Игровые и здоровье-сберегающие игры как средство совершенствования лексических навыков на уроках Английского языка в старших классах
статья (11 класс) по теме

Котенкова Татьяна Константиновна

В данной статье описываются основные принципы методиеских подходов к обучению лексике в старших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

СООБЩЕНИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ№1 КОТЕНКОВА Т.К.

 По программе лексический минимум выпускников полной средней школы составляет 1400 лексических единиц и перед старшеклассниками, уже владеющими навыками запоминания слов и употребления их в своей речевой деятельности стоит задача систематизация лексического материала и овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. На этом этапе они продолжают  расширять свой словарный запас за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями  известных слов и новых слов, образованных на основе продуктивных  способов словообразования, а также развивать навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках  основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, навыков использования словарей. При формировании и формулировании мысли лексические средства играют большую роль.

Усвоить большое количество английских слов – нелегкая задача. Общеизвестно, что при изучении иностранного языка наиболее трудоемким процессом является изучение слов – на их освоение тратится около 70% времени и усилий. Слова запоминаются быстрее и легче, если давать их в лексических играх c применением принципа наглядности. При этом первостепенное значение имеет зрительная наглядность. Существует несколько способов и приемов обучения лексике с помощью графических опор:

-семантические карты,

-семантические решетки,

-семантические блоки,

-иллюстративно-лексические таблицы,

-иллюстративно-лексические упражнения

Пример использования семантических карт – на этапе семантизации лексики. Знакомство с новой лексикой по определенной тематике начинается с повторения уже известных слов. Например, рассмотрим тему  «Shopping».  Учитель пишет в центре доски SHOPPING и просит учащихся вспомнить слова по данной теме и записать в тетрадь, затем они записывают их на доске. Следующий шаг – классификация. Учитель предлагает  внести в семантическую карту новые лексические  единицы. Одновременно с определением учитель дает пояснения. Записываются слова по следующим категориям: L1 – глаголы,L2 –названия магазинов, L3 прилагательные, L4 – люди. Например, L1 –to buy, to sell, to choose, to try on, to recommend, to do the shopping, to look around, to shop around.  L2  - baker’s, butcher’s, a department store, etc.. Такая форма работы позволяет определить уже имеющиеся знания, а также впоследствии осуществить необходимую интеграцию новых лексических единиц с уже известными.

Ведение своего словаря способствует более частому повторению слов и более осмысленному их употреблению. Уже начиная со среднего звена мои ученики работают со словарем следующим образом: при работе либо с текстом, либо с упражнением выделяем несколько слов и в виде домашнего задания  ученики записывают их в свой словарь в виде «блоков», т.е.  с помощью суффиксов образуют разные части речи от одного корня, кроме того, они заносят в этот блок синонимы и антонимы. На следующем уроке они обмениваются своими «находками». При этом присутствует игровой момент, стимулирующий учащихся к выполнению задания и вызывающий интерес к работе со словом и словарем. Они открывают для себя, насколько интересна лингвистика: большинство слов обладает не одним значением, а несколькими и часто правильный выбор перевода зависит от контекста. Можно привести в качестве примера результат работы со словом «deep»:

  • словообразование – v. deepen, n. deepness, depth;
  • словосочетания – deep water (sleep, regret, secret, knowledge, feelings, delights, colour, sound…);
  • сложные прилагательные – deep-rooted, deep-mouthed, deep-seated;
  • фразы – to dig deep(докапываться),deep into the night( до глубокой ночи);
  • пословица – still waters run deep.

С обратной стороны тетради словаря расчерчены таблицы со следующими заголовками: суффиксы образования существительных, прилагательных ,глаголов и префиксы с отрицательным значением. И следующий этап работы – запись слова в колонку таблицы с соответствующим суффиксом или префиксом. Такая форма работы позволяет лучше запомнить слово и одновременно зафиксировать в памяти целый ряд слов с определенными суффиксами и существенно расширяет запас слов без нудного заучивания. Кроме того, в словаре есть страничка так называемых исключений, например: deep – depth, grow – growth, high – height и др.

Важнейшим средством обучения лексике является использование различных обучающих и развивающих упражнений, нацеленных на  активизацию нового языкового материала. Ситуации и упражнения должны быть разнообразными и иметь коммуникативный характер.

В УМК, используемых на уроках, вполне достаточно упражнений и заданий для закрепления лексики, но каждый учитель вправе включать в план проведения урока дополнительный или переработанный материал с учетом интересов и запросов учеников. Например, дети составляют определения (definitions) слов по изучаемой теме, а потом угадывают ,что это за слово. Кроме этого ребята с удовольствием выполняют задания по разгадыванию кроссвордов, составлению тематических диаграмм и схем, заполнению таблиц .

