Совершенствование универсальных учебных действий на уроках английского языка в старших классах.
статья по теме

 

 

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0

 

Совершенствование универсальных учебных действий на уроках английского языка в старших классах.

 

Романенко Елена Федоровна

 учитель английского языка

 МБОУ СОШ №28

 ст. Тамань

 Краснодарского края.

 

Ни один наставник не должен забывать,

что его главнейшая обязанность состоит

 в приучении воспитанников к умственному труду

 и что эта обязанность более важна,

 нежели передача самого предмета.

Ушинский К. Д.

 

 ФГОС нового поколения нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного языка.                                                                                 Деятельностный подход более всего способствует воспитывающему и развивающему аспектам иностранного языка как предмета школьной программы, когда ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности: он сам планирует и оценивает свою работу, усваивает знания не отдельного предмета, а в тесной взаимосвязи с другими предметами, учится ставить цели и искать пути их достижения.                                                 УУД  – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
            Формирование УУД начинается с первого урока в начальной школе. Современные УМК (например, УМК М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанёвой) вполне соответствуют требованиям новых стандартов: представлены упражнения и творческие задания для формирования и развития всех видов УУД.

 Но и в старших классах, которые в большинстве своем занимаются по УМК В.П.Кузовлева, есть задания для развития и совершенствования УУД. Это и проекты в конце каждого параграфа, поиск необходимой информации в текстах для чтения или при аудировании, написание писем и эссе, темы для дискуссий, упражнения для анализирования и систематизации материала.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4)коммуникативный.

Личностные УУД направлены на развитие мировоззрения, связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решение. Они обеспечивает механизм самоопределения ученика в учебной и иной деятельности, от них зависит образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности.

Регулятивные  УУД  подразумевают готовность к сознательной деятельности, основанной на знании и опыте, которые приобретаются в процессе обучения, стремление к проектированию своей деятельности, умение ориентироваться при поиске информации, знание правил этики; понимание своих социальных ролей и готовность их выполнять.

            Познавательные  УУД – это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;  структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


               Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других  людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

            Современный процесс образования сложно представить без использования информационно-коммуникативных технологий, которые в полной мере способствуют развитию и совершенствованию всех УУД. Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию учащихся, обучение становится личностно-ориентированным  и деятельностным, развиваются межпредметные и метапредметные связи, информационная культура учащихся.

Формирование и развитие информационной культуры средствами иностранного языка предполагает широкое использование информационно-коммуникативных технологий и развитие у учащихся следующих умений:

 участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

 извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма);

 создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;

 общаться в виртуальном пространстве, умение работать с Интернет-ресурсами;

 осуществлять поиск, систематизацию и обобщение полученной информации.

            Процесс обучения строится таким образом, что большую часть знаний учащиеся должны «добывать» самостоятельно. Они не выполняют задания «по образцу», а учатся сравнивать, анализировать, искать общее и специфическое, делать выводы. Речемыслительный поиск способствует развитию речевых способностей, психических функций и мыслительных операций (догадка, логическое изложение мысли, обобщение).

 Информационно-коммуникационная и интерактивная технологии обучения  позволяют учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи учащихся, разнообразить формы работы. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах онлайн, общение со сверстниками из других стран, уроки онлайн, творческие задания, игры позволяют ученику выстроить собственную стратегию изучения иностранного языка, решить некоторые психологические трудности.

Развитию и совершенствованию всех видов УУД способствует и работа над творческими проектами. Этот вид деятельности требует от учащихся воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности. При создании и защите проектов они применяют на практике знания, полученные ранее, вовлекаются в поисково-исследовательскую деятельность (при отборе нужной информации), учатся ставить перед собой цель, планировать свою деятельность и решать поставленную задачу. Темы проектов могут быть взяты из УМК В.П. Кузовлева, могут быть предложены учителем или самими учащимися. Работа эта коллективная (мини-группы из 3-4 человек), парная, редко индивидуальная. Критерии оценки такой работы: оригинальность оформления, способ представления (презентации), владение материалом.

Контроль усвоения материала проверяется с помощью онлайн уроков,  вебквест технологий, написания личного письма или эссе, презентаций ученических мини-проектов в Power Point.

Мониторинг  учебной деятельности школьников позволяет сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения английского языка. С помощью предложенных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М., 2001.
  2. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.
  3. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.

Приглашаем принять участие в конкурсах для педагогов и учащихся от АНО «ЦПИ «Ариадна» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование универсальных учебных действий на уроках английского языка в старших классах.

