Этнокультурная составляющая во внеурочной деятельности
статья по теме

Саранцева Эльмира Габдрауфовна

В данной статье описывается опыт работы над проектом-программой с применением этнокультурной составляющей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель внеурочной деятельности

Саранцева Э.Г.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 89 с углубленным изучением отдельных предметов»

Удмуртской Республики

Г.Ижевск, РФ

«Взаимодействие культур - способ сохранения культурного              многообразия»    И.Гердер

     Одной из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции является социокультурная или межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка, а также формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения. Другой составляющей  данной компетенции является  развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка – формирование общекультурной и этнической идентичности, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры и лучшее осознание своей культуры.

     Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное,  воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны. Одним из предметных кружков, работающих в рамках внеурочной деятельности, является  лингвистический  кружок  «AIESEC SCHOOL COMPANY» - «Школьная компания Айсек», руководителем которого  я являюсь уже четвертый год.

      Большую роль в изучении иностранного языка  играет мотивация учащихся. Проблема мотивации к учению возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в школе. В связи с этим,  основной целью работы программы-проекта «Айсек скул кампани» является содействие формированию общественно-политической активности учащихся, развитие способностей школьников к  общению на английском языке и формирование толерантности по отношению к другим культурам, объединение лингвистически одаренных детей для реализации творческих интересов обучающихся и организации разнообразной по форме и содержанию внеурочной деятельности  детей. Для достижения поставленной цели  я использую различные формы работы: изучение истории нашей Родины и родного края на английском языке,  истории, культуры, искусства других народов, посредством очных и заочных путешествий по нашей России, по Удмуртии, участники проекта общаются и ведут переписку с иностранными стажерами (Бразилия, Индонезия, Китай, Япония, Австралия, Италия, Гана и др.), участвуют в коммуникационных проектах (мастер-классах, круглых столах, конференциях). Учащиеся старших классов проводят лекции,  викторины, конкурсы по страноведческому материалу среди учащихся среднего звена и начальной школы.

     Участие школьников в данной модели внеурочной  деятельности  позволяет говорить о ряде  преимуществ, таких как  развитие толерантности к представителям других культур, повышение уровня  кросс-культурного  развития, формирование мотивации к изучению различных предметов, в том числе географии, истории, права, общества, музыки, искусства посредством изучения иностранного языка, возможность введения новых программ и методик, повышение уровня владения иностранным языком, общение с наиболее талантливыми представителями  молодого поколения по всему миру.

     Взаимодействие культур – необычайно актуальная тема в условиях современной России и мира в целом. Вся мировая история – это процесс взаимодействия народов, каждый из которых обладает специфической системой ценностей и способом деятельности. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий»

Проект «Внедрение этнокультурного (регионального)  компонента  во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий» предназначен для основных и средних общеобразовательных учреждений. Данн...

Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)

 Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...

Использование этнокультурной составляющей на уроках и во внеурочное время в сельской школе

Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. У каждой былинки есть своѐ место, откуда она берет свою жизненную силу. Все большое на земле прорастает из малого зернышка. Так ...

«Реализация этнокультурного компонента часами внеурочной деятельности»

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражда...