Развитие навыков устной речи.
методическая разработка по английскому языку по теме

Оганисян Елена Нориковна

Развитие навыков диологической и монологической речи у у чащихся во всех параллелях!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 01.doc22.5 КБ
Microsoft Office document icon 02.doc27 КБ
Microsoft Office document icon 03.doc79 КБ
Microsoft Office document icon 04.doc27 КБ
Microsoft Office document icon 05.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon 06.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon 07.doc27 КБ
Microsoft Office document icon 08.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

I.        Введение.

П.        Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи.

  1. Речевая ситуация определяет программу, содержание и языковое оформление.

  1. Коллективное взаимодействие в решении коллективной речемыслительной задачи.

  1. Прием актуализации лексики.

  1. Диалогическая    речь    и    аудирование-эффективная    форма    организации упражнений в развитии навыков устной речи.

  1. Другие компоненты обучения устной речи:

а.        Дискуссия

б.        Наглядность

в.        Работа с учебником

г.        Внеклассная работа и домашнее чтение.

III.      Заключение.        



Предварительный просмотр:

-1-

Практические потребности обучения иностранному языку на том или ином эта пе развития общества определяют приоритет тех или иных методов лингвистических исследований. Известно, что любой метод ориентирован на обучение конкретной язы ковой функции, в основе которой лежит определенная система знаний, умений и навы ков. Тот факт, что язык, как универсальная знаковая система выполняет множество функций, подразумевает, что любая система обучения языку должна предполагать комплексное использование различных методов структурно ориентированных, направ ленных на формирование определенных навыков произношения, отбор лексического материала и грамматического оформления высказывания. Это не исключает, однако, возможности выдвижения отдельных методов в качестве ведущих. При этом приори тетное использование в наши дни коммуникативно-ориентированного метода основан ного на развитие устной речи, представляется наиболее логичным и обоснованным, по скольку ведущая роль коммуникативной функции языка неоспорима. Все другие его функции (выражение и формирование, хранение информации и т.д.) теряют смысл, ес ли нет объективной потребности в передаче любой информации или в обмене мыслями на данном конкретном языке. Итак, на первый план выдвигается коммуникативная за дача- основная пружина всякого общения. Будь то говорение, аудирование или чтение. Целью обучения иностранным языкам в современной школе является развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Устная речь является наиболее естественным, а на первых порах и наиболее доступным способом общения, который позволяет детям окунуться в атмосферу языка, почувствовать его своеобразие. В устной речи да этапе бьюзрого на копления материала сразу ощущается продвижение в учебе. Самое трудное - сформировать у детей основные приемы деятельности учения, как общие, так специфи ческие. В том смысле самый важный и в то же время наиболее благоприятный (в от ношении концентрации часов) начальный этап обучения-первые два года. Это период, когда закладываются основные умения и навыки в ведущих видах речевой деятельно сти, когда устанавливаются взаимоотношения ученика и учителя. Устная форма ком муникации включает говорение и аудирование. Говорение или выражение мыслей средствами языка- сложный и многогранный процесс, позволяющий совместно с ауди рованием осуществить устное общение. Роль говорения велика. Требуется много уси лий, чтобы научить этому сложному виду речевой деятельности. Говорение может вы ступать в форме диалогического и монологического высказывания. Обучение этим двум формам осуществляется в тесной взаимосвязи, но каждая из них требует особого внимания, так как имеет свои специфические характеристики.

При выполнении задачи развития умений и навыков устной речи привычным признаком урока иностранного языка стала ситуативность. Речевая ситуация- это такие условия и обстоятельства, которые, являясь личностно- значимыми для говорящего, побуждают его к речевой деятельности, определяют программу, содержание и языков вое оформление высказываний. В учебных условиях эти функции призваны выполнять учебно-речевые ситуации, называемые « естественными». Критерием естественности учебно-речевых ситуаций следует считать их способность создавать естественную коммуникативную мотивацию, то есть вызывать у учащихся реальную потребность в осуществлении иноязычной речевой деятельности. Это в свою очередь подразумевает такие коммуникативные умения: рассказать, описать, оценить, уточнить, расспросить и т.д. названные умения можно отработать только в процессе непосредственного и заин тересованного общения. Потому на уроках я приветствую стремление обмениваться



Предварительный просмотр:

Развитие умений и навыков устной речи

                                                                                                         Учитель английского языка

                                                  МОУ «Лицей№4»

                                                  Оганисян Елена Нориковна.

г.  Саратов 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.        Введение.

П.        Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи.

  1. Речевая ситуация определяет программу, содержание и языковое оформление.

  1. Коллективное взаимодействие в решении коллективной речемыслительной задачи.

  1. Прием актуализации лексики.

  1. Диалогическая    речь    и    аудирование- эффективная    форма    организации упражнений в развитии навыков устной речи.

  1. Другие компоненты обучения устной речи:

а.        Дискуссия

б.        Наглядность

в.        Работа с учебником

г.        Внеклассная работа и домашнее чтение.

III.      Заключение.        

Практические потребности обучения иностранному языку на том или ином эта пе развития общества определяют приоритет тех или иных методов лингвистических исследований. Известно, что любой метод ориентирован на обучение конкретной язы ковой функции, в основе которой лежит определенная система знаний, умений и навы ков. Тот факт, что язык, как универсальная знаковая система выполняет множество функций, подразумевает, что любая система обучения языку должна предполагать комплексное использование различных методов структурно ориентированных, направ ленных на формирование определенных навыков произношения, отбор лексического материала и грамматического оформления высказывания. Это не исключает, однако, возможности выдвижения отдельных методов в качестве ведущих. При этом приори тетное использование в наши дни коммуникативно-ориентированного метода основан ного на развитие устной речи, представляется наиболее логичным и обоснованным, по скольку ведущая роль коммуникативной функции языка неоспорима. Все другие его функции (выражение и формирование, хранение информации и т.д.) теряют смысл, ес ли нет объективной потребности в передаче любой информации или в обмене мыслями на данном конкретном языке. Итак, на первый план выдвигается коммуникативная за дача- основная пружина всякого общения. Будь то говорение, аудирование или чтение. Целью обучения иностранным языкам в современной школе является развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Устная речь является наиболее естественным, а на первых порах и наиболее доступным способом общения, который позволяет детям окунуться в атмосферу языка, почувствовать его своеобразие. В устной речи да этапе бьюзрого на копления материала сразу ощущается продвижение в учебе. Самое трудное - сформировать у детей основные приемы деятельности учения, как общие, так специфи ческие. В том смысле самый важный и в то же время наиболее благоприятный (в от ношении концентрации часов) начальный этап обучения-первые два года. Это период, когда закладываются основные умения и навыки в ведущих видах речевой деятельно сти, когда устанавливаются взаимоотношения ученика и учителя. Устная форма ком муникации включает говорение и аудирование. Говорение или выражение мыслей средствами языка- сложный и многогранный процесс, позволяющий совместно с ауди рованием осуществить устное общение. Роль говорения велика. Требуется много уси лий, чтобы научить этому сложному виду речевой деятельности. Говорение может вы ступать в форме диалогического и монологического высказывания. Обучение этим двум формам осуществляется в тесной взаимосвязи, но каждая из них требует особого внимания, так как имеет свои специфические характеристики.

При выполнении задачи развития умений и навыков устной речи привычным признаком урока иностранного языка стала ситуативность. Речевая ситуация- это такие условия и обстоятельства, которые, являясь личностно- значимыми для говорящего, побуждают его к речевой деятельности, определяют программу, содержание и языков вое оформление высказываний. В учебных условиях эти функции призваны выполнять учебно-речевые ситуации, называемые « естественными». Критерием естественности учебно-речевых ситуаций следует считать их способность создавать естественную коммуникативную мотивацию, то есть вызывать у учащихся реальную потребность в осуществлении иноязычной речевой деятельности. Это в свою очередь подразумевает такие коммуникативные умения: рассказать, описать, оценить, уточнить, расспросить и т.д. названные умения можно отработать только в процессе непосредственного и заин тересованного общения. Потому на уроках я приветствую стремление обмениваться мнениями, рассматривать разные точки зрения, поощряю попытки поддержать или оп ровергнуть высказанные суждения. Например, ребятам интересно рассказывать на уро ке не о персонажах школьных учебников, а о своих одноклассниках. При этом интере сен не просто рассказ, а оценка действия ученика (как он готовится к занятиям, как помогает по дому, какие книги читает и т.д.). Можно описать классную комнату, включая фразу о том, какой хотел бы ее увидеть; не просто описать внешность кого-то, но и сказать несколько слов о характере человека. А обсуждение вопросов, интересных для учащихся, приводит тому, что школьники постоянно ощущают потребность в при влечении новых языковых средств, запланированных программой на следующие годы обучения. Я не боюсь увеличить объем языкового материала: кто-то запомнит больше, кто-то меньше. Но постепенно по мере постоянного его использования на уроках прак тически все учащиеся овладевают материалом, если не продуктивно, то рецептивно, то есть узнают его в речи собеседников. Но расширение языковой базы школьников явля ется самоцелью. Оно нужно для того, чтобы дать детям возможность индивидуализи ровать свою речь за счет самостоятельного выбора нужного слова, речевого клише, вы ражения из целого набора языковых средств, предлагаемых учителем. На моих уроках типичными являются задания типа «Представьте себе...», которые переносят учащихся в воображаемые ситуативные обстоятельства. Это позволяет нам с детьми побывать «в детском международном лагере», «дома», «в магазине», «в библиотеке», «в кассе аэро порта», «в салоне самолета в Лондон» и т.д.    

Другим признаком современного урока по обучению устной речи является кол лективное взаимодействие. Школьники работают в парах, в небольших подгруппах или целым классом, решая при этом общую коллективную задачу. Например, большой по пулярностью сейчас пользуется игра « интервью», которую можно проводить, изучая различные темы и на разных этапах обучения.

Я стараюсь проводить эту игру, начиная с первых уроков.

