Использование песни на уроках иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Ахрамеева Людмила Викторовна

В работе говорится о том, что использование песни на уроках иностранного языка  помогает формировать  фонетические навыки учащихся, пополнять лексический запас, тренировать грамматические структуры. В работе даны примеры упражнений для работы над песней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_pesni_na_urokakh_inostrannogo_yazyka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ лицей №14

Доклад

для выступления на ШМО иностранных  языков

« Использование песни на уроках иностранного языка»

Подготовила: учитель английского  языка

Ахрамеева Людмила Викторовна

г. Жуковский, 2014г.

       Использование песни на уроках иностранного языка

В настоящее время является естественным то, что  овладение иноязычной речью как средством  общения  невозможно без знаний особенностей культуры страны изучаемого языка. Лингвострановедческий и коммуникативный подходы к обучению иностранному языку взаимообусловлены и неразрывно связаны.

Процесс формирования коммуникативной и лингвострановедческой компетенции включает в себя обучение не только знаниям, но также  умению правильно  «проживать» ситуацию в иностранном окружении. Цель формирования данных компетенций – осуществление обмена между своей культурой и культурой общества изучаемого языка, падение барьеров, возникновения  взаимопонимания и единения.

В практике обучения английскому языку с помощью аутентичных материалов, богатых внутренним содержанием, мотивирующих активную речевую деятельность собеседников, реализуются различные компетентностные цели, как то: коммуникативные, интеркультурные и т.д.

Характер песенных текстов как аутентичных материалов весьма многообразен. Они могут различаться по лингвистической сложности, стилевой и исторической соотнесённости. Поэтому в зависимости от уровня обученности учащихся, а также от конкретных промежуточных и конечных целей урока песни используются по-разному.

Так, на начальном этапе обучения иноязычной речи песня является особенно эффективным средством, наиболее адекватным аутентичным материалом. Но, в отличии установившегося стереотипа, что с песенным текстом можно работать только на начальном этапе обучения иностранному языку, можно утверждать, что на среднем этапе он также необходим.

Звучание музыки, мелодии песни и самого текста песни, её исполнение предвосхищают прочтение текста учащимися. Текст же песни может быть использован для изучения языка как системы, а также для ознакомления  с особенностями менталитета, культуры страны изучаемого языка. Момент предъявления песенного текста определяется  условиями, поставленными преподавателем, и уровнем обученности учащихся. Какие же цели преследуем мы, используя песенный текст как аутентичный материал? Для чего мы используем песню на занятиях иностранного языка? Попробуем  рассмотреть и определить основные цели для этого вида работ.

  1.   Во первых, аутентичный текст песни используется  для формирования фонетических

навыков у изучающих язык. Как правило, песню исполняют носители языка, и произношение у них безукоризненное. Важно при выборе песни учитывать ( кроме уровня знаний обучаемых) ещё и чёткость произношения звуков,  артикуляцию исполнителя песни.

Песня  служит для формирования  умение слышать звуки и воспроизводить их во фразе, отличать мелодический рисунок фразы родного языка от иностранного. Особенно важен этот вид работы тогда, когда мало учебного времени. Для достижения данной промежуточной цели мы предлагаем применять следующие этапы работы с текстом песни и аудиоматериалом:

        - аудирование песни;

        - классификация слов в зависимости от услышанных звуков;

        - повторное прослушивание и объяснение песни;

        - предъявление звуков и обработка их артикуляции;

        - чтение отрывков текста песни, содержащих изучаемые звуки.

  1. Работа с песней на занятиях иностранного языка используется также с целью     пополнения  лексического запаса у обучаемых. Песня позволяет применять некоторые специфические упражнения, например:

                 -заменить некоторые части текста, фраз;

              - передать изменённым текстом радостное, грустное настроение;

              - заменить слова разговорного языка из песни на их эквиваленты стандартного    английского языка;

              - выделить различные лексические словосочетания и выражения в тексте;

          - расшифровать текст песни в малых группах, используя одноязычные толковые     словари.

  1. Песни используются также для обработки грамматических конструкций. Синтаксичекие особенности текста песни, т.е. определённый порядок слов в предложении, управление глаголов, изменение существительных и прилагательных – вместе со строчками песни запоминается не механическое формулирование правил, а их наглядное применение.

 Что же касается упражнений для отработки грамматических структур, то они традиционны:

               - изменить время действия ( из Present в Past );

               - заполнить пропуски местоимениями, артиклями и т.д.

  1. Кроме того песня помогает учащимся приобщиться к иноязычной культуре.

