Проектная деятельность
материал на тему
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_inostrannogo_yazyka.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
Китайская пословица
Последние годы в области образования остро стоит вопрос об эффективности учебно-воспитательного процесса за счет внедрения инновационных методов и технологий. В обучении иностранным языкам, впрочем, как и другим предметам, приоритетным является личностно-ориентированный подход.
Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий (НИТ), Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.
В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.
Как показывает педагогический опыт, использование современных информационных технологий позволяет изучить жизнь средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.
Теоретический анализ позволил выделить ряд требований, учет которых при работе над проектом будет способствовать развитию мотивации учебной деятельности школьников на различных этапах обучения иностранному языку:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Учебники нового поколения предлагают создание проекта в конце прохождения каждого раздела. Навыки работы над проектом закладываются уже в начальной школе. Как показывает практика, темы проектов в младших классах вытекают из сфер общения учащихся, предусмотренных программой. Предпочтение должно отдаваться краткосрочным монопредметным проектам, внутренним, творческим, личностным или групповым, с открытой координацией. Такие проекты могут выполняться и на уроке. Во втором классе ребята готовят мини-проекты «Моя азбука», закладка «Мое любимое животное», «Открытка другу», в третьем классе «Мой домашний питомец», «Мой любимый герой». Дети с удовольствием рисуют, оформляют альбомы, создают коллажи. Этот прием активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.
В средних и старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными и долгосрочными. При организации проектной деятельности на уроках английского языка в средних и старших классах я руководствуюсь принципами и рекомендациями программы Intel, которая направлена на расширение применения передовых технологий в учебном процессе.
В основе этой программы положено понятие учебного проекта – организационной формы работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Работа над проектами по программе Интел предполагает исследовательский и творческий подход, как со стороны учителя, так и со стороны учеников.
Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим каждый этап работы над проектом, взяв за основу универсальную схему, подходящую для разработки любого типа проекта, описанную испанскими исследователями Рибе и Видал. Здесь же приведем комплекс рекомендаций, ориентированных на повышение уровня качества знаний и мотивации к обучению школьников. Разработка данных рекомендаций осуществлялась с учетом технических требований и педагогических условий, отобранных в ходе теоретического анализа, а также в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего школьного образования.
Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.
Начиная новую тему, необходимо нацеливать учащихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в своих будущих проектах.
Разработка учебного проекта начинается с планирования его содержания. Здесь учителю необходимо:
- Продумать тему проекта. Тема проекта может быть предложена и самими учениками. В старшем школьном возрасте учащиеся могут вполне самостоятельно формулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что должно активно поощряться учителем и незаметно направляться им.
- Сформулировать основополагающий вопрос. Основополагающие вопросы самые абстрактные вопросы в цепи вопросов, служат всеобъемлющей концептуальной структурой для нескольких разделов или всего года обучении. На этот вопрос нельзя ответить одним предложением.
- Сформулировать дидактические цели проекта.
- Сформулировать методические задачи.
- Написать краткую аннотацию, которая включает в себя: возраст участников проекта, учебные темы, которые охватываются в учебном проекте, описание основных изучаемых теоретических положений и краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследования помогут учащимся соответствующего возраста ответить на проблемные вопросы и вопросы темы учебной программы.
- Продумать темы самостоятельных исследований для групп учащихся. Ученики могут и самостоятельно формулировать проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.
- Сформулировать вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной темы, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопрос.
- Сформулировать вместе с учащимися гипотезу(ы) решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
- Продумать, какое программно-техническое обеспечение необходимо для проведения учебного проекта. Здесь же необходимо указать список веб-сайтов и литературы.
- Прописать этапы работы над проектом.
- Выбрать вместе с учащимися форму презентации проекта. Форма презентации может быть любая, например, информационный бюллетень, презентация в программе Power Point, доклад или представление веб-сайта.
