Проектная деятельность в начальной школе
учебно-методический материал по теме

Проворова Галина Петровна

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение.                                                                                      стр. 3-6

 

1.     Обоснование выбора темы Проекта и её актуальности

2.      Формулировка проблемы, которую предполагается решить

3.      Описание условий, в которых происходят изучаемые явления, ожидаемые  после внедрения Проекта

4.     Результат, методы и последовательность нововведений, планируемых в ходе реализации Проекта

 

II.Основная часть.                                                                                 стр. 7-11

 

§        теоретическое обоснование предлагаемых изменений образовательной практики

§        практическая часть, содержащая авторскую разработку способа разрешения проблемы

§        результаты апробации Проекта (предварительные или итоговые), содержащие описание достигнутого практического эффекта

§        рекомендации по использованию результатов проектного исследования в образовательной практике

 

III.Заключение.                                                                                   стр. 12-14

Выводы из теоретической и практической частей

 

IV.  Литература .                                                                                  стр. 15

 

V. Приложения.                                                                                 стр. 16-25

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа на Всероссийский педагогический конкурс

«Педагогический проект».

Тема: «Проектная деятельность в начальной школе»





Выполнила: Проворова Галина Петровна
(ФИО)
_
учитель немецкого языка_
(должность)
МКОУ «Никулинская ООШ»

(учреждение)
Московская область, Каширский район, д. Никулино, ул. Новая, д. 12
(территория)




2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение.                                                                                      стр. 3-6

  1. Обоснование выбора темы Проекта и её актуальности
  2.  Формулировка проблемы, которую предполагается решить
  3.  Описание условий, в которых происходят изучаемые явления, ожидаемые  после внедрения Проекта
  4. Результат, методы и последовательность нововведений, планируемых в ходе реализации Проекта

II.Основная часть.                                                                                 стр. 7-11

  1. теоретическое обоснование предлагаемых изменений образовательной практики
  2. практическая часть, содержащая авторскую разработку способа разрешения проблемы
  3. результаты апробации Проекта (предварительные или итоговые), содержащие описание достигнутого практического эффекта
  4. рекомендации по использованию результатов проектного исследования в образовательной практике

III.Заключение.                                                                                   стр. 12-14

Выводы из теоретической и практической частей

IV.  Литература .                                                                                  стр. 15

V. Приложения.                                                                                 стр. 16-25

Введение.

