Проектная деятельность в начальной школе
статья по теме

Лебедева Евгения Васильевна

ФГОС предусматривает как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, который задает определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми.

С введением ФГОС  перед учителем встает новая степень ответственности и важности в работе: не останавливаться на достигнутом, искать новые эффективные формы преподавания. Часто бывает, что новое – хорошо забытое старое. Очередное подтверждение этому – интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе

   ФГОС предусматривает как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, который задает определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми.

С введением ФГОС  перед учителем встает новая степень ответственности и важности в работе: не останавливаться на достигнутом, искать новые эффективные формы преподавания. Часто бывает, что новое – хорошо забытое старое. Очередное подтверждение этому – интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе.

           Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, как много методов и форм приходило и уходили вместе со временем.  Новое время ставит перед нами новые задачи, требующие новых решений.

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. Не обошла эта проблема стороной и меня. Я все время нахожусь в поиске новых методов, форм и приемов организации учебного процесса, потому что многие проблемы в рамках классно- урочной системы не решить. Но есть проблема, значит, есть и решение.

              Заинтересовал меня метод проектной деятельности, который в основном распространен в старших классах. А почему нет? А может целесообразней вводить основы проектной деятельности в образовательный процесс с начальной школы?  В учебники включены специальные развороты проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а также приобретать знания для решения новых познавательных и практических задач. Проблема учебного проекта, который учитель должен решить при работе должна быть:

- реальная конкретная

- знакомая

- значимая для ученика, т.е. вызывающая интерес

Что же такое проект?

Проект - лат.(проэктус)  - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед.

Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета»

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Иными словами, проектный метод представляет собой такой метод обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как « обучение через делание», когда ребенок самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новые знания и приобретая новый жизненный опыт.

        Учебное проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта».

Актуальность:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности  в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев

Проектная деятельность определяет следующие цели:

- продукт значимый для самого ученика,

- развитие компетенций обучающихся через активную деятельность, где УЧИТЕЛЬ выступает в роли консультанта!

Задачи проектной деятельности:

-   выработка у школьников самостоятельного, критического мышления,  умения работать с информацией;

- научить учащихся размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

-     принимать самостоятельные аргументированные решения;

-     научить работать в команде.

Выделяют несколько типов проектов:

Работа ведется поэтапно.

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)

  • представляют проект на конференции
  • оформляют портфолио
  • готовят стендовую защиту
  • выступление но родительском собрании, в детском саду
  • разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы)

      Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК “Планета знаний” (под общ. ред. И.А. Петровой). Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта. В каждом учебнике УМК “Планета знаний” предлагается проектная деятельность.

В то же время проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность. Проектная деятельность ориентирует учащихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, т.е. умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированнные проекты. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1-м классе на страницах “Букваря” (авт. Т.М. Андрианова) знакомятся с проектной деятельностью. По завершении темы “Алфавит” им предлагают несложные, но очень интересные творческие задания: “Придумай свою азбуку на пальцах”, “Составь “фруктовую” азбуку”, “Театр живых букв”, “Составь буквы из природных материалов”. Это посильно для ученика-семилетки и очень почетно – работы начинающих были представлены на общешкольной выставке творческих работ учащихся. Особенно значимым этапом в этом отношении можно считать завершающий этап – презентацию, или защиту проекта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. По завершении работы детям надо предоставить возможность показать, что у них получилось, и услышать похвалу. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Можно использовать самые различные формы презентаций: концерт, спектакль, выставки поделок и рисунков, презентации мини-проектов на общую тему, викторина, малая конференция и т.д. ”.

Проектная деятельность предлагает выход за  границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует  умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер. Работать над проектом можно в рамках любой программы начальной школы.

Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов

1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.

2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.

3.Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.

4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.

5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контроллёра на позицию помощника и наставника.

6.Учитель следит за своей речью (не “Ты сделал неправильно!”, а “Почему ты это сделал так?”).