На этом этапе учителю можно порекомендовать использовать следующий план:
Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения | |||
Тема учебного проекта | |||
Основополагающий вопрос | |||
Дидактические цели проекта | |||
Методические задачи проекта | |||
Краткая аннотация проекта | |||
Темы самостоятельных исследований для групп учащихся | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
Вопросы учебной темы (проблемные) | |||
Гипотеза | |||
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта | |||
Интернет – ресурсы | |||
Материалы на печатной основе | |||
Этапы работы | |||
Планируемый результат | |||
Оформление результатов проекта |
Дальнейшая работа над проектом на этом этапе включает выбор учениками темы индивидуальных исследований. Учащиеся также планируют свою деятельность индивидуально или в группах. Им можно предложить следующий план работы:
Тема исследования | Цели и задачи исследования | Что я должен сделать для достижения этой цели? | С кем я это делаю? Кто за что отвечает? | Источники информации | Сроки исполнения |
При организации работы над коллективным проектом в каждой группе выбирается ответственный для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений и трудностей на пути исследования и принятия мер к их устранению.
Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта.
На данной стадии учителю необходимо скорректировать планирование самостоятельных действий учащихся на следующих этапах:
- предварительная подготовка: мозговой штурм, обсуждения;
- практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии, занятия на местности, моделирование;
- исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, практические работы;
- распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа;
- планирование и создание работ;
- демонстрация и защита работ.
Вместе с учителем продумывается творческое название проекта.
Основная работа над проектом базируется на самостоятельном исследовании. Роль учителя, в данном случае - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.
Обучая других, обучаешься сам: понимая эту закономерность, ученик, изучив что-либо, стремится рассказать об этом другим, поэтому без этапа защиты проекта самостоятельное исследование школьников не может считаться завершенным.
Презентация проектов происходит на заключительных уроках по определенной теме с оформлением и обсуждением результатов, подведением итогов.
В процессе работы каждая исследовательская группа под руководством учителя создает электронный проект, который может быть представлен в форме многостраничных публикаций в программах Word и Publisher. Графики, диаграммы и таблицы данных, полученные в ходе наблюдений, экспериментов, сбора и обработки статистической информации представляем в программе Excel, презентации в программе Power Point.
В итоге каждая группа представляет свою электронную работу на иностранном языке, освещая как ее содержательную, так и техническую стороны. Ребята составляют интересные вопросы, кроссворды, задания творческого характера по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам, является мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей. В ходе защиты школьники учатся правильно держаться перед аудиторией, преодолевать застенчивость, излагать полученную информацию. Ребята сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, нужно защитить. Эта защита проводится в соответствии с определенной процедурой.
Остальные учащиеся являются «экспертами», оценивающими работу группы по критериям, предложенным учителем. Они задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и высказывают пожелания, используя иностранный язык как средство общения. Учитель сам может начать обсуждение, задать вопросы, но главная цель – включить учащихся в обсуждение заданной темы. Конечно, здесь неприемлем авторитарный стиль разбора ошибок, негативные комментарии при аудитории. На данном уроке лучше хвалить, поощрять тех, кто хорошо потрудился и отметить, что проделана большая работа. Свое отношение к ошибкам учителю лучше выразить после презентации, проанализировав работу вместе с учеником.
Здесь полезным как для учителя, так и для учащихся может стать список речевых клише для презентации и обсуждения проектов:
Language Support Some expressions to be used while presenting and discussing your projects | |
How to address Good morning, ladies and gentlemen! Dear friends! Dear classmates! | How to discuss Sorry, I don’t quite understand why … I’d like to know … Could you explain …, please? In my opinion … From my point of view, … I consider … Do you really think that…? a good/boring description of … gave a clear/poor explanation why ... … offered some new/dull information about .. had a good suggestion about … convincing arguments for/against .. The project … great/informative The description(s) of … is fantastic/instructive The illustration(s) of … are terrific/boring. |
How to start giving ideas on the topic concerned We’d like to present a project … It was done by … We’ve chosen this topic because … The topic of my presentation today is … I would like to talk about … Thank you for giving me the opportunity to tell you about … I shall start my presentation by asking you questions. In the first part of my presentation, I’ll describe … After that I’ll talk about … Finally I’ll show you … | |
