рекомендации и статьи
статья по теме

Теоретический материал для выступлений на методических объединениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_audirovanie.docx94.47 КБ
Файл rekomendacii.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Глаза открывают человеку мир.
Уши открывают мир в человеке.

И. Э. Берендт

В рамках изменения парадигмы современного образования происходят изменения и в методике преподавания иностранных языков. Особое значение приобретает вопрос, касающийся содержания учебного аспекта, под которым подразумеваются “речевые умения, которыми должен овладеть учащийся как средствами общения, – говорение, аудирование, чтение и письмо”

Традиционная методика обучения иностранному языку рассматривала обучение аудированию как вид речевой деятельности, не требующий специального дидактического подхода и ограничивающийся восприятием звуков и интонационных элементов. На практике оказывается, что из всех формируемых навыков четырёх видов речевой деятельности навыки аудирования у учащихся, как правило, наименее развиты. Низкий уровень владения навыками аудирования зависит как от объективных причин: недостаточная разработанность учебно-методического и технологического обеспечения данного аспекта, так и от субъективных – аудирование требует крайне напряжённой психической деятельности учащихся, вызывает быстрое утомление и отключение внимания слушающего. Но, как было сказано выше, именно на умении слышать и понимать строится умение говорить на иностранном языке. Поэтому одной из основных целей содержания современных программ по иностранному языку является развитие у обучающихся способности воспринимать на слух иноязычную речь, то есть аудирования.

Аудирование – очень сложный вид речевой деятельности. Практика показывает, что именно с аудированием у учеников связано большинство проблем и неудач как на уроках, так и на экзаменах.Звучащую речь трудно понимать из-за высокого темпа или незнакомых слов и грамматических структур.

Как следует грамотно совершенствовать данное умение?

Аудирование основано на умении, и как всякое умение оно опирается на определенные навыки, главными из которых являются:

  1. навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи на морфологическом и синтаксическом уровне;
  2. навыки непосредственного понимания слов и словосочетаний;
  3. навыки подсознательного восприятия звуков, звукосочетаний и интонаций, то есть звуковой стороны речи.

Ведущую роль в развитии этих навыков играют технические средства слуховой, зрительной и зрительно-слуховой наглядности.

В настоящее время различается несколько видов аудирования:

  1. звукоразличительному аудированию, направленному на восприятие и понимание отдельных звуков;
  2. аудированию основного содержания, когда нужно понять самую главную информацию, игнорируя детали;
  3. аудированию с полным пониманием, в котором важно и основное содержание, и детали;
  4. аудированию с выборочным пониманием, направленному на вычленение и осмысление только интересующей информации или той, которая указана в задании.

Как в отечественной, так и в зарубежной методике, традиционно предлагают разбить работу над текстом на 3 этапа:

1. до прослушивания, 2. во время прослушивания, 3. после прослушивания.

Как показывает практика для каждого этапа работы эффективными будут свои специальные  упражнения. Вашему вниманию предлагается

СИСТЕМА ПОЭТАПНОГО ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

I.Подготовительные   упражнения

II.Речевые упражнения

1.  на распознавание фонетических единиц; 

2.  на распознавание лексических единиц;

3. на распознавание грамматических явлений;

4. на развитие механизма вероятностного прогнозирования;

5. упражнения, выполняемые в процессе прослушивания;

6. упражнения, выполняемые после прослушивания: контроль понимания и вовлечение учащихся в активную творческую деятельность.

I. Предтекстовый этап

Предтекстовый этап включает работу с доской, раздаточным материалом и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение. Это сообщение можно превратить в небольшую беседу, предложив учашимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить.

На этом этапе используются следующие виды работ:

  1. введение новых слов, их объяснение, знакомство с иллюстрациями
  2. работа с наиболее сложными грамматическими структурами
  3. активизация знаний путём ассоциограмм
  4. тематическая группировка слов из аудиотекста
  5. составление коротких предложений с этими словами
  6. отработка техники чтения, звукобуквенного соответствия, произношения, ударения, интонации
  7. визуальные импульсы (иллюстрация, фото, видео при введении новых слов, предложений из аудиотекста (ответить на вопросы – кто что делает, где происходит действие, составить диалог по картинке), т.е. придумать о чём говорят)
  8. акустические импульсы (голоса, звуки, музыка)
  9. постановка всевозможных вопросов к наиболее сложным предложениям текста
  10. нахождение соответствия к тексту, к картинке, предложению
  11. последовательное расположение предложений, абзацев
  12. упрощённая версия
  13. избирательное аудирование фрагментов текста с выполнением задания: сформировать ответ на вопрос, воспроизведение контекстов употребления определённых слов, определение правильности предварительного утверждения

II. Текстовый этап

Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочерёдно отдельных абзацев, смысловых блоков. В процессе многократного прослушивания текста.