Ученики с удовольствием играют в эту игру, при этом происходит за крепление вопросно-ответных реплик в условиях, приближенных к естественной ком муникации. « Интервью» проводится в последующих классах по различным темам. Для организации и стимулирования коллективной работы на уроке необходим принцип жизненной ориентации. Выбор учебной тематики, приемов работы, характера заданий в соответствии с данным принципом отражают жизненный опыт учащихся. Поэтому на уроках мы все больше времени отводим изучению того, как знакомиться с людьми, на чать беседу, остановиться в гостинице, сделать покупки, обратиться к врачу и т. п. я стараюсь на всех ступенях обучения изучать, закреплять и использовать в речи разго ворные формулы. Например, представить кого-либо, представиться самому, узнать мнение собеседника и высказать свое, предложить что-либо и ответить на предложе ние, поблагодарить, извиниться и т.п. К тому же я считаю, что учащиеся должны овла деть не только этими разговорными формулами, но также социолингвистическими ва риантами языковых средств. Нельзя, например, употребить одну и ту же формулу при ветствия, поздравления, не учитывая возраст собеседника, его социальное положение, место нахождения. Важно, чтобы учащиеся поняли, что существуют различные вариан ты реализации речевых действий в соответствующих ситуациях.

Добиться качественно нового уровня говорения невозможно без умения увидеть предмет или явление не изолированно, а в системе имеющихся связей, аналогов или сопоставлений. Поэтому в своей работе использую прием актуализации лексики. Ана лиз выделенных тем уроков позволил мне определить две особенности: 1) к одной и той же теме учащиеся возвращаются несколько раз; значит, каждый раз разговор дол жен осуществляться на качественно новом уровне. Этот уровень достигается за счет постоянного повторения лексики, включения ее в новые ситуации; 2) взяв любую тему можно легко проследить точки ее соприкосновения со всеми остальными темами. Значит, существует потенциальная возможность их комбинирования. Важно, чтобы школьники усвоили следующее:

1) беседуя по предложенным те мам, нужно использовать материал предыдущих классов;

2) с каждым годом шире ста новится круг интересов учащихся, глубже понимание предмета, а значит и богаче его речь.

Эффективной формой организации упражнений для обучения иноязычному го-ворению является диалоговая речь. Диалогизированные упражнения выступают 'как средство формирования и совершенствования навыков, как средство развития уме ния диалогической речи, как средство, обеспечивающее взаимосвязанность, одновре менность этих процессов. Целью первого этапа в цикле урока по теме является форми рование речевых навыков и развитие умений диалогической речи на начальном уровне. Это такое владение учащимся набором речевых действий, которое позволяет ему уча ствовать в учебной работе коммуникаций в объеме одного диалогического единства. Целью второго совершенствование речевых навыков и развитие умений диалогической речи среднего уровня. Основным активизирующим приемом на этом этапе является прием взаимного стимулирования, когда каждый учащийся, работая в парах, должен составить не только реагирующую реплику, но и стимулирующую. Этот этап характе ризуется увеличением объема речевого поведения учащихся за счет: 1) расширения реплик; 2) увеличения количества диалогических единств; 3) овладения трехчленными диалогическими единствами, увеличением степени самостоятельности обучаемых; уг лублением и расширением содержательной структуры реплик. На третьем этапе обуче ния диалогической речи учащемуся предоставляется полная самостоятельность в по становке конкретных целей, определении предмета речи в выборе речевых действий. Речевые диалогизированные упражнения выглядят так: 1) опора на диалогический текст учебника. После прочтения диалога создается аналогичная ситуация, где я высту паю в роли более инициативного партнера и обращаюсь с репликами к учащимся, хо рошо успевающим. Затем эта ситуация подается с изменениями, а затем весь класс ра ботает в парах над составлением аналогичного диалога. После этого следует контро лирующая беседа. 2) Опора только на диалогичекий образец между мной и хорошо ус певающим учеником. Далее работа ведется по той же схеме. 3) Опора на подготовлен ный диалог-образец между двумя учениками: выступив перед учениками с подготов ленным диалогом, они обращаются с репликами товарищам, которые должны прореа гировать на них. Затем аналогичный диалог составляют другие учащиеся; 4) неподго товленная беседа в группах с опорой на реплики специально подготовившегося учени ка: ученик в качестве домашнего задания получает карточку, по которой готовит при мерные стимулирующие реплики. Затем на уроке этот ученик организует беседу в классе. Далее класс продолжает начатый диалог учителем и в парах. 5) Неподготовлен ная беседа в группе, связанная с решением посильного вопроса по изучаемой теме (на пример, Коля получает плохие отметки по английскому языку. Почему? Как ему по мочь? Может быть беседа по изучаемой теме. Одним из наиболее важных моментов в плане развития у школьников умений в диалогической речи является способность про являть инициативу (задавать различного вида вопросы), так как задавая вопросы, уче ник стимулирует собеседника к ответному речевому действию.      

        На своих уроках я организую самостоятельную работу с учебником, связанную с поиском конкретного материала для решения задач, всегда требующих осмысливать, обобщать, высказывать мнения, делать выводы, осуществлять самоконтроль. Это обес печивает прочное усвоение программного материала. Кроме учебника я приучаю уча щихся пользоваться грамматическими справочниками, словарями (англо-русскими и русско-английскими, лингвистическими справочниками). Стараюсь приучать учащихся самостоятельно работать дома с аудиокассетами. Доказываю необходимость и эффек тивность этой работы для лучшего овладения английской речью. И конечно же, важ ным источником информации для самостоятельной работы являются тексты (из учеб ника и для домашнего чтения). Стараюсь побуждать учащихся к исследовательскому поиску по тексту, чтобы они могли извлекать из него необходимую информацию.

