Главные вкладки

    О формировании инновационного стиля мышления учащихся через метапредметный подход.
    статья по теме

    Шарова Любовь Николаевна

    В ходе развития инновационного проекта задумались над созданием метапредметного курса «Гармония». В основу курса положена русская литература. Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Речь об обновлении образования. Метапредметные технологии позволяют эффективно решать эту задачу и выводить современное образование на передовые позиции науки. Мы просто переорганизуем предметный материал, усиливая все то, что хранит предметная форма образования 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    О формировании инновационного стиля мышления учащихся через метапредметный подход.

                          Учитель русского языка и литературы гимназии №2072

                                                 Шарова Л.Н.

             Я представляю инновационную площадку гимназии №2072. «Инновационная инфраструктура развития ключевых компетенций личности в условиях сетевых образовательных сообществ»

    проблема, на решение которой направлен инновационный проект:

    • Актуализация роли  компетентностного подхода в формировании и развитии личности в условиях реализации новых ФГОС.
    • Социализация личности ребенка (выпускника) средствами образования – ведущая цель Программы развития московского образования  до 2016 года.

    Цель: создание педагогических условий формирования ключевых компетенций личности через погружение в сетевые образовательные сообщества

    Ожидаемые результаты инновационного проекта:

    • Готовая к тиражированию модель организации работы гимназии по формированию и развитию ключевых компетенций личности в современном постиндустриальном пространстве. 

    Высокий уровень образования и развития ключевых компетенций личности выпускника, как неотъемлемых составляющих социально-адаптированной личности 

    Актуальность темы:

    Учитель-предметник, используя метапредметный подход, выходит за границы изучаемых на уроках тем. Культивируется другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит благодаря тому, что на метапредметах и  учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога.

    Решаемая проблема:

            Демонстрации деятельностных принципов работы на уроках русского языка, литературы,  математики. Доказательство того, что метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.

    Новизна подхода:

    1.Метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

    2.В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность.

    3.Школьники при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки.

    4.Переорганизация предметного материала усиливает все то, что хранит предметная форма образования.

    5.Использование метапредметного подхода позволяет  сделать этот предмет интересным и развивающим мышление учащегося.

              Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В ходе развития инновационной темы мы задумались над вопросом, как можно применять метапредметный подход на ур. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому что на метапредметах и  учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность.

    Зачем этот проект нужен школе?

      Метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.

    В ходе развития инновационного проекта задумались над созданием метапредметного курса «Гармония». В основу курса положена русская литература. Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода… Таким образом, при изучении «Смерти Ивана Ильича» Льва Толстого ребята говорят не только о метафорах, но и прежде всего  о смысле жизни, о любви, свободе, ответственности.

            Продемонстрирую  сказанное на конкретном предметном материале. Нами был разработан и проведён урок с одноимённым названием  «Гармония» на неделе открытых уроков для родителей.  Математика, литература, МХК и биология стали предметным содержанием урока.  В основу урока положено знаменитое «золотое сечение». Практические действия проходили  в форме анализа по группам отрывков литературных произведений, было выведено доказательство, что на основе геометрического  анализа произведения Чехова «Шуточка»… отношение числа строк для всех изданий будет одним и тем же. И это отношение в рассказе поразительно точно выдержано в золотой пропорции: 163/101 = 1,614 ( = 1,618, и значит относительная ошибка = 0,25%!). Рассмотрим, например, стихотворение А.С. Пушкина "Сапожник". Исследования показали, что закономерности золотой пропорции  «буквально пронизывают поэзию Пушкина, свидетельствуя, с одной стороны, о высокой гармоничности стихотворных произведений, а с другой - о его гениальности с тончайшей интуицией». С помощью линейки измеряются части ладони ученика, доказывается, что такая пропорция существует в названных объектах..

     В ходе урока остановились на строении растений и анализе произведений живописи и архитектуры, доказав, что величайшие творения гармоничны и содержат в основе «золотое сечение» Завершили урок видео притчей «Цветок и ветер» и пришли к выводу о гармонии в нашем мире. Сейчас разрабатываем уроки курса «биология-литература», «химия-литература» и так далее. Но у нас уже есть подтверждение положительного эффекта : отзывы взрослых людей - родителей : «Никогда не думал, что так можно».

    Таким образом внедрение метапредметной технологии  благотворно сказывается на развитии ключевых компетенций личности учащегося.
     

                    Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Школьники при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки. Наконец, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты.

     Какие дополнительные ресурсы он рождает? Речь об обновлении образования. Метапредметные технологии позволяют эффективно решать эту задачу и выводить современное образование на передовые позиции науки.Мы просто переорганизуем предметный материал, усиливая все то, что хранит предметная форма образования.

    Лучше с ним или без него? 

    РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ В МЕТАПРЕДМЕТНОМ КУРСЕ:

    Удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах

    ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ:

    Катастрофически ученики теряют интерес к обучению на уровне 7-, 8-го класса. Метапредметы пытаются говорить о том, о чем современная массовая школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает это не назидательно, как делала советская школа, а качественно, технологично.

    РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА:

    Метапредметное преподаваниедает мировоззрение, которое начинает затрагивать самого педагога. Что значит для педагога изменение в собственном мировоззрении? Он вдруг начинает понимать, что есть не просто успевающие или не успевающие дети, а что зачастую не очень хорошие результаты связаны с его собственным незнанием некоторых культурных способов, с невозможностью выделить, как он ими пользуется. Это происходит не потому, что педагог плохой. Так обучали в свое время, так программа построена. У тех педагогов, которые начинают честно относиться к своему труду, открывается потрясающая тяга к саморазвитию.

    Ожидаемый продукт реализации инновационного проекта: создание метапредметного курса и развитие  педагогических условий формирования ключевых компетенций личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование исследовательского стиля мышления

    Текст выступления на педсовете с кратким обзором методов и приёмов формирования исследовательского стиля мышления учащихся....

    Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся

    Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики…...

    Формирование глобального мышления учащихся через методику проведения интегрированных уроков

    Отражает опыт проведения интегрированных уроков по экологии, английскому языку, обществознанию...

    Выступление на МО по теме: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике".

    Доклад на тему: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике"....

    Формирование мотивации образовательной деятельности учащихся через метапредметные уроки

    Описание опыта работы по теме "Формирование мотивации образовательной деятельности учащихся через МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ уроки!...

    Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах (презентация)

    Презентация к обобщению опыта работы по теме "Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах"...

    Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо с целью формирования их коммуникативной компетенции

    Презентация Microsoft Power Point "Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках английского языка с целью развития их коммуникативной компетенции" состоит из 24 слайдов. На ...