  1. Обоснование выбора темы Проекта и её актуальности.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования, вызванные небывалым скачком научно-технического прогресса, не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Они коснулись и преподавания такой дисциплины, как иностранный зык. За многие годы работы учителем иностранного языка мне удалось познакомиться с разными технологиями обучения этому предмету, отдельные элементы, которых я ввела в свою практическую деятельность. Меня, прежде всего, интересовали технологии и дидактические приемы, способствующие развитию творческого мышления учащихся, виды заданий, стимулирующих их творческую активность. Вызывает тревогу полное отсутствие интереса к изучению иностранного языка у учащихся, которые имеют низкие способности к обучению.                                                                                                                          Как учителя-предметника, ищущего решения похожих проблем, меня заинтересовал цикл статей автора Е.С.Полат, опубликованных в журнале «Иностранные языки в школе» в 2000 году. Автор подробно излагает теоретические основы проектной методики, а самое главное, отвечает на вопрос: «Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета?»                              Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения.  Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения иностранному языку при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе.                     2.Формулировка проблемы, которую предполагается решить.                                                      Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.                                                                                            Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили мой  выбор темы Проекта:  «Проектная деятельность в начальной школе» .
3. Описание условий, в которых происходят изучаемые явления, ожидаемые  после внедрения Проекта.                                                                                                                  Основной формой обучения сегодня остаётся классно-урочная система, единицей которой является урок — более или менее законченный отрезок учебного процесса, в котором представлены такие педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства, т. е. его дидактические звенья.
Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации. Классно-урочно-предметная система сегодня преобразуется через инновационно- образовательные технологии, предназначенной для всех систем, ступеней, видов и типов образования.                                                         Я рассматриваю младший школьный возраст, как начало для реализации проектного метода обучения, при помощи которого удастся развить впоследствии названные качества и умения на должном уровне.                   Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Достаточно ли развиты у них необходимые навыки и умения? Ответ: конечно же, нет! Формирование необходимых качеств и умений возникает только в процессе выполнения этой деятельности и не может происходить вне нее.
Целесообразно привлекать родителей к процессу проектирования младшими школьниками. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над проектами, - иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при подготовке проекта.  Можно разработать для родителей памятку,  составленную по такому плану:
                                                                                                                                         «Памятка для родителей, чьи дети выполняют проект».                                          1.Если ваш ребенок участвует в проекте, то какова ваша роль?
2.Что такое метод проектов/немного теории/?
3. Каковы этапы выполнения учебного проекта?
4. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
   4.Результат, методы и последовательность нововведений, планируемых в ходе реализации Проекта.                                                                                            Цель потребовала решения ряда задач:
1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в её психологическом и дидактическом аспектах на основе анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении ИЯ в начальной школе и  на завершающем этапе общеобразовательной школы.
3. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.
4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики  в общеобразовательной школе.
5. Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий обучения ИЯ, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования.
Практическая значимость:                                                                                                   1. Применить в педагогическом процессе проектную технологию по изучению ИЯ в начальной школе.                                                                                                           2. Привить учащимся интерес к  изучению ИЯ и реальному овладению  ИЯ на завершающем этапе обучения.
                                                                                                   Как же я применяю метод проектов на уроках немецкого языка? Прежде всего, стараюсь подобрать темы, которые будут наиболее интересы для учащихся при выполнении проекта. Далее формулирую некоторое количество как индивидуальных, так и примерных групповых тем, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования творческого опыта. Уже на начальном этапе обучения языку есть темы, при прохождении которых уместно использовать проектный метод. При изучении тем «Mein Lieblingstier», “Ich und meine Freunde”, “Meine Schule”, “Meine Hobbys”, “Mein Lieblingsessen”, “Die Jahreszeiten”, “Eine Traumschule” (УМК «Первые шаги» в начальных классах и «Шаги 2,3,4, 5», автор И.Л.Бим, издательство «Просвещение».) учащимся предлагается участие в краткосрочных проектах, упрощенных по оформлению. Дети с удовольствием рисуют, оформляют фотоальбом, создают коллажи. Этот  вид деятельности активизирует ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.          (Смотри приложение №6, №7)

II.Основная часть.

  1. теоретическое обоснование предлагаемых изменений образовательной практики
  2. практическая часть, содержащая авторскую разработку способа разрешения проблемы
  3. результаты апробации Проекта (предварительные или итоговые), содержащие описание достигнутого практического эффекта
  4. рекомендации по использованию результатов проектного исследования в образовательной практике

