Главные вкладки

    Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения
    презентация к уроку по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Гришина Ольга Юрьевна

    Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Смысловое чтение Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения 1

    Слайд 2

    Смысловое чтение Одно из требований ФГОС - обучение на основе принципов метапредметности . Связующим звеном всех учебных предметов является текст, понимание его смыслового содержания. В связи с этим появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – это вид чтения, когда нужно не только прочитать текст, но и дать оценку информации, откликнуться на содержание. 2

    Слайд 3

    Смысловое чтение ставит задачи: 3

    Слайд 4

    Навык смыслового чтения Включает в себя: Умение осмысливать цели чтения (для чего?); умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?); умение определять основную и второстепенную информацию; умение воспринимать тексты различных стилей; умение адекватно оценивать информацию, полученную из текста. 4

    Слайд 5

    Понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной , подтекстовой , концептуальной. 5

    Слайд 6

    Виды информации в тексте Виды информации в тексте Что содержит информация Роль данной информации Фактуальная События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета. Позволяет увидеть внешнюю сторону текста. (О чем в тексте сообщается открыто) Концептуальная Замысел автора, его позицию, систему взглядов. Служит объединяющим началом текста ( основная идея текста, его главный смысл) Подтекстовая Скрытая, дополнительная информация, смысл которой становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации. Позволяет по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию (о чем читается «между строк»). 6

    Слайд 7

    Вычитываем информацию текста Небольшая разница Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано». О чем этот текст ? ( Фактуальная информация) Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ? (Концептуальная информация) Что можете сказать о властелине, о толкователях, о придворных? ( Подтекстовая информация) 7

    Слайд 8

    На что необходимо обратить внимание, чтобы были понятны последующие события? - Безусловно, на сон властелина о выпавших зубах. Почему можно смело утверждать, что сон плохой? - Сильное волнение, которое испытывает властелин, и озабоченность, с которой его выслушивает толкователь снов, уже создают атмосферу тревоги, ожидания каких-то неприятностей и бед. Но властелин не знает значения этого сна, почему же он так встревожен? - Да ведь зубы-то выпали не у кого-то, а у него, причем выпали один за другим! Самое тревожное, что выпали все зубы! Что ему предвещает такой сон? А вот тут мы можем только предполагать, истолковывать сон, причем толкование может быть самым разным: один скажет, что этот сон к войне, другой — к утрате власти, третий — к смерти властелина и т.д., но в любом случае подтекст уже прочитан и описан. 8

    Слайд 9

    Задача учителя - развивать умение читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации: с пониманием основного содержания (просмотровое чтение); с полным пониманием содержания (изучающее, аналитическое чтение); Нужно учить владеть всеми видами чтения, умению переходить от одного его вида к другому в зависимости цели получения информации. 9

    Слайд 10

    Виды чтения Изучающее чтение Просмотровое чтение Ознакомительное чтение Задача - максимально полно понять содержание текста с возможным последующим воспроизведением Задача - получить лишь самое общее представление о содержании текста, понять, о чём идёт речь Задача - выяснить, что именно пишется по интересующему читателя вопросу 10

    Слайд 11

    Просмотровое чтение 11

    Слайд 12

    Просмотровое чтение Цель - получение общего представления о материале. Основные совершаемые действия : знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами текста, выделение ключевых слов и понятий , смысловых опорных пунктов, оценка с точки зрения достоверности информации, выделение важных абзацев, основной и второстепенной информации. 12

    Слайд 13

    Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту. Полнота понимания текста определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения. Выделяют четыре подвида просмотрового чтения: 13

    Слайд 14

    Подвиды просмотрового чтения 14

    Слайд 15

    Особенности ориентировочного чтения 15

    Слайд 16

    Умения, необходимые для ориентировочного чтения 16

    Слайд 17

    Алгоритм обучения ориентировочному чтению Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главной мысли текста. Просмотрите все остальные абзацы, сопоставляя их содержание с представлением главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений абзацев. Сформулируйте вопрос: «О чём повествуется в тексте?» 17

    Слайд 18

    Обзорное просмотровое чтение Цель - определение сути сообщения через решение задач: выделение главной мысли текста; интерпретация прочитанного ограничивается вынесением самой общей оценки и определением соответствия текста задачам читателя. 18