  1. заполнение таблицы (имена, цифры, другие данные)
  2. заполнение пропусков в тексте
  3. ответы на главные 5 вопросов (кто, где, когда, как, почему)
  4. визуальный диктант
  5. установление правильной последовательности (предложений, фрагментов)
  6. тест “правильно/неправильно”
  7. подбор заглавия абзацам
  8. перефразирование 
  9. Прослушайте текст и скажите, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нём без каких либо изменений.

III. Послетекстовый этап

Послетекстовый этап направлен на проверку полноты и точности содержания, т.е. контроль работы над текстом, обсуждение прослушанного. Этот этап включает такие задания:

  1. упорядочение предложений/абзацев в соответствии с прослушанным текстом или какая картинка соответствует, какому тексту, заголовку, картинке.
  2. придумать конец/продолжение рассказа
  3. составить план
  4. придумать рассказ по аналогии
  5. ролевая игра
  6. составление диалогов по теме рассказа
  7. постепенное и полное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо)

Рекомендации учащимся по работе с аудиотекстами.

Перед тем, как прослушать текст, ознакомься с этими советами:

  1. Прочти задание, чтобы четко знать , что ты должен делать!
  2. Рассмотри рисунки, они могут тебе помочь понять содержание текста, диалога и т.д.
  3. Прочти приведенные примеры: они могут дать тебе определенные подсказки (идеи).
  4. Постарайся догадаться о том, что ты прослушаешь. Составь свои предположения.
  5. Когда ты слушаешь текст, делай пометки! Не старайся записать фразу целиком, только ключевые слова.
  6. Если дикторы говорят быстро, постарайся понять смысл в целом, а не каждое слово!

А теперь, вперед! Пробуй!

Последовательное выполнение всех пунктов памятки позволит учащимся облегчить достижение желаемого результата.

Вышеизложенные теоретические основы процесса аудирования и практические рекомендации по формированию навыков восприятия иноязычной речи на слух могут быть приняты во внимание учителями иностранных языков и, непосредственно, обучающимися. Важно помнить, что только регулярные занятия, начиная с первых дней изучения языка, направленные на формирование механизмов аудирования, помогут преодолеть психологический барьер, трудности, возникающие при понимании содержания иноязычного текста. 

Список литературы

  1. Ляховицкий М. В. Технические средства в обучении иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1981. — С. 53-61.
  2. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Сост. Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. — Минск: Вышэйшая школа, 2000. — С.58-70.
  3. Пассов Е. И. Программа — концепция коммуникативного иноязычного образования. — М.: Просвещение, 2000. — 172 с.
  4. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — С. 104–123.
  5. Рыбина О. В. Обучение аудированию на уроках иностранного языка // Образование в современной школе. — 2001. — № 5-6. — С. 35-43.
  6. Dahlhaus B. Fertigkeit Hören. — München: Goethe-Institut, 1994. — 192 S.


Предварительный просмотр:

Рекомендации

При подготовке к экзамену по иностранному языку в форме ЕГЭ / ГИА нужно учитывать то, что такой экзамен включает в себя проверку рецептивных (чтение, аудирование) и продуктивных (говорение, письмо) видов речевой деятельности. Чем лучше ученик владеет разными видами речевой деятельности, тем успешнее он будет на экзамене.

 Безусловно, продуктивные виды речевой деятельности вызывают у учащихся наибольшую сложность в выполнении заданий, поэтому наша задача состоит в том, чтобы ученик смог набрать как можно больше баллов за выполнение заданий направленных на проверку рецептивных видов речевой деятельности.

Вашему вниманию представляется «Planungsraster zum DU Entwicklung des Hörverstehens » (für Lehrer) и «Eine Checkliste mit Strategien beim Hören»  (für Schüler)

«Planungsraster zum DU Entwicklung des Hörverstehens »

Abkürzungen: EA – Eigenarbeit, PA – Partnerarbeit, GA – Gruppenarbeit, PL – Plenum.

                        LB – Lehrbuch, AB – Arbeitsblatt, LAB – Lehrer Arbeitsbuch,

Zeit/Phase

Ziele/ Feinziele

Schüleraktivität

Sozialform

Medien/ Materialien

Lehreraktivität

Vor-Phase

  1. Lexikalische Vorentlastung
  2. Inhaltliche Vorenlastung
  3. Phonetische Vorentlastung
  4. Grammatische Vorentlastung
  5. Vorkenntnisse aktivieren
  6. Interesse wecken
  7. Hörerwartung aufbauen
  8. In die kommunikative Situation einführen
  9. ……………

  1. Assoziationen sammeln
  2. Sich zu Bild/ Collage/ Foto/ Karikatur/ Bilderreihe äußern
  3. Synonyme-Antonyme
  4. Wörterreihen
  5. Zuordnungen (Bild-Bild, Bild-Wort, Bild-Satz usw)
  6. Musik hören, über Assoziationen sprechen
  7. Wortgeländer aufbauen
  8. Lexikalische, grammatische Spiele
  9. Mit den Landkarten arbeiten
  10. Antizipation (vom Titel zum Inhalt)
  11. Bilder zeichnen
  12. Fragen an den Text stellen
  13. ...................

EA

PA

GA

PL

Spielkreis

LB

AB

LAB

Folie

Tafel

Kärtchen

Plakate

Kassettenrekorder

Videorekorder

CD

  1. Nennt das Thema
  2. Verteilt AB
  3. Zeigt Bilder, Collagen, Fotos u.ä.
  4. Erklärt die Aufgabe
  5. Schaltet den Kassetten, -Videorekorder ein und aus
  6. Geht von der Gr. zu Gr., hilft den Leistungsschwachen
  7. Lässt die Lerner die Resultate untereinander vergleichen
  8. Schreibt an die Tafel…
  9. Regt zur Diskussion an
  10. ……………..

Zeit/Phase

Ziele/ Feinziele

Schüleraktivität

Sozialform

Medien

Lehreraktivität

Während-Phase

Entwicklung des globalen, selektiven, (beim Bedarf) totalen Hörverstehens

  1. Zuordnungsaufgaben
  2. Flussdiagramm
  3. Paralleltext
  4. Auf W-Fragen antworten
  5. Lückentexte
  6. Die richtige Reihenfolge finden
  7. sich selber kontrollieren
  8. untereinander die Resultate vergleichen
  9. …………………….

EA

PA

GA

PL

AB

Kopien

  1. Erklärt die Aufgabe
  2. Verteilt AB
  3. Bildet Gruppen
  4. Geht von der Gr. zu Gr. hilft beim Bedarf
  5. Hängt / schreibt die richtige Lösung an die Tafel

Zeit/Phase

Ziele/ Feinziele

Schüleraktivität

Sozialform

Medien

Lehreraktivität

Nach-Phase

  1. Kontrolle des Hörverständnisses

  1. Transfer:

Entwicklung von anderen Fertigkeiten

  1. Ja/nein
  2. Richtig/falsch
  3. Lückentext
  4. W-Fragen
  5. Zuordnungen
  6. Die Fortsetzung der Geschichte schreiben
  7. Einen Brief an den Autor / eine Figur im Text schreiben
  8. Pantomine spielen, raten lassen
  9. Ein anderes Ende schreiben
  10. Dialoge entwickeln
  11. Über den Inhalt diskutieren
  12. Schattentheater
  13. Puppentheater

EA

PA

GA

PL

AB

Kopien

  1. Erklärt die Aufgabe
  2. Verteilt AB
  3. Geht von der Gr. zu Gr. hilft beim Bedarf
  4. Hängt / schreibt die richtige Lösung an die Tafel
  5. Kontolliert selbst (beim Bedarf)
  6. …………

«Eine Checkliste mit Strategien beim Hören»

Vor dem Hören

Beim Hören

Nach dem Hören

  1. Diskutiert über das Thema!
  2. Stellt Fragen, was kommt im Hörtext!
  3. Bildet Hypothesen!
  4. Markiert Signalwörter in den Aufgaben.Sie sind wichtig beim Hören!
  5. Zuerst die Aufgaben lesen,dann hören!
  6. Sammelt Assoziation. Diese Wörter können im Text vorkommen!
  1. Ihr seid bei einer Antwort nicht sicher? Markiert sie und achtet beim 2. Hören darauf
  2. Achtet auf die Stimmen und auf die Intonationen!
  3. Konzentriert euch auf das Thema!
  4. Konzentriert euch auf die Aufgabe!
  5. Achtet euch auf die Geräusche!
  6. Was ist wichtig? Macht Notizen! Notiert keine Satze. Notiert nur Wörter oder Wortpaare!
  7. Im Hörtext sind oft andere Wörter, Ausdrücke als in den Aufgaben. Achtet auf die Bedeutung!
  1. Ist ein Antwort nicht logisch?        Dann ist sie falsch!
  2. Ist eine Antwort sicher falsch?      Streicht sie durch. Richtig ist eine andere!
  3. Habt ihr immer noch keine Antwort?      

Kreutz etwas an!