Главные вкладки

    Приемы работы с текстом на учебных занятиях по английскому языку при различных видах чтения
    статья на тему

    Лимаренко Алена Александровна

    С развитием информационных технологий методы преподнесения учебного материала кардинально изменились. Книга и печатный текст являются основными средствами обучения, но современный урок подразумевает использование новых подходов при работе. В данной статье освещаются продуктивные приемы работы с текстом: как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, а урок превратить в увлекательное интересное исследование.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приемы работы с текстом на учебных занятиях по английскому языку при различных видах чтения

    Лимаренко А.А.,

    преподаватель ГБПОУ «УИ ТЛТУ»

    С развитием информационных технологий методы преподнесения учебного материала кардинально изменились. Книга и печатный текст являются основными средствами обучения, но современный урок подразумевает использование новых подходов при работе. В данной статье освещаются продуктивные приемы работы с текстом: как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, а урок превратить в увлекательное интересное исследование.

    Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что обучающиеся не умеют работать с текстом.

    Возможные причины:

    • Современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу.
    • Учебные пособия содержат довольно большой объем материала.
    • Образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний.

    Работа с текстом является одной из задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.

    Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели.

    Виды чтения:

    Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.

    Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате обучающиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.

    Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).

    Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.

    • Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения

    • Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
    • Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
    • Познакомиться со структурой текста.
    • Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
    • Знакомство с оглавлением.
    • Использовать аннотации к текстам.

    Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения

    • Обучающиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
    • Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
    • Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.
    • Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения

    • Выделение смысловых частей читаемого текста.
    • Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
    • Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
    • Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
    • Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
    • Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.
    • Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
    • Составление суждений учащихся.
    • Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
    • Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
    • Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.

    Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.

    Фрагмент урока английского языка, направленного на обучение изучающему виду чтения

    Работа над любым текстом по иностранному языку состоит из трех этапов:

    • предтекстовый;
    • текстовый;
    • послетекстовый.

    Предтекстовый этап подразумевает ознакомление с лексическими единицами, которые могут вызвать затруднение, а также прогнозирование содержания текста.

    Упражнения для предтекстового этапа

    • Соотнесение значения слова с темой: заполнение пропусков в предложении из ряда предложенных слов.
    • Расширение потенциального словаря учащихся: просмотр текста и нахождение слов общего корня.
    • Распознавание значения грамматических явлений: выделение определенных частей речи и их выборочный перевод.
    • Прогнозирование языковых средств и содержания текста: чтение вслух только тех частей предложений, которые отвечают на вопрос учителя.

    Текстовый этап подразумевает чтение текста и работу над его лексико-грамматическим материалом.

    Упражнения для текстового этапа

    • Чтение текста и выделение в нем ключевых предложений и слов.
    • Контроль понимания текста: определение верных и неверных утверждений; ответы на вопросы.
    • Выделение основных частей текста.
    • Соотнесение отдельных частей текста: чтение определенных абзацев с целью подтверждения фактов.
    • Сокращение или перифраз текста: замена предложений синонимичными оборотами.
    • Выборочный перевод текста.

    Послетекстовый этап нужен для совершенствования навыков монологической и диалогической речи.

    Упражнения для послетекстового этапа

    • Определение познавательной ценности прочитанного: комментарий к определенным частям текста.
    • Развитие навыков монологической и диалогической речи на основе текста: составить диалог или ситуацию по теме текста. Возможно использование функциональных таблиц Пассова, логико-смысловых карт проблемы.
    • Написание аннотации, резюме текста.

    Чтобы работа с текстом стала продуктивной, необходимо:

    • Тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей.
    • Четко ставить задачи перед учащимися.
    • Ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и их учебную мотивацию;
    • Не забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация Power Point: «Опыт работы с одаренными детьми на учебных занятиях по английскому языку.»

    Основные подходы в работе с одаренными детьми:•Ускорение и углубление.•Обогащение.•Проблематизация.•Повышение уровня сложности заданий....

    Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

    В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

    Методическое пособие. Чтение. Работа с текстом. (Учебник для 3 класса "Английский язык"- Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.)

    Тексты: Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. «Английский язык. Учебник для 3 класса» - М.: Просвещение, 2012....

    "Использование приемов активизации устной речи студентов на занятиях по английскому языку при работе с учебным пособием Э.А. Немировской Английский язык для юристов" (из опыта работы)

    В статье я описала некоторые приемы работы по отработке и закреплению лексики по специальности, которые я использовала в своей практике преподавания английского языка студентам, обучающимся по юридиче...

    Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка через различные виды деятельности

    Формирование умения учиться -  задача всех ступеней школьного образования.  Сущность  современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её ...

    Смысловое чтение и работа с текстом на учебных занятиях в условиях новых образовательных стандартов

    Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и прост...