Педагогическая технология – это универсальная легко воспроизводимая последовательность педагогических ситуаций, необходимая для гарантированного природосообразного достижения той или иной цели. Это конкретная система использования тех правил, принципов, методов и форм, которые выработала педагогика с учётом времени, места, условий педагогического процесса. Мирза Исмаилович Махмутов, учёный-педагог, раскрывает смысл понятия педагогических технологий. «Технологию можно представить как более или менее жёстко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащегося, гарантирующий достижение поставленных целей». Учителю перед применением технологий необходимо изучить все её особенности: на что направлена технология, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи помогает решить в определённых условиях. Учитель, освоивший педагогическую технологию, это человек, владеющий педагогическим мастерством. Под инновационными педагогическими технологиями подразумеваются нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Если раньше мы только говорили о формировании гармонично развитой личности, как о сверхзадаче образования, а на деле формировали “колесико” и “винтик” единой социальной системы, то теперь общество все более зримо приходит к сознанию того, что человеческая жизнь - высшая ценность в мире, а система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к потребностям самой личности.                                           Метод проектной технологии стоит в центре образовательной системы. Он позволяет обеспечить личности ребёнка комфортное, безопасное и бесконфликтное условие её развития. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.                                                       Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Так, Евгения Семёновна Полат, доктор педагогических наук, профессор, обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:
- в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;
- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;
- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе овладения ИЯ в общеобразовательной школе применять проектную методику, то она будет способствовать:
- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ;
- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения;
- языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;
- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности.
По утверждению Ирины Алексеевны Зимней, доктора психологических наук, основой учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и способы этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот подход отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки ради навыков и умения ради умений. Такой подход особенно важен на современном этапе, когда количество информации растет, и человеческий мозг просто не в состоянии справиться с обрушивающейся на него лавиной знаний, умений, навыков.                                                                                 Проектная технология обучения иностранным языкам позволяет значительно повысить степень осмысленности учебного материала, во-первых, за счет четкости, конкретности и минимальности постановки каждой проектной задачи, и, во-вторых, за счет использования не только абстрактных моделей, но и понятных каждому обучаемому наглядных зрительных образов.

Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – неотъемлемый признак их школьной жизни.                                                                                                              Я считаю, что проектную деятельность при изучении ИЯ надо начинать с вовлечения детей младших школьников на доступном для них уровне, учитывая психологические особенности возраста, уровень развития воображения, самостоятельности, и, конечно, уровень владения иностранным языком. А при организации такой деятельности – подмечать проявление необходимых качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать условия для их развития.
Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности предлагается им. Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам.   (Смотри приложение №4)                                                                                                            Однако в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности.
В нашей школе учащиеся изучают немецкий язык по УМК «Первые шаги» в начальных классах и «Шаги 2,3,4, 5», автор И.Л.Бим, издательство «Просвещение». Он предоставляет широкие возможности для использования метода проектов, предлагая в содержании каждой темы варианты проблемных ситуаций в разделе «Проекты/Projekte,Projekte/».
Уже на начальном этапе обучения языку учащимся предлагается участие в краткосрочных проектах, упрощенных по оформлению. Примерные темы проектов в начальной школе, которые я начинаю применять в практике своей работы, соответствуют темам школьной программы. Презентацию проектов обычно провожу на заключительном уроке по теме. Организую выставку творческих работ учащихся, часто предоставляю возможность лучшим учащимся «защитить» свою работу, рассказав ее содержание на немецком языке/мини – монолог/.

Хочется дать несколько рекомендаций тем, кто заинтересовался возможностями применения метода проектов в обучении иностранному языку, которые, я думаю, помогут более эффективно организовать проектную деятельность уч-ся на всех этапах обучения.

Учитель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего, развитой фантазией. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Как именно учителю предстоит создать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит « прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

1.Энтузиаст/повышает мотивацию учащихся/.                                                       Если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. 2.Специалист/обладает знаниями и умениями в нескольких областях/.    Учитель должен сам спрогнозировать несколько вариантов решаемой проблемы. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.         3.Консультант/организатор доступа к ресурсам/.                                        Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал, или дать рекомендации школьникам, где можно его найти.                                                                                                            4.Руководитель/особенно в вопросах планирования времени/.                    Надо продумать, какую помощь можно оказать школьникам, не предлагая готовых решений.
5.Координатор всего группового процесса.                                                                      Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.                                                                   6.Эксперт/дает четкий анализ результатов выполненного проекта/.            Необходимо отслеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используют возможности само- и взаимоконтроля. (Смотри приложения №1, №2, №3)

Заключение.

В современном обществе реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения рассматривается как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Иностранный язык, как  учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Поэтому не случайно, что основной целью обучения на современном этапе развития образования является личность учащегося.                                                                                         Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся. Способствовать самостоятельно, конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и творческих задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию.                                                                                               Использование метода  проектов при обучении ИЯ позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания. Способность  выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Таким образом, проектная методика – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путём самоорганизации и самообразования учащихся.