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ученика в работу. Упражнения игрового характера активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Игры можно разделить на индивидуальные и коллективные. Они должны занимать 10 – 12 минут учебного времени. Индивидуальные игры можно проводить в любой момент, т.к. они обычно проходят в спокойной, тихой обстановке. Коллективные игры желательно проводить в конце урока, т.к. в них – элемент состязательности, они требуют подвижности. На продвинутом этапе важное место занимают ролевые игры. Ролевая игра на уроках является очень эффективным средством обучения, так как предполагает интенсивное общение между учащимися и учителем, способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Играя, школьники погружаются в разыгрываемую ситуацию, что помогает им преодолеть психологический барьер. Здесь можно предложить на одном из заключительных уроков по теме разыграть ситуацию в виде интервью, дискуссии, дебатов. Эффективная организация урока, учитывающая психо-физиологические особенности обучающихся и дающая возможность самореализации каждому ребенку обеспечивает высокое качество обучения и сохранение здоровья учащихся. Это обеспечивается тем, что учебная работа, интеллектуальные ,эмоциональные и физические нагрузки строятся таким образом, что не требуют от организма высокой физической отдачи и не вызывают быстрого утомления.

Ниже приводятся примеры с элементами состязания:

Задание: КТО БЫСТРЕЕ – распределите в 2 колонки с приставками IN и UN следующие прилагательные:

Delicate,different,fair,fit,able,elegant,applicable,important,exact,convenient,settles,discovered,bearable,calculable,expensive,expected,suitable,efficient

Распределите в 2 колонки с  приставками DIS и MIS следующие глаголы:

Spell, behave, appoint, like, appear, conceive, chance, trust, use, calculate, govern, appoint, inform, judge, conduct, allow, prove.

Урок «ДЕБАТЫ»

Цели: совершенствование навыков устной речи, активизация лексического и речевого материала.

Темы для обсуждения – изученные в пройденном модуле.

Правила проведения дебатов: строгая регламентация времени, четкое следование своей роли, объективность критериев оценки. Группа учащихся делится на 2 команды – команда «за» и команда «против». Также выбирается жюри. В самой команде роли распределяют сами ученики – кто представляет команду, формулирует тему и ключевые понятия, входящие в нее и те, кто формулирует отрицание и опровержение позиции утверждения, и те, кто приводят новые доказательства и аргументы. В конце урока судьи выбирают по одному лучшему спикеру от каждой команды.

Для расширения словарного запаса я практикую задания по заполнению таблиц с использованием навыков словообразования. По окончании выполнения задания ребята меняются карточками и проверяют друг у друга на предмет ошибок. Например по теме «ЕDUCATION» :

SUBJECT

TEACHER

IS THE STUDY OF

geology

religion

botanist

ancient ruins

entomologist

agronomy

life

zoology

meteorologist

words

Unborn babies

grafologist

Такие же таблицы,но не по тематике, а по частям речи составляю регулярно по мере накопления лексических единиц, например:

verb

noun

adjective

grow

horror

persuading

weigh

threatful

Игровые технологии полезны, но они должны учитывать целый ряд требований:

-быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач,

-быть управляемыми, не сбивать заданный ритм учебной работы

-снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся,

-не оставлять ни одного ученика пассивным.

Учитель должен четко представлять желаемый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование универсальных учебных действий на уроках английского языка в старших классах.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Совершенствование универсальных учебных действий на уроках английского языка в старших классах. Романенко Елена Федоровна учитель...

Статья "Совершенствование грамматических навыков на уроках английского языка"

Одна  из  задач,стоящая  при  изучении  иностранного языка,-формирование языковой  компетенции,которая  предполагает распознавание  и  употребление в речи...

Сценарий мастер-класса по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Сценарий мастер-класса по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"...

Формирование лексического навыка на уроках английского языка с помощью игровых методов

В настоящее время знание английского языка стало необходимостью для всех образованных людей. Английский стал языком международного общения, языком компьютерных технологий, торговли и спорта.Научить ре...

«Скрайбинг как средство формирования лексического навыка на уроках иностранного языка»

Данный доклад раскрывает возможности использования скрайбинга как средства формирования лексического навыка на уроках иностранного языка...

Игра как средство обучения говорению на уроках английского языка в старших классах средней школы.

Данный материал позволяет разнообразить формы работы по говорению в старшей школе....