Статья "Современные образовательные идеи и занятие по иностранному языку в системе СПО"
статья по теме
Статья содержит краткий обзор современных образовательных идей в контексте занятия по иностранному языку в среднем профессиональном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Волокитина Е.В.
ГБПОУ Санкт-Петербургский «Колледж «Императорский Александровский лицей»
Статья «Современные образовательные идеи и занятие по иностранному языку в системе СПО»
Занятие по иностранному языку в системе СПО в целом продолжает традиции урока иностранного языка в старшей общеобразовательной школе и ставит своей конечной целью формирование коммуникативной компетенции учащихся, в свою очередь состоящей из целого ряда важных компетенций.
Современный урок/занятие по иностранному языку с одной стороны опирается на традиционную схему построения, характеризующуюся достаточно жесткой структурой, регламентацией, точным определением учебного материала и т.д. С другой стороны современный урок иностранного языка должен отвечать требованиям времени и потребности общества в специалистах в различных областях профессиональной деятельности, свободно владеющих английским языком как языком межкультурной коммуникации.
Таким образом, неизбежно происходит преобразование традиционного урока в контексте таких современных образовательных идей, как идея субъектности образовательного процесса, идеи мотивированности и активизации обучения, идеи индивидуально-личностного подхода, а также идеи рефлексивности обучения.
Идея субъектности образовательного процесса в изучении иностранного языка как средства общения в социально-бытовой и профессиональной сфере деятельности предполагает создание таких условий на занятиях по иностранному языку, когда происходит:
- увеличение знаний о способах приобретения знаний;
- увеличение доли учебных ситуаций общения, позволяющих приблизить ситуацию общения на иностранном языке на занятии к реальной ситуации общения;
- использование различных методических приемов достижения студентами понимания языкового и речевого материала, его дальнейшего осмысления и свободного использования в различных сферах деятельности, в том числе и профессиональной.
Идея мотивированности обучения предполагает использование таких методов и приемов обучения иностранному языку, которые делают акцент на внутренней произвольной мотивации студентов. Возникает необходимость в минимизации факторов, отрицательно влияющих на желание изучать иностранный язык, и максимизации тех факторов, которые поддерживают познавательную мотивацию. Например, психологический комфорт на занятии по иностранному языку, интересность учебного материала и его соответствие будущим профессиональным интересам студентов.
Идея активизации процесса обучения иностранному языку предполагает акцент на использовании смыслообразующих, реально действующих стимулов, влияющих в свою очередь на мотивацию.
К таким стимулам можно отнести работу в группах, приемы развития критического мышления, расширение ролевого репертуара учащихся, индивидуальные творческие задания, связанные с личным опытом студентов, организация дискуссий и т.д. При этом спецификой занятия по иностранному языку является тот факт, что обучение языку происходит на иностранном языке и тем самым моделируется реальная ситуация общения.
Идея индивидуально-личностного подхода предполагает обучение иностранному языку в диалоге, а также умение создавать благоприятные психологические условия на занятиях, способствующие преодолению языкового барьера у тех студентов, которые имели неудачный предыдущий опыт изучения иностранного языка.
Идея рефлексивности обучения напрямую связана с утверждением, что результативность обучения возрастает, если в данном процессе присутствует этап осознания участниками их деятельности. Деятельности, которая предполагает как успех, так и неудачу. Реализовать идею рефлексивности обучения иностранному языку помогает использование, например, технологии «Языкового портфолио». Использование данной технологии на занятиях по иностранному языку позволяет студентам как бы визуализировать свой прогресс в изучении иностранного языка.
Опыт показывает, что данные идеи находят все более широкие возможности реализации в процессе обучения иностранному языку в средних профессиональных образовательных учреждениях. Во многом их реализации способствует творческий потенциал личности преподавателя иностранного языка, находящегося в постоянном поиске новых форм, методов и приемов обучения языку.
Литература
Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб, 2007
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2000
Левитес Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии. М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иностранный язык в системе непрерывного образования.
В статье раскрывается понятие непрерывного образования; владение иностранным языком рассматривается как фактор, обеспечивающий возможность непрерывного образования личности, в связи с чем обращае...
Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")
Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...
Некоторые идеи работы с текстом .Иностранный язык
Технологии работы с текстом по английскому языку...
"Использование современных образовательных технологий при конструировании учебных занятий по иностранному языку."
педагогические технологии при обучении иностранному языку, применяемые комплексно при конструировании занятий по английскому языку: Развивающее обучениеЛичностно-ориентированное обуче...
Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на занятиях по иностранному языку
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.Среди многообразия современных образовательных технологий...
Методическая разработка для обучения иностранному языку по теме :"Игры на занятиях по иностранному языку"
Методическая разработка для обучения иностранному языку по теме :"Игры на занятиях по иностранному языку"...
Методическая разработка занятия «British homes» для студентов 1 курса 1 семестр образовательной программы СПО ОУД.03. Иностранный язык для подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования
Методическая разработка разработана для проведения занятия “British homes” по дисциплине ОУД.03. Иностранный язык по профессии 29.01.05. Закройщик. Данная методическая разработка разработа...