Начиная с 4 класса,  учащиеся в течение каждого учебного года выполняют 3-4 сначала мини-проекта. А потом и полноценные работы. Я и мои ученики идем о простого к сложному. Учащиеся привыкают к новой модели взаимодействия учителя и ученика, где каждый является субъектом, возникает равнопартнёрское учебное сотрудничество. К 9 классу учащиеся должны адаптироваться к данной технологии и могут выполнять такие сложные проекты, как «Моя будущая профессия», «Экология школьного двора». «Идеальная школа».

В процессе проектной деятельности учащиеся приобретают следующие ценные навыки и умения: интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться  в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами); творческие – (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему); коммуникативные –  (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль); а также навыки и умения, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности  методологические  (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникативных сетях).

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся. Вот почему целесообразно обращение к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Данный метод может достаточно широко использоваться на любой степени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения.
Изучив статьи по изучаемой проблеме в методических журналах и других педагогических изданиях, я пришла к выводу, что метод проектов, кроме всего перечисленного выше, поможет мне преодолеть некоторые трудности, с которыми мне приходиться сталкиваться в практической деятельности, так как:                                                                                                                                   1. Проектная методика позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной, а значит, позволяет привлечь к работе слабого ученика, выделив ему в группе посильную часть задания. Кроме этого, он имеет возможность получить помощь от других участников группы/принцип взаимообучаемости/.                                                2. Она обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую.                                                               3. Метод проектов стимулирует самостоятельный поиск уч-ся нужной информации.                                                                                                                 4. Требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим.                       5. Он активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу и черты характера: целеустремленность, любознательность, настойчивость, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции. Что в итоге позволит мне расширить мотивацию учащихся при изучении предмета и приведет, в сочетании с другими методами, к повышению уровня сформированности знаний, умений, навыков по иностранному языку. (Смотри приложение № 5)

Литература

1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. №2 2002
2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. №4 2001
3. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Е.М. Борисова // Иностр. языки в школе. -№2 1998
4. Бенедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка / С.Л. Бенедиктова // Иностр. языки в школе. №1 2002.                                                                            5. Е.С. Полат «Проектная методика», журнал «Иностранные языки в школе», №1, 2, 3, 2000 год
6. Р.Г.Борисова «Проектная деятельность уч-ся в общеобразовательной школе», журнал «Иностранные языки в школе», №8 2008 год                                                                               7. И.С.Идилова «Электронные образовательные проекты и межкультурная коммуникация», журнал «Иностранные языки в школе», №6 2007 год                                   8. Л.А.Беляева, Н.В.Иванова « Презентация POWER POINT и ее возможности при обучении иностранному языку», журнал «Иностранные языки в школе», №4 2008 год                                                                                                9. Ю.В.Кохендерфер «Проектная методика с использованием информационно-коммуникативных технологий», журнал «Иностранные языки в школе», №4 2008 год     И.А.Сокол «Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку», №1 2008 год                                                                                          10. И.Е.Шишова «Проектная работа в обучении одаренных детей иностранному языку», журнал «Иностранные языки в школе», №1 2008 год                                                                        11. Е.Н.Землянская, М.К.Чупреева «Учебные проекты младших школьников: роль родителей», журнал «Начальная школа», №5 2006 год

Приложения.

Приложение № 1 Структура учебного проекта
Что такое учебный проект?
С точки зрения учащегося учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
С точки зрения учителя учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы.
Приложение №2 Планирование метода проектов
Видимый план (для учеников):

  1. Тема проекта
  2. Название проекта
  3. Проблема проекта
  4. Задача проекта
  5. Планирование-осуществление
  6. Презентация
    Невидимый план (учителя):
  1. Тема учебного курса, урока
  1. Новое содержание
  2. Обобщение
  1. Цели и задачи обучения, развития воспитания
  1. Обеспечение проекта
  1. Необходимый уровень ЗУН
  1. Организационные формы осуществления проекта
  1. Необходимые специфические умения и навыки

