Проектная деятельность
материал на тему

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_inostrannogo_yazyka.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

«Скажи мне – и я забуду.

                                         Покажи мне – и я запомню.

                                         Вовлеки меня – и я научусь»

Китайская пословица

   Последние годы в области образования остро стоит вопрос об  эффективности  учебно-воспитательного процесса за счет внедрения инновационных методов и технологий. В обучении иностранным языкам, впрочем, как и  другим  предметам, приоритетным  является личностно-ориентированный подход.

Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий (НИТ), Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.

Как показывает педагогический опыт, использование современных информационных технологий позволяет изучить жизнь средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Теоретический анализ позволил выделить ряд требований, учет которых при работе над проектом будет способствовать развитию мотивации учебной деятельности школьников на различных этапах обучения иностранному языку:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Учебники нового поколения  предлагают создание проекта в конце прохождения каждого раздела. Навыки работы над проектом закладываются уже в начальной школе. Как показывает практика, темы проектов в младших классах вытекают из сфер общения учащихся, предусмотренных программой. Предпочтение должно отдаваться краткосрочным монопредметным проектам, внутренним, творческим, личностным или групповым, с открытой координацией. Такие проекты могут выполняться и на уроке. Во втором классе ребята готовят мини-проекты «Моя азбука», закладка «Мое любимое животное», «Открытка другу», в третьем классе «Мой домашний питомец», «Мой любимый герой». Дети с удовольствием рисуют, оформляют альбомы, создают коллажи. Этот прием активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.

   В средних и старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными и долгосрочными. При организации проектной деятельности на уроках английского языка в средних и старших классах я руководствуюсь принципами и рекомендациями программы Intel, которая направлена на расширение применения передовых технологий в учебном процессе.  

   В основе этой программы положено понятие учебного проекта – организационной формы работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Работа над проектами по программе Интел предполагает исследовательский и творческий подход, как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

   Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим каждый этап работы над проектом, взяв за основу универсальную схему, подходящую для разработки любого типа проекта, описанную испанскими исследователями Рибе и Видал. Здесь же приведем  комплекс рекомендаций,  ориентированных  на повышение уровня качества знаний и  мотивации к обучению школьников. Разработка данных рекомендаций осуществлялась с учетом технических требований и педагогических условий, отобранных в ходе теоретического анализа, а также в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего школьного образования.

Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.

   Начиная новую тему, необходимо нацеливать учащихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в своих будущих проектах.

   Разработка учебного проекта начинается с планирования его содержания. Здесь учителю необходимо:

  • Продумать тему проекта. Тема проекта может быть предложена и самими учениками. В старшем школьном возрасте учащиеся могут вполне самостоятельно формулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что должно активно поощряться учителем и незаметно направляться им.
  • Сформулировать основополагающий вопрос. Основополагающие вопросы самые абстрактные вопросы в цепи вопросов, служат всеобъемлющей концептуальной структурой для нескольких разделов или всего года обучении. На этот вопрос нельзя ответить одним предложением.
  • Сформулировать дидактические цели проекта.
  • Сформулировать методические задачи.
  • Написать краткую аннотацию, которая  включает в себя: возраст участников проекта, учебные темы, которые охватываются в учебном проекте, описание основных изучаемых теоретических положений и краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследования помогут учащимся соответствующего возраста ответить на проблемные вопросы и вопросы темы учебной программы.
  • Продумать  темы самостоятельных исследований для групп учащихся. Ученики могут и самостоятельно формулировать проблемы (темы) индивидуальных исследований в  рамках заявленного проекта.
  • Сформулировать вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной темы, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопрос.
  • Сформулировать вместе с учащимися гипотезу(ы) решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
  • Продумать, какое программно-техническое обеспечение необходимо для проведения учебного проекта. Здесь же необходимо указать список веб-сайтов и литературы.
  •  Прописать этапы работы над проектом.
  • Выбрать вместе с учащимися форму презентации проекта. Форма презентации может быть любая, например, информационный бюллетень, презентация в программе Power Point, доклад или представление веб-сайта.

На этом этапе учителю можно порекомендовать использовать следующий план:

Лист планирования содержания учебного проекта

и этапов его проведения

Тема учебного проекта

Основополагающий вопрос

Дидактические цели проекта

Методические задачи проекта

Краткая аннотация проекта

Темы самостоятельных исследований для групп учащихся

1 группа

2 группа

3 группа

Вопросы учебной темы (проблемные)

Гипотеза

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

Интернет – ресурсы

Материалы на печатной основе

Этапы работы

Планируемый результат

Оформление результатов проекта

    Дальнейшая работа над проектом на этом этапе включает выбор учениками темы индивидуальных исследований. Учащиеся также планируют свою деятельность индивидуально или в группах. Им можно предложить следующий план работы:

Тема исследования

Цели и задачи исследования

Что я должен сделать для достижения этой цели?

С кем я это делаю? Кто за что отвечает?

Источники информации

Сроки исполнения

   При организации работы над коллективным проектом в каждой группе выбирается ответственный для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений и трудностей на пути исследования и принятия мер к их устранению.

   Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта.

   На данной стадии учителю необходимо скорректировать планирование самостоятельных действий учащихся на следующих этапах:

  • предварительная подготовка: мозговой штурм, обсуждения;
  • практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии, занятия на местности, моделирование;
  • исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, практические работы;
  • распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа;
  • планирование и создание работ;
  • демонстрация и защита работ.

   Вместе с учителем продумывается творческое название проекта.

   Основная работа над проектом базируется на самостоятельном исследовании. Роль учителя, в данном случае - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

   Обучая других, обучаешься сам: понимая эту закономерность, ученик, изучив что-либо, стремится рассказать об этом другим, поэтому без этапа защиты проекта самостоятельное исследование школьников не может считаться завершенным.

   Презентация проектов происходит на заключительных уроках по определенной теме с оформлением и обсуждением результатов, подведением итогов.

   В процессе работы каждая исследовательская группа под руководством учителя создает электронный проект, который может быть представлен в форме многостраничных публикаций в программах  Word и  Publisher. Графики, диаграммы и таблицы данных, полученные в ходе наблюдений, экспериментов, сбора и обработки статистической информации  представляем в программе Excel, презентации в программе Power Point.

   В итоге каждая группа представляет свою электронную работу на иностранном языке, освещая как ее содержательную, так и техническую стороны. Ребята составляют интересные вопросы, кроссворды, задания творческого характера по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам, является мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей. В ходе защиты школьники учатся правильно держаться перед аудиторией, преодолевать застенчивость, излагать полученную информацию. Ребята сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, нужно защитить. Эта защита проводится в соответствии с определенной процедурой.

    Остальные учащиеся являются «экспертами», оценивающими работу группы по критериям, предложенным учителем. Они задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и высказывают пожелания, используя иностранный язык как средство общения. Учитель сам может начать обсуждение, задать вопросы, но главная цель – включить учащихся в обсуждение заданной темы. Конечно, здесь неприемлем авторитарный стиль разбора ошибок, негативные комментарии при аудитории. На данном уроке лучше хвалить, поощрять тех, кто хорошо потрудился и отметить, что проделана большая работа. Свое отношение к ошибкам учителю лучше выразить после презентации, проанализировав работу вместе с учеником.

Здесь полезным как для учителя, так и для учащихся может стать список речевых клише для презентации и обсуждения проектов:

Language Support

Some expressions to be used while presenting and discussing your projects

How to address

Good morning, ladies and gentlemen!

Dear friends!

Dear classmates!

How to discuss

Sorry, I don’t quite understand why …

I’d like to know …

Could you explain …, please?

In my opinion …

From my point of view, …

I consider …

Do you really think that…?

           a good/boring description of …

           gave      a clear/poor explanation why ...

…    offered    some new/dull information about ..

             had     a good suggestion about …

                 convincing arguments for/against ..

The project …                           great/informative

The description(s) of …   is     fantastic/instructive

The illustration(s) of  …  are   terrific/boring.

How to start giving ideas on the topic concerned

We’d like to present a project …

It was done by …

We’ve chosen this topic because …

The topic of my presentation today is …

I would like to talk about …

Thank you for giving me the opportunity to tell you about …

I shall start my presentation by asking you questions.

In the first part of my presentation, I’ll describe …

After that I’ll talk about …

Finally I’ll show you …

How to proceed the main idea

First, we’d like to …

I’d like to draw your attention to …

And now have a look at the photos (pictures, maps, diagrams, etc.) that illustrate …

Next, let me describe …

Finally, let me explain …

For example…/ For instance …

First … Second … Third … Next … Then … After that … Finally…

The first … The second … The third … Consequently … Although … Because …Therefore …In addition …However …Because of …Also … … but … … and …

Agreement

That’s just what I was thinking.