7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Советы учителю, работающему по методу проектов

1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.

2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения.

3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности (изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.)

4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше.

5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.

6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.

7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.

Предлагаемые темы проектов по УМК “Планета знаний”

1-й класс

“Школа”

“Одежда”

“Растения”

“Люди и их занятия”

“Любимое число”

“Симметрия”

“Алфавит”

“Загадки, считалки, скороговорки”

“Сказки”

“Русский язык – твой помощник”

“Народное искусство”

“Дизайн в нашей жизни”

“Звук и цвет”

“Полёт над музыкальным миром”

“Глина – незаменимый помощник наших предков”

“Волшебное оригами”

2-й класс

“Знание – сила”

“Мы живем в космосе”

“Жизнь леса”

“Наши питомцы”

“Как хорошо уметь грамотно писать”3-й класс

“Освоение воздушного пространства человеком”

“Сохраним мир живой природы”

“Физкультура и спорт”

“Мой родной край”

“Измерение времени”

“Что такое масса”

“Народные сказки”

“Басни”

“Проводники наших мыслей и чувств”

“Строим слова и предложения”

“Устное народное творчество”

“Мастерская слова”

“Любимые писатели, произведения и герои”

“Вычислительные машины”

“Свойства площади”

3-й класс

“Освоение воздушного пространства человеком”

“Сохраним мир живой природы”

“Физкультура и спорт”

“Мой родной край”

“Измерение времени”

“Что такое масса”

“Народные сказки”

“Басни”

“Проводники наших мыслей и чувств”

“Строим слова и предложения”

“Устное народное творчество”

“Мастерская слова”

“Любимые писатели, произведения и герои”

“Вычислительные машины”

“Свойства площади”

4-й класс

“Длина и её измерение”

“Геометрические фигуры”

“Используем средства языка при общении”

“Язык мой – друг мой”

“Авторские сказки”

“Моя Родина”

“Изучай и знай природу своего края”

“Сохраним чистоту рек и озер нашей Родины”

“Культурное наследие Древней Руси”

“Город и горожане 19 века”

“По местам боевой славы”

Как вы думаете?

  Готовы ли дети младшего школьного возраста к такой деятельности?  Развиты ли у них необходимые для этого качества и умения?  Ответ: конечно же нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ученики, не обладая достаточными умениями и навыками, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивают необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества.

Условия успешной работы

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребенка;
  • благоприятная среда;
  • доброжелательный руководитель;
  • заинтересованный родитель.

Без этого деятельность ученика будет формальной, неинтересней и неплодотворной.

Как мы работали над проектом

Возвращаясь к вышесказанному, опишу работу поэтапно.

1 этап (погружение в проблему)

Начиная работать над проектом, взрослые не должны навязывать тему. У ребят должна быть возможность выбора. Возникает ряд вопросов: а как научить их работать над проектом, как объяснить, что такое проект? Как ввести их в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес?

 Ответы на вопросы нашлись в ходе работы.

Идея проекта «Магия числа семь» родилась у нас на уроке математики, когда мы знакомились с таблицей умножения на 7. Я сообщила ребятам о том, что это число у многих народов считается магическим. Естественно, возник вопрос: почему? Если честно, ответа я и сама не знала.   А почему бы не узнать? Идея детям понравилась. Есть объект исследования. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все детские предложения. Все объединилось одним словом - проект, объяснила, что исследование будет всесторонним, будет полезна любая информация. Стало ясно, что проект – это творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться. Иными словами, идея направила учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы.

 Мы сразу поняли, работа не на один день, значит, проект долгосрочный.

В ходе работы над проектом учитель должен быть и вдохновителем и руководителем, и участником и экспертом, создателем благоприятной атмосферы для творческой и познавательной деятельности. По характеру деятельности участников проект определился как исследовательско -информационный с элементами творческого и осуществлял межпредметную связь.