Устная основа обучения предполагает овладение учащимися навыками понима ния речи на слух с самого начала обучения английскому языку.

Прежде всего, я учу детей умению правильно воспринимать и узнавать английские звуки. Одновременно обу чала школьников произношению. Большую роль в развитии навыков аудирования иг рает ознакомление учащихся с выражениями классного обихода. Это дает возможности учителю вести урок только на английском языке. Дети приучались внимательно слу шать мою речь, настраивались на восприятие только английской речи. Решающую роль в формировании навыка аудирования играет понимание грамматических структур. Ко гда ребята воспринимали на слух новую структуру, я старалась подобрать картинку или создать ситуацию точно иллюстрирующую ее значение. Более сложным переходным этапом от аудирования отдельных структур и структурных групп к аудированию связ ной речи является прослушивание высказываний учителя и учащегося в процессе учеб ного разговора. Школьники учатся слушать связную речь учителя в рамках ситуации. Для аудирования я предлагала описание внешности, описания дома или квартиры, описания рабочего дня, описание времени года. Перед учащимися ставилась задача по нять содержание текста и передать его. Отрабатывая навыки аудирования, я одновре менно развиваю у ребят умение в говорении. Когда у учащихся были выработаны на выки воспитания речи учителя на слух, я предложила им магнитофонные записи. Далее учащиеся прослушивали их с короткими диалогами (иногда юмористического харак тера). При изучении темы « Город» предложила описательные тексты с опорой на на глядность, а на последующих-учащиеся прослушивали описание « Москвы» и « Сара това» ( уже без опоры на наглядность). Чтобы трудностей было меньше, я использовала сказки, хорошо знакомые детям.

       Одним из важных моментов при работе над развитием
навыков аудирования является контроль понимания текста. Выбор способа контроля зависит от задач, которые ставит перед собой учитель. При работе над текстами юмо ристического характера главным критерием степени понимания является реакция де тей.

       В последующих классах тексты усложнились, и контроль понимания проводился только на английском языке. Быстрый темп ведения урока позволяет использовать мне тексты для аудирования почты на каждом уроке.        

       Большую роль в развитии навыков устной речи играет дискуссионное общение. Вовлечение учащихся в проблемное обсуждение сегодня считается обязательным компонентом процесса обучения иностранному языку, без которого урок теряет значитель ную часть своей эффективности. В соответствии с этим положением проблема является одним из способов организации учебного материала, таким же, как сюжет ролевой иг ры, тексты для чтения или слушания, письменного задания. На уроке перед учащимися ставиться проблема, школьники знакомятся с различными путями ее решения, попутно усваивают соответствующий речевой материал, принимают участие в дискуссии, дела ют выводы. Дискуссия, даже если она учебная, требует от участников большого умст венного напряжения, тем более при проведении обсуждения на иностранном языке. Участники должны не только уметь сформулировать свою точку зрения и ее обосно вать, но прежде всего должны уметь слушать и понимать суждения партнеров, видеть сходства и различия мнений. При организации дискуссии я стараюсь следить не только за правильностью речи выступающих, ее лексическим и грамматическим наполнением, но и за правильностью понимания содержания выступающих другими участниками
дискуссии. Стараюсь дать возможность ученикам высказать самые разнообразные дис куссии. Темы для обсуждения должны соответствовать жизненным и познавательным
интересам учеников.
        

       Большую роль в развитии навыков устной речи играют уроки домашнего чте ния. Они помогают выполнить ряд задач: выбрать правильный вариант ответа, утверждать или опровергнуть, найти нужную информацию с данными словами, построить
предложения в правильном порядке по содержанию, поставить себя на место героя, ответить на вопрос «что ты думаешь о прочитанном?.. Эти уроки «захватывают» ребят,
и они с удовольствием готовятся к ним.
        

      Важным условием организации внимания является наглядность обучения, ши рокое применение наглядных различных пособий. Это, прежде всего, предметные кар тинки. Яркие, красочные, они помогают ребятам быстро запоминать структуры назва ния предметов, их качество, количество. Картинки являются так же хорошим средством "Для стимулирования монологических высказываний учащихся. Работа становится ин тереснее, если придать ей элементы соревнования: у кого рассказ лучше? Широко ис пользуются необходимые вспомогательные средства: картины, макеты, схемы, табли цы, опорные конспекты, раздаточный материал для парной и групповой работы (ци ферблаты часов, цифровое лото, лото в картинках, карточки), ТСО и т. д. Целенаправ ленное использование средств психолого-педагогической разрядки, ярко выраженная коммуникативная направленность, проблемность в обучении позволяют увеличить объем нового языкового материала и организовать его усвоение.

      Так, начиная с 6 класса, вся новая лексика учебного цикла обычно вводится и первично закрепляется на одном уроке, в связи, с чем используется широкий речевой контекст в комплексе с ви зуальной наглядностью, а также диалоги, ориентированные по своему содержанию на личность учащихся конкретного класса. Повторению лексики на последующих уроках способствует так же отгадывание кроссвордов или самостоятельное составление их в форме конкурса.

     Следует также добавить, что одним из способов развития умений и навыков устной речи при обучении английскому языку является внеклассная работа, которая
усиливает мотивацию к изучению английского языка, способствует практическому владению речевой деятельностью, увеличивает активный языковой запас, совершенст вует произношение, стимулирует в целом их интеллектуальную и языковую активность. Внеклассная работа оказывает положительное психологическое" воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчест ва, способствует достижению общих целей. Школьники с удовольствием разучивают
песни, стихи, драматизируют короткие диалоги, пьесы, сказки на английском языке. Очень часто мы готовим праздники к Рождеству, 8 Марта, День Святого Валентина и другие.

Умело проводимый организационный момент урока также способствует созданию языковой атмосферы, тем самым обеспечивает коммуникативную направленность уче6нбго процесса, настраивает слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык. Оргмомент способствует также освоению языкового материала учащимися и вы работке речевых навыков. Уже в начале обучения английскому языку дежурный ученик проводит организационный момент урока, задает классу вопросы:

What day is today? Who is absent today?

What is the date today? What is the matter with him (her).

Is it cold (warm) today? Bo you like the weather today?

Where does he lire?

С самого начала урока стараюсь создать атмосферу доверия, взаимопонимания, сотрудничества. Учащиеся сами с большим удовольствием проводят организационные беседы а начале урока, физкульт- минутки, политинформации, активно участвуют в языковых и речевых играх, в групповых и парных формах работы, составляют диалоги и сообщения.

Успешным средством тренировки учащихся в употреблении речевых средств являются стихи, песни, загадки, пословицы...это позволяет формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Учащимся 5-6 классов нравится разучивать рифмов ки, считалки, петь английские песни, играть в разные игры, разыгрывать забавные сценки. А ученикам 7-8 классов интересно узнавать о жизни и учебе английских школьников. Им нравится слушать английскую речь, проводить конкурсы. Проблема речевой ситуации является ключевой в организации современного процесса обучения. Я руководствуюсь следующими требованиями к созданию речевой ситуации: четко определить речевую задачу: о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить или опровергнуть; обеспечить конкрет ным языковым и речевым материалом и нужной информацией при выполнении зада ния; стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его. Залогом успеха считаю взаимоотношения с детьми. Важно по нять каждого, уметь видеть их глаза не терять ход их мыслей, « шагать» вместе с ними, обучать, воспитывать, учить учащихся, учиться, включать каждого в активную мысли тельную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу. Необходимо четко представлять себе практические, образовательные воспитательные цели обуче ния английскому языку в средней общеобразовательной школе и методические прин ципы, лежащие в основе этой системы. Свою задачу я вижу в том, чтобы не только научить детей предмету, но и содействовать становлению личности ребенка, воспита нию в нем нравственных качеств. Я думаю о том, пробудит ли урок у ребят доброму, уважению к старшим, друг к другу, желание помочь слабоуспевающему и совершать другие добрые поступки, захочется ли им достичь более высоких успехов в изучении предмета, появится ли воля к преодолению трудностей в освоении иностранного языка, как повлияет урок на формирование их мировоззренческой позиции и совершенствова ние культуры умственной деятельности.

Список литературы.

  1. Г.М. Чернова. «Создание учебно- речевых ситуаций». Москва 2008 г.
  2. Р.Г. Борисова. «О некоторых приемах обучения дилогической речи». Москва 2010 г.
  3. Е.И. Беляева. «Коммуникативная ситуация в английском языке». Москва 2009г.
  4. А.А. Лентьев. «Принципы коммуникативности сегодня». Москва 2011г.
  5. Н.Н. Хорева. «О развитии навыков устной речи у учащихся». Москва 2011г.



Предварительный просмотр:

-2-

мнениями, рассматривать разные точки зрения, поощряю попытки поддержать или оп ровергнуть высказанные суждения. Например, ребятам интересно рассказывать на уро ке не о персонажах школьных учебников, а о своих одноклассниках. При этом интере сен не просто рассказ, а оценка действия ученика (как он готовится к занятиям, как помогает по дому, какие книги читает и т.д.). Можно описать классную комнату, включая фразу о том, какой хотел бы ее увидеть; не просто описать внешность кого-то, но и сказать несколько слов о характере человека. А обсуждение вопросов, интересных для учащихся, приводит тому, что школьники постоянно ощущают потребность в при влечении новых языковых средств, запланированных программой на следующие годы обучения. Я не боюсь увеличить объем языкового материала: кто-то запомнит больше, кто-то меньше. Но постепенно по мере постоянного его использования на уроках прак тически все учащиеся овладевают материалом, если не продуктивно, то рецептивно, то есть узнают его в речи собеседников. Но расширение языковой базы школьников явля ется самоцелью. Оно нужно для того, чтобы дать детям возможность индивидуализи ровать свою речь за счет самостоятельного выбора нужного слова, речевого клише, вы ражения из целого набора языковых средств, предлагаемых учителем. На моих уроках типичными являются задания типа «Представьте себе...», которые переносят учащихся в воображаемые ситуативные обстоятельства. Это позволяет нам с детьми побывать «в детском международном лагере», «дома», «в магазине», «в библиотеке», «в кассе аэро порта», «в салоне самолета в Лондон» и т.д.    