Приложение №3. Этапы проекта:

I.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги 1)Планирование учителем проекта в рамках программы                               2)Выдвижение идеи учителем на уроке.                                                   3)Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).                                                                 II.Организация работы                                                                                    1)Формирование микрогрупп.                                                                           2)Распределение заданий в микрогруппах.                                                                    3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.                  III.Завершающий этап                                                                                1)Промежуточный контроль (при длительном проекте).                                            2) Обсуждение способа оформления проекта                                       3)Документирование проекта.                                                                   4)Презентация результатов проекта всей группе (науроке) или на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д. 5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.                                                                                    IV.Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки ит.д.)

Приложение №4. Типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентировочные.                                                                 1. Исследовательские.                                                                                                     Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.                  2. Творческие.                                                                                                       Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.                                    Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.                                           3. Ролево-игровые.                                                                                                                    В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.                                                                                                          Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.                                                       4. Информационные.                                                                                                 Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.                                                                                   Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.                                                            5. Практико-ориентированные проекты.                                                                   Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.                                                             Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта.                                                                                  6. Монопроекты.                                                                                                         Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п.

Приложение №5

Тема проекта: « Мое любимое животное» «Mein Lieblingstier»
Тип проекта: практико-ориентированный с элементами творческой деятельности; монопроект; личностный; краткосрочный/мини - проект/.
Цели проекта:
 

  1. Повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
  2. Повышение уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному владению немецким языком;
  3. Повышение уровня самостоятельности учащихся.
    Задачи проекта:
  1. Формировать языковые знания и совершенствовать речевые умения учащихся по теме «Животные».
  2. Учить учащихся методам самоорганизации в проведении исследовательской, творческой работы.
  3. Совершенствовать навыки поисковой работы со словарем.
  4. Продолжительность проведения: 35 минут урока с использованием домашних заготовок/подбор незнакомых слов в словаре, рисунок или поделка в качестве домашнего задания/.
    Оборудование:домашние заготовоки
    Ход проекта:
    1.Учащиеся, используя домашние заготовки/рисунки любимых животных, поделки, компьютерные рисунки/ приступают к заключительному этапу подготовки проекта – составлению рассказа о любимом животном.                                                                                                                       2. Используются опорные схемы учебника, помощь учителя. Слабые учащиеся чаще обращаются за помощью, учащиеся с более развитыми речевыми умениями в основном сами справляются с работой.                                  3.Рисунки и поделки докрашиваются, обрезаются, устраняются все шероховатости.                                                                                                             4. К концу урока завершают проект, некоторым разрешается доделать его дома, в основном это те, кто владеет техникой работы на компьютере. Они перепечатывают готовый рассказ, дополняют его рисунками из файлов.                                                                                           Презентация проекта:
    На следующем уроке проходит презентация проекта. Учащиеся кратко пересказывают его содержание на немецком языке, используя новую лексику, как результат поисковой работы со словарем и демонстрируют рисунки и поделки.
    Оценивание проекта:

    На первом этапе проект оценивают учащиеся класса. Так как они обладают еще очень скудным речевым запасом, то оценки звучат следующим образом «Хорошо», «Проект разноцветный», «Мне нравиться», «Много картинок» или наоборот даются отрицательные оценки, но очень редко. На втором этапе проект оценивается учителем, комментарии звучат в основном на русском языке, т.к. важно проанализировать ошибки, как в оформлении, так и в содержании, чтобы следующий проект был на ступеньку выше. Все замечания высказываются учителем в очень корректной форме, даже в очень слабых работах нужно найти рациональное зерно, чтобы у учащихся не появилось стойкое неприятие к проектной деятельности. Лучшие работы помещаются на стенд кабинета или в альбом с лучшими проектными работами.