    Слайд 19

    Умения в данном подвиде чтения определять смысловую структуру текста и отбирать главные мысли в тексте; интерпретировать на основе самой общей оценки текста; определять соответствие текста задачам читающего; отличать основную информацию от второстепенной; находить различие в двух или более текстах, сравнивать содержание текстов; соотносить информацию, заключённую в тексте, с информацией, полученной из других источников, или с личным опытом ; находить аргументы, подтверждающие высказывания. 19

    Слайд 20

    Система заданий к текстам Задания, обучающие рациональным приёмам извлечения информации. Задания , используемые с целью контроля понимания содержания текста. 20

    Слайд 21

    Для этого могут быть выполнены следующие универсальные учебные действия: быстро просматривать текст, выделять главные мысли текста, формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, объяснять порядок частей (инструкций),содержащихся в тексте, ставить перед собой цель чтения, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте, подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценивать текст с точки зрения дальнейшей перспективы использования. 21

    Слайд 22

    Алгоритм обучения обзорному чтению Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть). Установите, какая проблема обсуждается в тексте. Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте. Определите вопросы, которые рассматриваются в тексте (текстах). Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию и предложения, в которых содержится дополнительная информация. Отмечайте смысловые блоки, давая им краткие названия, отражающие суть. Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат ключевую информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию. Обобщите информацию, выраженную в тексте, в смысловое (единое) целое. 22

    Слайд 23

    Аналитическое (изучающее) чтение 23

    Слайд 24

    Аналитическое (изучающее) чтение Включает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; все виды свёртывания информации; выделение основных и дополнительных мыслей; комментарии и объяснения ; рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов; выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация). 24

    Слайд 25

    Пример Предположим, вам поручено подготовить доклад «История развития вычислительной техники». Вы находите нужную литературу, затем приступаете к чтению. Сначала вы используете приёмы ориентировочного чтения: просматриваете выбранные издания и файлы. Далее идёт работа с уже отобранными источниками — поиск конкретных фактов, имен; здесь используются приёмы поискового чтения. Теперь должны быть использованы приёмы аналитического чтения (выделение ключевых слов, составление плана, конспекта, тезисов, схем, таблиц, списка использованной литературы; подбор цитат). 25

    Слайд 26

    Навык постановки вопросов по ходу чтения При аналитическом чтении необходим навык постановки вопросов по ходу чтения. Это вопросы такого типа: О чем это говорит? Какие вопросы здесь возникают? Как эта мысль раскрывается дальше? Подтвердилась ли ваша догадка? 26

    Слайд 27

    В процессе работы над учебно-научными текстами можно отрабатывать это умение , начав с чтения параграфа учебника с карандашом в руках: сформулировать тему параграфа в форме вопроса, при чтении делить текст на смысловые фрагменты и на листе бумаги (параллельно, по ходу чтения) записывать вопросы к каждому фрагменту, письменная переработка (составление плана, тезисов), применять различные графические приемы визуализации. Крайне важно направлять действия учащихся (через различные задания, шаблоны) так, чтобы вопросы плана, формулировки тех или иных положений, название узлов параграфов давались «своими словами» – это важнейший показатель понимания текста. 27

    Слайд 28

    Показатель сформированности умений аналитического чтения - это уровень критического восприятия освоенной информации: Согласен я или не согласен с автором? Почему? Если в статье изложено несколько позиций, то какая из них представляется мне более убедительной? Составление (синтез) своего ответа на вопрос после оценки информации. 28

    Слайд 29

    Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся задания: Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора. Можете ли привести пример по теме высказывания? Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев. Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста. Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык; Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков; Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил). 29

    Слайд 30

    Этапы работы с текстом 30

    Слайд 31

    Предтекстовый этап Упражнения с заголовком текста. Прочитайте заголовок и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте. Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста? Внимательно прочтите заголовок и выделите в нём доминирующее слово (смысловую доминанту). По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …? Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …? По каким ключевым словам, словосочетаниям вы определили, что эта информация о …? 31

    Слайд 32

    Текстовый этап Упражнения на определение темы текста: Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема. Прочтите часть текста назовите тему.(Предлагаются тексты различных жанров). Распределите заглавия по указанным темам. Установите, какая проблема обсуждается в тексте. Ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его. По иллюстрации (чертежу, схеме) и ряду ключевых слов сделайте несколько предположений по содержанию текста или задайте несколько вопросов. О каких проблемах … Что объединяет данные тексты? 32

    Слайд 33

    Послетекстовый этап Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста: Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте. Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в решении поставленных задач, проблем. 33

    Слайд 34

    Виды текста 34

    Слайд 35

    Стратегии аналитического чтения зависят от типа текста сплошные тексты описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д.); повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога , материалы различных сайтов); рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация своего мнения). несплошные тексты графики; диаграммы; схемы (кластеры); таблицы; географические карты и карты местности; план помещения, местности, сооружения; входные билеты; расписание движения транспорта; карты сайтов. 35

    Слайд 36

    Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ) Приёмы , удобные для работы со сплошным текстом: Чтение с остановками Стратегии: "Вопросительные слова" , «Ромашка вопросов», ИНСЕРТ «Таблица-синтез» Приёмы «Мозаика проблем», стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ» «Уголки» и другие. 36

    Слайд 37

    Инсерт Во время чтения на полях делаются пометки : знак « v » - знакомая информация - «Я это знал!»; знак « - » - информация противоречит тому, что знал или думал; знак« +» - новая информация; знак «?» - многое осталось неясным и хотелось бы получить более подробную информацию по данному вопросу. Чтение с использованием данного приёма учит анализировать, сопоставлять новые знания с имеющимися, интерпретировать, применять информацию. 37

    Слайд 38

    Стратегия «Таблица-синтез» Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает ученика к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания. При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья — при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить обучающимся читать в паре, что может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом . Ключевые моменты текста (сообщения) На чем остановилось внимание? Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (Анализ) Вывод 38

    Слайд 39

    Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы (форма таблицы) «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ………..? ………….? …………..? В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа ……………..? ………………? 39

    Слайд 40

    Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. На стадии вызова это будут вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения. На стадии рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. 40

    Слайд 41

    41

    Слайд 42

    Приём «Концептуальная таблица» Приём «Концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали – критерии, по которым сравнение происходит. Например, этот приём может быть использован при изучении и сравнении басен Эзопа «Ворон и лисица» и И.А. Крылова «Ворона и лисица». 42

    Слайд 43

    Линии сравнения Басня Эзопа Басня И.А. Крылова Название «Ворон и лисица» «Ворона и лисица» Герои басни Ворон, лисица. Ворона, лисица. Композиция Мораль в конце басни. Мораль в начале басни. Из чьих уст звучит мораль? Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…» Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» Можно ли прочитать по ролям? нет да Каким языком написана басня? Прозаическим. Поэтическим. 43

    Слайд 44

    Приём «чтение с остановками» Используется при изучении неизвестного ранее произведения. Количество остановок при чтении должно быть определённым. Задания и различные виды вопросов (простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические) формулируются в соответствии с уровнями познавательной деятельности по Б.Блуму (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) . На стадии вызова - обращение к личному опыту детей, обсуждение заглавия, прогноз содержания рассказа. На стадии осмысления содержания текст читается отрывками, анализируется и осуществляется прогноз дальнейшего развития сюжета, п роверяются предположения. На стадии рефлексии - осмысление текста как единого целого, с использованием различных форм работы : творческого письма, эссе по впечатлениям от рассказа, сочинения-рассуждения, дискуссии, совместного поиска . 44

    Слайд 45

    Письменная рефлексия (формы) 45

    Слайд 46

    Дифференциальный алгоритм чтения Для активизации чтения нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста . Для этого и разработан дифференциальный алгоритм чтения. С его помощью можно разбивать каждый самостоятельный фрагмент текста на отдельные логические элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным). 46

    Слайд 47

    Дифференциальный алгоритм чтения Состоит из трёх блоков: 1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста (КС). 2. Составление смысловых рядов (СР). 3. Выявление доминанты (Д). 47

    Слайд 48

    Блоки алгоритма 1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста (КС). Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения. Иногда смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов. У автора существует много способов выделения ключевых слов. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт . 48