I’m with you there.

I absolutely agree.

I’m of the same opinion.

How right you are.

That’s (quite) right.

I don’t think anyone could disagree.

Certainly.

I see your point.

Describing Visual Aids

In my first slide I’d like to show you …

If you look at the screen you can see …

The horizontal (vertical) axis is …

The second row (column) contains …

As you can see …

This is the …

This clearly shows …

Disagreement

I’m afraid I disagree with you…

I am not sure in fact.

No,  I don’t think that …

That is not the way I see it.

I completely disagree that …

Don’t forget about the other side of the problem.

On the contrary, it is … .

 I think it’s absolutely wrong to … .

Ending the presentation

In conclusion let me remind you …

I’m sure you’ll agree that …

In addition to that …

In future we plan …

In summary, I’ve explained …

Thank you for your kind attention (for listening)

I’ll be glad to answer all your questions.

You are not sure

I see what you mean, but …

Yes, maybe, but …

I entirely agree that …

I doubt whether …

On the one hand … , but on the other hand …

Actually, I think that …

Gaining time to think

Well, let me see …

Well, let me think …

That’s a good (difficult) question …

If my memory serves me right …

I’ll have to think about that …

Just a moment, please.

Language of persuasion

Believe me …

The truth (fact, trouble) is that …

You need to think about …

I appeal you to …

Каждый вид работы (буклет, презентация, видеофильм, доклад) должен оцениваться по определенным, разработанным учителем критериям. В рамках данной статьи очень трудно привести примеры всех критериев оценки, но любой творчески работающий учитель сможет найти информацию по данному вопросу в специализированной литературе и разработать свои собственные критерии. Нам хотелось бы привести в пример критерии общей оценки проведенного исследования, которые можно предложить ученикам для качественного выполнения работ по проекту.

Общая оценка качества проведенного исследования

                          Оценка

Критерии

5

(отлично)

4

(хорошо)

3

(удовл.)

2

(слабо)

1

(плохо)

Тема, гипотеза, цель и задачи исследования   четко сформулированы. Четко и поэтапно раскрыта деятельность по реализации задач.

Описаны методы исследования

Все выводы и заключения

аргументированы, логичны, обоснованы, научны, соответствуют цели и задачам.

Все аргументы подтверждены ссылками на источники информации

Иллюстративный материал соответствует содержанию, дополняет информацию, привлекателен. Текст хорошо читаем.

Темп речи. Произношение. Отсутствие лексических и грамматических ошибок

Используются разнообразные источники: печатные издания, Интернет, опросы общественного мнения, мнения экспертов

Мультимедийные средства. Материалы проекта богаты оригинальными элементами

мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогают восприятию наиболее сложных вопросов

Табличные и числовые данные для наглядности проиллюстрированы схемами, графиками, диаграммами

Оригинальность и логичность  построения работы

Подготовленная презентация отражает все основные аспекты исследования

Общее впечатление об оформлении  презентации

Организация применения проекта в школе. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Учебный проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом обучении

Итоговая оценка

   После просмотра всех презентаций и обсуждения каждой из них проводится рейтинговое сравнение презентаций, определяются лучшие. Учителю необходимо обсудить с учениками их мнение о работе над проектом, трудности, возникшие при его выполнении, а также высказать пожелания на будущее.

   На наш взгляд, проект должен продолжать свою жизнь даже после завершения работы над ним. Поэтому считаем необходимым выделить четвертый этап – этап практического применения проекта. Лучшие проектные работы нашей школы используются учителями на уроках английского языка в разных классах как наглядные и практические  пособия. В кабинете английского языка постоянно проводится выставка лучших проектных работ, что так же является мощным стимулом для учеников.  Мои учащиеся принимают активное участие во всех школьных мероприятиях: в викторинах и конкурсах знатоков английского языка, школьных и районных предметных олимпиадах и занимают призовые места.  Многие проекты используем и на классных часах, школьных и районных конференциях. Таким образом, ребята понимают социальную значимость своей работы – все, что они делают, они делают не только для себя, но и для других.

   Для  самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности применяю технологию “Портфель ученика” – комплект документов, самостоятельных работ учащегося. Все материалы по проекту, в том числе и рабочие, хранятся здесь. «Портфолио» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Данная технология позволяет увидеть развитие каждого ребёнка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...