Война прошла через сердце мое
методическая разработка (11 класс) по теме

Содержание методической разработки


1. Пояснительная записка
2. Технологическая карта
3. Методическое обеспечение
4. Участники мероприятия
5. Ход мероприятия
6. Использованная литература




Пояснительная записка

Родина! Для старшего поколения, особенно военного, святое слово Родина ассоциировалось с «я», судьба Родины - это и личная судьба каждого, и его будущее. Это понятие впитывает любовь к родной земле, её просторам, людям, которых объединяет общее мироощущение и миропонимание; общая культура, имеющая тысячелетнюю историю; общие традиции, любовь к своим предкам, уважение к положительным качествам своего народа - умение жалеть слабых, доброта, стремление всегда помочь человеку в беде, открытость, душевность и человечность. Эта большая любовь к Родине была неразрывной с любовью к близким, родным, семье, детям, к родному дому и дорогому месту, где ты родился и вырос.

Родина-мать! Матушка-Россия! В сознании каждого человека прошлых поколений понятия мать и Родина - единое целое. В Великую Отечественную войну и стар, и млад - все встали на защиту своего Отечества. Были и предатели, но это была незначительная часть населения, которая была презираема народом. С понятием Родины ассоциировались и понятия достоинства каждого как гражданина страны, и гордости за Родину, за свой народ, который разбил фашизм, первым запустил человека в космос, достиг высочайших высот в науке, который создал замечательный балет, и которому рукоплескал весь мир. Это всеобщее единение и ощущение родства всех людей единой страны в минуты ликования и величайшей радости, и душевного подъема в день Великой Победы над фашисткой Германией, и взлета Юрия Гагарина в космос. О понимании и ощущении Родины военным поколением очень точно сказала замечательная поэтесса - фронтовичка Юлия Друнина:

"О Россия! С нелегкой судьбою страна…
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу, я скажу и врагу -
Без тебя, как без сердца, дорожить не смогу…"

В 1991- 1995 годы, когда был уничтожен Советский Союз, - для старшего поколения это воспринималось как личная трагедия. В 90-е годы с телеэкранов и радио обрушилась чуждая народу культура, невозможно было услышать ни одной русской песни. Вместе с уничтожением национального достоинства растаптывалось и гражданское самосознание народа, очернялись его национальные святыни, герои и их подвиги, страну захлестнула насаждаемая сверху американская масс-культура, призванная изменить психологию молодежи и переориентировать нравственные ценности. Слова "Родина", "Отчизна" у журналистов и тележурналистов того периода стали ругательными, и тех, кто их произносил, немедленно подвергали саркастическому высмеиванию.

В этот период мы провели социологический опрос томской молодежи 18-19 лет (150 анкет). Он дал потрясающие и очень негативные результаты. Понятие Родины молодым того периода было чуждо. На вопрос: "Как вы оцениваете Победу советского народа в Великой Отечественной войне?", как правило, следовал ответ типа: "Как жаль, что немцы нам проиграли, сейчас мы бы пили баварское пиво и жили припеваючи, как немцы". О фашизме и о том, что он нёс человечеству, они не знали! "Жить надо там, где больше платят" - вот их ответ.

В 2003 году мы снова повторили анонимный опрос молодежи 19-20 лет по теме: "Родина и отношение к Победе в Великой Отечественной войне". Подросло новое поколение, стала меняться обстановка в стране. В целом ответы были вновь неутешительные. Многие заявляли, что эта тема их вообще не интересует. Но среди общей массы появилась молодежь, которая стала задумываться, анализировать. Молодые по-прежнему мало знали о Великой Отечественной войне и её Героях, но очень сожалели, что у молодого поколения потеряны те качества, которые были у военного поколения.

В 2008 году мы вновь сделали анонимный опрос среди молодежи в возрасте от 19-21 года (133 анкеты). Итоги опроса показали, что "лед тронулся" в положительную сторону. На вопрос: "Что значит для Вас Родина - Россия? За что вы её любите (или не любите)?" Большинство (80% опрошенных) дали ответы типа: "Россия - это святое. Это нельзя объяснить, это надо почувствовать", "Родина - Россия имеет огромное место в моем сознании. Я - патриот своей Родины, никогда не променяю её даже на самые красивые небоскребы, Россию люблю за наш менталитет, за родные просторы, ведь Россия - она наша", "Родина - это мой родной дом, страна, где я родилась, мои родители и люди, которых я люблю", "Родина-Россия - значит любимое и самое дорогое, что есть у нас. Это самое замечательное, что всегда с нами. Её любить надо за все: и за природу, и за погоду, и за традиции, и за душевность народа, за его менталитет, и за то, что она просто Россия", "Родина - это место, где я родился, куда всегда тянет душой. Я горжусь, что родился в России. Меня восхищает душевность народа и его менталитет", "Родина - страна, в которой я живу, где я всех понимаю. Люблю за красоту природы и открытость русских людей, за наши традиции и нашу культуру", "Россия - это моя родная страна, в которой живут любимые и дорогие мне люди" и т.п.

Есть другого типа ответы (4,5% опрошенных) - "Люблю свою страну, но не люблю государство. Россия для меня всё, но государство моей Родины, мягко говоря, использует свой народ, как только можно и нельзя", "Родина - это место где я родился. Родину я люблю. Но мне не нравится государственный строй моей Родины. Мои родители отдали свое здоровье на Севере для процветания своей Родины. Работали, вкладывали силы, а сейчас, когда вышли на пенсию, о них забыло государство, им надо везде ходить, унижаться, просить, чтобы получить заработанную пенсию. Мы готовы сделать всё для Родины, а государство моей Родины потом тебя забудет", "Родина - это то место, где я родился, где жили мои предки, и где я буду жить всегда. Свою Родину я очень люблю и не предам ее. Но плохое впечатление на меня производит правительство, которое нас порой угнетает, и ошибка его в том, что оно не воспитывает патриотизм у будущих поколений".

И, наконец, третья группа ответов (12% опрошенных) типа: "Родина - это слово практически ничего для меня не значит. Скорее, не люблю ее, т.к. в нашей стране намного труднее жить с материальной точки зрения. Я считаю, наша страна дает нам меньше, чем требует" и т.п. 3,5 % студентов затруднились с ответом.

На вопрос: "В трудную минуту для Родины - России готовы ли Вы встать на её защиту?" 59% от опрошенных ответили: "Готовы". Есть и такие ответы: "Буду защищать до последнего вздоха, до последней капли крови". 13% опрошенных ответили: "Не готовы" и 28% - "нет, не буду её защищать", среди них есть и такие, которые сказали: "Не знаю". На вопрос: "Если в былые времена на Руси защитники Отечества руководствовались девизом: "Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет", "Честь и верность - родной земле!", "Один за всех и все за одного!", а в годы Великой Отечественной войны - "Вперед, за Родину! Ни шагу назад!", то каким бы девизом руководствовались Вы, вставая на защиту Отечества?". 80% опрошенных поддержали эти лозунги, 20% оставили их без внимания.

