Методическая разработка по развитию навыков устной речи в условиях дистанционного обучения
методическая разработка по французскому языку (8 класс)

Вишнякова Елена Георгиевна
Методическая разработка составлена с целью способствовать формированию навыков устной речи (аудирования и говорения) в 8 классе общеобразовательной школы в ходе изучения французского языка по учебнику «Синяя птица». Французский язык. Второй иностранный язык. 7-8 класс. (авторы: Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина) и рассчитана на 6 часов контактной работы. Работа по теме Loisirs в 8 классе подразумевает изучение раздела учебника (Un peu de repos bien mérité): чтение текстов разной стилистической принадлежности с заданиями на развитие речи и передачей их содержания, работу с инфографикой – описание результатов соцопроса и выводы по ним, проблемные задания. Эту работу мы дополнили заданиями по аудированию (видео, где зарубежные сверстники высказываются о своём досуге) и культуроведческой информацией (видео-сравнение тематических парков под Парижем).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_videomonolog.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9»

г.о.Электросталь Московской области

Методическая разработка

по развитию навыков устной речи

в условиях дистанционного обучения

(в рамках работы по теме Loisirs в 8 классе).

Автор: Вишнякова Е.Г.,

учитель французского языка

Электросталь, 2020


Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………… 3
  2. Этапы работы по теме   ……………………………………………… 4
  3. Задания для учащихся   ……………………………………………… 5
  4. Использованные источники ………………………………………… 7

Методическая разработка по

развитию навыков устной речи

в условиях дистанционного обучения

(в рамках работы по теме Loisirs в 8 классе).

  1. Пояснительная записка.

Методическая разработка составлена с целью способствовать формированию навыков устной речи (аудирования и говорения) в 8 классе общеобразовательной школы в ходе изучения французского языка по учебнику «Синяя птица». Французский язык. Второй иностранный язык. 7-8 класс. (авторы: Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина) и рассчитана на 6 часов контактной работы.

Работа по теме Loisirs в 8 классе подразумевает изучение раздела учебника (Un peu de repos bien mérité): чтение текстов разной стилистической принадлежности с заданиями на развитие речи и передачей их содержания, работу с инфографикой – описание результатов соцопроса и выводы по ним, проблемные задания. Эту работу мы дополнили заданиями по аудированию (видео, где зарубежные сверстники высказываются о своём досуге) и культуроведческой информацией (видео-сравнение тематических парков под Парижем).

Основная часть темы была пройдена очно, а при переходе на дистанционную работу мы продолжили изучение темы на онлайн-уроках, но естественным образом усилили ИКТ-составляющую методики преподавания. Постарались ослабить для учащихся негативные последствия резкого изменения условий обучения и извлечь максимальную пользу из возможностей, предоставляемых дистанционным форматом, сделав акцент на видах учебной работы, требующих активного использования информационных технологий, но не требующих присутствия в классе, участия живого партнёра : формировании навыков аудирования и монологической речи.  

Эти два вида деятельности тесно связаны друг с другом, и эффективность учебной работы вырастает, когда и те, и другие навыки формируются параллельно и одновременно. При этом каждый из этих видов речевой деятельности используется и как цель, и как средство обучения, что и обеспечивает положительное взаимное влияние на развитие каждого из них.

Аудирование в качестве основы для говорения вызывает более интенсивный, по сравнению с чтением, переход лексических единиц из пассивного запаса в активный, это следующий этап формирования навыка, создающий предпосылки для будущего ситуативного (неподготовленного) говорения.

Среди особенностей дистанционного формата исследователи отмечают гибкость (возможность выбора учеником времени и продолжительности учебной работы) и асинхронность (отсутствие требования одновременной работы всех членов группы). Такая свобода временных рамок позволила индивидуализировать работу с учащимися при помощи видеоматериалов разного уровня сложности, с которыми учащиеся, добиваясь понимания, могли работать необходимое каждому из них количество времени.

Для развития навыков аудирования и говорения в разработке использована серия аутентичных видеозаписей, включающих как изученный языковой материал, так и некоторое количество незнакомых учащимся слов и выражений, и имеющих разный уровень трудности, связанный с особенностями речи говорящих.  


  1. Этапы работы по теме.

Поскольку работа по формированию навыков аудирования и говорения завершает изучение раздела учебника, то план работы по теме включает и работу с материалами учебника.

План работы по теме:

  1. Работа с материалом учебника (8 часов).
  2. Работа по формированию навыков аудирования – входной этап (2 часа) :

видеофрагмент Mes loisirs Cojocaru  

- письменное выполнение заданий на понимание содержания, отправка выполненных заданий на проверку учителю по электронной почте;

- устный пересказ содержания видео (отправка аудиозаписи).

  1. Работа по формированию навыков аудирования – основной этап:

видеофрагмент Mes loisirs Ignat  

либо  

видео Les loisirs et les passe temps  

- письменное выполнение заданий на понимание содержания, отправка выполненных заданий на проверку учителю по электронной почте;

- устный пересказ содержания видео (отправка аудиозаписи).

