«Использование игровых технологий в школе VIII вида в классах с ТМНР»
материал

Новикова Екатерина Михайловна

«Использование игровых технологий в школе VIII вида в классах с ТМНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_klassah_tmnr.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в школе VIII вида в классах с ТМНР»


«ТМНР» - это нарушение, при котором имеются 2 и более первичных дефектов. Каждый из них существует в комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, обуславливающими особенности детей. Самыми трудноразрешимыми проблемами в работе с этими детьми являются:

  • отсутствие навыков межличностного общения;
  • несформированность потребности в общении;
  • неадекватная самооценка;
  • негативное восприятие других людей;
  • гипертрофированный эгоцентризм;
  • склонность к социальному иждивенчеству;

Основным методом обучения таких детей, является - игровой. Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно-отсталого ребёнка.

А игру невозможно развернуть без участия речи. Таким образом, понятно что, в развитии активного словаря у детей с ТМНР большая роль принадлежит игрокоррекции (применение игровых технологий).

В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка... Для него игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Игровые технологии можно использовать на разных этапах урока. Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.

Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие обучающихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Дидактическая игра в школе - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно - воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступной для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое - воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжение внимания, памяти.

С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у учащихся, помогают результативному овладению знаниями.

Любая игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений,

развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра:

  • помогает снять чувство усталости;
  • раскрывает способности детей, их индивидуальность;
  • усиливает непроизвольное запоминание.

У меня сформировались определённые представления по методике её проведения:

  • Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
  • При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности обучающихся с интеллектуальными недостатками детей.
  • Обязательное условие - игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.
  • Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств - выявление победителя.
  • Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Эффективность дидактической игры, во многом зависит от моего эмоционального отношения к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому мне необходимо в процессе игровой деятельности, помогать детям. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия.

Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр считаю важнейшей своей задачей. Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:

Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, головоломки и др. - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические

квадраты, игры с геометрическим материалом - направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.

Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».

Применение терапевтических игр обосновано профилактикой и коррекцией трудностей обучения детей с ТМНР.

Цель игры - помочь ребенку достичь состояния психического равновесия, то есть имеется в виду психотерапия. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным:

  • выявление скрытых страхов ребенка;
  • помочь ребенку снять накопившееся напряжение;
  • уменьшить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;
  • научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

Терапевтическую игру я провожу в спокойной обстановке. Использую

характерный принцип повторяемости терапевтической игры. Усвоив эту игру как способ «легализации» собственных эмоциональных реакций, ребенок в следующий раз, когда почувствует необходимость эмоционального тонизирования или разрядки, сам предложит поиграть в нее.

К терапевтическим играм относятся: психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика.

Правильно продуманное и организованное применение психогимнастических упражнений в ходе урока помогает ребенку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное - способствует укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.

На уроке психогимнастика занимает не более 5 минут. Её можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.

Очень важным игровым приемом работы в коррекционно-развивающем обучении, считаю релаксационные упражнения, которые способствуют снятию эмоционального напряжения.

Цель проведения релаксации - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Незаменимым игровым упражнением, применяемым на моих уроках, является физкультминутка. Она должна быть тесно связана с темой урока, учитываться при планировании и быть переходным мостиком к следующей части урока. Сочетаю игры и физкультминутки.

Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету. Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к предмету.

Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:

Дидактические игры с движениями. Например, «Найди игрушку по описанию», «Вершки и корешки» (с использованием наглядности), «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Двигательные действия и задания. Загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.

Развивающие игры. Например, «Испорченный телефон», «Запомни движения и повтори».

Креативные (творческие) физкультминутки:

Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). Например, мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют, на что похожи кегли, скакалка и т.п.

Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям).

Физкультминутки являются кратковременным отдыхом в первую очередь для центральной нервной системы.

Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя мои движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

С большой эффективностью на уроках я использую упражнения для снятия напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи, которые особо напрягаются при длительном сидении и чтении, на расслабление голосовых связок - дыхательную и артикуляционную гимнастику, психогимнастику, гимнастику для глаз. Это упражнения вида: «Сова», «Энергетическая зевота», «Сладкий сон», «Надуй шарик». А для развития концентрации внимания и обеспечения межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение использую гимнастику для глаз. Так же для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе над доской прикреплен зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Любимое упражнение детей «Сладкий сон» - дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то на занятиях я применяю такую форму обучения, как рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь, помогает избавиться от подавленности, преодолеть страхи и укрепляет уверенность в себе, а также развивает мелкую моторику руки, концентрирует внимание, координацию движений, готовит к письму. Пальчиковое рисование лучше развивает речевой аппарат и память. Ученик учится более ловко управлять своим телом, увереннее сидеть, ходить, бегать.