На вопрос: "Какими качествами, по Вашему мнению, обладали защитники Родины в Великой Отечественной войне? Есть ли эти качества у современной молодежи?" почти все однозначно отметили, что это - любовь к Родине, самоотверженность, мужество, смелость, честность, преданность, готовность к самопожертвованию, коллективизм, долг, верность , вера в Победу и правоту своей борьбы. И почти все опрошенные ответили, что у сегодняшней молодежи этих качеств нет. Студенты отмечают, что у сегодняшней молодежи иные ценностные ориентации - индивидуализм, меркантильность, рационализм. Вот один из примеров подобного ответа: "Сейчас каждый за себя, все пытаются извлечь выгоду для себя любой ценой"

На вопрос: "Готова ли современная молодежь на подвиг при защите своей Родины?" 43% студентов дали положительный ответ. 50% опрошенных дает ответ: "Нет". Некоторые поясняют: "С такими ценностными жизненными ориентирами, которые у большинства молодежи сегодня, в при защите Отечества будет много предателей" или еще резче: "За "бабки" всё и всех продадут и предадут". И как вывод: "Если бы сегодня такой мощи удар был нанесен по стране, как в 1941 г., сегодняшняя молодежь не смогла бы защитить Отечество". 7% студентов не ответили на данный вопрос.

И на последний вопрос: "Интересуют ли Вас темы, связанные с Родиной и её защитой?" 64% опрошенных студентов отвечают - "Да, интересуют", а 26% отвечают, что их вообще данные вопросы не волнуют, 10% опрошенных промолчали.

В своем исследовании мы не претендуем на абсолютную истину. Но опросы всё же показали, что проблема "Патриотизм и молодежь" продолжает оставаться, хотя и острота её постепенно падает.


Истории известно, что народ, лишенный гражданского самосознания, не может защитить ни себя, ни Отечество. В таком случае и государство, и народ гибнут! Хотим мы этого своей Родине? Нет. Значит, каждый из нас должен осознавать себя гражданином своей страны и способствовать воспитанию у молодежи гражданского самосознания, т.е. любви к своей Родине. Тогда у России будет будущее, будет будущее и у нас, и у последующих поколений.



Участники мероприятия

Ведущие:
Дудинова Алена
Зайдуллина Камила

Чтецы:
Аминова Регина
Муртаева Алина
Биглова Лилия
Трегубова Маргарита
Басыров Руслан
Прошкин Кирилл
Гизатуллина Алина
Ризванова Лиана
Ахметшина Гузель
Исаева Елена

Авторы и исполнители песен:
Пеньков Иван
Файзуллин Артем
Сафаргалиев Руслан
Скорняков Дмитрий
Шайхутдинов Фадис
Гурьева Дарья
Полянская Наталья

Музыкальное и видео сопровождение:
Агарков Олег
Иванов Александр

Интервью:
Пазухина С.А.
Мирасова И.В.
Гафарова И.З.
Курмашева З.З.
Муравкин Илья
Белова Елизавета
Шамсутдинова А.
Каримов Ф.
Мельников Д.

Ход мероприятия



1. Ведущий 1:



Добрый день! Сегодняшнее наше мероприятие посвящено великому дню – Дню победы. Великая Отечественная война – самая ужасная война в истории нашего государства да и всего мира. Эта война оставила глубочайший след в жизни всего населения нашей страны (Советского Союза), победа досталась слишком большой ценой, ведь миллионы сложивших свои головы за Родину, за Сталина были чьими-то мужьями, женами, детьми, родителями. Каждая советская семья лишилась кого-то из родных и близких, а некоторые фамилии, к сожалению, вообще были уничтожены.



2. Песня «Война» в исполнении Муртаевой А., Аминовой Р.(1Э-1)



3. Исаева Е., Ахметшина Г. (1П-2):

да что я знаю о войне…

Да что я знаю о войне, да что я знаю о разлуке
Когда степной горит ковыль, и пустоту хватают руки
И мрамор туч, сколь хватит глаз, чеканит марш кусками неба
Ты, не таясь, ответь, солдат, какой имеет вкус победа

Скажи, что счастлив ты теперь и крепко спишь в своей постели
Ты всё забыл, ты всех простил, пусть за окном ревут метели
Тогда там был не ты, другой, сопляк наивный, что ребёнок
И пил взахлёб горящий спирт за первый ранивший осколок

Не ты смеялся среди гор, и не боялся Бога с чёртом
Кричи, гитара, пой, струна, летайте пальцы по аккордам
Не ты братался у огня и клялся в верности и чести
И не тебя прикрыл не он, и не тебе хотелось мести

Не твой товарищ умирал, беззвучно шевеля губами
Не на твоих руках, не он, хотел домой вернуться к маме
Не ты зубами рвал врага, свой долг с лихвою возвращая
Не ты от горя после выл, победу, будто яд глотая

Да что я знаю о войне, да что я знаю о разлуке
В благословенной тишине забвенье поглощает звуки
Домой вернулся ты, солдат, с посеребрённой головой
И шёл по полю налегке, и друг, тот самый, шёл с тобой.

4. Ведущий 2:

22 июня 1941 года в 4 часа утра, когдамирныелюдинашей страны спокойно спали, фашистская Германия без объявления войны своими танками и самолётами нарушила наши границы, ворвалась на территорию нашей страны, стала бомбить города и сёла, убивать мирный наш народ, сжигать дома. В нашей стране не было дома, семьи, откуда бы не ушли люди на фронт, не работали для фронта


5. Интервью: Зайдуллина К., Гурьева Д. (1Э-1)

6. Ведущий 1:

Шагает по земле война,

Земля вздохнула тяжко.
На растерзанье отдана,
Прости, прости, бедняжка!

7. Ведущий 2:

Прости за боль, за детский плач,

За кровь и дымные рассветы.
Вновь торжествует твой палач!
Как горек тихий стон планеты.

8. Муртаева А. (1Э-1):

И Кама, И Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты – косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишечьи пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу,
И рвали те песни комбата отцовскую душу.

9. Ведущий 1:

Этавсенародная трагедия коснулась и семей наших студентов.

10. Интервью Шамсутдинова А., Каримов Ф. (1Э-2)

11. Ведущий 1:

Я родилась после войны,

Я выросла под мирным небом.
Каким живу духовным хлебом?
Чем дорожу я в эти дни?
Мы не слышали взрывов бомб,
Не стояли холодными ночами за хлебом,
Мы не знаем, что такое похоронки.

12. Ведущий 2:

Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, то почти в каждой семье кто-то:

-погиб

-пропал без вести

-умер от ран

13. Интервью: Мирасова И.В., Муравкин И. (1П-1)

14. Гизатуллина А. (1А-2):

Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.

15. Ризванова Л. (1А-2):

Тогда нам было 10 лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет,
Они затемнены.
Кто прожил только 10 лет,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
Во тьме на фронт везли войска,
Детей в далёкий тыл.
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал.

16. Кульмухаметова Э. (3П-1):

Уже давно закончилась война. И только всегда распахнута наша память. Горькая, связывающая в одно, все поколения людей, память о Великой отечественной войне. Она пламенеет Вечным огнем, смотрит с пожелтевших фотографий семейных альбомов. В День победы мы приходим к памятным местам, останавливаемся и замираем в молчании. Трепетная минута молчания – эта клятва всегда хранить и нести сквозь годы благодарную память.

Война коснулась и нашей семьи. Я хочу рассказать о своем прадедушке, Ахметьянове Ахате Абдулхаковиче. Он родился 10 августа 1918 году в селе Макарово Ишимбайского района Башкирии. Окончив семь классов Макарской семилетней школы, он поступил в Серменевское педагогическое училище, которое закончил в 1937 году. Его назначили директором Актыновской начальной сельской школы в Чкаловской (Оренбургской) области, где он проработал до начала войны. К тому времени он закончил 3 курса Одесского педагогического института.

С самого начала войны мой прадедушка воевал на фронте. Он служил в 260 стрелковом полку 168 стрелковой дивизии, охранявшей до снятия блокады подступы к Ленинграду. Мой прадедушка воевал до 1944 года. Он был 4 раза ранен, получил контузию. После по состоянию здоровья он не мог воевать и вернулся к преподавательской деятельности.

За время службы в рядах РККА он получил награды: 11.11.1942г. Приказ по Ленинградскому фронту №02364/11 за образцовое выполнение боевых заданий командиров – орден «Красной звезды» №57394, 05.06.1943г. Указом ПВСС СССР за участие в героической обороне Ленинграда – медаль «За оборону Ленинграда» №20510, 26.09.1943г. Приказ по Ленинградскому фронту за образцовое выполнение боевых заданий командиров – орден «Отечественной войны IIстепени» №22991, 01.01.1943г. Приказ по Ленинградскому фронту за истребление 502 фашистов значок «Отличный снайпер» №00002

В своей автобиографии он писал: «За время войны проявил для народа следующие труды:

1. Лично сам истребил 567 немцев

2. Обучил снайперскому мастерству более 500 воинов Красной Армии. Показал в совершенстве владение огнестрельным оружием»

Про моего прадедушку написано немало. Во время войны очень известный советский военный корреспондент Илья Эренбург лично навестил снайпера Ахметьянова и написал про него очерк.

Приведу отрывок из материалов книги М.И.Гордода – «Невский 2»

«…Со страниц фронтовых газет не сходило имя скромного учителя математики из Башкортостана старшего сержанта Ахата Ахметьянова. Это был прославленный снайпер. И "На страже Родины", и "Красная звезда" писали о его удивительной изобретательности в поиске целей, об умении на редкость метко стрелять. Вот одна из заметок Ахата Ахметьянова, опубликованная в нашей газете и в "Красной звезде". Называется она "Выстрел в мину".

"Расскажу о том, как я на днях уничтожил вражеского снайпера. Это был опытный противник, он искусно стрелял и ещё более искусно маскировался.

Долго я выслеживал врага. Наконец нашёл: он прятался за броневым щитом. Но щит оказался такой толщины, что и бронебойная пуля его не брала. Перископ, торчавший над щитом, я разбил пулей. Фашист уполз живой.

Позиция снайпера была очень выгодной, и я предположил, что он сюда завтра вернётся. Ночью я вылез за проволочное заграждение и ползком добрался до огневой позиции немецкого снайпера. И вот что я сделал: перед самым щитом я зарыл в землю мину от 82-мм миномёта. На тупом конце мины, обращённом к нашим позициям, я прилепил белую бумажку и вернулся в свою роту.

Когда солнце поднялось, я уже сидел в засаде. Белый клочок бумаги на мине видел отчётливо. Жду: придёт ли вражеский снайпер? Пришёл! Поднялся над щитом новый перископ. Я медленно прицелился в белую бумажку, приклеенную к мине ( дистанция - 300 метров ), и плавно спустил курок.

Взрыв! Вверх полетели комья земли. Когда рассеялась пелена пыли, я увидел глубокую воронку. От вражеского снайпера и следа не осталось.

Это был 204-й истреблённый мною фашист».

В 1983 году была издана двенадцатитомная антология художественных произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы». В третий том, посвященный героической обороне Ленинграда, вошел рассказ В.Василевского «Удар в ночи» из повести «Военная косточка». Действие повести происходит в августе 1942 года, в 32-х километрах севернее Ленинграда. Главный герой – снайпер сержант Романцов. Прототипом его стал однополчанин В.Василевского Ахат Ахметьянов, учитель из Башки, лучший снайпер Ленинградского фронта.

Хочу также привести отрывок из материалов книги Г.Д. Нагаева «Русские оружейники»:

Снайперы Ленинградского фронта

В неожиданно вспыхнувшей зимой 1939 года войне с белофиннами нашими воинами успешно применялась самозарядная винтовка конструкции Ф. В. Токарева. В условиях суровой зимы созданные им "СВТ" действовали исправно и были грозным оружием советских пехотинцев. Скоро на фронте появились самозарядные винтовки Токарева с оптическим прицелом, единодушно прозванные в войсках "снайперскими". Советские снайперы, вооружённые "СВТ", притаившись в лесных зарослях или в снежных сугробах, метко разили врага.

Фёдор Васильевич в те дни получал много писем от фронтовиков. Они называли его "отцом", "родным дедушкой Токаревым" и от души благодарили за грозное оружие, против которого не могли устоять белофинские автоматчики, стрелявшие лишь по близким целям.

И в годы Великой Отечественной войны конструктор получал много писем от фронтовиков, благодаривших его за создание грозного оружия, сообщавших о том, как ведёт себя это оружие в бою. Вот одно из многочисленных писем, полученных Токаревым:
"Дорогой Фёдор Васильевич!

Примите от нас, бойцов Н-ского участка фронта, стоящих на страже города - крепости Кронштадта и колыбели Великого Октября - Ленинграда, наш боевой красноармейский привет.

Нам сообщили, что в Ораниенбауме, городе, который мы прикрываем своей грудью, вы учились, здесь прошёл первый период вашей конструкторской деятельности как творца новой боевой техники, наводящей ужас на проклятых фашистов. Заверяем вас, дорогой Фёдор Васильевич, что мы города, дорогого вашему сердцу, так же как и каждый рубеж, на котором мы стоим, врагу не отдадим.

Из самозарядной винтовки, изобретённой вами, снайпер Михаил Пухов, награждённый медалью "За отвагу", в одной операции, оставшись вдвоём против 30 гитлеровцев, вышел победителем. Он заявил: "Человеку, создавшему это оружие, - вечная благодарность от меня". Так говорит каждый боец, оценивший силу и достоинство вашего оружия.

Просим вас написать нам несколько строк - советов, как лучше обращаться с вашим оружием, чтобы бить врага наверняка. Будем вам очень благодарны. Пишите нам. С уважением:

Старший сержант орденоносец Фёдор Резниченко, истребивший 285 гитлеровцев;
Старший сержант орденоносец Ахат Ахметьянов, истребивший 250 гитлеровцев;
Старший сержант Павел Шабанов, награждённый медалью "За отвагу" истребивший 210 гитлеровцев;
Старший сержант Андрей Гостюхин, награждённый медалью "За отвагу", истребивший 164 гитлеровца".

Письма фронтовиков, их дружеские советы и пожелания ободряли конструктора в его трудной работе и помогали ему совершенствовать своё оружие.

В 1944 году в Москву был прислан с Ленинградского фронта образец снайперской винтовки Токарева "ДПА 5903". Ею был вооружён знатный снайпер фронта старший сержант Матвей Звягинцев. Эту винтовку он получил из рук командующего армией. К тому времени на личном счету снайпера Звягинцева значилось 50 уничтоженных гитлеровцев. Получив снайперскую винтовку, Звягинцев поклялся удвоить счёт убитых врагов и сдержал своё слово. На его счету в Январе 1944 года значилось 166 уничтоженных гитлеровцев.

19 Января снайпер Матвей Звягинцев, хорошо известный врагу, был окружён большой группой гитлеровцев. Он принял неравный бой и уничтожил ещё 9 автоматчиков врага, но и сам пал смертью героя. Начальник политотдела Н-ской части прислал в Москву винтовку, безотказно служившую снайперу - герою, и её передали на хранение в музей.

Солдаты, вооружённые винтовкой Токарева, сражались не только под Ленинградом, но и на всех участках необъятного фронта.

После окончания войны мой прадедушка Ахметьянов Ахат Абдулхакович работал заведующим РОНО Макаровского района Башкортостана, а потом учителем математики и физики

17. Басыров Р. (2П-1):

Как ненавижу я войну.
Уж столько лет она мне снится,
Нарушив сон и тишину,
Всё по ночам ко мне стучится.
Стучатся те, с кем воевал,
Кто не вернулся с поля боя,
Я каждый день друзей терял
И засыпал в траншее стоя.

18. Прошкин К. (1П-1), Биглова Л. (1Э-1):

Не смею говорить я о войне,
Но я скажу – есть родственная память,
Не дай нам Бог увидеть и во сне
Того, что было пережито Вами!

Не смею говорить я о любви,
Я не прощался с милой под «Славянку»
Не разлучали с нею нас бои,
Снаряды, самолёты, танки!

Не смею говорить я о беде,
Не иссыхал от голода в блокадном!
Но я скажу о крашеной звезде,
Что от дождя ржавеет на Отрадном.

Но я скажу о слёзах матерей,
Что у окошка не дождались сына!
Но я скажу, товарищ мой, налей
За дедов и отцов седины!

Но я скажу, товарищ, поклонись
Защитникам отечества – России,
И постарайся лучше сделать жизнь
Для тех, кто в жертву жизни приносили!

Ни слова Вам не скажет о войне
И тот, кто в ней прошёл все муки ада!
Прошу, друзья, сейчас, поверьте мне,
Его про это спрашивать не надо…

19. Интервью: Курмашева З. З., Белова Л. (1П-2)

20. Песня «Давай за..» в исполнении Гурьевой Д., Полянской Н.

21. Трегубова М. (1Э-1):

Стираются лица, стираются даты,
Порой ваша память не все сохранит,
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.
Пути фронтовые припомнятся снова,
Лишь карт пожелтевших коснетесь рукой:
Снега под Москвою, дожди под Ростовом,
Апрельский туман за чужою рекой.
Какими путями прошли вы, солдаты,
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица, стираются даты —
Военных дорог никогда не забыть!
Далекое время вам кажется близким,
Да нет очень многих друзей среди вас —
Пути отмечая, стоят обелиски,
Ведут о боях молчаливый рассказ…
Стираются даты, стираются лица,
Но будет победно и вечно цвести
Девятого мая салют над столицей,
Связавший узлом фронтовые пути.

22. Ведущие:
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина.

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо!— ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Самое лучшее и дорогое —
Родина.
Горе твое — это наше горе,
Родина.
Правда твоя — это наша правда,
Родина.
Слава твоя — это наша слава,
Родина!





23. Ведущий 2:

Память павших на фронтах ВОВ оставшихся навечно молодыми, и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня, почтим минутой молчания

24. Минута молчания

25. Песня «Памятьо войне» в исполнении Файзуллина А., Пенькова И. (1Т-2)

26. Ведущий 1:

Победа! Какое крылатое слово!

Оно, как огонь зажигает сердца,

Оно трепетать заставляет любого,

Оно поднимает на подвиг бойца!

27. Ведущий 2:

Победа! И залпы гремят над Москвою. И трубы играют, и губы поют.
Привет тебе, пахарь, салют тебе, воин, и Родине нашей трижды салют!

28. Биглова Л. (1Э-1):

На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них на рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы
Все судьбы в единую слиты.
А в вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
На братских могилах нет плачущих вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?

На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них на рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигают.

29. Басыров Р. (2П-1):

Как мало их осталось на земле.
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.

Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не бог…война им снова снится.

Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит бывший ротный старшина
И слышит, как внучок во сне смеётся.

30. Интервью: Пазухина С. А., Гафарова И. З.

31. Песня в стиле реп «Никто не забыт, ничто не забыто!» Скорняков Д., Шайхутдинов Ф. (1Т-2)

31. Ведущие:

Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание методической разработки


1. Пояснительная записка
2. Технологическая карта
3. Методическое обеспечение
4. Участники мероприятия
5. Ход мероприятия
6. Использованная литература




Пояснительная записка

Родина! Для старшего поколения, особенно военного, святое слово Родина ассоциировалось с «я», судьба Родины - это и личная судьба каждого, и его будущее. Это понятие впитывает любовь к родной земле, её просторам, людям, которых объединяет общее мироощущение и миропонимание; общая культура, имеющая тысячелетнюю историю; общие традиции, любовь к своим предкам, уважение к положительным качествам своего народа - умение жалеть слабых, доброта, стремление всегда помочь человеку в беде, открытость, душевность и человечность. Эта большая любовь к Родине была неразрывной с любовью к близким, родным, семье, детям, к родному дому и дорогому месту, где ты родился и вырос.

