Активные методы обучения иностранному языку (подборка авторских разработок)
методическая разработка по теме

Зимовец Ксения Владимировна

Активные методы обучения иностранному (английскому) языку

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Каждому человеку необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И  задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Уровень проявления активности личности в обучении обуслов-ливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познава¬тельной активности человека, но и своеобразие его личности.
Выделяют 3 уровня активности:
Активность воспроизведения — характеризуется стремлени¬ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла¬деть способами применения по образцу.
Активность интерпретации — связана со стремлением обуча¬емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо¬собами применения знаний в измененных условиях.
•  Творческая активность — предполагает устремленность обу-чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель¬ных интересов.

            А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Существуют различные формы организации активного обучения:
- различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций );
- различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической карты);
- различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, «воображаемые ситуации»).
Все вышеперечисленные приёмы являются методами интерактивного обучения.
Цикл интерактивного обучения включает в себя:
- переживание и осмысление полученного опыта, основанное на взаимодействии с учителем, с одноклассниками, изучаемым материалом.
- рефлексия, целью которой является определение личного уровня продвижения каждого обучающегося;
- применение на практике.
Подобные занятия позволяют обучающимся выйти из привычной роли наблюдателя; создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
Ниже я приведу несколько коммуникативных игр, которые могут быть использованы на уроке, во внеклассной работе по английскому языку не средней и старшей ступени. Среди них есть и универсальные, которые подходят для обучения разным предметам.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya_inostrannomu.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Нагулина Ксения Владимировна. http://nsportal.ru/nagulina-kseniya-vladimirovna

Активные методы обучения иностранному (английскому) языку

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Каждому человеку необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И  задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Уровень проявления активности личности в обучении обуслов-ливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познава¬тельной активности человека, но и своеобразие его личности.
Выделяют
3 уровня активности:
Активность воспроизведения — характеризуется стремлени¬ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла¬деть способами применения по образцу.
Активность интерпретации — связана со стремлением обуча¬емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо¬собами применения знаний в измененных условиях.
• 
Творческая активность — предполагает устремленность обу-чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель¬ных интересов.

            А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Существуют различные
формы организации активного обучения:
-
различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций );
-
различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической карты);
-
различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, «воображаемые ситуации»).
Все вышеперечисленные приёмы являются методами
интерактивного обучения.
Цикл интерактивного обучения включает в себя:
- переживание и осмысление полученного опыта, основанное на взаимодействии с учителем, с одноклассниками, изучаемым материалом.
- рефлексия, целью которой является определение личного уровня продвижения каждого обучающегося;
- применение на практике.
Подобные занятия позволяют обучающимся выйти из привычной роли наблюдателя; создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
Ниже я приведу несколько коммуникативных игр, которые могут быть использованы на уроке, во внеклассной работе по английскому языку не средней и старшей ступени. Среди них есть и универсальные, которые подходят для обучения разным предметам.

Метод  релаксации

Этап урока: подведение итогов, физпауза.
Время проведения: 5-10 минут
Название метода: «Рыбы и актинии»
Происхождение метода: автор Нагулина Ксения Владимировна
Цель: повысить уровень энергии в группе.
Технология проведения: Модератор для начала может сказать: «У всех нас разные характеры, кто-то более активный и подвижный, а кто-то более размеренный и спокойный. В  природе точно также».  Участникам предлагается разделиться на 2 команды (например, те кто родился весной и летом- будут рыбами, а зимние и осенние – актиниями). Актинии стоят на месте. Они могут двигать руками или поворачиваться. Рыбы находятся в постоянном движении. Задача актиний- поймать всех рыб.
Когда все рыбы пойманы, команды меняются ролями.
Потом идет обсуждение: Понравилось ли играть? Какая роль была ближе?

Метод проработки содержания темы
Этап урока: работа над темой
Время проведения: 15-30 минут
Название метода: «Чемодан»
Цель: формировать навыки диалогической речи, развивать творческое мышление учащихся, учить работать в группе
Происхождение метода.  Авторский вариант использования. Автор Нагулина Ксения Владимировна
Необходимые материалы: слова разных частей речи и грамматических форм по теме занятия  на отдельных листах висят на доске, прикрепленные магнитами.
Технология проведения: Модератор заранее готовит необходимые материалы. Для проработки темы можно предложить учащимся
Составить предложения из данных слов и связать из них небольшой цельный текст, или диалог. Не обязательно использовать все. Модератору необходимо подготовить такое количество частей, которое гарантировало бы достаточную вариативность содержания (не менее 5 выражений). Перед представлением диалога, участники демонстрируют, какие выражения они взяли в свой «Чемодан»
Группа делится на команды, чтобы соперники следили за правильностью составления предложений.
Командам дается время на подготовку и после этого они презентуют свой диалог или полилог.


Метод проработки содержания темы

Этап урока: работа над темой
Время проведения: 17-10 минут
Название метода: «Хвастун»
Цель: тренировать грамматические навыки в устной речи,
Происхождение метода.  Д.М. Каркусова «Учим английскому языку играя», Ростов-на-Дону, Феникс,2007
Необходимые материалы: карточки с названиями временных форм английского языка (можно сделать кубик.)-  возможен также вариант без вспомогательных средств.
Технология проведения: Модератор начинает игру и заранее готовит необходимые материалы. Для проработки темы можно предложить учащимся
«Хвастун» вытягивает себе время в котором он должен сказать предложение. Остальные должны опровергнуть это предположение (составить отрицательное предложение) или выразить удивление (общий вопрос).
Если «хвастун» ошибается, тот, кто его поправил, становится «хвастуном».

Метод презентации учебного материала 
Этап урока: работа над темой
Время проведения: 10-30 минут
Название метода: «Стриптиз»
Происхождение метода «Копилочка активных методов обучения», Эффективные технологии обучения, Moi-universitet.ru
Цель: концентрация внимания участников, активизация и закрепление материала.
Необходимые материалы: необходимые записи по теме, заготовленные заранее на большом плакате, скотч.
Предварительная подготовка: нарисовать солнышко так, чтобы было достаточно свободного места, чтобы на лучиках записывать ожидания и цели, приготовить необходимые материалы.
Технология проведения: Модератор заранее записывает на листе большого плаката материал, касающийся изученных ранее времен английского глагола в тезисах и схемах, который он будет сообщать участникам, и закрывает их, загнув нижнюю часть листа вверх. Во время сообщения информации, модератор постепенно открывает свои записи (тезисы) слушателям.
В конце воспроизведения информации участники делятся на команды и составляют по несколько уточняющих или дополняющих вопросов для противоположной команды.
На обсуждение и ответ каждого вопроса противоположной команде дается по 1 минуте.
Примечание:  при использовании этого метода достигается сразу несколько результатов. Используется эффект визуализации того, что произносится. А также поддерживается их заинтересованность в том, что будет дальше.

Метод выяснения ожиданий и опасений 
Этап урока: выяснение ожиданий учеников
Время проведения: 2- 5 минут
Название метода: «Солнечный зайчик»
Происхождение метода  автор: Нагулина Ксения Владимировна
Цель: самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.
Необходимые материалы: заготовленные заранее маленькие круги или овалы белого, желтого, синего цвета, магниты по числу участников. Зеркало у модератора
Технология проведения: Модератор заранее готовит необходимые материалы. В руках у него зеркало. Он может произнести следующие слова: «Зеркало – это всегда отражение. Оно отражает нас, наши эмоции, страхи, и настроение. А еще им можно играть в солнечных зайчиков. И они тоже будут разные в зависимости от нашего настроения.»
Дальше он предлагает выбрать каждому участнику по одному кружочку- зайчику в соответствии с его сегодняшним настроением. Белый – спокойное, желтый – радостное, синий- если грустно или не комфортно. На зайчиках просит написать,  что ждет от сегодняшнего занятия.
В конце мероприятия нужно обратить внимание обучающихся на достижение целей урока. И участники с обратное стороны могут нарисовать такой смайлик, какое у них настроение в конце мероприятия и прикрепить на доску в форме солнышка.
Примечание:  высказывания желательно формулировать на английском языке, если у ребенка возникают трудности, то можно попросить помощи у одноклассников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Активные методы обучения немецкому языку младших школьников"

В докладе рассказывается о том, что основой АМО является активноегрупповое взаимодействие, в центре которого находятся  самовыпажение и самораскрытие. Эффективность такого обучения выше индивидуа...

Активные формы обучения иностранному языку для развития межкультурной коммуникации

Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с активными формами обучения иностранному языку. ...

Групповые методы обучения иностранным языкам (метод «брейнсторминга»)

Обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии предполагают групповую совместную работу учащихся. Cитуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгене...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...

Активные методы обучения иностранному языку

В данной статье приведены методы, применяемые на уроках с целью развития интереса к языку, а также игры...

Дистанционное обучение, как один из методов обучения иностранному языку.

В данной статье раскрывается понятие " Дистанционное обучение",  "плюсы" и "минусы" данного вида обучения....