Раскрыть и развить одаренность каждого ребенка
статья на тему

Автор делится подходами к развитию одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskryt_i_razvit_odarennost_kazhdogo_rebenka.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

РАСКРЫТЬ И РАЗВИТЬ ОДАРЕННОСТЬ КАЖДОГО

 

Автор делится подходами к развитию одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы

 

        Слишком  много на свете людей,    которым никто не помог пробудиться.                                          

                                                                                                  А.С. Экзюпери

Убеждена, что моя главная задача как  учителя  в том, чтобы предоставить возможность для развития разным по одарённости детям. Помочь пробудиться, познать радость открытия себя и окружающего мира, почувствовать в  возможности мыслить и творить самостоятельно.

В педагогической  и психологической литературе разными авторами  даются разные   определения самому понятию «одаренный ребенок», но, несомненно,  одаренность – сложное явление, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека. Задача школы -работать с таким «объектом» ежедневно, а, значит,  грамотно,  эффективно, на всех уровнях, выстраивая систему организации образовательного пространства для обучения и развития внутреннего потенциала личности  одаренного ребенка.

Программа «Одаренные дети» многие годы является одной из приоритетных программ для коллектива нашей гимназии, над ее становлением и  реализацией трудилось и трудится  не одно поколение думающих и неравнодушных  учителей.

 Переход на новые образовательные стандарты дал новый импульс школе в целом и каждому учителю в частности к организации системной работы  с детьми  с неординарными способностями. Это  предполагает тщательный анализ накопленного опыта и поиск новых подходов в реализации поставленной задачи. Обозревая  «поле деятельности», видишь, что оно и по сей день «вспахано»  далеко не полностью.

Будучи учителем иностранного языка и  интересуясь зарубежным опытом работы с одаренными детьми, с сожалением отмечаешь, что  у нас до сих пор практически отсутствует «система поиска» талантливых детей, основанная на комплексном подходе к выявлению различных видов одаренности, включающая  обязательный  мониторинг  развития каждого конкретного ребенка с целью корректировки или изменения его индивидуальной траектории развития. Мало грамотно разработанных  специальных программ для общеобразовательной школы, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей.  Для создания таких программ и реализации их в живом ежедневном образовательном процессе учителю необходимо вооружиться системой  знаний об особенностях разных видов одаренности, разных типов мышления одаренных  детей, т.е. приобрести основательную психологическую компетенцию.

      Опыт,  накопленный учителями кафедры иностранных языков нашей гимназии, развивается в трех основных направлениях:

  • психолого-педагогическое сопровождение  одаренных детей;
  • совершенствование педагогической, методической и психологической компетентности учителя;
  • организация индивидуализированного, вариативного образовательного пространства для одаренных и потенциально одаренных обучающихся.

    Очевидно, что до внедрения комплексной диагностики одаренности в массовую школу еще далеко. Но уже сейчас мои коллеги и я как  учитель английского языка,  заинтересованы в  использовании в своей практике   современных апробированных диагностических методик оценки  способностей учащихся, которые бы способствовали раннему выявлению детей с повышенными способностями к изучению языков и своевременному вовлечению таких детей в индивидуализированную образовательную среду. Исходя из  анализа литературы по проблеме детской одаренности и опыта работы, оптимальным и наиболее результативным  алгоритмом  выявления одаренных детей на начальном этапе в условиях массовой школы считаем
 сбор информации от психологов, родителей, самих обучающихся, учителей. Используем карту интересов Хаана и Каффа, карту интересов для младших школьников А.И. Савенкова и др., учитываем сведения об успехах ребенка в предметной деятельности. Традиционные психометрические тесты рассматриваем лишь как источник дополнительной информации о психологических качествах одаренного ребенка для оказания ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

 В своей деятельности по организации вариативного индивидуализированного образовательного пространства для раскрытия и развития способностей к изучению иностранного языка  учителя опираются на исследования и рекомендации отечественных и некоторых зарубежных специалистов, таких как И.А. Зимняя, М.Г. Каспаров, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова и др. 

  Работая в концептуальных  рамках общей программы школы, учитель, безусловно, выделяет наиболее близкие ему отправные точки, принципы, методы, вырабатывает свои  подходы. Есть ряд принципиальных для меня моментов,  обязательность которых стала очевидной   в процессе работы,  и на которые я всегда опираюсь в процессе организации своей урочной и внеурочной деятельности.

 Важно:

1.  Иметь свое собственное понимание, кто такие одаренные дети и быть чутким к любым проявлениям способностей «выше среднего». Увидеть потребность ребенка в постоянной умственной деятельности, потребность глубоко изучать новые явления, генерировать собственные идеи и т.д.