Родина-мать! Матушка-Россия! В сознании каждого человека прошлых поколений понятия мать и Родина - единое целое. В Великую Отечественную войну и стар, и млад - все встали на защиту своего Отечества. Были и предатели, но это была незначительная часть населения, которая была презираема народом. С понятием Родины ассоциировались и понятия достоинства каждого как гражданина страны, и гордости за Родину, за свой народ, который разбил фашизм, первым запустил человека в космос, достиг высочайших высот в науке, который создал замечательный балет, и которому рукоплескал весь мир. Это всеобщее единение и ощущение родства всех людей единой страны в минуты ликования и величайшей радости, и душевного подъема в день Великой Победы над фашисткой Германией, и взлета Юрия Гагарина в космос. О понимании и ощущении Родины военным поколением очень точно сказала замечательная поэтесса - фронтовичка Юлия Друнина:

"О Россия! С нелегкой судьбою страна…
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу, я скажу и врагу -
Без тебя, как без сердца, дорожить не смогу…"

В 1991- 1995 годы, когда был уничтожен Советский Союз, - для старшего поколения это воспринималось как личная трагедия. В 90-е годы с телеэкранов и радио обрушилась чуждая народу культура, невозможно было услышать ни одной русской песни. Вместе с уничтожением национального достоинства растаптывалось и гражданское самосознание народа, очернялись его национальные святыни, герои и их подвиги, страну захлестнула насаждаемая сверху американская масс-культура, призванная изменить психологию молодежи и переориентировать нравственные ценности. Слова "Родина", "Отчизна" у журналистов и тележурналистов того периода стали ругательными, и тех, кто их произносил, немедленно подвергали саркастическому высмеиванию.

В этот период мы провели социологический опрос томской молодежи 18-19 лет (150 анкет). Он дал потрясающие и очень негативные результаты. Понятие Родины молодым того периода было чуждо. На вопрос: "Как вы оцениваете Победу советского народа в Великой Отечественной войне?", как правило, следовал ответ типа: "Как жаль, что немцы нам проиграли, сейчас мы бы пили баварское пиво и жили припеваючи, как немцы". О фашизме и о том, что он нёс человечеству, они не знали! "Жить надо там, где больше платят" - вот их ответ.

В 2003 году мы снова повторили анонимный опрос молодежи 19-20 лет по теме: "Родина и отношение к Победе в Великой Отечественной войне". Подросло новое поколение, стала меняться обстановка в стране. В целом ответы были вновь неутешительные. Многие заявляли, что эта тема их вообще не интересует. Но среди общей массы появилась молодежь, которая стала задумываться, анализировать. Молодые по-прежнему мало знали о Великой Отечественной войне и её Героях, но очень сожалели, что у молодого поколения потеряны те качества, которые были у военного поколения.

В 2008 году мы вновь сделали анонимный опрос среди молодежи в возрасте от 19-21 года (133 анкеты). Итоги опроса показали, что "лед тронулся" в положительную сторону. На вопрос: "Что значит для Вас Родина - Россия? За что вы её любите (или не любите)?" Большинство (80% опрошенных) дали ответы типа: "Россия - это святое. Это нельзя объяснить, это надо почувствовать", "Родина - Россия имеет огромное место в моем сознании. Я - патриот своей Родины, никогда не променяю её даже на самые красивые небоскребы, Россию люблю за наш менталитет, за родные просторы, ведь Россия - она наша", "Родина - это мой родной дом, страна, где я родилась, мои родители и люди, которых я люблю", "Родина-Россия - значит любимое и самое дорогое, что есть у нас. Это самое замечательное, что всегда с нами. Её любить надо за все: и за природу, и за погоду, и за традиции, и за душевность народа, за его менталитет, и за то, что она просто Россия", "Родина - это место, где я родился, куда всегда тянет душой. Я горжусь, что родился в России. Меня восхищает душевность народа и его менталитет", "Родина - страна, в которой я живу, где я всех понимаю. Люблю за красоту природы и открытость русских людей, за наши традиции и нашу культуру", "Россия - это моя родная страна, в которой живут любимые и дорогие мне люди" и т.п.

Есть другого типа ответы (4,5% опрошенных) - "Люблю свою страну, но не люблю государство. Россия для меня всё, но государство моей Родины, мягко говоря, использует свой народ, как только можно и нельзя", "Родина - это место где я родился. Родину я люблю. Но мне не нравится государственный строй моей Родины. Мои родители отдали свое здоровье на Севере для процветания своей Родины. Работали, вкладывали силы, а сейчас, когда вышли на пенсию, о них забыло государство, им надо везде ходить, унижаться, просить, чтобы получить заработанную пенсию. Мы готовы сделать всё для Родины, а государство моей Родины потом тебя забудет", "Родина - это то место, где я родился, где жили мои предки, и где я буду жить всегда. Свою Родину я очень люблю и не предам ее. Но плохое впечатление на меня производит правительство, которое нас порой угнетает, и ошибка его в том, что оно не воспитывает патриотизм у будущих поколений".

И, наконец, третья группа ответов (12% опрошенных) типа: "Родина - это слово практически ничего для меня не значит. Скорее, не люблю ее, т.к. в нашей стране намного труднее жить с материальной точки зрения. Я считаю, наша страна дает нам меньше, чем требует" и т.п. 3,5 % студентов затруднились с ответом.

На вопрос: "В трудную минуту для Родины - России готовы ли Вы встать на её защиту?" 59% от опрошенных ответили: "Готовы". Есть и такие ответы: "Буду защищать до последнего вздоха, до последней капли крови". 13% опрошенных ответили: "Не готовы" и 28% - "нет, не буду её защищать", среди них есть и такие, которые сказали: "Не знаю". На вопрос: "Если в былые времена на Руси защитники Отечества руководствовались девизом: "Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет", "Честь и верность - родной земле!", "Один за всех и все за одного!", а в годы Великой Отечественной войны - "Вперед, за Родину! Ни шагу назад!", то каким бы девизом руководствовались Вы, вставая на защиту Отечества?". 80% опрошенных поддержали эти лозунги, 20% оставили их без внимания.