Романенко Елена Федоровна

 учитель английского языка

 МБОУ СОШ №28

 ст. Тамань

 Краснодарского края.

Ни один наставник не должен забывать,

что его главнейшая обязанность состоит

 в приучении воспитанников к умственному труду

 и что эта обязанность более важна,

 нежели передача самого предмета.

Ушинский К. Д.

 ФГОС нового поколения нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного языка.                                                                             Деятельностный подход более всего способствует воспитывающему и развивающему аспектам иностранного языка как предмета школьной программы, когда ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности: он сам планирует и оценивает свою работу, усваивает знания не отдельного предмета, а в тесной взаимосвязи с другими предметами, учится ставить цели и искать пути их достижения.                                             УУД  – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
        Формирование УУД начинается с первого урока в начальной школе. Современные УМК (например, УМК М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанёвой) вполне соответствуют требованиям новых стандартов: представлены упражнения и творческие задания для формирования и развития всех видов УУД.

 Но и в старших классах, которые в большинстве своем занимаются по УМК В.П.Кузовлева, есть задания для развития и совершенствования УУД. Это и проекты в конце каждого параграфа, поиск необходимой информации в текстах для чтения или при аудировании, написание писем и эссе, темы для дискуссий, упражнения для анализирования и систематизации материала.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4)коммуникативный.

Личностные УУД направлены на развитие мировоззрения, связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решение. Они обеспечивает механизм самоопределения ученика в учебной и иной деятельности, от них зависит образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности.

Регулятивные  УУД  подразумевают готовность к сознательной деятельности, основанной на знании и опыте, которые приобретаются в процессе обучения, стремление к проектированию своей деятельности, умение ориентироваться при поиске информации, знание правил этики; понимание своих социальных ролей и готовность их выполнять.

        Познавательные  УУД – это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;  структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


              Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других  людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

        Современный процесс образования сложно представить без использования информационно-коммуникативных технологий, которые в полной мере способствуют развитию и совершенствованию всех УУД. Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию учащихся, обучение становится личностно-ориентированным  и деятельностным, развиваются межпредметные и метапредметные связи, информационная культура учащихся.

Формирование и развитие информационной культуры средствами иностранного языка предполагает широкое использование информационно-коммуникативных технологий и развитие у учащихся следующих умений:

 участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

 извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма);

 создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;

 общаться в виртуальном пространстве, умение работать с Интернет-ресурсами;

 осуществлять поиск, систематизацию и обобщение полученной информации.

         Процесс обучения строится таким образом, что большую часть знаний учащиеся должны «добывать» самостоятельно. Они не выполняют задания «по образцу», а учатся сравнивать, анализировать, искать общее и специфическое, делать выводы. Речемыслительный поиск способствует развитию речевых способностей, психических функций и мыслительных операций (догадка, логическое изложение мысли, обобщение).

 Информационно-коммуникационная и интерактивная технологии обучения  позволяют учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи учащихся, разнообразить формы работы. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах онлайн, общение со сверстниками из других стран, уроки онлайн, творческие задания, игры позволяют ученику выстроить собственную стратегию изучения иностранного языка, решить некоторые психологические трудности.

Развитию и совершенствованию всех видов УУД способствует и работа над творческими проектами. Этот вид деятельности требует от учащихся воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности. При создании и защите проектов они применяют на практике знания, полученные ранее, вовлекаются в поисково-исследовательскую деятельность (при отборе нужной информации), учатся ставить перед собой цель, планировать свою деятельность и решать поставленную задачу. Темы проектов могут быть взяты из УМК В.П. Кузовлева, могут быть предложены учителем или самими учащимися. Работа эта коллективная (мини-группы из 3-4 человек), парная, редко индивидуальная. Критерии оценки такой работы: оригинальность оформления, способ представления (презентации), владение материалом.

Контроль усвоения материала проверяется с помощью онлайн уроков,  вебквест технологий, написания личного письма или эссе, презентаций ученических мини-проектов в Power Point.

Мониторинг  учебной деятельности школьников позволяет сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения английского языка. С помощью предложенных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М., 2001.
  2. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.
  3. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")

В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информа...

Доклад по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5-х классах»

Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно целям Федерального государственного образо...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе (в рамках раздела по теме «В любую погоду»)

Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершен...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах (из опыта работы)

Материал из опыта работы в старших классах для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка...

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...