dit crier comme un putois,
On dit filer comme une anguille,
Gourmand comme un ours ou un chat,
Et bête comme une oie.

Mais on ne dit pas comment petit poisson deviendra grand
Mais on ne dit pas comment un jour les poules auront des dents
Mais on ne dit pas comment on peut trouver la clé des champs
Mais on ne dit pas comment on peut être heureux tout le temps

On dit courir comme un lapin
On dit flemmard comme un lézard
On dit fidèle comme un bon chien,
On dit rougir comme un homard

Et dormir comme un loir .

Mais on ne dit pas comment après la pluie vient le beau temps
Mais on ne dit pas comment on cueille la rose des vents

Exercice 1. Trouvez les intrus

Un renard

un mouton

un lion

Un cheval

un ours

un chien

Un chat

un poisson

une vache

Un rat

une souris

un papillon

Un cochon

un canard

une fourmi

Exercice 2. Retrouvez la paire

               Rusé                                                      un ours un chat
              bavard                                                  un corbeau
              boiteux                                                 un pinson
              frisé                                                       un crapaud
              joyeux                                                   une oie
être...    vilain                      comme...               un renard
              heureux                                                une pie
              noir                                                       une fouine
              curieux                                                 une libellule un papillon
              léger                                                     un canard
              gourmand                                            un mouton
              bête                                                      un poisson dans l’eau

Grignoter                                                   un putois
sauter                                                         un cabri
écrire                   comme...                      une anguille
crier                                                            un cochon
filer                                                             une souris

Exercice 3. Complétez la chanson

On dit rusé comme un ..........................................     ,
On dit ........................................... comme une pie,
On dit boiteux comme un canard
Grignoter comme une .............................................,
Sauter comme un cabri.
On dit frisé comme un ............................................,

On dit .......................................... comme un pinson,
On dit vilain comme un crapaud,
Heureux comme un ................................. dans l’eau,
Et ............................... comme un corbeau.

Mais on ne dit pas comment une hirondelle fait le ...............................
Mais on ne dit pas comment on peut faire fortune en dormant
Mais on ne dit pas comment les cigognes apportent les ................................
Mais on ne dit pas comment le Père Noël vient tous les ................................

On dit curieux comme une fouine,
On dit écrire comme un ................................,
On dit serrés comme des sardines,
On dit léger comme une libellule

Ou comme un ....................................
On dit des larmes de crocodile,
On dit crier comme un putois,
On dit filer comme une anguille,
Gourmand comme un ours ou un .....................................,
Et ............................................ comme une oie.

Mais on ne dit pas comment petit poisson deviendra grand
Mais on ne dit pas comment un jour les poules auront des dents
Mais on ne dit pas comment on peut trouver la clé des champs
Mais on ne dit pas comment on peut être heureux tout le temps

On dit courir comme un lapin
On dit flemmard comme un lézard
On dit fidèle comme un bon chien,
On dit rougir comme un homard

Et dormir comme un loir .

Mais on ne dit pas comment après la pluie vient le beau temps
Mais on ne dit pas comment on cueille la rose des vents


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с песней на уроке французского языка.

Данный урок был проведен мною в 11 классе с целью  мотивированного развития навыков и умений иноязычной речевой деятельности учащихся старших классов. Урок с использованием песни преследует компл...

Теоретическая работа "Дидактика и методика уроков иностранного языка на немецком языке"

Исследовательская работа методов и приёмов по обучению немецкому языку, развитию навыков аудирования, чтения говорения. Формы презентации  речевых упражнений по всем видам речевой деятельности....

Работа с песней на уроке иностранного языка

В разработке приводятся задания по работе с песней на уроке иностранного языка на основе коммуникативной методики...

Использование песни на уроках иностранного языка

В работе говорится о том, что использование песни на уроках иностранного языка  помогает формировать  фонетические навыки учащихся, пополнять лексический запас, тренировать грамматические ст...

Статья на тему: "Песня на уроке иностранного языка как средство формирования социокультурной компетенции"

   Для успешного общения с представителями других культур необходимо владеть не только одинаковыми языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими навык...