На вопрос: "Какими качествами, по Вашему мнению, обладали защитники Родины в Великой Отечественной войне? Есть ли эти качества у современной молодежи?" почти все однозначно отметили, что это - любовь к Родине, самоотверженность, мужество, смелость, честность, преданность, готовность к самопожертвованию, коллективизм, долг, верность , вера в Победу и правоту своей борьбы. И почти все опрошенные ответили, что у сегодняшней молодежи этих качеств нет. Студенты отмечают, что у сегодняшней молодежи иные ценностные ориентации - индивидуализм, меркантильность, рационализм. Вот один из примеров подобного ответа: "Сейчас каждый за себя, все пытаются извлечь выгоду для себя любой ценой"

На вопрос: "Готова ли современная молодежь на подвиг при защите своей Родины?" 43% студентов дали положительный ответ. 50% опрошенных дает ответ: "Нет". Некоторые поясняют: "С такими ценностными жизненными ориентирами, которые у большинства молодежи сегодня, в при защите Отечества будет много предателей" или еще резче: "За "бабки" всё и всех продадут и предадут". И как вывод: "Если бы сегодня такой мощи удар был нанесен по стране, как в 1941 г., сегодняшняя молодежь не смогла бы защитить Отечество". 7% студентов не ответили на данный вопрос.

И на последний вопрос: "Интересуют ли Вас темы, связанные с Родиной и её защитой?" 64% опрошенных студентов отвечают - "Да, интересуют", а 26% отвечают, что их вообще данные вопросы не волнуют, 10% опрошенных промолчали.

В своем исследовании мы не претендуем на абсолютную истину. Но опросы всё же показали, что проблема "Патриотизм и молодежь" продолжает оставаться, хотя и острота её постепенно падает.


Истории известно, что народ, лишенный гражданского самосознания, не может защитить ни себя, ни Отечество. В таком случае и государство, и народ гибнут! Хотим мы этого своей Родине? Нет. Значит, каждый из нас должен осознавать себя гражданином своей страны и способствовать воспитанию у молодежи гражданского самосознания, т.е. любви к своей Родине. Тогда у России будет будущее, будет будущее и у нас, и у последующих поколений.



Участники мероприятия

Ведущие:
Дудинова Алена
Зайдуллина Камила

Чтецы:
Аминова Регина
Муртаева Алина
Биглова Лилия
Трегубова Маргарита
Басыров Руслан
Прошкин Кирилл
Гизатуллина Алина
Ризванова Лиана
Ахметшина Гузель
Исаева Елена

Авторы и исполнители песен:
Пеньков Иван
Файзуллин Артем
Сафаргалиев Руслан
Скорняков Дмитрий
Шайхутдинов Фадис
Гурьева Дарья
Полянская Наталья

Музыкальное и видео сопровождение:
Агарков Олег
Иванов Александр

Интервью:
Пазухина С.А.
Мирасова И.В.
Гафарова И.З.
Курмашева З.З.
Муравкин Илья
Белова Елизавета
Шамсутдинова А.
Каримов Ф.
Мельников Д.

Ход мероприятия



1. Ведущий 1:



Добрый день! Сегодняшнее наше мероприятие посвящено великому дню – Дню победы. Великая Отечественная война – самая ужасная война в истории нашего государства да и всего мира. Эта война оставила глубочайший след в жизни всего населения нашей страны (Советского Союза), победа досталась слишком большой ценой, ведь миллионы сложивших свои головы за Родину, за Сталина были чьими-то мужьями, женами, детьми, родителями. Каждая советская семья лишилась кого-то из родных и близких, а некоторые фамилии, к сожалению, вообще были уничтожены.



2. Песня «Война» в исполнении Муртаевой А., Аминовой Р.(1Э-1)



3. Исаева Е., Ахметшина Г. (1П-2):

да что я знаю о войне…

Да что я знаю о войне, да что я знаю о разлуке
Когда степной горит ковыль, и пустоту хватают руки
И мрамор туч, сколь хватит глаз, чеканит марш кусками неба
Ты, не таясь, ответь, солдат, какой имеет вкус победа

Скажи, что счастлив ты теперь и крепко спишь в своей постели
Ты всё забыл, ты всех простил, пусть за окном ревут метели
Тогда там был не ты, другой, сопляк наивный, что ребёнок
И пил взахлёб горящий спирт за первый ранивший осколок

Не ты смеялся среди гор, и не боялся Бога с чёртом
Кричи, гитара, пой, струна, летайте пальцы по аккордам
Не ты братался у огня и клялся в верности и чести
И не тебя прикрыл не он, и не тебе хотелось мести

Не твой товарищ умирал, беззвучно шевеля губами
Не на твоих руках, не он, хотел домой вернуться к маме
Не ты зубами рвал врага, свой долг с лихвою возвращая
Не ты от горя после выл, победу, будто яд глотая

Да что я знаю о войне, да что я знаю о разлуке
В благословенной тишине забвенье поглощает звуки
Домой вернулся ты, солдат, с посеребрённой головой
И шёл по полю налегке, и друг, тот самый, шёл с тобой.

4. Ведущий 2:

22 июня 1941 года в 4 часа утра, когдамирныелюдинашей страны спокойно спали, фашистская Германия без объявления войны своими танками и самолётами нарушила наши границы, ворвалась на территорию нашей страны, стала бомбить города и сёла, убивать мирный наш народ, сжигать дома. В нашей стране не было дома, семьи, откуда бы не ушли люди на фронт, не работали для фронта


5. Интервью: Зайдуллина К., Гурьева Д. (1Э-1)

6. Ведущий 1:

Шагает по земле война,

Земля вздохнула тяжко.
На растерзанье отдана,
Прости, прости, бедняжка!

7. Ведущий 2:

Прости за боль, за детский плач,

За кровь и дымные рассветы.
Вновь торжествует твой палач!
Как горек тихий стон планеты.

8. Муртаева А. (1Э-1):

И Кама, И Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты – косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишечьи пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу,
И рвали те песни комбата отцовскую душу.

9. Ведущий 1:

Этавсенародная трагедия коснулась и семей наших студентов.

10. Интервью Шамсутдинова А., Каримов Ф. (1Э-2)

11. Ведущий 1:

Я родилась после войны,

Я выросла под мирным небом.
Каким живу духовным хлебом?
Чем дорожу я в эти дни?
Мы не слышали взрывов бомб,
Не стояли холодными ночами за хлебом,
Мы не знаем, что такое похоронки.

12. Ведущий 2:

Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, то почти в каждой семье кто-то:

-погиб

-пропал без вести

-умер от ран

13. Интервью: Мирасова И.В., Муравкин И. (1П-1)

14. Гизатуллина А. (1А-2):

Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.

15. Ризванова Л. (1А-2):

Тогда нам было 10 лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет,
Они затемнены.
Кто прожил только 10 лет,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
Во тьме на фронт везли войска,
Детей в далёкий тыл.
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал.

16. Кульмухаметова Э. (3П-1):

Уже давно закончилась война. И только всегда распахнута наша память. Горькая, связывающая в одно, все поколения людей, память о Великой отечественной войне. Она пламенеет Вечным огнем, смотрит с пожелтевших фотографий семейных альбомов. В День победы мы приходим к памятным местам, останавливаемся и замираем в молчании. Трепетная минута молчания – эта клятва всегда хранить и нести сквозь годы благодарную память.

Война коснулась и нашей семьи. Я хочу рассказать о своем прадедушке, Ахметьянове Ахате Абдулхаковиче. Он родился 10 августа 1918 году в селе Макарово Ишимбайского района Башкирии. Окончив семь классов Макарской семилетней школы, он поступил в Серменевское педагогическое училище, которое закончил в 1937 году. Его назначили директором Актыновской начальной сельской школы в Чкаловской (Оренбургской) области, где он проработал до начала войны. К тому времени он закончил 3 курса Одесского педагогического института.

С самого начала войны мой прадедушка воевал на фронте. Он служил в 260 стрелковом полку 168 стрелковой дивизии, охранявшей до снятия блокады подступы к Ленинграду. Мой прадедушка воевал до 1944 года. Он был 4 раза ранен, получил контузию. После по состоянию здоровья он не мог воевать и вернулся к преподавательской деятельности.

За время службы в рядах РККА он получил награды: 11.11.1942г. Приказ по Ленинградскому фронту №02364/11 за образцовое выполнение боевых заданий командиров – орден «Красной звезды» №57394, 05.06.1943г. Указом ПВСС СССР за участие в героической обороне Ленинграда – медаль «За оборону Ленинграда» №20510, 26.09.1943г. Приказ по Ленинградскому фронту за образцовое выполнение боевых заданий командиров – орден «Отечественной войны IIстепени» №22991, 01.01.1943г. Приказ по Ленинградскому фронту за истребление 502 фашистов значок «Отличный снайпер» №00002

В своей автобиографии он писал: «За время войны проявил для народа следующие труды:

1. Лично сам истребил 567 немцев

2. Обучил снайперскому мастерству более 500 воинов Красной Армии. Показал в совершенстве владение огнестрельным оружием»

Про моего прадедушку написано немало. Во время войны очень известный советский военный корреспондент Илья Эренбург лично навестил снайпера Ахметьянова и написал про него очерк.

Приведу отрывок из материалов книги М.И.Гордода – «Невский 2»

«…Со страниц фронтовых газет не сходило имя скромного учителя математики из Башкортостана старшего сержанта Ахата Ахметьянова. Это был прославленный снайпер. И "На страже Родины", и "Красная звезда" писали о его удивительной изобретательности в поиске целей, об умении на редкость метко стрелять. Вот одна из заметок Ахата Ахметьянова, опубликованная в нашей газете и в "Красной звезде". Называется она "Выстрел в мину".

"Расскажу о том, как я на днях уничтожил вражеского снайпера. Это был опытный противник, он искусно стрелял и ещё более искусно маскировался.

Долго я выслеживал врага. Наконец нашёл: он прятался за броневым щитом. Но щит оказался такой толщины, что и бронебойная пуля его не брала. Перископ, торчавший над щитом, я разбил пулей. Фашист уполз живой.

Позиция снайпера была очень выгодной, и я предположил, что он сюда завтра вернётся. Ночью я вылез за проволочное заграждение и ползком добрался до огневой позиции немецкого снайпера. И вот что я сделал: перед самым щитом я зарыл в землю мину от 82-мм миномёта. На тупом конце мины, обращённом к нашим позициям, я прилепил белую бумажку и вернулся в свою роту.

Когда солнце поднялось, я уже сидел в засаде. Белый клочок бумаги на мине видел отчётливо. Жду: придёт ли вражеский снайпер? Пришёл! Поднялся над щитом новый перископ. Я медленно прицелился в белую бумажку, приклеенную к мине ( дистанция - 300 метров ), и плавно спустил курок.

Взрыв! Вверх полетели комья земли. Когда рассеялась пелена пыли, я увидел глубокую воронку. От вражеского снайпера и следа не осталось.

Это был 204-й истреблённый мною фашист».

В 1983 году была издана двенадцатитомная антология художественных произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы». В третий том, посвященный героической обороне Ленинграда, вошел рассказ В.Василевского «Удар в ночи» из повести «Военная косточка». Действие повести происходит в августе 1942 года, в 32-х километрах севернее Ленинграда. Главный герой – снайпер сержант Романцов. Прототипом его стал однополчанин В.Василевского Ахат Ахметьянов, учитель из Башки, лучший снайпер Ленинградского фронта.

Хочу также привести отрывок из материалов книги Г.Д. Нагаева «Русские оружейники»:

Снайперы Ленинградского фронта

В неожиданно вспыхнувшей зимой 1939 года войне с белофиннами нашими воинами успешно применялась самозарядная винтовка конструкции Ф. В. Токарева. В условиях суровой зимы созданные им "СВТ" действовали исправно и были грозным оружием советских пехотинцев. Скоро на фронте появились самозарядные винтовки Токарева с оптическим прицелом, единодушно прозванные в войсках "снайперскими". Советские снайперы, вооружённые "СВТ", притаившись в лесных зарослях или в снежных сугробах, метко разили врага.

Фёдор Васильевич в те дни получал много писем от фронтовиков. Они называли его "отцом", "родным дедушкой Токаревым" и от души благодарили за грозное оружие, против которого не могли устоять белофинские автоматчики, стрелявшие лишь по близким целям.

И в годы Великой Отечественной войны конструктор получал много писем от фронтовиков, благодаривших его за создание грозного оружия, сообщавших о том, как ведёт себя это оружие в бою. Вот одно из многочисленных писем, полученных Токаревым:
"Дорогой Фёдор Васильевич!

Примите от нас, бойцов Н-ского участка фронта, стоящих на страже города - крепости Кронштадта и колыбели Великого Октября - Ленинграда, наш боевой красноармейский привет.

Нам сообщили, что в Ораниенбауме, городе, который мы прикрываем своей грудью, вы учились, здесь прошёл первый период вашей конструкторской деятельности как творца новой боевой техники, наводящей ужас на проклятых фашистов. Заверяем вас, дорогой Фёдор Васильевич, что мы города, дорогого вашему сердцу, так же как и каждый рубеж, на котором мы стоим, врагу не отдадим.

Из самозарядной винтовки, изобретённой вами, снайпер Михаил Пухов, награждённый медалью "За отвагу", в одной операции, оставшись вдвоём против 30 гитлеровцев, вышел победителем. Он заявил: "Человеку, создавшему это оружие, - вечная благодарность от меня". Так говорит каждый боец, оценивший силу и достоинство вашего оружия.

