Фотовыставка как способ организации познавательной и творческой деятельности учащихся по иностранному языку
статья на тему

Воронов Сергей Валентинович

Регулярный просмотр фотоматериалов с соответствующими подписями на английском языке способствует развитию воображения, пространственного мышления, воспитывает на лучших образцах человеческого гения, учит  ценить и развивает умение описывать увиденное с использованием соответствующей лексики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фотовыставка как способ организации познавательной и творческой деятельности учащихся по иностранному языку

Мой сегодняшний педагогический опыт, а стаж работы в школе у меня уже более 20 лет, говорит, что сегодня я должен знать и уметь то, что нужно для моих учеников, но это также должно быть полезно и интересно мне.  Я верю, что учитель, который развивает и открывает новые таланты в себе, создает большие возможности для становления и развития личности, ведь мы должны быть значимыми и интересными для детей.  И еще: наши педагогические требования имеют силу только тогда, когда ты пользуешься авторитетом среди воспитанников. Мой  предмет Английский язык приобретает сегодня более высокую степень важности. Сегодня как никогда стала очевидной необходимость понимания друг друга, а язык открывает новые возможности более полномасштабного погружения во все сферы деятельности современного мира, способствует формированию нового мышления и культуры человека. Будучи уверенным в своей культурной правоте, я пытаюсь эту «большую культуру» заложить в сферу детских увлечений и жизненного опыта, стараясь при этом быть не совсем однообразным.

Пару лет назад, путешествуя по ряду европейских стран ( сегодня это становится нормой для многих), мне удалось собрать хороший фотоматериал о культуре, истории, традициях наших соседей. Факт, что Европа действительно без границ, что ты способен понять любого, подтолкнул к желанию приблизить своих учеников к этому воистину целостному миропониманию. Так родилась идея организации фотовыставки с информацией, передаваемой на языке, который понятен всей Европе – английском. Мы, организаторы, с удивлением и радостью отмечали, что подаваемый фотоматериал (фото размером 30-45 в количестве 70-80 штук) вызвали реальный интерес у учащихся. Видимо, мир, такой далекий еще вчера, стал ближе через сопричастность их преподавателя с этими культурными ценностями, и собственная текстовая информация воспринималась не как урочные штампы, а как реальный проход в другое измерение. Слова преподавателя « Ученье – свет» стали довольно близкой реальностью, ведь владея иностранным языком, через международные студенческие программы будущие студенты получат возможность выехать на практику в развитые европейские страны. А это стимул. Далее -  современные дети привыкли к красочной подаче мира благодаря СМИ: от мультфильмов и ярких образовательных видеопрограмм до отличных энциклопедических изданий с великолепной полиграфией. И когда еще недавно «отдаленная» видеоинформация вдруг предстает в том же качестве совсем рядом ( а фотосредства сегодня позволяют сделать это), когда в подготовке этого фото- и видеоматериала можно участвовать самому (школьники принимают участие в конкурсе на лучший текст к той или иной фотографии), то такая информация – в данном случае лингвострановедческая – становится личностно- значимой, ближе и роднее.

Регулярный просмотр фотоматериалов с соответствующими подписями на английском языке способствует развитию воображения, пространственного мышления, воспитывает на лучших образцах человеческого гения, учит  ценить и развивает умение описывать увиденное с использованием соответствующей лексики. С целью перевести полученные знания в долговременное хранилище памяти выставка организуется на довольно длительный срок –до 4-5 недель. Затем экспозиция меняется. Так было и нашем случае. 1-я лингвострановедческая выставка сменилась исторической и была посвящена одной из страниц истории Отечества – Крымской войне 1853-55 годов, столкнувшей Россию с франко-английским альянсом. В основу экспозиции легли фотоматериалы, сделанные в городе-герое Севастополе, в его знаменитой панораме. Материалы готовились совместно с преподавателями истории, что обеспечило в сознании учащихся полную интеграцию двух школьных предметов и расширило активный словарь учащихся.

Преимущества подобной подачи информации:

  1. Восприятие исторического и лингвистического материала не в формальной обстановке урока, а во время перемены, когда ученик спокоен;
  2. Фотоуроки вносят разнообразие в процесс обучения;
  3. Объемный предметно-нацеленный материал помогает в концептуализации: многие идеи воспринимаются лучше визуально, чем вербально;
  4. «Остановить мгновенье» на уроке сложно, а здесь есть возможность задуматься, найти новые штрихи к поднятой теме.

Подготовка дополнительного материала по своему предмету демонстрирует учащимся, что педагог более многогранен, чем видно в формате урока, его эрудиция видна явственнее, авторитет среди учащихся выше.

Тему 3-й выставки нам подсказала осень. Богатство пейзажей юга России, столь схожее с красотой английских и шотландских ландшафтов тесно переплеталось в поэзии гениев человечества: Пушкина, Лермонтова и т.д. Красота строк, описывающих нашу Alma Mater, дает осознание того, что мир един, разница лишь в языках, описывающих его. Часть фоторабот имела подписи только на русском, часть только на английском языке. Треть работ оставалась безымянной. Это и было творческим заданием для учащихся: придумать, найти более точные эпитеты к той или иной фотозарисовке.  Качество ученического труда было оценено учителями предметниками. Этот вид работы заставил учащихся перебрать большое количество литературы, чтобы подобрать «свой слог».

4-я выставка прошла под эгидой совместного творчества с биологами и посвящалась теме экологии и роли человека в природе. Эта работа вызвала значительный резонанс, поскольку «задела за живое» и заставила говорить (на русском ли или на английском) – важно понять друг друга и найти способы решить проблему. Почти все тексты были на английском, но наблюдения показали, что эмоциональный подход к теме, ее актуальность снизили языковой барьер, ведь проблема воспринимается «интернационально».

Я понимаю, что мой опыт не новый, но ведь каждый проживает в педагогике свою жизнь, и на определенном этапе приходит к тем или иным способам передачи ребенку культурного и социального опыта. Образование, не имеющее мотивации и эмоциональной нагрузки с надуманными порой средствами наглядности, только отгораживает ребенка от реальной жизни, а не позволяет ему социализироваться в обществе.

Я не верю, что можно добиться сегодня какого-то педагогического успеха, если нет интереса к учению, если дети не вовлечены в деятельность, в реальные переживания,  проблемы и ситуации, если рядом с ними нет педагога, которого они любят и понимают, который им полезен и интересен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся

В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая: •    Способствует более глубокому и про...

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

Практическая направленность уроков физики как средство развития способностей к познавательной и творческой деятельности учащихся

Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и ...

Летняя лингвистическая смена "Полиглот" как фактор развития познавательной деятельности учащихся по иностранным языкам

Опыт организации и проведения лингвистической смены "Полиглот" в период летнего отдыха детей на базе ДООЦ Буревестник Энгельсского района Саратовской области. Цель программы: создание естественных усл...

Игра,как способ активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

Игра,как способ активизации познавательной и творческой деятельности учащихся....

Организация внеурочной деятельности учащихся по иностранному языку в начальной школе в рамках ФГОС.

Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 47 с УИОП»                                    В данной статье рассказы...