Другим признаком современного урока по обучению устной речи является кол лективное взаимодействие. Школьники работают в парах, в небольших подгруппах или целым классом, решая при этом общую коллективную задачу. Например, -большой по пулярностью сейчас пользуется игра « интервью», которую можно проводить, изучая различные темы и на разных этапах обучения. Я стараюсь проводить эту игру, начиная с первых уроков. Ученики с удовольствием играют в эту игру, при этом происходит за крепление вопросно-ответных реплик в условиях, приближенных к естественной ком муникации. « Интервью» проводится в последующих классах по различным темам. Для организации и стимулирования коллективной работы на уроке необходим принцип жизненной ориентации. Выбор учебной тематики, приемов работы, характера заданий в соответствии с данным принципом отражают жизненный опыт учащихся. Поэтому на уроках мы все больше времени отводим изучению того, как знакомиться с людьми, на чать беседу, остановиться в гостинице, сделать покупки, обратиться к врачу и т. п. я стараюсь на всех ступенях обучения изучать, закреплять и использовать в речи разго ворные формулы. Например, представить кого-либо, представиться самому, узнать мнение собеседника и высказать свое, предложить что-либо и ответить на предложе ние, поблагодарить, извиниться и т.п. К тому же я считаю, что учащиеся должны овла деть не только этими разговорными формулами, но также социолингвистическими ва риантами языковых средств. Нельзя, например, употребить одну и ту же формулу при ветствия, поздравления, не учитывая возраст собеседника, его социальное положение, место нахождения. Важно, чтобы учащиеся поняли, что существуют различные вариан ты реализации речевых действий в соответствующих ситуациях.

Добиться качественно нового уровня говорения невозможно без умения увидеть предмет или явление не изолированно, а в системе имеющихся связей, аналогов или сопоставлений. Поэтому в своей работе использую прием актуализации лексики. Ана лиз выделенных тем уроков позволил мне определить две особенности: 1) к одной и той же теме учащиеся возвращаются несколько раз; значит, каждый раз разговор дол жен осуществляться на качественно новом уровне. Этот уровень достигается за счет постоянного повторения лексики, включения ее в новые ситуации;



Предварительный просмотр:

-3-
2) взяв любую тему можно легко проследить точки ее соприкосновения со всеми остальными темами. Значит, существует потенциальная возможность их комбинирования. Важно, чтобы школьники усвоили следующее:

1) беседуя по предложенным те мам, нужно использовать материал предыдущих классов;

 2) с каждым годом шире ста новится круг интересов учащихся, глубже понимание предмета, а значит и богаче его речь.

Эффективной формой организации упражнений для обучения иноязычному го-ворению является диалоговая речь. Диалогизированные упражнения выступают 'как средство формирования и совершенствования навыков, как средство развития уме ния диалогической речи, как средство, обеспечивающее взаимосвязанность, одновре менность этих процессов. Целью первого этапа в цикле урока по теме является форми рование речевых навыков и развитие умений диалогической речи на начальном уровне. Это такое владение учащимся набором речевых действий, которое позволяет ему уча ствовать в учебной работе коммуникаций в объеме одного диалогического единства. Целью второго совершенствование речевых навыков и развитие умений диалогической речи среднего уровня. Основным активизирующим приемом на этом этапе является прием взаимного стимулирования, когда каждый учащийся, работая в парах, должен составить не только реагирующую реплику, но и стимулирующую. Этот этап характе ризуется увеличением объема речевого поведения учащихся за счет: 1) расширения реплик; 2) увеличения количества диалогических единств; 3) овладения трехчленными диалогическими единствами, увеличением степени самостоятельности обучаемых; уг лублением и расширением содержательной структуры реплик. На третьем этапе обуче ния диалогической речи учащемуся предоставляется полная самостоятельность в по становке конкретных целей, определении предмета речи в выборе речевых действий. Речевые диалогизированные упражнения выглядят так: 1) опора на диалогический текст учебника. После прочтения диалога создается аналогичная ситуация, где я высту паю в роли более инициативного партнера и обращаюсь с репликами к учащимся, хо рошо успевающим. Затем эта ситуация подается с изменениями, а затем весь класс ра ботает в парах над составлением аналогичного диалога. После этого следует контро лирующая беседа. 2) Опора только на диалогичекий образец между мной и хорошо ус певающим учеником. Далее работа ведется по той же схеме. 3) Опора на подготовлен ный диалог-образец между двумя учениками: выступив перед учениками с подготов ленным диалогом, они обращаются с репликами товарищам, которые должны прореа гировать на них. Затем аналогичный диалог составляют другие учащиеся; 4) неподго товленная беседа в группах с опорой на реплики специально подготовившегося учени ка: ученик в качестве домашнего задания получает карточку, по которой готовит при мерные стимулирующие реплики. Затем на уроке этот ученик организует беседу в классе. Далее класс продолжает начатый диалог учителем и в парах. 5) Неподготовлен ная беседа в группе, связанная с решением посильного вопроса по изучаемой теме (на пример, Коля получает плохие отметки по английскому языку. Почему? Как ему по мочь? Может быть беседа по изучаемой теме. Одним из наиболее важных моментов в плане развития у школьников умений в диалогической речи является способность про являть инициативу (задавать различного вида вопросы), так как задавая вопросы, уче ник стимулирует собеседника к ответному речевому действию.      

На своих уроках я организую самостоятельную работу с учебником, связанную с поиском конкретного материала для решения задач, всегда требующих осмысливать, обобщать, высказывать мнения, делать выводы, осуществлять самоконтроль. Это обес печивает прочное усвоение программного материала. Кроме учебника я приучаю уча щихся пользоваться грамматическими справочниками, словарями (англо-русскими и



Предварительный просмотр:

-4-

русско-английскими, лингвистическими справочниками). Стараюсь приучать учащихся самостоятельно работать дома с аудиокассетами. Доказываю необходимость и эффек тивность этой работы для лучшего овладения английской речью. И конечно же, важ ным источником информации для 'самостоятельной работы являются тексты (из учеб ника и для домашнего чтения). Стараюсь побуждать учащихся к исследовательскому поиску по тексту, чтобы они могли извлекать из него необходимую информацию.

Устная основа обучения предполагает овладение учащимися навыками понима ния речи на слух с самого начала обучения английскому языку. Прежде всего я учу детей умению правильно воспринимать и узнавать английские звуки. Одновременно обу чала школьников произношению. Большую роль в развитии навыков аудирования иг рает ознакомление учащихся с выражениями классного обихода. Это дает возможности
учителю вести урок только на английском языке. Дети приучались внимательно слу шать мою речь, настраивались на восприятие только английской речи. Решающую роль
в формировании навыка аудирования играет понимание грамматических структур. Ко гда ребята воспринимали на слух новую структуру, я старалась подобрать картинку или
создать ситуацию точно иллюстрирующую ее значение. Более сложным переходным
этапом от аудирования отдельных структур и структурных групп к аудированию связ
ной речи является прослушивание высказываний учителя и учащегося в процессе учеб
ного разговора. Школьники учатся слушать связную речь учителя в рамках ситуации.
Для аудирования я предлагала описание внешности, описания дома или квартиры,
описания рабочего дня, описание времени года. Перед учащимися ставилась задача по
нять содержание текста и передать его. Отрабатывая навыки аудирования, я одновре
менно развиваю у ребят умение в говорении. Когда у учащихся были выработаны на
выки воспитания речи учителя на слух, я предложила им магнитофонные записи. Далее
учащиеся прослушивали их с короткими диалогами (иногда юмористического харак
тера). При изучении темы « Город» предложила описательные тексты с опорой на на
глядность, а на последующих-учащиеся прослушивали описание « Москвы» и « Сара
това» ( уже без опоры на наглядность). Чтобы трудностей было меньше, я использовала
сказки, хорошо знакомые детям. Одним из важных моментов при работе над развитием
навыков аудирования является контроль понимания текста. Выбор способа контроля
зависит от задач, которые ставит перед собой учитель. При работе над текстами юмо
ристического характера главным критерием степени понимания является реакция де
тей. В последующих классах тексты усложнились, и контроль понимания проводился
только на английском языке. Быстрый темп ведения урока позволяет использовать мне
тексты для аудирования почты на каждом уроке.
        

Большую роль в развитии навыков устной речи играет дискуссионное общение. Вовлечение учащихся в проблемное обсуждение сегодня считается обязательным компонентом процесса обучения иностранному языку, без которого урок теряет значитель ную часть своей эффективности. В соответствии с этим положением проблема является одним из способов организации учебного материала, таким же, как сюжет ролевой иг ры, тексты для чтения или слушания, письменного задания. На уроке перед учащимися ставиться проблема, школьники знакомятся с различными путями ее решения, попутно усваивают соответствующий речевой материал, принимают участие в дискуссии, дела ют выводы. Дискуссия, даже если она учебная, требует от участников большого умст венного напряжения, тем более при проведении обсуждения на иностранном языке. Участники должны не только уметь сформулировать свою точку зрения и ее обосно вать, но прежде всего должны уметь слушать и понимать суждения партнеров, видеть сходства и различия мнений. При организации дискуссии я стараюсь следить не только за правильностью речи выступающих, ее лексическим и грамматическим наполнением,



Предварительный просмотр:

-5-
но и за правильностью понимания содержания выступающих другими участниками
дискуссии. Стараюсь дать возможность ученикам высказать самые разнообразные дис куссии. Темы для обсуждения должны соответствовать жизненным и познавательным
интересам учеников.
        

Большую роль в развитии навыков устной речи играют уроки домашнего чте ния. Они помогают выполнить ряд задач: выбрать правильный вариант ответа, утверждать или опровергнуть, найти нужную информацию с данными словами, построить
предложения в правильном порядке по содержанию, поставить себя на место героя, ответить на вопрос «что ты думаешь о прочитанном?.. Эти уроки «захватывают» ребят,
и они с удовольствием готовятся к ним.
        