    Слайд 49

    В произведениях художественной литературы с точки зрения нравственной проблематики ключевыми являются понятия, определяющие вечные ценности: «красота», «добро», «любовь», «честь», «патриотизм» и т.д. С точки зрения литературоведени я – «сюжет», «композиция», «жанр», «идея» и т.д. 49

    Слайд 50

    2. Составление смысловых рядов (СР). Смысловые ряды — это словосочетания или предложения , которые состоят из ключевых слов и некоторых дополняющих их вспомогательных слов. Они представляют собой сжатое содержание абза ца и являются основой для выявления доминанты текста . На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию — сжимается . Первый и последний абзац содержат основной смысл текста (утверждения) и выводы. В оставшейся части содержатся , как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев также содержат основную информацию . Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы? 50

    Слайд 51

    3. Выявление доминанты (Д). Доминанта — это основное значение текста , Мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Выявление доминанты — главная задача чтения. Одним из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами , повторение авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. 51

    Слайд 52

    Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся задания: Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора? Можете ли привести пример по теме высказывания? Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев. Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста. Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык; Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков; Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил). 52

    Слайд 53

    Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по данному алгоритму, то есть доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст. 53

    Слайд 54

    Практическое применение дифференциального алгоритма при чтении художественного текста Задание: 1. Б. Екимов « Фетисыч ». 2. Л. Вертель «Моя вторая родина». Сравните описания деревень, данные двумя разными авторами. Что их объединяет? От чего и от кого зависит судьба нашей малой родины? Подумайте, какие последствия влечёт за собой разрушение привычного уклада жизни, чем для людей оборачивается разрушение деревень? Какой ответ дают на этот вопрос Б. Екимов и Л. Вертель? Сопоставьте их позиции, сравнив два фрагмента из текста. Какие художественные средства языка используют авторы при описании? 54

    Слайд 55

    Для этого: 1.Выделите карандашом ключевые слова в каждом тексте. (КС). Выделите повторяющиеся в текстах детали. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения. 2 . Составьте смысловые ряды или выделите их в тексте другим цветом. Смысловые ряды - словосочетания или предложения , которые состоят из ключевых слов и некоторых дополняющих их вспомогательных слов. Они представляют собой сжатое содержание текста. В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. 3. Выявите доминанты текстов (Д). Для этого выявите авторскую позицию в текстах. Передайте своими словами утверждения автора, то есть повторите авторскую мысль в другой формулировке. Доминанта — это основное значение текста, его идея. 55

    Слайд 56

    Б. Екимов « Фетисыч » Л. Вертель «Моя вторая родина» «Опять на себе тягали солому и силос. Вся техника стоит », «трактор теперь один на весь хутор», «рамы с медпункта пропили»,,. «свинарник какой расхороший был, сколь шиферу, сколь досок. А в клубе, говорят, и полов уж нет…уж потолки снимают… Всё раскурочили… Работы нет …хлеб печеный не возят. Клуб еще год назад стоял на запоре. Нынче - всё раскрыто . Сцену разобрали, выдрали полы. Медпункт, клуб чернеют пустыми глазницами. И тихо было на хуторе, пустынно: ни людей, ни машин. Целый день светят в домах по хутору электрические огни , разгоняя долгие утренние да вечерние сумерки. Сделав с десяток шагов, я поднялся на горушку и вынужден был остановиться. В эти минуты небо, готовясь к ночи, разметало облака, только их клочья продолжали нестись на немного надкушенную августовскую луну, исчезавшую на несколько секунд, но потом снова вырывавшуюся из плена, и порой" казалось, что это не облака, а луна несется над головой, освещая мертвые улицы с мертвыми домами , будто пытаясь отыскать какую-нибудь Богом забытую душу. Но всюду было пусто и тихо . 56

    Слайд 57

    В Дубовке колхоз распускают . Районное начальство приехало, говорят, все, забудьте про колхозную кассу, расходитесь и сами об себя думайте. Спасайтесь своими средствами. ( Сравнение, метафора, которые передают тревогу автора за судьбу деревни, его боль, осуждение людей, которые не берегут того, что имеют, не хотят трудиться, спиваются и растаскивают последнее общественное добро). Мои глаза переходили от одной избы к другой, натыкаясь на черные проемы окон без рам , просевшие коньки крыш, на обвалившиеся печные трубы . Сердце все больше наполняли смятение и тревога , граничащие с каким-то до сей поры неведомым мне страхом. (Развёрнутая метафора, метафорические эпитеты, градация, показывающая нарастающее чувство страха за судьбу малой родины). 57

    Слайд 58

    ключевые слова: «раскурочили», «тихо», «пустынно», «электрические огни», «спасайтесь» « пусто», «тихо», «смятение и тревога», «страх» смысловые ряды : «техника стоит», всё раскурочили… работы нет…хлеб не возят. Всё раскрыто. Тихо было на хуторе, пустынно. Светят в домах электрические огни. Колхоз распускают. Спасайтесь своими средствами. Луна освещает мертвые улицы с мертвыми домами. Всюду было пусто и тихо. Сердце наполняли смятение и тревога … страх. Доминанта В хуторе ещё сохраняется жизнь. Но деревня уже на грани вымирания. Спасение её зависит от доброй воли самих людей. В ином случае е ё может ожидать та же судьба, что настигла людей в рассказе Вертеля. Люди ушли из деревни, и она превратилась в кладбище. 58

    Слайд 59

    Какой ответ дают на этот вопрос Б. Екимов и Л. Вертель? Б. Екимов считает, что судьба нашей малой родины зависит от самих людей, таких, как мальчик Фетисыч , от их выбора, от их желания быть хозяином на своей земле. Вид заброшенной, вымершей деревни вызывает у Л. Вертеля вызывает чувство тревоги и боли. 59

    Слайд 60

    Уровень сформированности читательских умений. (0 - навык не сформирован; 1 - недостаточно сформирован; 2 - сформирован достаточно ) 1. Поиск информации , заданной в явном виде Начало года: 0б. – 9 1б. – 8 2б. - 0 Конец года : 0б . – 0 1б. – 12 2б. - 5 60

    Слайд 61

    Уровень сформированности читательских умений. (0 - навык не сформирован; 1 - недостаточно сформирован; 2 - сформирован достаточно ) 2 . Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте Начало года: 0б. – 5 1б. – 12 2б. - 0 Конец года : 0б . – 2 1б. – 11 2б. - 4 61

    Слайд 62

    Уровень сформированности читательских умений. (0 - навык не сформирован; 1 - недостаточно сформирован; 2 - сформирован достаточно ) 3. Интерпретация и обобщение информации Начало года: 0б. – 12 1б. – 3 2б. - 2 Конец года : 0б . – 4 1б. – 9 2б. - 4 62

    Слайд 63

    Уровень сформированности читательских умений. (0 - навык не сформирован; 1 - недостаточно сформирован; 2 - сформирован достаточно ) 4 . Оценка содержания, языка, структуры текста Начало года: 0б. – 7 1б. – 10 2б. - 0 Конец года : 0б . – 4 1б. – 9 2б. - 4 63


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельностный подход в обучении различным видам чтения на иностранном языке

    Статья раскрывает сущность деятельностного подхода в обучении различным видам чтения на иностранном языке. Данная статья опубликована в сборнике  "Повышение педагогической компетентности ра...

    Типология видов чтения. Отбор текстов для различных видов чтения.

    В работе говорится о различных видах чтения, требованиях к отбору текстов, этапах работы над текстом и обучении чтению в УМК В. Эванс, Дж. Дули "Английский в фокусе....

    Различные виды чтении, их роль в процессе реального общения и обучения иностранному языку

    В статье определяется роль чтения в процессе обучения английскому языку и развитие коммуникативных навыков....

    Приемы работы с текстом на учебных занятиях по английскому языку при различных видах чтения

    С развитием информационных технологий методы преподнесения учебного материала кардинально изменились. Книга и печатный текст являются основными средствами обучения, но современный урок подразумевает и...

    презентация к статье "Эффективность использования различных видов формирующего контроля на разных этапах обучения"

    Использование формирующего контроля на уроках иностранного языка как альтернативный вид контроля  в учебной деятельности учащихся....