Приложение №6
Дополнение к проекту по теме «Mein Lieblingstier» в 4 классе, работа над которым проводилась на этапе применения изученного материала в течение нескольких уроков.
I этап :
Мы обсудим темы проектов в рамках программы и учащиеся разбились на группы по выбору: 1группа готовила рассказ о домашнем животном в форме диалога-расспроса; 2 группа- рассказ о диком животном; 3 группа – загадки и кроссворды.
I I этап : Под моим руководством был разработан план проведения проекта :
- каково содержание проекта
- каким будет результат проекта, способ презентации;
- обсудили сроки выполнения.
III этап : Отработали программный лексико-грамматический материал по теме.                                                                                                                                         IV этап: Учащиеся собрали воедино материал, под моим руководством откорректировали полученную информацию.
V этап : Оформление проекта.
VI этап : Представители каждой группы защищали проекты на обобщающем открытом уроке.
VII этап : Рефлексия (обсуждение результатов; оценка проекта).                     Учащиеся 1и 2  группы подготовили поделки „ Mein Lieblingstier “;  3 группа оформила игровой материал (загадки, кроссворд) с рассказом „Ich und mein Lieblingstier “ .
Такая творческая работа доставила ребятам удовольствие, позволила проявить свои таланты, фантазию. Ученики показали большую заинтересованность в изучении немецкого языка.
Приложение №7. Результат проектной работы учащихся для презентации.

1. Расставь правильно цифры в соответствии с буквами

a/ овца

k/мышь

b/ лошадь

l/ рыба

c/корова

m/собака

d/ кошка

n/ утка

e/ крокодил

o/носорог

f/ тигр

p/змея

g/ попугай

 r/петух

h/ курица

s/зебра

i/ жираф

t/слон

j/ лев

u/медведь

1 das Schaf                                              

2 die Maus                                              

3 das Pferd                                            

4 der Fisch                                                

5 die Kuh                                              

6 der Hund                                            

7 die Katze                                            

8 die Ente                                                  

9 das Krokodil                                  

10 das Nashorn                                    

11 der Tiger                                              

12 die Schlange                                        

13 der Papagei                                    

14 der Hahn                                              

15 die Henne                                      

16 das Zebra                                            

17 die Giraffe                                      

18 der Elefant                                            

19 der Löwe                                              

20 der Bär                                          

2. Freunde, hielf mir bitte. Unsere Tiere verloren den Weg zu ihren Häusern. Feind bitte, wo sind Haustiere und wo sind Wildtiere? Arbeitet zu schnell.

3. Sagt, bitte. Was kann ihr machen? Was kann ein Tier nicht machen?

4.Прочтите текcты и найдите картинку с животным к каждому тексту.

 5.(Подберите предложения к картинкам, и разложи их в правильном порядке.)

Mein Fisch heist Blubb.   Rocker kann sehr schnell laufen.  Sie ist zwei Jahre alt.                                          Es heist Kenner. Er kann sehr gut Schwimmen.  Mein Papagei heist Kescha.                                                Er heist Rocker. Ich habe ein Pferd. Sie ist zwei Jahre alt. Ich habe einen Goldfisch. Ich habe einen Papagei. Sie heist Schmarri. Sie ist sieben Jahre alt. Er ist ganz bunt. Lola kann sprechen. Renner kann auch springen. Blubb ist zwei Jahre alt.  Ich habe einen Hund. Ich habe eine Katze. Lola ist acht Jahre alt. Gie ist schwarzweiss.  Rocker ist mittelgross.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье обращается внимание на один из способов реализации проектной деятельности на уроках английского языка....

Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

         Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...

Практико-значимый проект на тему «Проектная деятельность в начальной школе»

•Интерес к технологии и дидактическим приемам, способствующим развитию творческого мышления учащихся;-к видам заданий, стимулирующих их творческую активность.•Тревога за отсутствие интереса к изучению...

Проектная деятельность в начальной школе

ФГОС предусматривает как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, который задает определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми.С вве...

Проектная деятельность в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе....

Проектная деятельность обучающихся начальной школы

Проект книга-малышка "Загадки о животных". Данная работа позволяет развивать интерес ребенка, способность к анализированию и синтезированию полученной информации....