Просим вас написать нам несколько строк - советов, как лучше обращаться с вашим оружием, чтобы бить врага наверняка. Будем вам очень благодарны. Пишите нам. С уважением:

Старший сержант орденоносец Фёдор Резниченко, истребивший 285 гитлеровцев;
Старший сержант орденоносец Ахат Ахметьянов, истребивший 250 гитлеровцев;
Старший сержант Павел Шабанов, награждённый медалью "За отвагу" истребивший 210 гитлеровцев;
Старший сержант Андрей Гостюхин, награждённый медалью "За отвагу", истребивший 164 гитлеровца".

Письма фронтовиков, их дружеские советы и пожелания ободряли конструктора в его трудной работе и помогали ему совершенствовать своё оружие.

В 1944 году в Москву был прислан с Ленинградского фронта образец снайперской винтовки Токарева "ДПА 5903". Ею был вооружён знатный снайпер фронта старший сержант Матвей Звягинцев. Эту винтовку он получил из рук командующего армией. К тому времени на личном счету снайпера Звягинцева значилось 50 уничтоженных гитлеровцев. Получив снайперскую винтовку, Звягинцев поклялся удвоить счёт убитых врагов и сдержал своё слово. На его счету в Январе 1944 года значилось 166 уничтоженных гитлеровцев.

19 Января снайпер Матвей Звягинцев, хорошо известный врагу, был окружён большой группой гитлеровцев. Он принял неравный бой и уничтожил ещё 9 автоматчиков врага, но и сам пал смертью героя. Начальник политотдела Н-ской части прислал в Москву винтовку, безотказно служившую снайперу - герою, и её передали на хранение в музей.

Солдаты, вооружённые винтовкой Токарева, сражались не только под Ленинградом, но и на всех участках необъятного фронта.

После окончания войны мой прадедушка Ахметьянов Ахат Абдулхакович работал заведующим РОНО Макаровского района Башкортостана, а потом учителем математики и физики

17. Басыров Р. (2П-1):

Как ненавижу я войну.
Уж столько лет она мне снится,
Нарушив сон и тишину,
Всё по ночам ко мне стучится.
Стучатся те, с кем воевал,
Кто не вернулся с поля боя,
Я каждый день друзей терял
И засыпал в траншее стоя.

18. Прошкин К. (1П-1), Биглова Л. (1Э-1):

Не смею говорить я о войне,
Но я скажу – есть родственная память,
Не дай нам Бог увидеть и во сне
Того, что было пережито Вами!

Не смею говорить я о любви,
Я не прощался с милой под «Славянку»
Не разлучали с нею нас бои,
Снаряды, самолёты, танки!

Не смею говорить я о беде,
Не иссыхал от голода в блокадном!
Но я скажу о крашеной звезде,
Что от дождя ржавеет на Отрадном.

Но я скажу о слёзах матерей,
Что у окошка не дождались сына!
Но я скажу, товарищ мой, налей
За дедов и отцов седины!

Но я скажу, товарищ, поклонись
Защитникам отечества – России,
И постарайся лучше сделать жизнь
Для тех, кто в жертву жизни приносили!

Ни слова Вам не скажет о войне
И тот, кто в ней прошёл все муки ада!
Прошу, друзья, сейчас, поверьте мне,
Его про это спрашивать не надо…

19. Интервью: Курмашева З. З., Белова Л. (1П-2)

20. Песня «Давай за..» в исполнении Гурьевой Д., Полянской Н.

21. Трегубова М. (1Э-1):

Стираются лица, стираются даты,
Порой ваша память не все сохранит,
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.
Пути фронтовые припомнятся снова,
Лишь карт пожелтевших коснетесь рукой:
Снега под Москвою, дожди под Ростовом,
Апрельский туман за чужою рекой.
Какими путями прошли вы, солдаты,
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица, стираются даты —
Военных дорог никогда не забыть!
Далекое время вам кажется близким,
Да нет очень многих друзей среди вас —
Пути отмечая, стоят обелиски,
Ведут о боях молчаливый рассказ…
Стираются даты, стираются лица,
Но будет победно и вечно цвести
Девятого мая салют над столицей,
Связавший узлом фронтовые пути.

22. Ведущие:
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина.

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо!— ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Самое лучшее и дорогое —
Родина.
Горе твое — это наше горе,
Родина.
Правда твоя — это наша правда,
Родина.
Слава твоя — это наша слава,
Родина!





23. Ведущий 2:

Память павших на фронтах ВОВ оставшихся навечно молодыми, и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня, почтим минутой молчания

24. Минута молчания

25. Песня «Памятьо войне» в исполнении Файзуллина А., Пенькова И. (1Т-2)

26. Ведущий 1:

Победа! Какое крылатое слово!

Оно, как огонь зажигает сердца,

Оно трепетать заставляет любого,

Оно поднимает на подвиг бойца!

27. Ведущий 2:

Победа! И залпы гремят над Москвою. И трубы играют, и губы поют.
Привет тебе, пахарь, салют тебе, воин, и Родине нашей трижды салют!

28. Биглова Л. (1Э-1):

На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них на рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы
Все судьбы в единую слиты.
А в вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
На братских могилах нет плачущих вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?

На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них на рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигают.

29. Басыров Р. (2П-1):

Как мало их осталось на земле.
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.

Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не бог…война им снова снится.

Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит бывший ротный старшина
И слышит, как внучок во сне смеётся.

30. Интервью: Пазухина С. А., Гафарова И. З.

31. Песня в стиле реп «Никто не забыт, ничто не забыто!» Скорняков Д., Шайхутдинов Ф. (1Т-2)

31. Ведущие:

Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выработка сознательного отношения к историческому прошлому через проектно-исследовательскую деятельность учащихся

Методические рекомендации по реализации Историко-культурного стандарта в урочной и во внеурочной деятельности в области выработки сощнательного отношения к историческому прошлому через проектно-исслед...

Урок Памяти. «Они прошли через войну» Музыкально-литературная композиция

воспитание патриотизма и гражданской позиции современного молодого человека; формирование осознания важности истории страны; расширение кругозора о военном времени и о роли людей искусства в  год...

Классный час "Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки в двойне!"

Открытый час общенияв 10 классе «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки в двойне!»...

"Эхо войны и память сердца".

Создание подарочного сувенира для ветеранов Великой Отечественной войны. Яркий, красочный сувенир принесет большую радость Ветеранам-Победителям и создаст праздничное настроение, передаст им чувство г...

Паспорт социального проекта "«Эхо Войны и память сердца»."

Данный проект направлен на воспитание чувства патриатизма у школьников...

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Эхо войны и память сердца"

Технологическая карта внеклассного мероприятия составлена для обучающихся 8-9 классов (АООП, вариант 1)....

"Кто сказал,что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!" - В. Лебедев-Кумач.

Статья к отчётному концерту народного отдела "Музыкальная весна", посвящённого памяти артистов фронтовых бригад ВОВ....