Проектирование при обучении английскому языку
статья по теме

Ибятова Ирина Романовна

Автор раскрывает одну из форм работы с одаренными детьми младшего  школьного  возраста, которая помогает таким детям раскрыться, это  —  проектирование.

Одаренные  дети  представляют  собой  особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и  развития,  так  как  они  характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, склонны к решению сложных задач. Эти дети способны  к  прогнозированию  не  только учебных задач, но и жизненных ситуаций. Они  отличаются  высокой  концентрацией внимания  и  хорошей  памятью. В проекте – они безусловные лидеры и генераторы идей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_pri_obuchenii_angliyskomu_yazyku.rar19.14 КБ

Предварительный просмотр:

                Проектирование при обучении английскому языку

  Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее.

В целом, можно утверждать, что особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

 Ранние проявления способностей у детей младшего школьного возраста не могут оставить учителей равнодушными. В процессе обучения и воспитания одаренных детей возникают проблемы. Прежде всего - это возрастные особенности детской психики, возрастная слабость, истощаемость нервной системы.

Цель моей деятельности заключается в создании условий для снятия этих проблем и повышения мотивации к изучению иностранного языка, в активизации деятельности учащихся через использование современных  технологий на уроках.

  Основными задачами являются следующие:

1.Создать психологически комфортную среду для изучения предмета и непосредственного общения на английском языке, сохранить здоровье детей путем снятия эмоциональной напряженности при изучении предмета.

2.Создать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей.

3.Вовлечь учащихся в иноязычно речевую деятельность, используя различные современные технологии, повышающие интерес к английскому языку, для роста качества знаний учащихся.

Одарённым детям, пришедшим во второй класс на уроки английского языка, может уже  через некоторое время стать скучно на уроках, ведь они уже, как правило, знают буквы английского алфавита, умеют читать, считать. Пока другие дети знакомятся с буквами, учатся считать, одарённый ребёнок скучает. А это проблема для учителя. Необходимо подготовить задания не только для всех учащихся, но и для ученика, идущего впереди. В группе 15 учеников. У учителя нет возможности работать индивидуально с этим ребёнком. А ведь эти дети нуждаются в особом подходе. Одарённый ребёнок постоянно привлекает к себе внимание. У одаренных детей есть психологическая особенность (при всех индивидуальных различиях) – чрезвычайная активность ума, постоянная готовность его к напряжению, к деятельности. Тяга к тому, чтобы самому все испытать, изучить, проверить «на деле». Умственная активность их не просто очевидна, но словно бы неиссякаема:  они не просто «усваивают умственную пищу», но и настойчиво требуют, ищут ее. Они стремятся к увеличению  и усложнению интеллектуальных задач, умственные усилия их эмоционально захватывают.

 Ему хочется всё время отвечать, обсуждать, считать. Через какое-то время это может надоесть учителю: мешает спрашивать других детей. Надоедает одноклассникам: знает лучше всех. Надоедает и самому ребёнку: его не хотят слушать. Так ребёнок может стать  лишним в школе. В дневниках могут появиться записи: «На уроке мешает работать» или «Плохо ведёт себя». Родителей могут вызвать в школу. Ребёнку приходится приспосабливаться к общим требованиям, бороться со своей любознательностью, активностью, становиться таким, как все. Способный ученик нуждается в нагрузке по его умственным силам. Программа школы вообще, рассчитанная на «среднего» ученика, такую нагрузку предложить не может. В начальной школе оценки учитель ставит не только за знания, но и за почерк, за оформление работ. Если ребенок быстро считает, логически мыслит, говорит целыми фразами, а не отдельными словами, а пишет неряшливо, грязно, да ещё и не так, как требует учитель, то оценка снижается. Ребёнок и родители воспринимают это как драму. Опять приходится приспосабливаться, задание оформлять по форме, писать красиво. Одарённый ребёнок всегда заметен в классе, ведь он не такой как все. Одноклассники дают обидные прозвища, отторгают от себя. А чтобы этого не случилось, он стремится быть «как все», избегает обнаруживать себя знающим. Дети с высоким интеллектом быстро и легко справляются с заданиями и тихо сидят. Учитель считает, что интеллектуальный запрос ребёнка удовлетворён. Внимание обращает на других детей. Ученик терпит какое-то время такое обращение к себе. А потом  высказывает  недовольство, родители жалуются. Бывает и так, одарённый ребёнок привыкает, что ему всё даётся легко.  Учится, «хватая на лету». Из класса в класс программный материал усложняется, вводятся новые понятия, задания, требующие усидчивости и сосредоточенности. Ребёнок к этому не готов. Появляется негативное отношение к  учебному процессу и к школе.