  2. Заметить в ученике признаки специфических способностей к изучению иностранного языка: речевой слух, языковую память, лексическое чутье,
грамматическое (конструктивное) чутье, эмоционально-образное и функционально-стилистическое восприятие языка.

3. Принимать во внимание неспецифические свойства личности, которые необходимы для успешного овладения иностранным языком: интерес к жизни и культуре разных стран, как проявление вообще активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения.  

 3. Учитывать, какой  тип овладения иностранным языком, коммуникативноречевой  или  когнитивнолингвистический,   является ведущим  у данного конкретного ребенка. От того,  является ли ученик «коммуникатором» или «лингвистом»,  зависит выбор технологии и характер обучения.

 4. Стремиться к тому, чтобы  и обычный урок, и внеурочная деятельность   обеспечивали дифференциацию и индивидуализацию, учитывающую возможности учеников.

5. Понимать, что дифференциация максимально работает на одаренных детей при соблюдении следующих условий организации образовательного процесса:

  • Активная роль ученика: предполагает субъектно-субъектные партнерские взаимоотношения между учителем и учеником.  Ученик участвует в выборе учебных материалов и учебных форм;
  • Постоянная оценка индивидуального прогресса:  на каждом этапе обучения необходимо выявлять достигнутый уровень знаний, чтобы верно определить дальнейший план обучения;
  • Проблемно-исследовательский характер обучения: необходимо сделать так, чтобы ученику хотелось делать самостоятельные открытия, отвечать на проблемные вопросы.
  • Индивидуализация учебного процесса: находить возможности для обучения в индивидуальном ритме, в согласовании с интересами каждого ребенка.

Очень важно:

       Помогать детям захотеть развиваться и совершенствоваться  самостоятельно и учить их этому.

Как учителю,  осуществляющему подготовку одаренных детей к языковым олимпиадам и конкурсам, мне представляется интересной «Школьная обогащающая программа Рензулли» (School-wide enrichment model, SEM) и ее концепция под названием «Мюнхенская динамическая модель способность-достижение» (The Munich Dynamic Ability-Achievement Model). Авторы считают, что успешное развитие одаренности возможно только в том случае, если человек сам уделяет особое внимание тому, чтобы развить свой потенциал и достичь совершенства в чем-то. Моя собственная педагогическая практика подтверждает этот теоретический постулат. Среди большого количества влюбленных в английский язык способных, одаренных, высокоодаренных  моих учеников, наибольших успехов в языковых конкурсах и олимпиадах (стали победителями и призерами регионального уровня) достигли дети со сформированной  компетенцией планирования  и управления собственной деятельностью, «направленной тренировкой». Я счастлива, что мой учительский опыт обогащен  сотрудничеством с такими учениками и это является мощным стимулом к поиску, освоению, внедрению  адекватных форм, методов, технологий работы с такими детьми, к профессиональному самосовершенствованию.

  Целенаправленное формирование  процесса подготовки к языковым конкурсам и олимпиадам и управление им осуществляю через разработку  индивидуального образовательного маршрута для одаренного старшеклассника, включающего в себя  индивидуальный учебный план, индивидуальную образовательную программу, индивидуальный режим работы и расписание. В гимназии созданы для этого необходимые нормативные, организационные, методические  и технологические условия.  

Разработанная программа для одаренных детей опирается на российские образовательные стандарты, сочетая их с принципами и требованиями Европейского стандарта образования. Сейчас для этого есть все возможности, начиная от широкого выбора аутентичных учебных комплексов до использования Интернет ресурсов и возможностей дистанционного обучения.

 Главное, чтобы образовательная программа соответствовала потребностям конкретного ученика, учитывала  его возможности и   личностные особенности.

Главное, чтобы рядом с учеником был мотивированный на его успех учитель.

Главное, чтобы все участники образовательного процесса, т.е. администрация,   учителя, родители, ученики,  были объединены в единый процесс создания оптимального обучающего и развивающего пространства, которое в конечном итоге должно работать на раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка. Не одаренных детей нет!

Библиографический список

1. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов,колледжей и училищ  по специальности ''Преподаватель иностранного языка вдетском саду''. – СПб., 1999.

2. Renzulli, J. S. (2005). The three-ring conception of giftedness: A developmental model for promoting creative productivity. In R. J. Sternberg & J. E. Davidson (Eds.), Conceptions of giftedness (pp. 246-279). Cambridge, UK: Cambridge University Press 

3.Heller, K. A., Perleth, C., & Lim, T. L. (2005). The Munich Model of Giftedness designed to identify and promote gifted students. In R. J. Sternberg & J. E. Davidson (Eds.), Conceptions of giftedness (pp. 147-170). Cambridge: Cambridge University Press.