Главные вкладки

    Формирование исследовательского стиля мышления
    статья по теме

    Алябьева Наталья Петровна

    Текст выступления на педсовете с кратким обзором методов и приёмов формирования исследовательского стиля мышления учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование исследовательского стиля мышления учащихся

                  Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в школе «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

                 Стремительно меняется мир вокруг нас, в современной жизни востребована креативность мышления. Как воспитать нестандартно мыслящего человека, если сам таковым не являешься? Приходится учиться вместе с детьми. И ничего страшного, если из уст учителя на уроке время от времени прозвучит: «Не знаю, надо подумать». Важно продемонстрировать детям это умение мыслить, находить выход из любых жизненных ситуаций.

                Что же такое – креативная личность? Это человек, способный к самовыражению,  к непрерывному саморазвитию, умеющий ориентироваться в современном информационном пространстве, эффективно работая и сотрудничая, адекватно оценивая себя и свои достижения. Научить учащихся анализировать нестандартные ситуации, разрабатывать алгоритм своей деятельности и достижений, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях, выдвигать гипотезу, формулировать цели, задачи, проблему, принимать решение на основе добытой и критически осмысленной информации из разных источников – вот основная проблема, требующая решения от современного учителя.

               Одним из способов реализации данной проблемы является технология формирования исследовательской культуры учащихся через уроки русского языка и литературы. Актуальность данной технологии несомненна, так как во главу угла на современном этапе ставится умение добывать знания в процессе личностно-значимой деятельности, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно принимая решение, то есть акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование компетентности.

               Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

               Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять  данные, выделять в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками.

             Многие истины, о которых мы говорим на уроках, могут остаться абстрактными для ученика, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним через свои открытия, свои прозрения и неудачи. Вот почему актуальны уроки-исследования, уроки-презентации мини-исследований и мини-проектов. Условия для открытия создаёт выход за пределы стандартного урочного пространства. Научно-исследовательская деятельность как таковая нацелена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов. Научность тому или иному исследованию придает использование в работе проверенных опытом теоретико-методологических оснований, подходов, методов, процедур, методик, что помогает получить объективные результаты, обладающие научной новизной и значимостью. Основной критерий эффективности исследования - это получение нового научного результата, приращение теоретического знания. Ученик, овладевающий навыками научно-исследовательской деятельности, должен знать методологию исследовательской деятельности, ее этапы, технологию; уметь использовать различные методы исследования и приемы творческой деятельности на практике; быть готовым к исследовательскому взаимодействию с действительностью.

               Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако ее эффективность возможна лишь при выполнении определенных условий:

    1.Ученик должен хотеть проводить исследование (важна система мотивации).

    2.Ученик должен суметь это сделать (для этого у него до выполнения работы должны быть уже сформированы определенные компетентности).

    3.Он должен получить удовлетворение от своей работы (должна быть разработана система оценки, поощрения).

                 Наиболее эффективной формой оказывается индивидуальный или групповой учебный проект, позволяющий создателям приобрести опыт исследовательской деятельности на всех этапах его выполнения, сформировать ключевые компетентности: исследовательские,

    презентационные, оценочные, коммуникативные.

    Всё это позволяет поэтапно, последовательно в рамках урока привить вкус к исследовательской деятельности и помочь ученику пройти путём научного познания, усвоить его алгоритм и подготовиться к проектировочно-исследовательской работе в старших классах. Полученные навыки помогают учащимся успешнее учиться, глубже осмыслять предметы иного цикла, связывать знания по отдельным предметам в общее представление о мире, творчески подходить к выполнению того или иного задания. А главное – создаются условия, которые помогают сформировать компетенции, определяющие уровень образованности каждого ученика.

              Но  образование учеников не ограничивается только учебными занятиями. Целью внеклассной работы является побуждение ребят к самообразованию, к самостоятельному поиску знаний. И здесь не обойтись без методики «музейной педагогики»: регулярные, продуманные экскурсионные поездки, посещение музеев, театров разовьют познавательную активность и творческий потенциал каждого ребенка.  

               Ещё одно важное направление в формировании самостоятельно мыслящего, деятельного человека – это уроки «живой» истории. Ученик не просто открывает книгу или смотрит фильм и находит там нужный материал – он идёт, предварительно подготовившись, к конкретному человеку и в общении с ним обретает необходимые знания. Как известно, знание только тогда становится твоим, когда оно пропущено через сердце.

              Несомненно, активизирует познавательную деятельность ребёнка и регулярное участие в театральных проектах. Это может быть полноценный спектакль, поставленный по изучаемому произведению, когда ученики глубоко погружаются в текст пьесы, создают сценические образы, а может быть и фрагмент урока – инсценировка басни, эпизода – в любом случае эта работа вовлекает ученика в самостоятельную исследовательскую деятельность. Вдвойне ценно, если в такой деятельности принимают участие родители, но не как остающиеся в тени помощники и подсказчики, а полноправные участники проекта.

              Выполнение заданий исследовательского характера даёт возможность ребёнку накопить личностный опыт – опыт осмысленного, рефлексивного поведения в социуме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование исследовательского типа мышления учащихся

    В данной публикации я исследую особенности исследоватлеьской деятельности учащихся разного возраста. Анализируя их проекты, я делаю прихожу к выводу, что личностная мотивация лежит в основе исследоват...

    Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся

    Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики…...

    « О некоторых способах работы с детьми, обладающими разными стилями мышления и каналами поступления информации»

    The article gives recommendations what methods and ways to use in teaching pupils of various kinds of thinking, how to take into consideration their personal and behaviour peculiarities to make ...

    О формировании инновационного стиля мышления учащихся через метапредметный подход.

    В ходе развития инновационного проекта задумались над созданием метапредметного курса «Гармония». В основу курса положена русская литература. Преподавание литературы с использованием метапредметной те...

    « Работа с детьми, обладающими разными стилями мышления и каналами поступления информации»

    Educational project about pupils with different styles of mental abilities and canals of getting information.The article gives recommendations what methods and ways to use in teaching pupils of variou...

    Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах (презентация)

    Презентация к обобщению опыта работы по теме "Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах"...