Воспитание толерантности у учащихся посредством иностранного языка
статья по немецкому языку (9 класс) на тему

Мулдарова Мзия Васильевна
Многообразие культуры лежит в основе богатства человеческой цивилизации, в том числе и особенно в эпоху глобализации. В то же время различия в плане культурный самобытности часто становятся, к сожалению, причинами кризисов и конфликтов. Поэтому диалог между культурами, дискуссия по поводу взглядов на своё и чужое, процесс культурного обмена, способствующий большему взаимопониманию, становятся одним из важнейших требований XXI века. Задачей педагогов школы в данном вопросе становится подготовка к культурному общению с иностранцами. И доминирующую роль здесь призваны сыграть учителя иностранных языков. Ведь используя лингвострановедческую информацию на своих уроках, они развивают воспитательный и образовательный потенциал изучаемой темы, формируют мотивы к изучению иностранного языка. Известно, что страноведение, как все предметы, отражающие социально-культурные стороны жизни общества, базируется не только на усвоении знаний, дат и фактов, (что происходит при изучении географии, истории или литературы), но и на овладении процессом коммуникации, так как при коммуникативном подходе страноведение имеет информационно-действенную направленность, а усвоение страноведческих знаний дает учащимся возможность адекватной языковой реакции в конкретных условиях действительности. Такая коммуникативная направленность, фактически, является основой интеркультурного обучения, в процессе которого изучаются национальная культура и менталитет представителей другой нации. Это в свою очередь дает учащимся возможность лучше понять собственную и иноязычную культуры, а также способствует воспитанию чувства толерантности, что, на мой взгляд, является одной из важнейших воспитательных задач не только отдельной системы какого-либо государства, но и всего человечества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_tolerantnosti.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности у учащихся посредством иностранного языка

Многообразие культуры лежит в основе богатства человеческой цивилизации, в том числе и особенно в эпоху глобализации. В то же время различия в плане культурный самобытности часто становятся, к сожалению, причинами кризисов и конфликтов. Поэтому диалог между культурами, дискуссия по поводу взглядов на своё и чужое, процесс культурного обмена, способствующий большему взаимопониманию, становятся одним из важнейших требований XXI века.

Задачей педагогов школы в данном вопросе становится подготовка к культурному общению  с иностранцами. И доминирующую роль здесь призваны сыграть учителя иностранных языков. Ведь используя лингвострановедческую информацию на своих уроках, они развивают воспитательный и образовательный потенциал изучаемой темы, формируют мотивы к изучению иностранного языка. Известно, что страноведение, как все предметы, отражающие социально-культурные  стороны жизни общества, базируется не только на усвоении знаний, дат и фактов, (что происходит при изучении географии, истории или литературы), но и на овладении процессом коммуникации, так как при коммуникативном подходе страноведение имеет информационно-действенную направленность, а усвоение страноведческих знаний дает учащимся возможность адекватной языковой реакции в конкретных условиях действительности. Такая коммуникативная направленность, фактически, является основой интеркультурного обучения, в процессе которого изучаются национальная культура и менталитет представителей другой нации. Это в свою очередь дает учащимся возможность лучше понять собственную и иноязычную культуры, а также способствует воспитанию чувства толерантности, что, на мой взгляд, является одной из важнейших воспитательных задач не только отдельной системы какого-либо государства, но и всего человечества в целом.

Если изучение страноведения является приоритетным в вопросе раскрытия экономической и социальной жизни других стран, связи национальных культур с общечеловеческими ценностями, а также ключевым при воспитании чувства толерантности, значит страноведение действительно актуально. Но цели и приемы преподавания страноведения для разных стран. Например, изучая немецкий язык и находясь в немецко-говорящей стране, учащиеся соприкасаются с естественной средой, сопереживают и усваивают чужой образ жизни, нормы поведения (так называемое пережитое страноведение). Несколько другую направленность предмета страноведения можно наблюдать в нашей стране и в частности в РМЭ. Наши учащиеся являются представителями другой культуры и менталитета и практически не имеют впечатлений от общения со страной изучаемого языка. В данном случае обучение на уроках направлено на консультирование иноязычной среды на основе предварительно полученных знаний. Информационный материал о современной Германии во всех аспектах её жизни можно почерпнуть во многих источниках, в том числе и в хрестоматии по страноведению “Deutschland im Uberblick” (Москва, изд-во «Лист», 1998). Кроме того учителя подбирают ролевые игры или инсценировки, используя различные пособия. Хорошими помощниками в этом являются также учебники для средней школы под редакцией И. Л. Бим. Например, в учебнике для 8-9 классов каждая тема предусматривает составление тематического разговорника и блок “Umgang mit den Leut’ macht wirklich Freud’”.