  1. Подготовка монологического высказывания по теме (1 час):

- написание сочинения и отправка на проверку

- запись видеомонолога  .

  1. Работа по формированию навыков аудирования (1 час) – заключительный этап («бонусное» видео) :   видеофрагмент Parc Astérix vs Disneyland:

- выполнение заданий на понимание основного содержания.

Краткая характеристика этапов работы

2. Mes loisirs Cojocaru  https://www.youtube.com/watch?v=fve8cqfzI-8

Первое видео было просмотрено во время последнего очного занятия и, наряду с очевидными целями формирования навыков аудирования и последующего говорения на основе выполненных заданий, было призвано послужить «спусковым крючком» - document déclencheur : разбудить любопытство учащихся своим содержанием, а своей доступностью – придать им уверенности в своей способности справиться самостоятельно с последующими видео-заданиями, а также - ознакомить со структурой видеодокументов, заданиями и приёмами работы с ними.

3. Mes loisirs Ignat  https://www.youtube.com/watch?v=0vVjpq0DvVg  либо

Les loisirs et les passe temps  https://www.youtube.com/watch?v=jolRfdTrgn8

Второе видео построено по той же схеме, что и предыдущее, но имеет более высокий уровень трудности за счёт повышенного темпа речи говорящего и употребления им некоторого количества незнакомой лексики. Оно является основным заданием для учащихся на развитие собственно навыков понимания звучащей речи и рассчитано на возможности продвинутых учеников.

Тем же, для кого оно окажется слишком сложным, для самостоятельной работы возможно предложить другую видеозапись, гораздо менее насыщенную языковым материалом и с менее высоким темпом речи, но с тем же заданием – ответить на вопросы письменно и передать содержание видео устно в записанном аудиофайле.

4. Следующий этап работы – говорение на основе пройденного материала.

Итоговый монолог подготовлен всем предшествующим изучением раздела учебника (изучение лексических единиц по теме, чтение и речевые задания по текстам учебника, повторение будущих времён, задания по аудированию). Он построен по единому для всех учащихся плану, близкому к структуре просмотренных видео (которую учащиеся выявили с помощью учителя при первом, аудиторном, просмотре и, таким образом, «присвоили»).

После проверки учителем письменного текста будущего монолога (сочинения), для контроля сформированности навыков монологической речи учащиеся выполняют и  присылают на проверку видеозапись своего устного выступления. Заучивание наизусть текста здесь не требуется, напротив, необходимо сохранить естественность речи, пусть даже и в ущерб корректности грамматического оформления.  

Дополнительной мотивацией к этой работе является для учащихся сравнение своих достижений с изученными записями зарубежных сверстников.

5. Parc Astérix vs Disneyland|Archive INA

https://www.youtube.com/watch?v=t8yNSZtDtwo

Последнее видео (аутентичный репортаж французского телевидения) завершает работу по теме. Оно не подвергается обязательному оцениванию (проверяется и обсуждается), так как содержит  большой массив культуроведческой информации и имеет своей целью скорее поддержание мотивации учащихся, наглядную демонстрацию роста их способности понимать на слух речь не только учителя и одноклассников, но и носителей языка.

  1. Задания для учащихся

Алгоритм работы с видео:

а) Переведите задания.

Изучите вокабуляр (эти слова звучат в видео, но их плохо слышно либо трудно понять).

b) Просмотрите видео первый раз (ознакомительный) и изучите вопросы ещё раз.

c) Просмотрите видео 2-ой раз, стараясь целенаправленно услышать ответы на вопросы. Запишите ответы, которые услышали.

d) Просмотрите 3-ий раз и снова пометьте то, что поняли.

После этого основная часть ответов должна быть уже записана.

Теперь смотрите видео с паузами после отдельных фраз необходимое для понимания количество раз.

2. Mes loisirs Cojocaru      https://www.youtube.com/watch?v=fve8cqfzI-8

а) Ответьте на вопросы письменно. Пришлите ответы по электронной почте.

  1. Comment s’appelle-t-il ?
  2. Où habite-t-il ?
  3. Qu’est-ce qu’il aime ? pourquoi ?
  • matière à l’école
  • activités
  • autre chose
  1. Qu’est-ce qu’il n’aime pas (déteste) ? pourquoi ?

-        matière à l’école

-        activités

-        autre chose

  1. Qu’est-ce qu’il va faire ce week-end ?
  • à la maison
  • en famille
  • avec des amis

b) Устно перескажите по вопросам содержание видео, пришлите аудиофайл на проверку.

3. Mes loisirs Ignat  https://www.youtube.com/watch?v=0vVjpq0DvVg

Vocabulaire :     Un film d’action, faire du camping, la voix, une araignée, faire de la natation,

acheter des cadeaux pour Noel

а) Ответьте на вопросы письменно. Пришлите ответы по электронной почте.

  1. Comment s’appelle-t-il ?

 Où habite-t-il ?

 Qu’est-ce qu’il aime ? pourquoi ?

  • activités    

 culturelles :  

 sportives :  

  • styles de musique      
  • autre chose      
  1. Qu’est-ce qu’il n’aime pas (déteste) ? pourquoi ?

-         matière à l’école    

-         activités            

-          autre chose : les araignées

  1. Qu’est-ce qu’il va faire le week-end prochain ?
  • seul    
  • en famille              
  • avec des amis      

b) Устно перескажите по вопросам содержание видео, пришлите аудиофайл на проверку.

Safari Les loisirs et les passe temps  https://www.youtube.com/watch?v=jolRfdTrgn8

Activités de loisirs

Jours de la semaine

Suzy

Mathis

Louisa

а) Заполните таблицу письменно. Пришлите ответы по электронной почте.

b) Устно перескажите содержание видео, пришлите аудиофайл на проверку.

  1. План итогового монолога по теме.

Составьте монолог по плану:

  1. Je m’appelle …
  2. J’habite à …
  3. Je suis en … classe du Gymnase numéro …
  4. J’ aime …                   pourquoi ?
  • matière à l’école
  • activités de loisirs
  • activités culturelles :  
  • activités sportives :  
  • les styles de musique / les genres de cinéma etc.      
  • autre chose      
  1. Je n’aime pas (déteste) …                      pourquoi ?

-        matière à l’école

-        activités

-        autre chose

  1. Ce week-end je … (Futur simple + Futur proche)
  • seul    
  • en famille              
  • avec des amis      
  • à la maison / à la campagne /

Для написания используйте :  задания по тексту на стр.152-153, тексты на стр.169, задания к видео, вокабуляр по теме на стр. 170.  

  1. Parc Astérix vs Disneyland | Archive INA  17 avril 2006

https://www.youtube.com/watch?v=t8yNSZtDtwo

Переведите вводный текст.

Ведущая:  Le week-end de Pâques est, comme chaque année, une période de forte affluence dans les parcs de loisirs. En région parisienne, deux concepts s'opposent : le parc Astérix face à Eurodisney. Le village gaulois attire sept fois moins de visiteurs que le géant américain mais compense par une gestion maîtrisée et des attractions à taille humaine.

Аvec des interviews de Beth Clappeton, directrice artistique d'Eurodisney, et de Alain Trouve, directeur général du parc Astérix.  

Vocabulaire :

inaugurer – здесь: открыть, une attraction tirée de – аттракцион на основе чего-либо, une cible mouvante – подвижная мишень, séduire - соблазнить, plaire - понравиться, un gag – шутка, прикол (амер.), l’interactivité – интерактивность, взаимодействие,

grandes oreilles ou gros nez – большие уши или толстый нос (особые приметы главных персонажей: Микки Мауса (уши) и Астерикса (нос)), le géant américain – американский гигант (Дисней),

les Gaulois – галлы (население Франции в античные времена - Галлия), résister - держаться, сопротивляться, être rentable – быть рентабельным (выгодным).

  1. Que fait-on dans la nouvelle attraction de Disneyland ?
  2. Qu’est-ce qui va plaire aux petits ? et aux grands ?
  3. Quel est le nombre de visiteurs de Disneyland ? et du Parc Astérix ?
  4. Quel est le public principal de Disneyland ?
  5. Quelles sont les différences au Parc Astérix ?

-

-

-

  1. Использованные источники

  1. Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина, УМК «Синяя птица». Французский язык. Второй иностранный язык. 7-8 класс.- М: 2016 г.).
  2. Водолад С. Н., Зайковская М. П., Ковалева Т. В., Савельева Г. В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-vuze.
  3. Дистанционное обучение в экстремальных условиях / Интерфакс - Высшее образование в России//academia.interfax.ru. 15 апреля 2020. URL:  https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/
  4. Видеометриалы с сайта YouTube.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Car Culture". Развитие навыков устной речи.

Урок по УМК "Opportunities Intermediate". Используется прием анализа цитаты, законы Мерфи....

Конспект урока "Бьет- значит любит?". Развитие навыков устной речи.

Конспект урока "Бьет- значит любит?".Сфера общения- семья. Цель урока- развитие навыков устной речи. Урок включает работу с газетной публикацией- работу с общим обзором газеты, поисковое чтение, работ...

Развитие навыков устной речи.

Развитие навыков диологической и монологической речи у у чащихся во всех параллелях!...

Развитие навыков устной речи при обучении французскому языку

При обучении французскому языку, как и любому иностранному языку, очень важно научить общаться на французском языке и не бояться его. Здесь представлены мои наработки того, как я добиваюсь этой цели н...

Методическая разработка урока "Внешность. Развитие навыков устной речи" 5 класс

Цель уметь описывать внешность человека, запрашивать/давать информацию личного характера; практиковать у учащихся умение диалогической речи и монологической речи.Задачи урока:Предметные результаты:Акт...