Одаренные  дети  представляют  собой  особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и  развития,  так  как  они  характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, склонны к решению сложных задач. Эти дети способны  к  прогнозированию  не  только учебных задач, но и жизненных ситуаций. Они  отличаются  высокой  концентрацией внимания  и  хорошей  памятью.  Раскроем одну из форм работы с одаренными детьми младшего  школьного  возраста, которая помогает таким детям раскрыться, это  —  проектирование.

В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную  технологию,  нацеленную  на  приобретение учащимися новых знаний на основе реальной  жизненной  практики,  формирование  у  школьников  специфических  умений и навыков посредством системной организации  проблемно ориентированного поиска. Иными словами, проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать  как  обучение  через  деятельность, когда  учащийся  самым  непосредственным образом включен в активный познавательный процесс. Он  самостоятельно формулирует учебную  проблему,  осуществляет  сбор  необходимой  информации,  планирует  возможные  варианты  решения  проблемы,  делает  выводы,  анализирует  свою  деятельность,  формируя  «по  кирпичикам»  новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

 Нет сомнений, что качество выполнения деятельности, в том числе и учебной, и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей ученика, его мотивации. Мотивация – это внутреннее побуждение к любому виду деятельности, будь то труд, общение или познание. И если мы будем говорить об учебно-познавательной мотивации, то именно она вызывает целенаправленную активность учащихся. Питает и поддерживает мотивацию реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Поэтому на уроках очень важно создавать «ситуации успеха», которые повышают мотивацию учения, развивают познавательные интересы, позволяют ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности.

Мы, учителя английского языка, применяем  метод проектов на различных этапах обучения в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности как раз для создания  «ситуации успеха». Мы считаем этот метод универсальным, так как он адаптируется не только к особенностям практически каждого учебного предмета, но и к детям с разным уровнем мотивации.   Особенно он хорош для работы с одаренными детьми. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Естественно, они должны отчетливо понимать цель проекта. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Работа  с  образовательными проектами по английскому языку проводится в тот период, когда учащиеся уже изучили тему или  несколько тем, и в этом случае  мы   проводим  комплексный обобщающий урок. Для разработки образовательного проекта необходимо провести тщательный анализ отбора учебной информации и  сформулировать  задачи  при изучении отдельных предметных тем.  Далее придумывается  сюжет,  вокруг  которого выстраивается образовательный процесс. В этом нам помогают одаренные дети. У них всегда полно идей. Для выполнения проекта каждого одаренного ребенка распределяем в отдельную группу, где он – несомненный лидер. Важным  средством повышения интереса учащихся к выполняемому проекту мы считаем    современные технологии, в том числе и компьютерные, они делают процесс работы над проектом  более ярким и эмоционально насыщенным. Интернет - превосходное средство повышения интереса учащихся к предмету. Также это основной источник получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, с помощью Интернета  одаренные дети превращают урок – проект в программу новостей, а своих единомышленников по группе  - в репортеров. Таким был заключительный урок  по теме «Лондонский зоопарк». Дети в увлекательной форме провели экскурсию по Лондонскому зоопарку  с презентацией животных, живущих там. «Репортеры» задавали вопросы директору зоопарка, мистеру Гринвуду об особенностях зоопарка, о жизни  животных их особенностях и т.д. Присутствовали не только местные зрители, но и зарубежные гости, для которых были приглашены «переводчики». Придумали сценарий именно одаренные дети и с успехом выполнили проект. Конечно, учителя ни в коей мере не остаются в стороне. Мы тщательно проверяем материал, найденный детьми, корректируем, вносим какие – то изменения, даем советы. Это очень кропотливая работа всех участников проекта, но результат того стоит. После презентации своих проектов, дети, а особенно, одаренные, повышают свою самооценку и готовы к новым увлекательным проектам.  Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, и его особую ценность в работе с одаренными, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, способствует:

  • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
  • получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
  • повышению активности и самостоятельности учащихся;
  • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
  • осознанию учеником ценностей совместного труда;
  • повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
  • развитию позитивной внутренней мотивации к изучению иностранных языков;
  • эстетическому воспитанию;
  • формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.

Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.  Реализация метода проектов привела моих учащихся, а одаренных в особенности, к следующим положительным результатам:

  • Сохранение мотивации к изучению иностранного языка.
  • Возможность углубленного изучения языка для одаренных учеников, способных и желающих его изучать
  • Улучшение успеваемости по предмету.

Опыт работы с применением метода проектов позволяет мне утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию одаренного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Мастер - класс "Проектирование профессионально – ориентированного обучения английскому языку"

Дисциплина «Иностранный язык» имеет свои специфические особенности в структуре всего процесса обучения в среднем специальном учебном заведении. Особую актуальность приобретает профессионально- ориенти...

Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".

Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

«Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. на примере УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)» Статья.

Данная статья является обобщением опыта моей работы по теме «Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. ...