статья : "Способ речевого общения№
статья по французскому языку

Наталья Михайловна Акользина

Что значит знать язык? Знать - значит быть в состоянии общаться на изучаемом языке. Для того чтобы общаться, мало знать, как говорить, писать, или читать, важно также понимать, что говорит тебе собеседник. Именно этому и обучает аудирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposob_rechevogo_obshcheniya.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Способ речевого общения

       Знание иностранных языков ещё с царских времён служило признаком высокой образованности и интеллигентности. Сегодня же это перестало быть роскошью, а стало необходимостью. Одним из не маловажных критериев при трудоустройстве является именно знание одного или более иностранных языков. Что значит знать язык? Знать - значит быть в состоянии общаться на изучаемом языке. Для того чтобы общаться, мало знать, как говорить, писать, или читать, важно также понимать, что говорит тебе собеседник. Именно этому и обучает аудирование.

         Аудирование или слушание, как его ещё называют, - это деятельность по восприятию и распознанию речевого сообщения на слух. Стоит также заметить, что аудирование как действие, является неотъемлемой частью любого устного общения: производственного, бытового и личного. Из этого следует, что без этого вида речевой деятельности невозможно осуществление свободного речевого общения. Современное положение иностранных языков в обществе требует качественного овладения этим видом речевой деятельности. Ведь ученик не имеющий аудитивных навыков и умений просто не способен воспринимать обращённую к нему речь.

          Аудирование также помогает говорящему осуществлять самоконтроль над собственной речью, то есть помогает понимать, насколько верно он строит высказывание и насколько точно реализуются его речевые намерения. Не говоря уже о аудирование как о самостоятельной деятельности, задачи которой реализуются при просмотре телепередач или прослушивании радио.

          Из всего вышесказанного можно выделить основную проблему аудирования, а именно не достаточная изученность данного вида речевой деятельности. Это вызвано, тем, что раньше аудирование сильно недооценивали. Сегодня ситуация значительно изменилась.          

          По определению Рoговой Г.В. и Верещагиной И.Н. «аудирование» - этo понимание вocпринимаемой на слух речи. Оно предcтавляет собой перцептивную мыcлительную мнемическую деятельноcть. Перцептивную - потому что оcуществляется воcприятие, рецепция, перцепция; мыслительную - потому что ее выполнение связано с оcновными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую - потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти.

          При аудировании речи на родном языке прогнозируется чаще всего смысл высказывания. Форма и содержание образуют в данном случае полное единство. При восприятии иноязычной речи такого единства не наблюдается. Языковая форма долгое время остается ненадежной опорой для смыслового прогнозирования, хотя именно на ней концентрируется внимание слушающего.

          Существуют две причины, затрудняющие слуховое восприятие и понимание: 1)направленность внимания учащихся только на общее содержание и неумение понять побочную, но крайне важную для более глубокого осмысления информацию; 2) слишком быстрое переключение внимания с языковой формы на содержание.

Смысловое прогнозирование основывается у школьников на фантазии и домысливании непонятных фактов без учета языковой формы сообщения. Одним словом, аудирование, связанное с пониманием чужих мыслей и замысла, лежащего в основе высказывания, предполагает наличие достаточно высокого уровня развити

лексических, грамматических и фонетических автоматизмов. Только при этом условии внимание слушающего может быть сконцентрировано на содержании.

          Необходимо чтобы трудности аудиотекстов всегда были несколько несколько выше языковых возможностей.Только в этом случае слушающий будет стараться использовать операции вероятностного выбора и комбинирования, опираться на контекст. Каждое прослушивание необходимо сопровождать конкретными и посильными заданиями.

          Аудирование речевых сообщений связано с деятельностью памяти. Память на ряду с такими механизмами как oщущениями, воcприятием, воoбражением, относят к чувствительному познанию челoвеком окрyжающего мира. Мышление и речь называют рациональными, или умственными способами познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире то, что в его ощущениях и восприятии не представлено.

          Не стоит забывать что, для того чтобы речевое сообщение было правильно понято, слушающий обязан удерживать слова и фразы, а так же связывать слышимое сейчас с фразами, которые слышал до этого, и переводить поcледoвательный ряд поcтупающих cигналов в однoвременный. Эти функции выполняет оперативная память.

          Кратковременная и оперативная память помогают поcтуплению части информации в долгoвременную память.

          Из этого следует вывод: основными психологическими процессами, которые задействованы при аудировании являются: память, воображение, восприятие и мышление. Главным в работе педагога с аудированием является учет этих особенностей психики человека.

Выводы по главе

1.Аудирование это сложный вид внутренней речевой деятельности, который осуществляется при помощи внутреннего проговаривания, ассоционных связей, пассивного и потенциального словарей, вероятностного прогнозирования.

2.Основные психологические процессы затрагиваемые при аудирование - память, воображение, восприятие, мышление и внимание.

