Деятельностный подход в обучении различным видам чтения на иностранном языке
статья (8 класс) по теме

 Статья раскрывает сущность деятельностного подхода в обучении различным видам чтения на иностранном языке. Данная статья опубликована в сборнике  "Повышение педагогической компетентности работников образования в реализации деятельностного подхода" (материалы областных педагогических чтений), Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, 2009 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_razlichnym_vidam_chte.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

     ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ

                             ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ.

                                                                   

                                                                           Саунина Н.П.

                                                                           учитель иностранных языков

    В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

   В нашей школе практикуется раннее обучение иностранным языкам. Учителя МОУ  используют разнообразные методы и приемы, помогающие в освоении иностранного языка, применяют оригинальные методические находки, учащиеся участвуют в различных олимпиадах.

   Модернизация образования связана с более последовательным использовани-

ем деятельностного подхода в обучении, т.к. он несет в себе большие резервы в повышении уровня владения чтением на иностранном языке. Задача данной статьи- показать использование деятельностного подхода при обучении чтению как виду речевой деятельности. Представленные образцы заданий даны на материале УМК  «Шаги-4», 8 класс, автор И. Л. Бим.

   Человек окружен текстами. С первых лет своей жизни он их встречает в виде рекламных объявлений, газетных текстов, учебников, произведений художественной литературы, научных статей, писем. Обучение общению в 8 классе строится также и в связи с читаемыми текстами, предполагает их оценку, обсуждение нравственных, социальных, морально-этических проблем.

   Для того, чтобы ориентироваться в текстах различных жанров и извлекать из них информацию, нужно учить школьников различным видам чтения: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое или поисковое чтение). В зависимости от вида чтения используются соответствующие стратегии чтения: поиск основных фактов, игнорирование второстепенных фактов, незнакомых явлений (чтение   с пониманием основного содержания), поиск не только основных, но и  второстепенных фактов, раскрывающих значение деталей (чтение с полным пониманием) или просмотр текста и выделение нужной информации (поисковое чтение).

   Определение темы текста- первый существенный шаг к пониманию текста, поясним сказанное на примере статьи «Jugendherbergen» и сопоставим подзаголовок, заголовок, первый и последний обзацы, т.е. наиболее сильные позиции.

   Подзаголовок- он показывает, о чем  речь идет в статье (Es war schön im Sommer) и соотносится с началом текста, а заголовок с его концом. Сильные позиции текста являются первыми смысловыми ориентирами в работе. Существуют также и заголовки, имеющие целью удивить читателя, вызвать его особый интерес.

   Приведем несколько названий текстов учебника «Auf dem Campingplatz»,  «Die Käseinsel», «Kapitän Kümmelkorn und die Tiegerjagd», «Die Schule in Deutschland», «Emanuel und die Schule», «Thesi und die Englischtante». Все они выражают тему текста, его обобщенное содержание. Как определить тему текста, если он   не имеет заголовка? В этом случае нужно обратить внимание на тематические слова текста.Тематические слова выступают в виде одинаковых или близких по значению единиц, в форме пар или цепочек. Поэтому по тематическим словам определяют содержание текста и его тему. Вместе с сильными позициями текста   тематические слова относятся к его важнейшим смысловым ориентирам. В качестве примера возьмем текст без заголовка  и проследим слова, входящие в тематическую цепочку: Schüler-Schüleraustausch; Land– Ausland- Gastland- ausländisch; Familie- Gastfamilie- Familienalltag; Fremdsprache- Sprachkentnisse. Данные тематические слова связаны с его темой и сообщают о ней  фрагментарные  отрывочные  сведения. Глядя на них можно определить, что речь в тексте пойдет о школьном обмене, о пребывании за границей, о проживании в семье иностранного сверстника и о знакомстве с бытом, традициями  страны изучаемого языка.

   Тексты, читаемые на уроках иностранного языка, как правило, невелики по объёму. Их композиция (т.е. способ построения ) имеет следующую схему: вступление, основная часть и заключение. Естественно,что тексты из разных сфер коммуникации- научно-популярные, газетные и особенно художественные имеют свои особенности композиции, но но общая схема и ее трехчастна.Очень облегчают восприятие текста иллюстрации, они несут по отношению к тексту избыточную информацию и их воздействие на психику детей очень велико. Заголовки, выделенные в цвете и размере также вызывают интерес читателя и облегчают восприятие и понимание содержания.

   Приведем комплекс заданий по ознакомительному чтению к тексту-шванку.

Сначала происходит расширение фоновых знаний. Учитель должен объяснить

к какому жанру литературы относится данный текст ( художественная литерату

ра, шванки ).

  1. Учащиеся отвечают на вопрос учителя, известно ли им что-либо о шванках и что это такое.

   2) Краткая справка об авторе.

   3) Снятие лексических трудностей:для повторения лексики могут быть использованы тематические картинки. Затем можно выделить в тексте тематические цепочки.

   4) Значение новых слов определяется или с помощью словаря или путем анализа словообразования.

                                             Задания к тексту

  1. Lest den Text  bis zu Ende. Gebraucht dabei die Notizen zu diesem Text.Versucht den Text zu verstehen.
  2. Zu welchen Absätzen gehören die folgenden Sätze? Nennt die Nummern der Absätze.
  3. Antwortet auf die Fragen.

Не всегда обсуждаемые вопросы имеют однозначное решение, поэтому учитель и ученик равноправны как речевые партнеры. Следующий комплекс заданий посвящен чтению с общим охватом содержании ( изучающее чтение, текст-сага «Der Rattenfänger von Hameln» )

   Предтекстовые задания:

  1. Активизация фоновых знаний. Учащиеся рассказывают, что им известно об авторах Саги и что это за вид литературы. Затем учитель предлагает взглянуть на карту Германии и определить, где происходит действие, посмотреть на картинку и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

  2) Снятие лексических трудностей.

  3) Снятие грамматических трудностей. Учитель обращает внимание учащихся   на структуру предложений.

   Задание к тексту:

  1. Прочитайте внимательно текст. Не обращая внимания на незнакомые слова,постарайтесь понять его содержание и основную мысль автора. Ориентирами вам послужат заглавие саги, иллюстрация к ней. Проследите, как развертывается тема текста.

   Задания по контролю понимания:

  1. Для контроля понимания можно предложить тест множественного выбора, который облегчит работу учащихся.

    2. Какова главная мысль рассказа? Выберите правильный вариант.

    3. После выполнения теста и определения главной мысли саги учитель предлагает ученикам пересказать текст, инсценировать имеющиеся в нем диалоги.

   Язык является основой хранения  и передачи культуры разных народов. Глав-

ной функцией речевой деятельности является коммуникация. Человек говорит,

чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через рече-

вую деятельность, значит, научить коммуникации  можно только за счет

вовлечения учащихся в различную деятельность, путем моделирования различ-

ных ситуаций общения (из жизни и из литературы) на основе систематизации

языкового материала, что и дает нам деятельностный подход.         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении письменной речи на уроках иностранного языка

В статье рассмотрены условия реализации систесно-деятельностного подхода в обучении письму на уроках иностранного языка....

"Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку"

Доклад на научно-практической конференции " Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы,  перспективы"...

Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка

Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...

Различные виды чтении, их роль в процессе реального общения и обучения иностранному языку

В статье определяется роль чтения в процессе обучения английскому языку и развитие коммуникативных навыков....

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...

Различные виды чтения применяемые на уроках иностранного языка.

В зависимости от целевой установки, в зависимости от того какую задачу мы хотим решить, различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как вла...