Классный час: "Каждый ребенок имеет право ..."
классный час (7 класс) по теме

Швайкина Наталья Викторовна

Разработка классного часа по теме: "Каждый ребенок имеет право ...". Классный час проходил в форме детского форума. Детям очень понравилась форма работы, да и я достойно выступила на конкурсе "Самый классный классный "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_konkurs.doc57 КБ
Office presentation icon klassnyy_chas.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

«Каждый ребенок имеет право …»

Цель: Расширить представление о правах ребенка.

Задачи: формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия; стимулировать активность и сознательную деятельность учащихся по освоению знаний и способов правового поведения.

Ход занятия.

1. Тренинг.

Запишите три сказочных персонажа.

     1. То, что вы думаете о себе.

     2. То, что думают о вас люди.

     3. То, что вы есть на самом деле.

2. Сообщение темы, цели и задач.

Представление: Здравствуйте ребята, сегодня классный час у вас проведу я, Швайкина Наталья Викторовна, классный руководитель 7 «В» класса средней школы №1 с. Арзгир.

Ребята тема кл. часа «Каждый ребенок имеет право…»

Цель нашего занятия расширить представление о правах ребенка.

Сегодня мы будем говорить о обществе в котором мы живем, о документах регламентирующих правовое государство, изучим права ребенка и рассмотрим ситуации, которые происходят в мире. Итак, сегодня у нас пройдет - Детский форум под названием «Каждый ребенок имеет право…» и на наш форум прибыли для работы представители исторического сообщества - историки, юристы – правоведы, литераторы. Для освящения форума прошли аккредитацию следующие средства массовой информации: Заря, Московский комсомолец, Аргументы и факты, детский журнал «Мурзилка» и Ставропольская правда.

Координировать работу форума буду я.

Ребята давайте поприветствуем участников первого детского форума, итак наш форум приступает к работе.

 Вступительное слово:

 - Сегодня  мы будем говорить о нашем обществе. Как называется наше общество? (россияне)

- В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество (общество детей)

Будущее каждого ребенка зависит о  того, в каком положении находятся дети сегодня. У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

- Как вы считаете, Российское общество заботится о своих детях?

 В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей.  Давайте разберемся в том, как Россия пришла к документам регламентирующим права детей. Для этого я предлагаю вам поработать в группах.

3. Задания по группам.

    1. Историки вы должны подготовить историческую справку об этапах становления правового государства.

     2. Юристы – правоведы, вы познакомите нас с международными документами о правах ребенка и их основными  положениями.

     3. Литераторы приведите примеры из литературных произведений, газет, журналов в которых идет речь о нарушении прав ребенка.

     4. Журналисты будут освящать работу форума в прессе, а в конце форума зададут интересующие их вопросы всем участникам форума.

При подготовке сообщения каждая группа должна выбрать лидера, который коротко обобщит работу группы.

Задания для историков.

1. Термин «правовое государство» произошел от немецкого Rechtsstaat, обозначившим в конце 18 века доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat с верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии обеспечения прав их собственности. В правовом государстве обеспечивается верховенство права и реализуются:

  1. Права и свободы человека;
  2. Всеобщее равенство перед законом;
  3. Принцип разделения властей;
  4. Разрешение конфликтов через справедливый суд.

2. Правовое государство является термином, понятием и основополагающим принципом Конституции Российской Федерации. Статья 1 Конституции РФ гласит: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство».

3. Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивал мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало верховенство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.

4. Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан.

5. Правовое государство в Древнем Риме пришло в упадок в III веке до н. э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить.

6. Полное достижение принципов правового государства является идеалом, который труднодостижим, но к которому нужно стремиться. По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а также в США, Канаде, Японии и некоторых других. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспеченно только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере.

Задания для юристов – правоведов.

1) В 1945 году после окончания Второй мировой войны - народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций - ООН.

2)        В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека ~ документ, в котором пообещали друг другу и своим народам
гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную
неприкосновенность, возможность верить или не верить в бога и многое другое.
Положения, о которых говорится в документе, касаются всех - мужчин и
женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих - независимо от
национальности и цвета кожи.

3)        Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем
говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в1989 году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.

Конвенция о правах ребенка, принятая генеральной ассамблеей ООН, состоит из 54 статей, охватывающих как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия - 18 лет, если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права.

Конвенция, в отличие от всех предшествующих ей международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Конвенция стала наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благоприятные условия развития детей, которым предстоит в будущем строить гуманный мир. Конвенция ратифицирована СССР в 1990 г.

Основные права ребенка:

Право на имя при рождении.

Право на жизнь и развитие.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Право на неприкосновенность личности.

Право на частную собственность.

Социальные службы Арзгирского района

1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав –                                                                  тел. 2-17-06

2. Органы опеки и попечительства отдела образования – тел. 2-13-63

3. Управление труда и социальной защиты населения - тел. 2-34-41

4. Отделение по делам несовершеннолетних ОВД - тел. 2-15-03

5. Детский приют - тел. 2-37-84

Задания для литераторов.

В известной сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев», нарушено право ребенка на заботу и попечение родителей (ст.37)-мачеха, послала сироту в декабрьскую стужу в лес, за подснежниками приказала не возвращаться без них.

В сказке французского писателя Ш.Перо «Золушка», нарушено следующее право ребенка: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться» (ст. 31).

В сказке замечательного детского сказочника Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», нарушено право ребенка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать »(ст. 3). Также в его сказке «Гадкий утенок», нарушено право ребенка « Ребенок не обязан быть как все» (ст.21) В сказке С. Михалкова «Три поросенка», нарушается право малышей спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяевами (ст. 16).    

        В сказке А.С.Пушкина  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» говорится о коварстве красивой женщины при устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимости больших затрат на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средств реанимации.

        В сказке «Красная шапочка» личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно.

        В сказке «Волк и семеро козлят» лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

Случилось это в земле Бремен. Двухлетний Кевин был слишком маленьким и беззащитным созданием, чтобы противостоять силе и безрассудству взрослого мужчины - своего отца. Родители Кевина были алкоголиками и наркоманами. После того как мать внезапно скончалась, защитить малыша стало некому. Отец напивался и бил ребенка до полусмерти. Когда социальный работник, который от имени государства опекал мальчика, в очередной раз пришел навестить семью, отец указал на холодильник. Там среди бесчисленных бутылок пива он увидел маленькое тельце... После вскрытия эксперты установили следы от двадцати одного перелома, которые срослись самостоятельно, так как отец ни разу не обращался к врачу. Смерть Кевина всколыхнула общественность и стала поводом к пересмотру финансирования системы надзора за трудными семьями. На экстренном заседании парламентского совета Бремена было решено количество поднадзорных семей, которыми занимается один социальный работник, сократить с 250 до 90. Естественно, было заведено дело на отца ребенка. В прошлом году его приговорили к десяти годам лишения свободы. (ст.6 – право на жизнь, ст.37 – право на защиту от жестокого обращения).
4. Мини итог.

Отчет каждой группы.

5. Ситуации.

Рассмотрение ситуаций с точки зрения историков, юристов-правоведов и литераторов.

6. Вопросы журналистов.

  1. В каком международном документе записаны права детей? (Конвенция)  
  2. В каком году была принята конвенция о правах ребенка? (1989 год)
  3. Какие основные права вы запомнили?  
  4. Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка? (государство, родители)
  5. Куда вы можете обратиться, если нарушены ваши права?
  6. Чья работа из группы историков вам понравилась больше всего?
  7. Кто был самым активным в группе юристов – правоведов?
  8. Понравился ли вам форум? Почему?
  9. Какую полезную информацию вы для себя приобрели сегодня?
  10. Считаете ли целесообразным проведение очередного форума? Предложите где его можно провести и когда?

7. Итог.

В заключении я хочу преподнести вам сюрприз у вас на столах есть шкатулки возьмите их, а  знаете ли вы что в них находится самое ценное, что есть на нашей планете Земля. Давайте узнаем, что же это. Итак ребята, что же вы увидели в волшебной шкатулке?  (Себя)

- Да, вы увидели в волшебном зеркале себя, а кто вы? (Дети)

Дети – это самое ценное сокровище нашей планеты и я желаю вам беречь себя, вы наше будущее    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: