Главные вкладки

    Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка
    статья по теме

    Говорова Юлия Николаевна

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

    В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовательном процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком.

    Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

    Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи как Полат Е.С., Дмитреева Е.И., Новиков С.В., Цветкова Л.А. и др.

    На уроках английского языка с помощью компьютера можно решить целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи учащихся; пополнять словарный запас; формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

    Пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:

    1. они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса;
    2. обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;
    3. повышать сознательность и интерес к изучению языка;
    4. обеспечивать оперативную обратную связь и контроль действий всех обучаемых;
    5. обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.

    Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом подходит в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определенным образом обрабатывать ее и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны.

    Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям обучающихся. Каждый ученик получает возможность работать в своем ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объем и скорость усвоения материала.

    Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

    Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. Таким образом, при использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме тго, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременно проверка знаний всех учащихся. Это дает возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с обучающимися.

    Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор как «боязнь ответить». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же «наедине» с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

    Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Обучающиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

    Как было сказано выше, основной целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, поэтому все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основной функционирования Интернета. Включаясь в общение через сеть Интернет на уроке иностранного языка, создается модель реального общения.

    Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернетом, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, учащиеся обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

    Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

    Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

    1. электронную почту;
    2. телеконференции;
    3. видеоконференции;
    4. возможность публикации собственной информации, создание домашней страницы и размещение ее на Web-сервере;
    5. доступ к информационным ресурсам;
    6. справочные каталоги;
    7. поисковые системы;
    8. разговор в сети.

    Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроках английского языка.

    Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо. Таким образом, виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет – лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"

    Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

    В настоящее время информационные технологии занимают все большее место в нашей жизни. Поэтому, использование компьютеров на уроках иностранного языка является  потребностью времени. Информационно...

    Использование информационных технологий на уроках иностранного языка

    С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к сожалению, вид...

    Создание учебных интернет - ресурсов для интегрированных уроков английского языка.

    Использование ресурсов интернет для проведения интегрированных уроков английского языка и географии. Учебные интернет - ресурсы помогают учителю подобрать разнообразный материал к уроку, а учащимя под...

    Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку

    Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого студента, увеличивает скорость подачи качественного материала. Вопрос интеграции Ин...

    Использование интернет ресурсов при подготовке уроков технологии

    В данной презентации содержатся краткие сведения о цифровых образовательных ресурсах (ЦОР)...

    Интернет-ресурсы, применяемые на уроках английского языка

    Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо влад...