Молодёжь разных стран имеет  каждая свою песенную культуру, в которой отражаются как современное состояние общества, так и ёё видение мира, её ценности на новом этапе цивилизации, национальные традиции в области стихотворчества и музыки.

      Мелодия песни должна отвечать интересам и увлечениям учащихся, а её содержание         нести  смысловую нагрузку.

 Немаловажным источником коммуникативной и культурной компетенции является изучение песен разных эпох и разного жанра. Например, можно сравнить «старую» и «новую» песню и провести сопоставительный анализ как лингвистики текста, так и социально-когнитивного содержания.

  1. Помимо вышеперечисленных целей, песня помогает сплочению группы. В группе    изучающих иностранный язык песня исполняется в мини группах или хором. А в предварительной работе над текстом песни, в ходе которой сочетаются обычно различные формы работы (диалог, полилог, индивидуальная и групповая работы), непроизвольно происходит общение учащихся, так как многие тексты песен строятся в виде монолога или диалога от первого лица. Это также способствует формированию коммуникативных навыков.
  2.  Работая над содержанием песни, можно создать на основе фраз, извлеченных из текста свой диалог, придумать и разыграть сценку, что уже относится к элементу творчества, т.е. является шестой промежуточной целью в работе над песней.

На основе извлечённых из текста песни фраз и отдельных лексических единиц

обучаемый может проявлять самостоятельность и творчество, создавать что-то своё в форме полилогов, диалогов, инсценировок и исполнения созданного. Этот вид деятельности наиболее способствует осознанию особенностей традиций, культуры быта страны изучаемого языка, в работе происходит формирование культурной и коммуникативной компетентности.

Занимаясь песней, учащийся с первых минут вовлечён в процесс работы над аутентичным материалом, который носит когнитивный характер: идентификация, классификация, понимание письменного текста, аудирование, рассуждение над самой песней (музыкой, темой, исполнением, автором). Обучаемый при этом занимает свою собственную позицию, высказывает своё мнение. Здесь важную роль играет преподаватель, который определяет этапы работы над песней, усиливает совместную деятельность, оказывает влияние на формирование ключевых компетенций у школьника.

В работе над песней можно предложить учащимся выполнить разного рода упражнения, направленные на развитие творчества  обучаемого, например:

                         - написать конец истории, песни;

                         - написать критическую статью в журнал;

                         - создать обложку для диска.

  1. И ещё одна из целей, которую преследует преподаватель, используя на занятиях песню, - это создание непринуждённой атмосферы, позволяющей осуществить «разгрузку» учащегося – эмоциональную, интеллектуальную. Поскольку работа  над песней должна проводиться  не  в виде механического повторения текста песни вместе с исполнителем, необходимо применять элементы игровых действий, желательно подвижных, т.е. работа с песней на уроке иностранного языка – это прежде всего, творчество и коммуникативная компетентность самого преподавателя. Ведь за ним и выбор песни.

        Выбирая песню, преподавателю желательно принимать во внимание общепризнанные критерии:

                          - песня часто транслируется по радио;

                          - она соответствует моде, вкусам учеников;

                          - тема песни соответствует теме занятия или его грамматическому содержанию и т.д.

       Ниже  предлагаю приблизительный фрагмент работы над песней «Eternal Flame»:

                           - возраст обучаемых от 12 лет;

                           - уровень А1 – B1;

Этапы работы:

  1. Прослушивание песни без указания названия темы, исполнителя. Учащиеся сами выдвигают свои предположения, поскольку музыка, отдельные слова, интернационализмы могут быть подспорьем в определении темы и содержания песни. Как творческий элемент в работе – предложение учащимся выразить в форме рисунка своё первое впечатление о прослушанной песне.
  2. Преподаватель сообщает тему, название песни. Здесь очень к месту выполнить ассоциограмму, в центр которой записано название песни или же ключевая тема.
  3. Во время второго прослушивания учащиеся отмечают слова и синонимы тех слов, которые предварительно были названы ими же в ассоциограмме.
  4. Песенный текст – это особый вид текста, и порой для рифмовки автор использует не совсем знакомые и распространённые в обычной жизни слова. Для дальнейшей работы необходимо сделать перевод песни наиболее близкий к тексту.
  5. После перевода песня прослушивается со зрительной текстовой опорой.

      Учащиеся работают над каждой строфой песни, выполняя  упражнения.

Примеры упражнений:

  • Фонетические, т.е. чтение и повторение вслух наиболее сложных для произношения слов и фраз.
  • Все строки песни перепутаны, нужно составить текст  в правильной последовательности. Это упражнение можно использовать в качестве подвижной игры ( строка-человек).
  • Представляется текст песни с пробелами  или же строфа без последних рифмующихся слов. Учащиеся должны заполнить пробелы и дополнить рифмы.
  • Предлагается упражнение, в котором написано только первое слово в каждой строчке, учащиеся должны восстановить предложения.
  • Учащиеся вновь прослушивают песню. Перед её прослушиваем каждый учащийся получает определённые строки песни, он должен встать во время их исполнения.
  • Выполняются подвижные упражнения  в зависимости от фантазии и творчества учителя.
  • Учитель  делает копии двух разных вариантов песни. В первом варианте пропускаются четные строчки, а во втором нечетные. Дети делятся на пары и на каждую пару выдается два варианта текста песни: первая копия для одного ученика и вторая для другого. Музыкальная композиция проигрывается с паузами еще раз и в это время учащиеся индивидуально заполняют пропущенные строчки своей копии. После этого дети сравнивают свои варианты и сверяют их с оригиналом.
  •  Каждый последующий обучающийся повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.
  1. На последнем, завершающем этапе работы над песней требуется максимальное проявление творчества со стороны обучающихся.: инсценировать песню или отдельную её часть. Можно предложить написать литературный перевод песни.

           Используя  песню на занятии иностранного языка, каким хорошим бы ни был  аутентичный материал, нельзя  забывать, что чрезмерное увлечение песней также нехорошо, как и неиспользование её вообще. Не надо требовать от всех учащихся  качественного вокального звучания песни: на занятиях она служит средством обучения иноязычной речи, а не целью. Совместное, коллективное исполнение песни сплачивает коллектив, а связанная с каким-либо событием, темой или же просто актуальная для обучающихся песня, которую они сами перевели и смогли спеть, значительно повышает интерес к изучаемому языку.  

Литература:

1.Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению.// Иностранные языки в школе. – 1998. - № 6, С. 65 – 70.

2.Гебель С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2009. - №5. – с.28-31.

Приложение:

ETERNAL FLAME

Task 1. Listen and choose.

dreaming, burning, understand, feel, eyes, hand, beating, heart

Call my name

Close your eyes____________

Give me your ________ darling

Do you feel my_____   ________?

Do you____________________?

Do you _____________ the same?

Or am I only________________?

Is this __________an eternal flame?

Task  2. Listen and reorder the lines.

_____________________________              Never life 

_____________________________              So lonely

_____________________________              Say my name

_____________________________              Sunshine’s through the rain

_____________________________              I don’t wanna lose the feeling

_____________________________              Then coming is the pain

Oooh

C-ll my n_me

_____________________________              Never life 

_____________________________              So lonely

_____________________________              Say my name

_____________________________              Sunshine’s through the rain

_____________________________              I don’t wanna lose the feeling

_____________________________              Then coming is the pain

Task  3. Is it really that word? Listen and replace the words in capitals.

OOOOh

Close your ICE

_____________________________

Give me your HEART  darling

_____________________________

Do you SEE my HAND  WRITING?

_____________________________

Do you UNDERSTAND?

_____________________________

Do you SEE the fame?

______________________________

Or am I only SCREMING?

______________________________

Or is this TURNING an eternal LANE?

Task 4. The photocopier doesn’t work! Listen and complete the missing words.

Close   our e yes

G ve me  our h nd darlin

Do y u fee  my he tt b  ting

Do yo  underst nd?                                          - twice

D  you feel  he  ame?

Am I onl  dr  ming?

Or is th   burnin  an et  nal fl me?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование игр на уроках иностранного языка"

Мастер класс "Использование игр на уроках  немецкого языка"...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является изучение иностранного языка. Образование сегодня идет в ногу со временем и современный урок немецкого языка представля...

Работа с песней на уроке иностранного языка

В разработке приводятся задания по работе с песней на уроке иностранного языка на основе коммуникативной методики...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка языка

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирую...

Статья "Преимущества использования песни на уроке английского языка"

Статья описывает преимущества использования песен на уроках английского языка. Очень актуальная тематика. Затрагивает связь с ФГОС....

Работа с песней на уроках иностранного языка.

В данной статье раскрыта методика работы с песней на уроках  французского языка. Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдв...

Статья на тему: "Песня на уроке иностранного языка как средство формирования социокультурной компетенции"

   Для успешного общения с представителями других культур необходимо владеть не только одинаковыми языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими навык...