Доклад "Образовательная среда на уроке иностранного языка"
статья по теме

Задворнова Людмила Александровна

Статья содержит описание необходимой образовательной среды для создания благоприятной рабочей обстановки на уроке иностранного языка. К докладу прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_sreda.docx19.57 КБ
Файл sozdanie_sredy.pptx78.57 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

« Создание благоприятной образовательной среды

на уроке иностранного языка»

 

                                                                                                       Подготовила учитель

                                                                                                       немецкого языка

                                                                       МБОУ СОШ № 26

                                                                       г. Балаково

                                                                       Саратовской области

                                                                       Задворнова Л.А.

«Студент, настроение которого в большинстве создаётся обстановкой на каждом шагу, там, где он учится, должен видеть перед собою только высокое, сильное и изящное… Храни его Бог от тощих деревьев, разбитых окон, серых стен и дверей, обитых ровной клеёнкой». ( А.П. Чехов, «Скучная история»)

Деятельность общеобразовательной школы направлена как на изучение базового содержания образования, так и на овладение дифференцированной части образования, отвечающей склонностям, интересам и способностям учащихся. К конкретным составляющим среды можно отнести:

-предметно- пространственная;

-природная;

-эстетическая;

-архитектурная;

-внешкольная;

-микрорайонная и др.

С функциональной точки зрения среда определяется как то, среди чего пребывает ребёнок, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и «осредняет» личность. В любом случае образовательная среда должна быть: обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной. 

Основой создания среды является взаимодействие. С позиции личностно- ориентированного подхода, среда- это добровольное, свободное образование участников, объединённых для совместного решения проблем и соучастия в деятельности, способных реализовать свои возможности, проявить творческую индивидуальность во взаимодействии. Для возникновения взаимодействия необходимо «погрузить» учащихся в такие ситуации, как соучастие в коллективной работе, оказание внимания к сверстникам и др.

Культура становится неотъемлимой частью всей жизнедеятельности человека. Основная задача учителя- формирование такой культурной среды, которая может воздействовать на учебный процесс. Образовательная среда станет более устойчивой, если будут учтены неповторимость личности, право на свободу выбора, ответственность каждого участника той или иной ситуации. Поэтому учитель должен быть «дирижёром» формирующейся образовательной среды.

Экологизация образовательной среды. Формирование и развитие человека во многом зависит от природного окружения, от совокупности предметов и явлений природы, которые включены в сферу деятельности человека. Они оказывают влияние не только на развитие отдельных отраслей хозяйства, но и на самих людей, на обычаи и нравы народов, на их темперамент. Многие выдающиеся учёные и педагоги указывали на огромное воспитательное значение общения детей с природой.

Детство, личность, общество. Три масштабных понятия, которые тесно взаимосвязаны, составляют основу друг друга и входят в научное мировоззрение экологии детства. Ребёнок стоит на первом плане, так как, начиная с детства, он сам «работает над своей личностью», впитывая в себя окружающую действительность.И тем полноценнее разовьётся личность, чем внимательнее будут её воспитатели и чем благоприятнее будет окружающая среда в плане психическом, физическом, эмоциональном и экологическом.

Экологически чистая среда воспитания ребёнка представляется тремя компонентами:

  1. Естественно- природный. Воспитание приближено к самой природе, учитывая психофизиологические особенности развития организма ребёнка.
  2. Социальное окружение ребёнка, способствующее освоению им новых видов деятельности, социальных ролей, формируя отношения с людьми.
  3. Пространство культуры, выступающей характеристикой взаимодействия человека и природы. Развитие личностного мира ребёнка осуществляется путём восхождения от индивидуального к духовно- практическому опыту человечества с целью воспитания человека культуры с опорой на национальную культуру.

Проблемами формирования здоровой среды занимается валеология ( педагогика здоровья).

Под образовательной средой можно понимать совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе образования. Её элементы: организация процесса обучения и воспитания ( учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.), методы и формы обучения, психологический фон уроков, санитарно- гигиенические условия образовательного учреждения, двигательный режим учащихся, питание, медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.

Эстетизация образовательной среды. Воспитательная роль школьного интерьера несомненна. Существует нормативный документ , определяющий санитарно- гигиенические и эстетические условия образовательной среды. Учебные помещениядолжны отвечать комплексу требований- педагогическим, гигиеническим, психологическим, функциональным. Архитектурное решение помещений должно обеспечивать пространственную организацию различных форм и методов обучения- коллективных, групповых, индивидуальных, что предполагает некоторую универсальность их габаритов. Интерьер каждого кабинета должен иметь своё «лицо» и отвечать требованиям эргономики ( световой и цветовой климат, естественная освещённость, ориентация по частям света, температурный режим, вентиляция). Существует понятие «цветовой душ». В зависимости от принятой цветовой среды усвоение учебных программ может быть различным. Доказано, что жёлтый и оранжевые цвета способствуют улучшению умственной деятельности, концентрации внимания, но возбуждают и быстро утомляют, они должны быть «разбавлены» Красный цвет обладает стимулирующим воздействием, он нервирует человека. Ему место- на лестничных клетках.