В пособии В. И. Окунева “Deutsch kommunikativ” (изд-во «Клио», Чебоксары, 1998 г.) предлагаются учебные тексты-полилоги по темам “Wollen wir uns bekannt machen”, “Hobbies”, “Umweltschutz”, “Deutschland in Europa”. В пособие включены также речевой тренинг, тексты песен, тесты и контрольные задания толерантной направленности.

Учителям организуются встречи с носителями изучаемого языка и культуры. В наш город ежегодно прибывают зарубежные туристы, и у ребят есть возможность с ними пообщаться на иностранном языке (переживаемое страноведение), что иногда находит продолжение в переписке и поездке за рубеж.

В последнее время с удовольствием используют мои коллеги страноведческий видеокурс для России “Alles Gute”. Здесь показаны человеческие аспекты культуры повседневной жизни в Германии. Интересным в этом плане представляется также программный материал учебников (И. Л. Бим) как по темам, так и в разделе “Lesebuch”. Собранные по жанрам тексты включающие очерки (в том числе из журналов Deutschland, Juma); отрывки из немецкой художественной литературы (очень познавательны для ребят отрывки из книг: Hans Fallada “Dabei bei uns daheim”, Christine Nöstlinger “Emanuel und die Schule” или “Thesi und die Englischtante” и др.) связаны общим содержанием: будни школьников, молодежи, политиков, а в целом – немецкого народа.

Яркие картинки истории культуры Германии, например, можно получить из пособия Е. В. Розен «Немецкий язык. Адаптивное чтение 5-11 класс» (Москва, «Аквариум, 1997 г.). Таким образом, страноведение на уроках иностранного языка (в частности, немецкого) – это накопление впечатлений, развитие способностей, умений и стратегии в общении с носителями другой культуры.

Изучая страноведческий материал, учащиеся со временем осознают, что сравнение образа жизни нашего и другого народов не всегда уместно, что лишь некоторые явления жизни сравнимы, а, вообще, чужое должно восприниматься с чувством терпимости и уважения, что и является задачей любого нормального общества. Таким образом, преподавание страноведения требует от учителя иностранных языков особой подготовки, знаний и умений, методической грамотности и большой человечности. Ведь страноведческий аспект – один из сложнейших в преподавании языка.

Использованная литература:

  1. Hackl W., Langner M., Sinom – Pelanda, Landeskundliches Lerner // Fremdsprache Duetsch – Goethe – Institut – 1998.
  2. Baltzer R., Strauss В. – Alles Gute! – Berlin – München – Liepzig – Wien – Zürich – New York: Langenscheidt – 1997.
  3.  Deutschland. №3 2000.
  4. Современные ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ,     Й-Ола, 1999.
  5. Материалы II Российско-Американской региональной конференции, Й-Ола, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических качеств посредством иностранного языка

В статье рассматриваются некоторые виды работ по воспитанию гражданских, патриотических качеств впроцессе оучения иностранным языкам...

Воспитание толерантности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований...

Доклад для родительского собрания на тему: "Воспитание толерантности у учащихся"

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда веде...

Социализация подростков посредством иностранного языка в лингвистической школе

Если ставится задача создать воспитывающую среду, способную обеспечить наиболее оптимальное развитие личности в соответствии со своими наклонностями, задатками и общественными запросами, а также макси...

Поликультурное воспитание и обучение учащихся посредством литературного творчества на уроках английского языка.

Перед учителем иностранного языка ставится сложная задача – подготовить молодежь к жизни в условиях диалога культур, т.е. к международной коммуникации. Для этого необходимо уделять особое внимание пол...

Доклад «Формирование духовно-нравственных качеств учащихся посредством иностранного языка»

Доклад представлен на IV Муниципальных Рождественских образовательных педагогических чтениях в 2019году....