Формирование у учащихся на уроках физики современного стиля мышления и поведения в рамках реализации ФГОС.
учебно-методический материал (11 класс)

Тимохина Светлана Николаевна

Статья "Формирование у учащихся современного стиля мышления и поведения в рамках реализации ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся на уроках физики современного стиля мышления и поведения в рамках реализации ФГОС.

Тимохина Светлана Николаевна, учитель физики МКОУ СОШ №10

 г. Россоши, Воронежской обл.

E-mail: Timohina.62@mail.ru

  Сегодня никто не сомневается, что возможности, формы и методы создания современного стиля мышления богаты и разнообразны. Однако, в методике преподавания физики они требуют систематизации и в еще меньшей степени реализованы в практике обучения и носят эпизодический характер.    Проанализировав проблему становления нового мышления и поведения учащихся на уроке и во внеурочное время, критически ее осмыслив, я сделала акцент на два магистральных пути. Каждый из них имеет несколько направлений, которым соответствуют свои конкретные приемы и средства осуществления.

I.Наиболее значимым аспектам реальной действительности, которые до этого не рассматривались уделить должное внимание.

-  Педагогические   

Направления

Пути достижения и способы раскрытия

 Воспитание активности и инициативы на уроках и во внеурочной деятельности.

Проведение урока, построенного на инициативе учащихся, использование инструкций-подсказок, вопросов к лабораторным работам. Мотивация учащихся к высказыванию личного мнения, своей точки зрения, согласия или отрицание того или иного утверждения.

Выработка деловых качеств.

Формирование навыка самостоятельного составления плана действий в конкретной ситуации, решение заранее продуманных задач и упражнений, помогающих осмысленно принимать решения, взвешивая все «за» и «против», проведение конкурса деловых людей.

Формирование умения вести диалог и диспут.  

Вставки в урок сценок-диалогов («Можно ли управлять ветром?»), театрализованных постановок («Беседы о невесомости»), кратких интервью и диспутов («Польза и вред тепловых двигателей»)

Воспитание  уважения к другим народам.

Проведение физического вечера «Открыто и изобретено в Японии», «Знакомьтесь-физики мира», «Великие изобретения детей»

-Научно-технические

Ознакомление с реальной историей развития физики и техники.

Сообщение не приукрашенных фактов о развитии отечественной науки за советский период. Систематическое введение в уроки исторических сведений о развитии научно-технических идей и их творцах. Регулярные конференции в конце изучаемой темы («Наши достижения области молекулярной физики»). Размышления о малознакомых страницах из истории советской физики, устный журнал «Скрываемые ранее факты великих биографий»

Выработка убежденности в необходимости развития научно-технического прогресса, забота о сохранении природы и человечества. Театральная встреча ученых физиков, биологов, экологов и корреспондентов, урок-митинг «Нет! – использованию физико-технических достижений для гонки вооружений», круглый стол «Технократия: что это такое»

II) Усилить внимание некоторым мыслительным операциям и качествам мышления

Диалектичность мышления

 Беседы о неудавшихся попытках обнаружить движение Земли относительно «светоносной среды».

Критический анализ

 «Проблема единства и противостояния понятий "волна" и "частица"

III) Учиться на ошибках и заблуждениях творческой личности.

Подводя итог рассуждений, замечу, что эффективное использование учителем вышесказанного требует тщательной разработки методики и подачи соответствующего материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного о...

Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках английского языка с использованием игрового материала (в рамках реализации ФГОС).

ФГОС НОО выдвигает определенные требования. к формированию у школьников метапредметных результатов УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные). Для всестороннего развития школьнико...

Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО

          Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, также ...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  р...

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его си...