Еще на уроках чтения ежедневно провожу с учащимися логопедические зарядки, минутки по развитию артикуляционной моторики. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет мне научить детей говорить правильно, четко и красиво.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Широкие возможности для активации учебного процесса дает использование ролевых игр.

Я использую сюжетно-ролевые игры, т.к. считаю, что они:

  • придают учебному общению коммуникативную направленность, создают условия реального общения;

формируют социокультурную компетенцию;

  • развивают языковую компетенцию учащихся;
  • позволяют раскрыть личностный потенциал каждого ученика, развивают его положительные качества: активность, самостоятельность, инициативность;

помогают успешной социализации учащихся, способствуют формированию учебного сотрудничества и партнёрства;

  • укрепляют учебную мотивацию;
  • являются важным компонентом в учебном процессе с точки зрения здоровьесбережения.
  • сюжетно - ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов. Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог.

В сюжетно-ролевых играх обучаю детей ситуациям, где они воспроизводят деятельность взрослых и их взаимоотношения. На базе сюжетно-ролевых игр дети приобретают определенные сведения, овладевают навыками поведения и общения. Под моим руководством дети получают представление о том, как поступать в той или иной ситуации. Подражая мне, дети стараются совершать действия в соответствии с логикой развертывания событий. Руковожу игрой на всех стадиях обучения для того, чтобы она носила организованный характер.

Но опираться только на сюжетно-ролевые игры при работе с детьми интеллектуальной недостаточностью не следует, потому что навыки, полученные в игре, необходимо перенести на практику, чтобы дети имели возможность реализовать полученные ими знания.

  • придают учебному общению коммуникативную направленность, создают условия реального общения;

- формируют социокультурную компетенцию;

  • развивают языковую компетенцию учащихся;
  • позволяют раскрыть личностный потенциал каждого ученика, развивают его положительные качества: активность, самостоятельность, инициативность;
  • помогают успешной социализации учащихся, способствуют формированию учебного сотрудничества и партнёрства;
  • укрепляют учебную мотивацию;
  • являются важным компонентом в учебном процессе с точки зрения здоровьесбережения.
  • сюжетно - ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов. Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог.

В сюжетно-ролевых играх обучаю детей ситуациям, где они воспроизводят деятельность взрослых и их взаимоотношения. На базе сюжетно-ролевых игр дети приобретают определенные сведения, овладевают навыками поведения и общения. Под моим руководством дети получают представление о том, как поступать в той или иной ситуации. Подражая мне, дети стараются совершать действия в соответствии с логикой развертывания событий. Руковожу игрой на всех стадиях обучения для того, чтобы она носила организованный характер.

Но опираться только на сюжетно-ролевые игры при работе с детьми интеллектуальной недостаточностью не следует, потому что навыки, полученные в игре, необходимо перенести на практику, чтобы дети имели возможность реализовать полученные ими знания.

Таким образом, все применяемые мною приёмы являются частью игровой технологии. Мой девиз - учить играя. И это не мешает обучению детей, а наоборот, помогает учащимся знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный материал.



 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по географии для коррекционных школ VIII вида 6 класс

Представляю вашему вниманию тесты по географии 6 класс. Эти тесты можно использовать на уроках географии в 6 классе для текущего контроля знаний и закрепления материала на уроках географии в 6 классе ...

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".

Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида.7 класс. "Симметрия"

Разработку можно использовать при объяснении нового материала и при повторении темы. варьируя задания....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Урок по технологии(столярное дело) в школе VIII вида- 7 класс «Соотношение радиуса и диаматра.Обозначение радиусных кривых на чертеже».

Урок по технологии в 7 классе(столярное дело) во вспомогательной( коррекционной) школе VIII вида, "Соотношение радиуса и диаметра. Обозначение радиусных кривых на чертеже"....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ VIII ВИДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье рассматриваются особенности применения здоровьезберегающих технологий в работе с детьми с лёгкой и умеренной стпенью умственной отсталости....

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...