Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и занятиях по иностранному языку
учебно-методический материал на тему

Воспитание культуры здоровья и использование здоровьесберегающих технологий составляет единое целое- ценность здоровья человека, которое должно стать качественной характеристикой современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_v_ou.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И                         ЗАНЯТИЯХ   ПО  ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ                                                                                                                                                                   Весь  воспитательно-образовательный  процесс  оказывает  непосредственное влияние на здоровье детей, поэтому повышение  компетентности  педагогов в  вопросах  здоровьесбережения имеет большое значение. Основой для построения жизнедеятельности детей в детском саду и в школе                          является, прежде всего, заботливое отношение ,создание для них спокойной,уютной, доброжелательной   атмосферы.Помещения групп и классов  должны отвечать всем требованиям эстетики и эргономики.                                                                                                              Немаловажным является и состояние территории  сада и школы .Продуманность расположения                                                                 игровых модулей ,наличие физкультурного оборудования ,эстетика и  экологичность беседок для                               отдыха детей, необычное оформление участков, озеленение – всё  это способствует поддержанию  радостного настроения  у детей и сотрудников, повышает эффективность оздоровительной работы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Режим – основа жизни детского коллектива. Он  представляет собой логически выстроенную, целесообразную последовательность  видов деятельности  ребёнка. Именно режим призван обеспечить спокойную жизнь ребёнку, оградить его от стрессовых факторов. Режим предусматривает постепенность в действиях ребёнка ,его настрой на определённую степень активности. Наличие режима предполагает гибкость ,которую необходимо проявлять в процессе индивидуального подхода. Родителям необходимо  объяснять, что соблюдение режима сада и школы (например, приход ребёнка в  группу или в класс в определённое время ,без опозданий)позволяет детям безболезненно включаться в жизнь группы и класса, так как опоздание способствует возникновению тревожности и эмоционального переживания.                                                Своевременный приход ребёнка в сад и школу обеспечивает ему активное начало дня, взбодрит его  и настроит на активную деятельность .Естественно, соблюдение режима в саду и школе непосредственно связано с соблюдением режима в семье.Например, если дома ребёнок не высыпается, а ему приходится рано вставать,его биологические часы не могут настроиться на активную деятельность в течение дня, он будет вялым и малообщительным.                                                                                 Другой  аспект  соблюдения режима- это рациональное построение образовательной деятельности детей.Существует несколько правил, касающихся построения последовательности занятий и уроков в течение недели.Занятия и уроки с большей умственной интенсивностью лучше проводить в середине недели ,когда работоспособность детей находится в самой высокой точке.       Кроме того, занятия и уроки с высокой двигательной активностью должны сочетаться с более спокойными, творческими.В уроки и занятия статического характера надо включать динамические паузы.Перерывы между уроками и занятиями должны быть не менее 10 минут.Наиболее рациональным считается равное соотношение динамических и статических занятий и уроков.                               Грамотная организация воспитательно-образовательного процесса достигается соблюдением следующих правил :                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                -  объём и содержание информации должны соответствовать возрастным особенностям детей, ненужная и избыточная информация, навязываемая детям, может привести к переутомлению и перенапряжению нервной системы;                                                                                                                                                                 -  чётким должно быть соблюдение режима и сетки занятий и уроков;                                                                                                                                                                                                                                             -  педагог должен давать детям  возможность переключаться, если он заметил у них малейшие проявления    переутомления;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 -  надо помнить, что проявления утомления у детей с разными типами нервной системы разные- в одних случаях это может быть резкое снижение активности(как двигательной, так и умственной),                       в других – активность становится «ненаправленной»,хаотичной;                                                                                                                                                                                                 -  в ходе проведения занятий и уроков надо проявлять гибкость, если частота отвлечений увеличилась- надо изменить форму занятия и урока и  их содержание;                                                                                       -  надо помнить, что дошкольник может находиться в статическом состоянии не более 5-7 минут,                                                                         младший  школьник – не более 15 минут;                                                                                                                                                -  излишние повторения снижают интерес к уроку и занятию,а следовательно, и эффективность                                самих уроков и занятий.                                                                                                                                                                                         На здоровье детей, посещающих детский сад и школу, косвенно или прямо влияет множество факторов .Среди них можно выделить, кроме прочих, психологическую  атмосферу в  дошкольном и школьном учреждении, эмоциональное здоровье взрослых, работающих с детьми. Взрослым надо помнить, что непоправимый вред  детскому  здоровью наносят грубость, несправедливость,                          бестактность, несдержанность. Состояния, которые они вызывают – уныние, тоска, зависть, приспособленчество ,злость ,страх, -самым негативным образом влияют не только на личностное развитие детей, но и на их здоровье.                                                                                                                                                                                                              Кроме того, одним  из важных факторов  является просвещение родителей, их активное привлечение к деятельности школы и детского сада. Можно предположить, что это позволит родителям  изменить  некоторые семейные  установки, сам стиль жизни и взаимодействия с детьми. Требования педагогов и  родителей  должны  быть едиными.                                                                                            Говоря о новых здоровьесберегающих технологиях нельзя не отметить методику доктора Базарнго,  который  предлагает оснастить классы новой специальной мебелью – парта + конторка, часть урока ,по его мнению, должна проходить за партой, часть – за конторкой, стоя, а под ногами  каждого  ученика –массажный коврик. В школе № 15 г.Балашова такая мебель была изготовлена на средства родителей  и имеет только положительные отзывы учеников, учителей и родителей.                                                                                                                                                                                                               Хорошие результаты могут принести и аутогенные тренировки, предлагаемые учителем : «Я всё могу», «Я ничего не боюсь», «Я научусь писать, читать и говорить на иностранном языке».               На уроках должны использоваться различные виды деятельности, норма – 4-7 видов ,т.к. однообразие приводит к быстрой утомляемости, смена видов деятельности должна происходить через 7-10 минут.                                                                                                                                                                                                                 Формы работы тоже должны быть различными : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная,                 смена формы работы должна происходить через 10-15 минут.                                                                                                                                                                 Песни на уроках способствуют снижению  психологической  нагрузки , сплочению коллектива,                                   раскрывают способности  детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Игра на уроке и занятии помогает  облегчить общение между учениками,раскрывает их творческие и артистические возможности.                                                                                                       Физминуткам  на уроке уделяется 2-3 минуты, обычно выполняется 3-4 упражнения  по 3-4 повторения.                                                                                                                                                                        Игра  « Комплимент»  является одним из эффективных приёмов позитивной поддержки  ученика:                                  «Ты сегодня хорошо выглядишь», «Я рада, что у тебя сегодня прекрасное настроение», «Как хорошо ты сегодня отвечал на уроке».                                                                                                                                 Учитель должен стремиться создавать благоприятный климат на уроке, приветливое выражение лица учителя настраивает ученика на активную, раскованную работу. Кроме того, на уроке  всегда должно быть место шутке.                                                                                                                                                                                                                                                                На своих уроках я использую следующие здоровьесберегающие  технологии :                                                                                                  -  соблюдение правильной осанки при различных видах учебной деятельности,                                                           -  активный двигательный  режим на уроке,                                                                                                                                                                                                                                                           -  гимнастика для глаз,                                                                                                                                         -  гимнастика для мозга,                                                                                                                                                                                                                -  соблюдение антитравматического режима(техника безопасности на уроке)                                                          -  пропаганда  (где, когда, зачем  это пригодится в жизни)                                                                                                                           -  целесообразное использование видов деятельности на уроке.                                                                                           Если у ребёнка сформирована познавательная мотивация, он сознаёт то, что хочет узнать, включён в  обсуждаемую тему, то это говорит о его работоспособности, значит, он не утомлён.Поэтому на уроках я учу детей задавать вопросы, включаю задания на развитие познавательных  процессов.                                                                            На каждом уроке я стараюсь использовать физминутки, которые являются обязательным  элементом здоровьесбережения.При проведении физминуток я учитываю :                                                                                                  -  какой вид деятельности преобладает на уроке(чтение, письмо, слушание, говорение )и ,если дети пришли на урок утомлённые, то физминутку провожу в начале урока, а ,если по расписанию  немецкий язык стоит 4-5 уроком, провожу 2-3 физминутки.                                                                                                                                                                                         Релакс-паузу или физминутку провожу с положительным эмоциональным настроем, часто использую  текстовое стихотворение или музыкальное сопровождение.                                                                                                                                   Воспитание культуры здоровья и использование здоровьесберегающих технологий составляет единое целое- ценность здоровья человека, которое должно стать качественной характеристикой современного общества.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

                

        ДОКЛАД  НА ТЕМУ :                                                                                                                                                                                   «Повышение  компетентности                                                                        педагога в  вопросах                                                                                                                                              здоровьесбережения»                                                                                           

                                                                                ПОДГОТОВИЛ:                                                                                                                                      учитель немецкого языка                                                                                                                                                                                  Молчанова  Татьяна                                                                                                                              Александровна                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Работа составлена на основе УМК Кузоовлева В. П. , но, без всякого сомнения, может использоваться и при работе с другими УМК....

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Формирование адаптивной среды с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

«Формирование адаптивной среды на уроках иностранного языка с использованием здоровьесберегающих технологий»     “Tell me and Ill forget. Show me and I’ll remember. Involve me and ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в рамках новых ФГОС

В презентации можно узнать о причинах внедрения здоровьесберегающих технологий в школе, классификацию здоровьесберегающих технологийи, критерии здоровьясбережения, организацию урока с применением данн...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Методы сбережения и укрепление здоровья учащихся на уроках английского языка , формирование у них установки на здоровый образ жизни....