Важность обучения технике чтения на иностранном языке.
статья по теме

Белова Арина Владимировна

Одним из условий выроботки образовательной стратегии для осуществление межкультурной коммуникации  является систематическая работа с иноязычными текстами, формирующая умения иноязычного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_na_inostrannom_yazyke_moya_statya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Важность обучения технике чтения на  иностранном языке.

Несмотря на исключительное внимание  в последнее время к устной речи как к объекту обучения иностранным языкам, чему способствует расширение международных контактов, а также средства массовой информации, значение чтения в жизни современного человека, как на родном, так и на иностранном языке остается исключительно огромным. И для этого имеются веские аргументы.

  1. Чтение предполагает гораздо более широкий канал коммуникации, так как в настоящее время в мире издается огромной количество литературы на различных языках и только малая часть поступает в переводы.
  2. У большинства людей зрительный канал приема информации функционирует более эффективно по сравнению со слуховым. Поэтому вербальные единицы в зрительной презентации (предложенные в качестве печатного текста) воспринимаются и  перерабатываются с большей эффективностью и результативностью.
  3. За единицу времени человек воспринимает по зрительному каналу в несколько раз больше информации, чем по слуховому (по данным физиологии).
  4. Более широкая доступность получения аутентичных материалов в виде письменных текстов.
  5. Процесс  обучения чтения  несколько облегчается  по сравнению с обучением устной речи благодаря тому, что письменный текст статичен, а устная речь динамична. При работе с текстом сам читающий задает себе темп прочтения и может перечитывать много раз повторно, что с устной речью сделать невозможно. Устно-речевое общение - представляет собой двусторонний процесс, в то время как чтение-процесс односторонний.
  6. Овладение чтением позволяет учащимся не только извлекать информацию, но и  овладеть другими видами речевой деятельности, в том числе и устной речью.

Говоря о процессе чтения, нельзя отметить при этом большой роли внутренней речи, которая отнюдь не является внешней речью в ее, немом варианте.  Внутренняя речь имеет сугубо предикативный характер, С ее помощью можно обозначить лишь сокращенный план дальнейшего монологического  высказывания или действия, который по мере надобности, может быть, развернут в словесные элементы высказывания.

Общеобразовательное значение чтения как вида речевой деятельности трудно переоценить, так как, приобретая необходимые знания в процессе самостоятельного изучения иностранного языка, учащийся становится более эрудированным и успешным, что помогает в выборе будущей специальности.  К сожалению, еще многие выпускники средней школы не обладают прочными умениями и навыками в этом виде речевой деятельности, что делает необходимым проводить огромную работу по обучению чтению с непосредственным пониманием читаемого. Следовательно, работа над чтением начинается с первых занятий и не прекращается до завершения всего курса обучения.  Для создания предпосылок успешного обучения чтению важна методика работы с текстом. Исходя из главной особенности письменной речи – текста, т.е. отсутствия  непосредственного партнера в  акте коммуникации, почти полного отсутствия экстралингвистических средств выражения, дополняющих и усиливающих коммуникативную задачу сообщения, нетрудно сделать вывод о том, что вся необходимая информация, заключенная в тексте передается исключительно средствами языка – лексическими и грамматическими единицами, пунктуационными символами, а также полиграфическими определителями (выделение абзаца, величина и жирность шрифта, подчеркивание, курсив). Следовательно чтобы читать, необходимо владеть языковым материалом и иметь представление о полиграфических средствах выделения.

Однако ни знания смысла отдельных слов, ни понимание морфологических и синтаксических сигналов не обеспечивает проникновения в искомый смысл, если у читающего  не выработана так называемая техника чтения, т.е  знание правил и исключений определяющих графическую систему изучаемого языка. Во всех  изучаемых западноевропейских  иностранных языках графическая система имеет немало специфических черт, хотя базируется на одном и том же алфавите. 26 букв латинского алфавита передают, как правило, намного больше орфограмм.  

Несмотря на то, что чтение – процесс по сути беззвучный, а поэтому, казалось бы, и не стоит тратить время на совершенствование техники чтения, в действительности такая работа имеет огромное значение, ведь как уже говорилось чтение сопровождается внутренней речью, которая должна быть речью нормированной, что поможет формированию умений и навыков речи внешней, т. е той которую мы используем при устноречевых формах коммуникации. Обучение чтению всегда будет связано с устной речью, выступающей как средство, благодаря которому осуществляется контроль прочитанного и понятого.

Освоив технику чтения, зная значение лексических единиц и грамматических структур необходимо также освоить технику понимания целого текста. Умение воспринимать текст как целое со своими  общеструктурными, синтаксическими и содержательными особенностями удается не сразу. Сложность текста определяется способом  выражения композиционно-речевых форм. Каждый текст определяется структурной оформленностью, тематическим единством, информационной завершенностью, логической взаимообусловленностью всех его компонентов. Следовательно, при обучении чтению необходимо учить не только проникновению в сущность каждого слова или словосочетания, использованного грамматического явления, но и охвату текста целиком, пониманию его содержательной и композиционной сущности. Обучение чтению на всех этапах сочетается с обучением устной иноязычной речи. Это необходимо для т ого чтобы помощью устной речи с одной стороны, лучше запоминался изучаемый материал, а другой стороны – контролировалось понимание читаемого.

Обучение чтению с непосредственным пониманием текста – процесс весьма сложный, поэтому практика в чтении должна проводиться, непрерывно начиная с самого первого занятия и заканчивая последним. Причем выполнение упражнений по чтению должно характеризоваться доступностью  учебного материала и, невзирая на нарастающую  сложность материала и увеличивающийся объем читаемого  необходимо, чтобы учащийся получал удовольствие при чтении иностранного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение техники чтения на английском языке

В этой статье представлены  разработки, связанные с этапом обучения чтению на английском языке...

Пути повышения эффективности обучения технике чтения на ачальномэтапе

Обучение чтению в начальной школе является неотъемлемой частью обучения английскому языку. Поэтому очень важно знать, с чего стоит начать обучение со слов или звуков. Статья раскрывает мои секреты усп...

Обучение технике чтения при работе с УМК “Happy English.ru” 5 класс

Данная методическая разработка рассматривает особенности работы педагога с УМК “Happy English.ru” (5 класс) и содержит дополнительный методический материал, разработанный с целью оптимизации огранизац...

Проблемы обучения техники чтения на английском языке.

Статья содержит обзор различных методов обучения техники чтения на английском языке. А также предлагает такой способ, как персонификация букв. Обо всем подробней с данной статье....

Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащимися младших классов.

Существует большое количество различных методик обучения технике чтения млдаших школьников. И не один из них не стал приорететным. Все они наровне используются разными авторами учебников и разными учи...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ КОРРЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье описывается эксперимент, проведенный в гимназии №9 г. Казани по коррективной технологии «Техно-Р», проведенный с учащимися третьих классов в области обучения технике чтения на французском язы...

Обучение технике чтения на материале УМК «Английский язык» И.Н. Верещагина и др., 2 класс

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изуче...