Развитие целостного мышления на основе метапредметного подхода.
статья по английскому языку

Жилинская Елена Игоревна

Данная статья представляет собой краткое описание опыта применения метапредметного подхода на уроках английского языка с целью развития целостного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие целостного мышления на основе метапредметного подхода.

Жилинская Елена Игоревна
учитель иностранных языков,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №369

 Красносельского района Санкт-Петербурга (ГБОУ Лицей №369)
Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

        

        «Знание - сила» - это высказывание в 21 веке потеряло свою безусловную очевидность. Одна из отличительных черт современного образования – смена акцентов: сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Никто не отрицает важность знания, но главное внимание уделяется умению самостоятельно получить и использовать эти знания. Перефразируем первоначальное высказывание «умение учиться - сила».                                                                                                              

Кроме того, одной из задач сегодня стоит обеспечение учебной успешности каждого ребенка. Скажите, кому из Вас не составит труда представить себе красочную картину и изобразить ее, подобрать по слуху мелодию? Кто из Вас легко решает в уме сложные математические задачи? В повседневной жизни мы часто можем услышать этому такое объяснение: кому-то дано быть «математиком», а кто-то прирожденный «гуманитарий» и то, что не всем даются некоторые предметы (в том числе и иностранный язык), так это потому, что способностей не хватает.

        На протяжении многих лет я на своих уроках иностранного языка применяю элементы метапредметного подхода, обучая   школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом и, в первую очередь, акцентируя внимание обучающихся на способах представления и обработки информации. В отличии традиционных уроков на уроках с элементами метапредметного подхода, наряду с предметной темой присутствует метатема, которая носит философский характер и позволяет выйти за рамки предмета, большое внимание уделяется работе со схемами, образами.  

В своей работе я столкнулась с комплексом трудностей, возникающих у учащихся:

- при планировании работы:

  • определение области знаемого и незнаемого;
  • определение задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели;
  • планирование последовательных действий;
  • прогнозирование результатов;

- при работе с информацией:

  • считывание информации со схем и рисунков;
  • систематизация полученной информации, преобразование информации в символы, схемы;
  • выделение основной мысли прочитанного или услышанного текста;
  • соотнесение полученной информации с зрительным образом;
  • понимание более глубокого смысла прочитанного;
  • планирование собственного речевого высказывания;

-  затруднения при работе со словарным запасом:

  • зеркальное написание букв (b и d), замена букв, близкими по конфигурации (t  и f; n и h)
  • чтение слов по транскрипции, перестановка букв при чтении; «перескок» со строки;
  • понимание переносного значения слов и словосочетаний;
  • при переводе слов и предложений, когда невозможен дословный перевод с русского языка на английский или с английского на русский;

- в целом утомляемость учащихся класса в конце учебного дня и повышенный уровень тревожности.

        Данные современной педагогической психологии позволяют утверждать, что успешно обучаться в школе способен каждый психически здоровый ребенок. Для этого необходима учебная технология, которая бы обеспечивала развитие целостного мышления. К примеру, мы воспринимаем тексты с помощью левого полушария мозга, правое же отзывается на картинки и образы. Пытаясь для запоминания пользоваться только текстом, мы почти вполовину уменьшаем наши способности воспринимать и запоминать.

К сожалению, до недавнего времени система обучения была построена таким образом, что в большей степени шло развития левого полушария. При восприятии и запоминании материала от ученика требовалось логически осмыслить прочитанное или рассказанное учителем и связно изложить то, что запомнилось. Целостное же мышление опирается не только на логические операции, но не меньшее внимание уделяет развитию воображения, образности мышления, интуиции. Причем упор делается на совместную работу обоих полушарий головного мозга, а не на какую-то одну сторону мышления, к которой у ребенка якобы есть склонность. Как правило, логика используется либо после образного представления, либо одновременно, но никак не в отрыве.

Попытка создать технологию преподавания, которая формировала бы и стимулировала развитие целостного мышления, была предпринята в начале 90-х годов. В Российской Академии Естественных Наук была создана концепция ноосферного образования, руководителем отделения ноосферного образования являлась Маслова Наталья Владимировна, доктор психологических наук.

Уроки, построенные по этой методике, основаны, во-первых, на принципах процесса восприятия и переработки информации, а во-вторых, ставят своей основной целью гармонизацию личности ученика.

На уроках можно использовать различные задания для развития левого и правого полушария, сегодня требования метапредметного подхода включают системную работу по развитию целостного мышления на протяжении всего урока, что ведет также к развитию таких способностей как внимание, воображение,  память, рефлексия.

Предлагаю ознакомиться с несколькими примерами из моей практики.

Урок 2 кл – «Семья», «Рисунок и схема». На первом, сенсорно-моторном этапе  – учащимся предлагается рассмотреть рисунок дерева, озвучить возникающие ассоциации. На втором, символьном этапе проходит составление схемы – строения дерева. Учащиеся делают попытку представить английский язык в виде дерева и построить схему строения английского языка. Далее логическое осмысление информации и высказывание полученных выводов в словах (формулирование задач, планирование этапов урока).

Каждый последующий этап урока неизменно связан с образами, рисунками и схемами:

- изучение / повторение правил чтения английских гласных. Первую гласную (известную нам вспоминаем вместе по схеме, последующие новые – дети пытаются сформулировать правило самостоятельно, используя информацию в схеме, затем, слушаем диктора, сравниваем, проверяем полученные выводы, преобразуем схему в рисунок);

- повторение и введение новых правил – при помощи схем;

- планирование монологического высказывания – возвращаемся к строению дерева, сравниваем с семьей, обсуждаем о ком и в каком порядке будем вести рассказ, составляем схему рассказа, далее схему преобразуем в рисунок «своего семейного древа».

Таким образом, работа строится как от образа к схеме, так и от схемы к образу.

В течение всего урока работаем над интеллектуальной картой, которая может служить опорой при подготовке учеником домашнего задания.

Кроме того, в конце урока приходим к выводу, что использование символов и схем, позволяет передать большое количество информации, символы и схемы окружают нас в повседневной жизни и иногда умение читать по ним информацию может спасти чью-то жизнь (дорожные знаки на улицах, эвакуационные схемы и т.д.).

( 5 кл, 1й год обучения) «Цвета. Мифы и парадоксы»:

Несколько фрагментов урока:

  1. этап -  Прослушайте чтение диктором слов (без опоры) (восприятие информации на слух)
  2. Обратите внимание на написание слов: «sit» и  «kind».(символьный этап)
  3. Логическое осмысление:  Так как детям уже известно правило чтения буквы «i»  в закрытом слоге, они делают предположение о том, что при чтении данных слов встречается звук [i]. При прослушивании во втором слове присутствовал звук [ai]. Ошибка?
  4. После ознакомления с информацией в учебнике наступает понимание того, что ошибки нет, а необходимо запомнить то, что если буква i находится перед буквосочетанием nd, ld  - она дает  звук [ai], несмотря на закрытый слог.  

  1. Синий – это красный. Это миф или реальность?

задание: «Назовите цвета, а не то, что здесь написано.»

Blue   green   yellow  red   Red    blue  green yellow  blue    green   yellow     red  red      green    yellow    blue

1 этап – зрительное восприятие.

2 этап – раскодирование символов (чтение слов)

Далее  – логическое осмысление, вывод о том, что значение слова и его цвет не совпадает, что вопрос «Какой это цвет?» можно рассматривать с разных точек зрения.

  Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия.

На этом же уроке идет речь о порядке слов в вопросительном предложении с вопросительным словом «Who?» (кто?).

Дети знают о том, что порядок слов в вопросительном предложении с вопросительным словом следующий:

Вопросительное слово +  вспомогательный глагол + действующее лицо + основной глагол ?

«who» также является вопросительным словом, но ученики видят, что в данном предложении порядок слов иной. Миф? Как такое возможно? Вопросительное ли это предложение? Почему порядок слов прямой?

Ответ: слово «who» одновременно является подлежащим, основной глагол стоит после подлежащего, вспомогательный отсутствует, получается вопросительное предложение с несвойственным для специального вопроса порядком слов, а с порядком слов, который характерен для повествовательного предложения, но на конце предложения знак вопроса.

В конце урока приходим к выводу, что то, что на первый взгляд кажется мифом, может таковым не являться, и в жизни, часто случаются ситуации, когда необходимо рассмотреть проблему с разных сторон, прежде чем делать какие-либо выводы.

Полученные в ходе работы результаты свидетельствуют о том, что развитие целостного мышления на основе метапредметного подхода в учебной работе обеспечивает целый ряд преимуществ:

- обучающиеся распознают на слух звуки английского языка, соотносят их с транскрипционными знаками, буквами и буквосочетаниями, владеют навыками самостоятельного чтения слов по транскрипции;

- наблюдается высокий уровень владения техникой письма, сокращается количество «зеркальных» ошибок, ошибок, связанных с заменой букв, схожих по конфигурации;

- происходит снижение количества орфографических ошибок, т.к. обучающиеся анализируют написанное слово в соответствии с правилами чтения, сравнивают с известным им звуковым образом слова;

- умение строить предложения по схемам приводит к снижению количества ошибок, связанных с порядком слов в предложении, особенно, когда в русской версии предложения отсутствует глагол;

- введение нового материала осуществляется при помощи схем, обучающиеся самостоятельно анализируют и делают выводы на основе полученных ранее знаний, что приводит к лучшему усвоению материала и экономии времени на уроке;

- высокий темп урока позволяет выполнить больший объем заданий, при этом утомляемость на уроке не повышается;

- уровень развития коммуникативных способностей школьников повышается, становится очевидным осмысленный выбор обучающимися адекватных языковых и речевых средств для успешного решения коммуникативной задачи; речь обучающихся отличается логическим построением;

- отмечается высокий уровень развития мышления, воображения, внимания, памяти, самостоятельности; наличие способности к анализу и обобщению;

- происходит снижение уровня тревожности детей, сохраняется высокая мотивация обучающихся к изучению иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы метапредметного подхода в обучении математике

         Одна из основных целей современной школы – создать ученику условия,  способствующие  формированию у него ключевой компетенции –  умению уч...

статья "Создание нового содержания образования на основе метапредметного подхода"

мастер-класс на тему "Создание нового содержания образования на основе метапредметного подхода"...

Развитие УУД обучающихся на основе метапредметного подхода.

Эта презентация позволит увязать УУД  с  метапредметностью. «Мета» – означает «стоящее за».Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что...

О формировании инновационного стиля мышления учащихся через метапредметный подход.

В ходе развития инновационного проекта задумались над созданием метапредметного курса «Гармония». В основу курса положена русская литература. Преподавание литературы с использованием метапредметной те...

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма

Технология  развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий сотрудничества и  разви...

Программа занятий курса "Развитие изобретательского мышления на основе ТРИЗ"

Предлагается программа, рассчитанная на совмещение технологии развития творческого мышления на основе ТРИЗ и создания инженерных игрушек...

Развитие критического мышления в рамках метапредметного подхода на уроках иностранного языка.

Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему оторванности друг от друга разных учебных предметов. Возникает вопрос, как учащийся будет связывать для себя систему ...