How to proceed the main idea First, we’d like to … I’d like to draw your attention to … And now have a look at the photos (pictures, maps, diagrams, etc.) that illustrate … Next, let me describe … Finally, let me explain … For example…/ For instance … First … Second … Third … Next … Then … After that … Finally… The first … The second … The third … Consequently … Although … Because …Therefore …In addition …However …Because of …Also … … but … … and … | |
Agreement That’s just what I was thinking. I’m with you there. I absolutely agree. I’m of the same opinion. How right you are. That’s (quite) right. I don’t think anyone could disagree. Certainly. I see your point. | |
Describing Visual Aids In my first slide I’d like to show you … If you look at the screen you can see … The horizontal (vertical) axis is … The second row (column) contains … As you can see … This is the … This clearly shows … | Disagreement I’m afraid I disagree with you… I am not sure in fact. No, I don’t think that … That is not the way I see it. I completely disagree that … Don’t forget about the other side of the problem. On the contrary, it is … . I think it’s absolutely wrong to … . |
Ending the presentation In conclusion let me remind you … I’m sure you’ll agree that … In addition to that … In future we plan … In summary, I’ve explained … Thank you for your kind attention (for listening) I’ll be glad to answer all your questions. | You are not sure I see what you mean, but … Yes, maybe, but … I entirely agree that … I doubt whether … On the one hand … , but on the other hand … Actually, I think that … |
Gaining time to think Well, let me see … Well, let me think … That’s a good (difficult) question … If my memory serves me right … I’ll have to think about that … Just a moment, please. | Language of persuasion Believe me … The truth (fact, trouble) is that … You need to think about … I appeal you to … |
Каждый вид работы (буклет, презентация, видеофильм, доклад) должен оцениваться по определенным, разработанным учителем критериям. В рамках данной статьи очень трудно привести примеры всех критериев оценки, но любой творчески работающий учитель сможет найти информацию по данному вопросу в специализированной литературе и разработать свои собственные критерии. Нам хотелось бы привести в пример критерии общей оценки проведенного исследования, которые можно предложить ученикам для качественного выполнения работ по проекту. | |||||
Общая оценка качества проведенного исследования | |||||
Оценка Критерии | 5 (отлично) | 4 (хорошо) | 3 (удовл.) | 2 (слабо) | 1 (плохо) |
Тема, гипотеза, цель и задачи исследования четко сформулированы. Четко и поэтапно раскрыта деятельность по реализации задач. | |||||
Описаны методы исследования | |||||
Все выводы и заключения аргументированы, логичны, обоснованы, научны, соответствуют цели и задачам. | |||||
Все аргументы подтверждены ссылками на источники информации | |||||
Иллюстративный материал соответствует содержанию, дополняет информацию, привлекателен. Текст хорошо читаем. | |||||
Темп речи. Произношение. Отсутствие лексических и грамматических ошибок | |||||
Используются разнообразные источники: печатные издания, Интернет, опросы общественного мнения, мнения экспертов | |||||
Мультимедийные средства. Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогают восприятию наиболее сложных вопросов | |||||
Табличные и числовые данные для наглядности проиллюстрированы схемами, графиками, диаграммами | |||||
Оригинальность и логичность построения работы | |||||
Подготовленная презентация отражает все основные аспекты исследования | |||||
Общее впечатление об оформлении презентации | |||||
Организация применения проекта в школе. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Учебный проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом обучении | |||||
Итоговая оценка |
После просмотра всех презентаций и обсуждения каждой из них проводится рейтинговое сравнение презентаций, определяются лучшие. Учителю необходимо обсудить с учениками их мнение о работе над проектом, трудности, возникшие при его выполнении, а также высказать пожелания на будущее.
На наш взгляд, проект должен продолжать свою жизнь даже после завершения работы над ним. Поэтому считаем необходимым выделить четвертый этап – этап практического применения проекта. Лучшие проектные работы нашей школы используются учителями на уроках английского языка в разных классах как наглядные и практические пособия. В кабинете английского языка постоянно проводится выставка лучших проектных работ, что так же является мощным стимулом для учеников. Мои учащиеся принимают активное участие во всех школьных мероприятиях: в викторинах и конкурсах знатоков английского языка, школьных и районных предметных олимпиадах и занимают призовые места. Многие проекты используем и на классных часах, школьных и районных конференциях. Таким образом, ребята понимают социальную значимость своей работы – все, что они делают, они делают не только для себя, но и для других.
Для самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности применяю технологию “Портфель ученика” – комплект документов, самостоятельных работ учащегося. Все материалы по проекту, в том числе и рабочие, хранятся здесь. «Портфолио» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Данная технология позволяет увидеть развитие каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности
Статья по теме...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...