 Важным условием организации внимания является наглядность обучения, ши рокое применение наглядных различных пособий. Это, прежде всего, предметные кар тинки. Яркие, красочные, они помогают ребятам быстро запоминать структуры назва ния предметов, их качество, количество. Картинки являются так же хорошим средством "Для стимулирования монологических высказываний учащихся. Работа становится ин тереснее, если придать ей элементы соревнования: у кого рассказ лучше? Широко ис пользуются необходимые вспомогательные средства: картины, макеты, схемы, табли цы, опорные конспекты, раздаточный материал для парной и групповой работы ( ци ферблаты часов, цифровое лото, лото в картинках, карточки), ТСО и т. д. Целенаправ ленное использование средств психолого-педагогической разрядки, ярко выраженная коммуникативная направленность, проблемность в обучении позволяют увеличить объем нового языкового материала и организовать его усвоение. Так, начиная с 6 класса, вся новая лексика учебного цикла обычно вводится и первично закрепляется на одном уроке, в связи, с чем используется широкий речевой контекст в комплексе с ви зуальной наглядностью, а также диалоги, ориентированные по своему содержанию на личность учащихся конкретного класса. Повторению лексики на последующих уроках способствует так же отгадывание кроссвордов или самостоятельное составление их в форме конкурса.

Следует также добавить, что одним из способов развития умений и навыков
устной речи при обучении английскому языку является внеклассная работа, которая
усиливает мотивацию к изучению английского языка, способствует практическому
владению речевой деятельностью, увеличивает активный языковой запас, совершенст вует произношение, стимулирует в целом их интеллектуальную и языковую активность. Внеклассная работа оказывает положительное психологическое" воздействие на
взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчест ва, способствует достижению общих целей. Школьники с удовольствием разучивают
песни, стихи, драматизируют короткие диалоги, пьесы, сказки на английском языке.
Очень часто мы готовим праздники к Рождеству, 8 Марта, День Святого Валентина и
другие.
        

Умело проводимый организационный момент урока также способствует созда-нию языковой атмосферы, тем самым обеспечивает коммуникативную направленность уче6нбго процесса, настраивает слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык. Оргмомент способствует также освоению языкового материала учащимися и вы работке речевых навыков. Уже в начале обучения английскому языку дежурный ученик проводит организационный момент урока, задает классу вопросы:

What day is today? Who is absent today?

What is the date today? What is the matter with him (her).

Is it cold (warm) today? Bo you like the weather today?

Where does he lire?



Предварительный просмотр:

-6-

С самого начала урока стараюсь создать атмосферу доверия, взаимопонимания, сотрудничества. Учащиеся сами с большим удовольствием проводят организационные беседы а начале урока, физкульт- минутки, политинформации, активно участвуют в языковых и речевых играх, в групповых и парных формах работы, составляют диалоги и сообщения.

Успешным средством тренировки учащихся в употреблении речевых средств являются стихи, песни, загадки, пословицы...это позволяет формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Учащимся 5-6 классов нравится разучивать рифмов ки, считалки, петь английские песни, играть в разные игры, разыгрывать забавные сценки. А ученикам 7-8 классов интересно узнавать о жизни и учебе английских школьников. Им нравится слушать английскую речь, проводить конкурсы.

Проблема речевой ситуации является ключевой в организации современного процесса обучения. Я руководствуюсь следующими требованиями к созданию речевой ситуации: четко определить речевую задачу: о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить или опровергнуть; обеспечить конкрет ным языковым и речевым материалом и нужной информацией при выполнении зада ния; стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его. Залогом успеха считаю взаимоотношения с детьми. Важно по нять каждого, уметь видеть их глаза не терять ход их мыслей, « шагать» вместе с ними, обучать, воспитывать, учить учащихся, учиться, включать каждого в активную мысли тельную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу. Необходимо четко представлять себе практические, образовательные воспитательные цели обуче ния английскому языку в средней общеобразовательной школе и методические прин ципы, лежащие в основе этой системы. Свою задачу я вижу в том, чтобы не только научить детей предмету, но и содействовать становлению личности ребенка, воспита нию в нем нравственных качеств. Я думаю о том, пробудит ли урок у ребят доброму, уважению к старшим, друг к другу, желание помочь слабоуспевающему и совершать другие добрые поступки, захочется ли им достичь более высоких успехов в изучении предмета, появится ли воля к преодолению трудностей в освоении иностранного языка, как повлияет урок на формирование их мировоззренческой позиции и совершенствова ние культуры умственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Car Culture". Развитие навыков устной речи.

Урок по УМК "Opportunities Intermediate". Используется прием анализа цитаты, законы Мерфи....

Конспект урока "Бьет- значит любит?". Развитие навыков устной речи.

Конспект урока "Бьет- значит любит?".Сфера общения- семья. Цель урока- развитие навыков устной речи. Урок включает работу с газетной публикацией- работу с общим обзором газеты, поисковое чтение, работ...

Урок английского языка во 2 классе : Развитие навыков устной речи по теме "Семья".

Урок : Развитие навыков устной речи по теме "Семья"   по учебнику автора М.В. Вербицкой.Целью урока является: развитие навыков диалогической речи, умение описывать фотографии своей семь...

Развитие навыков устной речи на начальном этапе изучения английского языка.

Данная статья содержит ряд упражнений и игр для развития навыков устной речи у младших школьников на уроках английского языка....

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...