Формирование исследовательского типа мышления учащихся
статья (11 класс) на тему

Пономарева Людмила Павловна

В данной публикации я исследую особенности исследоватлеьской деятельности учащихся разного возраста. Анализируя их проекты, я делаю прихожу к выводу, что личностная мотивация лежит в основе исследовательской деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Формирование исследовательского типа мышления учащихся

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать самому,  и я научусь.

Китайская мудрость

Начиная любую работу, каждый человек определяет цель  и ставит задачи.

Какова же цель  исследовательской деятельности?          

Это, на мой взгляд, формирование мобильной личности, способной анализировать, прогнозировать, делать выводы, быть готовой к различным видам деятельности, т.е. ориентироваться в современном мире.        

Задачи:

-формирование аналитического и критического, абстрактного мышления        

-развитие самостоятельности

-выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческого потенциала

-развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать        

-совершенствование коммуникативных навыков

Первый этап работы -  это постановка проблемы. Перед началом работы над проектом, побудительным стимулом является наличие проблемы. Процесс пойдет, если проблема проекта найдет личностную окраску. Так возник проект под названием « Гейне в зеркале русской поэзии», где  учащиеся, изучая жизнь и творчество поэта, знакомились с переводами его стихов, сделанными русскими поэтами Ф.И.Тютчевым, А.А.Блоком, Б. Пастернаком. Задача заключалась в том, чтобы выяснить влияние творчества Г.Гейне на русскую поэзию. Работа над проектом, ребята искали ответы на самые разные вопросы. Почему Гейне стал таким знаменитым в России? Кто популяризировал его творчество? В ходе работы проявилась  личностная мотивация: как стать знаменитым?  Какие темы были интересны для наших учащихся? Проектная работа Аносовой Оли "Вначале было слово" - это исследование творчества двух немецких писателей И.В.Гете и Ф. Шиллера. Утонченная лирика поэтов, глубина мысли, точность выражения сделали понятным эти произведения. В чем секрет бессмертия и молодости, актуальности их мыслей? Что такое талант? Результат исследования - вывод, который сделала Оля: талант-это 99% труда и 1 % гениальности.  Существует много способов выражения творческой мысли человека. Одним из таких способов Макар Цуркан считает архитектуру. Его проектная работа «Язык величия и безмолвия» - это поиск материалов, снимков, изучение памятников архитектуры Англии и Германии. Ученик искал ключ разгадки, задавая такой вопрос: в чем заключается бессмертие творений человека? Проект был представлен на 2 языках: английском и немецком. Главный вывод исследования, который сделал Макар, отражает его заинтересованность и отношение к поставленной проблеме. Как считает Макар, архитектура Англии и Германии разные по сути, но одинаковые по содержанию: памятники архитектуры - отражение эпохи, которую они представляют. Исследуя жизнь и творчество известных поэтов и писателей, ребята интересовались истоками их творчества. Особенно интересен в этом плане проект Аскеровой Елены: «Музы в творчестве гениев» и как продолжение поставленной вновь проблемы, проект Аносовой Оли: «Нравственность и жизнь - единое целое». В ходе проектной деятельности была проведена большая исследовательская работа по вопросам межличностных отношений.  Анкетирование, проведенное, среди учащихся  8-11 классов дало интересные результаты на вопрос: «Что для вас является самым важным в жизни?» учащиеся  8 класса ответили:

1 место - родные и близкие

2 - друзья

3 -  целеустремленность

4 - здоровье

5 - любовь

А как ответили на этот вопрос учащиеся 11 класса?

1 - семья

2 - любовь

3 -карьера

4 - друзья

5 - здоровье

Что такое любовь?

Ответы восьмиклассников:

1 - взаимопонимание

2 - доверие

3 - поддержка

4 - поцелуй, романтика

11 класс:

1 - доверие

2 - взаимопонимание

3 - искренность

4 - верность

В основе жизненных ценностей ребята считают уважение друзей, взаимопонимание с родителями, взрослыми. Есть процент учащихся, которые утверждают, что только деньги лежат в основе личных взаимоотношений.                                                        Что тревожит наших детей? Это страх остаться одним, потеряться в этом мире. Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков влияют на выбор темы. Мы проследили этот процесс: от творчества Г.Гейне до исследования межличностных отношений. Поставленная проблема является основой для формулировки следующей. При работе над проектом  автор всегда должен помнить, что он создает проект не только для себя, но и для другого человека, если ему придется столкнуться с проблемой, изложенной в данном проекте. Интеллектуальный продукт исследования – это творческая работа учащегося, где проявляются его аналитические способности, формируется способность оценивать, анализировать, делать выводы. Научный потенциал личности становится двигателем развития интеллекта, который представляет собой не умение решать существующие задачи, какими сложными они ни были, а умение ставить новые задачи и проблемы, выдвигать идеи, создавать, творить.