Зелёный и голубой цвета- любимые старшеклассниками. Они вызывают чувство свежести, снимают возбуждение и усталость, успокаивают.

Фиолетовый цвет- аморфный, безжизненный. Он вызывает печаль и пассивность.

Коричневый и оливковый цвета несколько успокаивают, вызывают депрессию, притупляют эмоции.

Белый и светло- серый цвета при их изобилии в интерьере производят впечатление холода, пустоты.

Использование пластика приводит к накоплению статического электричества и пыли, а пестрота расцветок раздражает и утомляет.

Доказано, что школы с более высокими эстетическими качествами отличаются низким уровнем проявлений вандализма.

Информативность образовательной среды. Использование стен кабинета для размещения информации вариативно. Самая информативная стена- напротив окон. Задняя стена кабинета неудобна для восприятия, поэтому вдоль неё обычно размещаются шкафы с дидактическими материалами. Стена с оконными проёмами не должна использоваться ни для каких целей, т.к. против света любая информация плохо воспринимается. Эти принципы размещения информации просты, логически оправданы и во многом способствуют формированию уважения к школе, удовлетворяют познавательный интерес учащихся, воспитывают эстетический вкус. Наиболее популярны в настоящее время съёмные информативные стенды, которые позволяют чаще обновлять информацию.

Диалоговая среда. В наши дни актуализировалась проблема духовности человека, его социализации, так как именно включённость в систему общественных отношений определяет его жизненную позицию. Формирование в ребёнке этнической, религиозной, культурной и ролевой терпимости не может идти в порядке абстрактного процесса, автономизированного в стенах классной комнаты. Соседство вызывает интерес, а интерес- терпимость. Исходя из этого, необходимо с самых ранних лет обучения формировать интерес учащихся к культурным традициям всех народов, подчёркивая уникальность и бесценность каждого из них. В школьной среде необходимо формировать диалог культур, традиций, обычаев- в этом залог культуры и цивилизованности будущей личности.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что для того, чтобы процесс обучения стал плодотворным, неоходимо создать благоприятную образовательную среду, учитывая все её аспекты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание благоприятной образовательной среды на уроке иностранного языка Подготовила у читель немецкого языка МОУ «СОШ № 26» Задворнова Л.А.

Слайд 2

А.П. Чехов «Скучная история»: «Студент, настроение которого в большинстве создаётся обстановкой на каждом шагу, там, где он учится, должен видеть перед собою только высокое, сильное и изящное… Храни его Бог от тощих деревьев, разбитых окон, серых стен и дверей, обитых ровной клеёнкой».

Слайд 3

Образовательная среда: Обучающая Развивающая Воспитывающая И нформативная

Слайд 4

Экологизация образовательной среды Компоненты экологически чистой среды: Естественно-природный Социальное окружение ребёнка Пространство культуры

Слайд 5

Эстетизация образовательной среды Учебные помещения должны отвечать комплексу требований: - педагогическим -гигиеническим -психологическим -функциональным

Слайд 6

Эргономика: Световой и цветовой климат Естественная освещённость Ориентация по частям света Температурный режим Вентиляция

Слайд 7

«Цветовой душ» Жёлтый и оранжевый- улучшение умственной деятельности, но быстро утомляют. Зелёный и голубой- снимают возбуждение и усталость, успокаивают. Фиолетовый- безжизненный, вызывает печаль и пассивность. Коричневый и оливковый- успокаивают, вызывают депрессию, притупляют эмоции. Белый и светло- серый – производят впечатление холода и пустоты.

Слайд 8

Информативность Размещение информации в классе должно: удовлетворять познавательный интерес учащихся в оспитывать эстетический вкус б ыть логически оправданным.

Слайд 9

Диалоговая среда В школьной среде необходимо формировать диалог культур, обычаев – в этом залог культуры и цивилизованности будущей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивной среды на уроках иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий

В это работе идёт речь о методах и приёмах здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в среднем звене....

Организация здоровьесберегающей среды на уроках иностранного языка

Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихс...

Создание творческой среды на уроках иностранного языка

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. ...

«Создание благоприятной образовательной среды на уроке иностранного языка»

Статья предназначена для учителей иностранного языка общеобразовательных школ...

Создание развивающей среды на уроке иностранного языка по ФГОС

ull;Позиция учителя- к классу не с ответом, а с вопросом•Позиция ученика- за познание мира•Учебная задача – задача, решая которую, ребенок выполняет цели учителя•Учебная деятель...

Создание развивающей среды на уроке иностранного языка по ФГОС

ull;Позиция учителя- к классу не с ответом, а с вопросом •Позиция ученика- за познание мира •Учебная задача – задача, решая которую, ребенок выполняет цели учителя &bu...