Наметился план:

   

 2 этап (сбор и обработка информации)

 В роли единомышленников выступили и родители, которым я объясняла на родительском собрании, как правильно помогать, отбирать материал, ориентировать в потоке информации. Помощь их оказалась неоценимой.

      А поток информации оказался огромный, в одиночестве справиться с ним – непосильный труд. У учеников появились собственные папки, куда собирался весь материал. Но работать над таким объемным проектом в одиночку сложно. Из наиболее заинтересовавшихся ребят была создана творческая группа.  Оказалось, в группе работается легче. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата.

С каждым днем материала становилось больше и больше. Исследования затронули разные сферы жизни. Собирали пословицы, поговорки, загадки , песни, стихи, читали сказки и басни, разного вида энциклопедии, в том числе и электронные, широко использовали ресурсы Интернета. Раз в неделю мы собирались, чтобы внимательно изучить, систематизировать информацию, обсудить дальнейшие действия.

Месяца через два был собран достаточно большой объем материала. Его надо показать, достать из индивидуальных папок.

3,4 этапы (разработка собственного варианта решения проблемы)

          По ходу работы у ребят появились свои предпочтения. Решили дальше поработать над тем, что больше всего «зацепило». Темы были выбраны такие:

  1. Семь чудес света
  2. Семь новых чудес света
  3. Радуга

Так групповой проект плавно вытек в индивидуальный. Учащиеся стали собирать информацию уже по своей определенной теме.

Работая в том же составе, учитель → ученик → родитель была создана общая электронная презентация «Магия числа семь» и три индивидуальные ученические, которые тоже представлены в электронном варианте.                                                                                                                                

5 этап (защита проекта)

Завершение работы - электронная презентация на родительском собрании, которой предшествуют и интегрированные уроки, и внеклассные занятия, на которых состоялась частичная презентация проекта. В роли слушателей выступили родители и одноклассники.

 Для меня же работы моих учеников стали важным подспорьем при разработке тематических и интегрированных уроков по всем предметам, а это значит, что плодами своих трудов ребята будут пользоваться не раз, что позволяет существенно повысить мотивацию учеников, сохраняя при этом их здоровье и положительный настрой на учебу (прилагается книга с уроками-проектами).

И заключение.

В чем заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

  • Формирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.
  • Развивает творческие способности.
  • Способствует выработке самостоятельности и потребности в самореализации.
  • Выводит учебный процесс из стен школы в окружающий мир.
  • Обогащает жизненный опыт.
  • Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
  • И, наконец, ведет к личностному росту ребенка, что, на мой взгляд, главное в работе каждого учителя.

Хочу закончить словами французского физика Паскаля: «Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». 

Одним из методов, позволяющих это сделать, является метод проектов.

Проект «Береги природу»  позволил двум ребятам из нашего класса успешно принять участие в районной экологической олимпиаде, где ребята со своими проектами занятии 2 и 4 место с темами «Беда воды» и «Водный голод планеты»

Еще зима, а у нас уже наметились интересные темы проектов на НПК «Первый шаг»

Для педагогов, меня лично девизом могут стать слова Яна Коменского «Обучая других, обучаешься сам»

Спасибо за внимание. А сейчас я предоставляю слово В.Б. Власенко, которая покажет МАСТЕР КЛАСС по нашей теме семинара.

Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе

Проблема

Портфолио

Продукт

Информация

Планирование

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье обращается внимание на один из способов реализации проектной деятельности на уроках английского языка....

Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

         Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...

Практико-значимый проект на тему «Проектная деятельность в начальной школе»

•Интерес к технологии и дидактическим приемам, способствующим развитию творческого мышления учащихся;-к видам заданий, стимулирующих их творческую активность.•Тревога за отсутствие интереса к изучению...

Проектная деятельность в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе....

Проектная деятельность обучающихся начальной школы

Проект книга-малышка "Загадки о животных". Данная работа позволяет развивать интерес ребенка, способность к анализированию и синтезированию полученной информации....