        Цели и содержание обучения аудирования в средней школе

         Мы понимаем, что речевой общение - процесс двусторонний. То есть аудирование, это не побочный продукт говорения, а его обратная сторона, без которой осмысленное говорение и общение не возможно. Недооценка одной из его сторон, как это происходит с аудированием, самым неприятным образом сказывается на речевой деятельности школьников. Определённо можно сказать, что отсутствие или недостаточная сформированность аудитивных навыков затрудняет речевое общение, что подтверждается и самими учениками в их высказываниях о том, что они не понимают обращённой к ним речи. Из этого следует сделать вывод, что не стоит попустительски относится к такому важному фактору определяющему успешность общения на иностранном языке, а стоит уделять пониманию на слух отдельное внимания и обучать ему специально, что бы облегчить дальнейшее развитие навыков и умения учащихся. Не стоит забывать и о том, что необходимо формировать понимание речи разного уровня, правильности или темпа. Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием на иностранном языке предполагает сформированность ряда операций, основополагающих для данного вида речевой деятельности:

  • 1) опознание звукового потока;
  • 2) восприятие значения аудируемых единиц;
  • 3) выявление значимой информации в аудируемом тексте. В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полноты понимания информации различаются два вида аудирования:
  • аудирование с полным пониманием;
  • аудирование с пониманием основного содержания текста.

Аудирование

Школьники учатся:

  • 1. Воспринимать на слух и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале и включающие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться.
  • 2. Воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших текстов, содержащих значительное число незнакомых слов.
  • 3. Воспринимать на слух и добиваться понимания основного содержания небольших сообщений, содержащих значительное число незнакомых слов, путем переспроса, просьбы повторить, объяснить.

                                                             Aудирование

  • понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
  • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
  • использовать переспрос, просьбу повторить;

                                                    Обучение аудированию

           Особенность глобального аудирования в том, что слушающего интересует, лишь общее содержание информации, его основная тема. При прослушивании текста, нам важно ответить только на вопросы общего характера (Что? Где? Когда?). При этом мы обращаем внимание только на понятое. Глобальное аудирование - это лишь общая, первичная ориентация в аудиотексте.

            В случае когда слушающего могут заинтересовать некоторые подробности, детали, например имена, количественные данные и т.п. мы пользуемся детальным (изучающим) аудированием. Детальное и глобальное аудирование протекают одновременно, потому что детальное понимание не возможно без понимания того о каком событии повествует текст. В целях обучения необходимо отделить эти процессы друг от друга: при первом прослушивании должно осуществляться глобальное понимание, при втором - детальное. Этот вид аудирования удобен в диалоге, дискуссии, на лекции. Но в реальной ситуации он применяется крайне редко. Ошибка многих учителей заключается в том, что они почти каждый текст предлагают слушать учащимся детально. Чаще всего в аудиотексте нас интересует все - таки какая - то конкретная информация.

         Как уже отмечалось выше, лингвистический компонент содержания обучения составляет языковой и речевой материал - лексический, грамматический, фонетический. Однако наибольший интерес представляет материал на уровне текста. Поэтому следует более подробно рассмотреть вопрос о требованиях к отбору текста.

        Психологический компонент содержания обучения - это действия обеспечивающие функционирование механизмов аудирования, а также некоторые операции с языковым и речевым материалом, который благодаря упражнениям превращается в навыки и умения. Выделяют следующие 6 основных умений аудирования:

v Отделять главное от второстепенного;

v Определять тему сообщения;

v Членить текст на смысловые связи;

v Устанавливать логические связи;

v Выделять главную мысль;

v Воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной деятельности, до конца без пропусков.

v Также выделяют несколько другую группу умений:

v Воспринимать, сегментировать (разделять) поток речи и дифференцировать (различать) воспринимаемые звуки и комплексы;

v Интегрировать (объединять) их в смысловые блоки;

v Удерживать их в памяти во время слушания;

v Осуществлять вероятностное прогнозирование (языковое и смысловое);

v Исходя из ситуаций общения, понимать воспринимаемое.

        Общеучебные и компенсирующие умения, составляющие методологический компонент содержания обучению аудированию, включают в себя умение вести записи во время аудирования, пользоваться опорами, обходить трудности, использовать информацию, предворяющую аудирование (картинки, план, ключевые слова), а также опора на свой жизненный опыт, на знание предмета сообщения. Все эти умения комплексные. Они базируются на синхронной работе многих механизмов и на структуре аудирования как вида речевой деятельности. [12,c.245]

Вывод:

           Таким образом, главная цель обучения аудированию - это развитие у учащихся способностей понимать на слух учебные и аутентичные тексты с разной глубиной проникновения в их содержание. Содержание обучения аудированию включает в себя три компонента: лингвистический, психологический и методологический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Ситуации речевого общения"

Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного про...

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....

Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".

В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по...

Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка

   Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечеств...