Воспитание патриотических качеств посредством иностранного языка
статья по теме

Птицына Евдокия Трухановна

В статье рассматриваются некоторые виды работ по воспитанию гражданских, патриотических качеств впроцессе оучения иностранным языкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vopros_vospitaniya_patriota.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданских качеств на занятиях английского языка

Птицына Евдокия Трухановна,

(учитель английского языка  МБОУ «Тумульская средняя общеобразовательная школа» МР «Мегино-Кангаласский улус»)

Вопрос воспитания патриота, гражданина посредством изучения иностранного языка может вызвать у некоторых сомнения - «как это- патриот своей страны и – с упоением изучает культуру иностранную, чужую?»

И в то же время очень часто мы слышим нелестные высказывания о своей стране и эти   высказывания порождены искренним убеждением в том, что у нас действительно все плохо, у нас ничего нет. Здесь серо, скучно, а вот там - ….!  

Поэтому очень  важно  воспитать такого человека, который думал и понимал,   что нам есть за что себя уважать, и в то же время - что нам всем есть чему поучиться друг у друга.

Сегодняшнее современное общество через концепцию духовно -нравственного воспитания личности и гражданина России и через образовательные стандарты второго поколения ставит перед учителем определенную задачу– «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». [1]

На уроке иностранного языка мы имеем возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик. Изучение иностранного языка должно опираться на социальные реалии, на жизненный опыт учащегося, на его индивидуальные, личностные особенности и – что немаловажно - на особенности национальной культуры, представителем которой он является.

Предъявляя страноведческий материал учебников, я всегда выделяю часы  на тексты о своей родине – Якутии, о родном Мегино-Кангаласском улусе. Каждая тема может включать материал  из нашей жизни . Например, при изучении темы «Let the music begin»   в 8 классе , мы читаем тексты о якутских композиторах и самодеятельных мелодистах – наших земляках Г. Шахурдиной, С.Попове.  Тему «Спорт» невозможно предъявить без «Игр детей Азии»,  «Здоровье» - без рекламы экологически чистой якутской национальной кухни т.д.  

Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения.

 Иногда  удачно подобранная маленькая деталь  на уроке может зажечь интерес учащихся, затронуть их интерес и послужить той самой искоркой, из которой может вспыхнуть огонек в сердце и сознании  ребенка. Однажды,  при закреплении темы «Путешествие»  я задала детям такое задание: придумать рекламные надписи о Якутии. Образ яркой, любимой всеми рекламы так охватил двух моих учениц, что эта работа дальше переросла в исследовательскую: они с настойчивостью стали изучать  рекламный язык, основы туризма, историю и географию Якутии, бегали по туристическим фирмам, собирали буклеты и брошюры. Их доклад «Разработка рекламных надписей о Якутии» стал дипломантом улусной НПК «Шаг в будущее». И тут нет никакой необходимости перечислять, какие же нравственные, гражданские качества развивает исследовательская деятельность учащихся.

 Используя приемы развития критического мышления, часто создаю учебные ситуации, где дети обсуждают проблемы современности. Среди них выделяются такие, как проблемы молодежи, проблемы современной семьи, проблемы здоровья, проблемы толерантности. Работа в группах, коллективное обсуждение, диспуты и дискуссии развивают такие универсальные учебные действия как умение планировать, умение правильно строить речевые высказывания, умение работать в согласии с партнером.

При обсуждении проблемы  может использоваться стратегия «Идеал»: 1.Сформулируйте проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть предельно уточненным, конкретным, начинаться со слова «Как», в нем должно отсутствовать  отрицание.

2. Расскажите, какой информацией по обсуждаемому вопросу вы владеете?

3.Генерируйте как можно больше вариантов решения проблемы.

4.Выберите три главных способа решения проблемы.

5.Определите,какой из выбранных вами способов наилучший? Почему? [2]

 Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых задач. Оно развивает способности и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость ,инициативность; развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память.

        Таким образом, процесс воспитания гражданина, патриота – это не особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения.

Воспитание, формирование личности обучаемого, его мировоззрения осуществляется непосредственно в процессе обучения.

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2009.-12с.

 2.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя/ И.В. Муштавинская.- Санкт-Петербург: Изд-во КАРО,2009.- 35с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация подростков посредством иностранного языка в лингвистической школе

Если ставится задача создать воспитывающую среду, способную обеспечить наиболее оптимальное развитие личности в соответствии со своими наклонностями, задатками и общественными запросами, а также макси...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Воспитание толерантности у учащихся посредством иностранного языка

Многообразие культуры лежит в основе богатства человеческой цивилизации, в том числе и особенно в эпоху глобализации. В то же время различия в плане культурный самобытности часто становятся, к сожален...

Потенциал внеурочной деятельности для формирования универсальных учебных действий обучающихся посредством иностранного языка

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможость научиться. Например, результативно действовать в новых...

Доклад «Формирование духовно-нравственных качеств учащихся посредством иностранного языка»

Доклад представлен на IV Муниципальных Рождественских образовательных педагогических чтениях в 2019году....