Разработка внеурочного мероприятия для обучающихся 5 классов «Каждый ребенок имеет право»
классный час (5 класс)
Данная разработка направлена на формирование правовой культуры обучающихся, ознакомления с Конвенцией о правах ребенка, формирования положительного отношения к правам других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhdyy_rebenok_imeet_pravo.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39 имени
Петра Николаевича Самусенко»
муниципального образования города Братска
Технологическая карта внеурочного мероприятия
для обучающихся 5 класс «Каждый ребенок имеет право»
Разработала:
Валетчик О.В., социальный педагог
2021г.
Технологическая карта внеклассного мероприятия согласно требованиям ФГОС
Тема: «Каждый ребенок имеет право!» (к Всемирному дню ребенка, 20 ноября)
Класс: 5 класс
Цель: Формирование правовой культуры учащихся, ознакомление с Конвенцией о правах ребенка, формирование положительного отношения к правам других
Задачи урока:
Образовательные:
- в простой и доступной форме познакомить учащихся с основными правами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
- раскрыть понятие право и обязанности;
- научить применять различные статьи Конвенции о правах ребенка в конкретной ситуации;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
Развивающие:
создать условия для развития:
- кругозора обучающихся;
- умения сотрудничества и работы в группах;
- коммуникативных умений;
- ассоциативного и аналитического мышление;
Воспитательные:
способствовать воспитанию:
- дружеских отношений в классе;
- осознанного законопослушного поведения личности;
- положительного отношения к учебной деятельности.
Основные понятия: право, ответственность, Конвенция о правах ребенка
Межпредметные связи: связь с предметом окружающий мир, история, русский язык, обществознание
Ресурсы:
Технические средства обучения: компьютер, проектор
Дидактические средства: таблицы, информационный материал, карточки с проблемными ситуациями, раздаточный материал «Правовой цветик»
Цифровые образовательные ресурсы: презентация, видеоролик «Права детей на примере героев мультфильмов»
Прогнозируемы результат: в ходе внеклассного занятия учащиеся знакомятся с основными правами и обязанностями детей, учатся применять полученные знания.
Технологическая карта урока
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивация и стимулирование деятельности учащихся | Здравствуйте, ребята! - Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас. - Вы готовы начать мероприятие? - Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый – самый важный? Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент, Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент, Про вождей и про царей знаем мы с пеленок, Но главней, нужней, важней для любой страны – ребенок! | Дети слушают стихотворение, пытаются догадаться о ком идет речь в стихотворении; настраиваются на занятие | Личностные: проявлять познавательные потребности и учебные мотивы; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Ребенок - это самое дорогое, что есть у ваших родителей, которые заботятся о вас. О вас заботится и государство. Во многих странах мира, в том числе и в России, отмечают праздники, посвященные детям. Кто знает, о каких праздниках я говорю? Когда отмечают эти праздники? -Мы с вами живем в России, которая является правовым государством. - Кто объяснит, что это значит? - Кроме этого в России все граждане обладают равными правами. Каждый ребенок с самого рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права. | Дети дают ответ: День защиты детей (1 июня) Всемирный день ребенка ( 20 ноября) Предполагаемые ответы детей: наше государство живет по законам, которые защищают права всех ее граждан, независимо от возраста, национальности, пола | Личностные: осознание смысла предстоящей работы и понимание личной ответственности за будущий результат; Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи; Познавательные: умение структурировать знания, умение создавать устные высказывания; |
3 | Выявление места и причины затруднений | - А кто знает, какие права есть у ребенка? Можете ли вы ответить на этот вопрос? - А какую книгу нам нужно найти, чтобы узнать о правах ребенка? - Мы с вами определили границу своего незнания. Я надеюсь, что к концу занятия вы сможете уверенно ответить на них. Вы можете сказать, о чем мы будем сегодня говорить? Вы готовы узнать о своих правах? | Дети пробуют ответить на поставленные вопросы, пытаются найти нужную книгу из многих, осознают, что испытывают затруднения Дети осознают цель учебной деятельности | Личностные: умение осознавать свои трудности; Регулятивные: осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, определение цели учебной деятельности; Познавательные: проводят аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом, определение круга своего незнания |
4 | Открытие новых знаний | - Скажите, а кто заботится о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? - В первую очередь о вас беспокоятся взрослые - ваши родители, а в школе – классный руководитель, социальный педагог, учителя и многие другие. Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. - Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребенка» Учитель дает определение понятию Конвенция, знакомит с историей появления документа, предлагает некоторые статьи для обсуждения Учитель предлагает несколько вариантов определений понятия «права» - За точным определением обратимся к словарю Ожегова | Дети высказывают свои предположения Дети слушают сообщение учителя, вступают с ним в диалог. Ученики слушают объяснение, участвуют в обсуждении статей Конвенции Ученики выбирают на их взгляд правильный вариант Ученики сравнивают свои ответы с определением из словаря на слайде | Познавательные: выбор нужной информации Регулятивные: понимание смысла инструкции учителя и принятие учебной задачи; Коммуникативные: умение договариваться друг с другом, слушать и понимать других; |
5 | Первичное закрепление | Учитель организует работу в группах. Составление таблицы Задание: Найдите связь вашей повседневной жизни с правами человека. Соедините стрелочками (приложение № 2). Проверяет выполненную работу. | Учащиеся рассматривают таблицы, анализируют, выполняют задание Аргументируют свои ответы | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно находят решение учебной задачи; Коммуникативные: умение участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной речи; Познавательные: проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом; понимание заданного вопроса, выстраивание в соответствии с ним ответа в устной форме |
6 | Физкультминутка | -Давайте отдохнем! Физминутка «Разрешается – запрещается» (приложение № 1) | Дети выполняют разминку | Личностные: формирование здорового образа жизни |
7 | Открытие новых знаний (продолжение) | Учитель предлагает несколько вариантов определений понятия «ответственность» -Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого ребенка есть и обязанности. Статья 29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. - Как вы понимаете, что такое обязанности? - Давайте обратимся к словарю -А какие обязанности есть у ребенка? | Ученики выбирают на их взгляд правильный вариант Ученики сравнивают свои ответы с определением из словаря на слайде Дают ответ на поставленный вопрос | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно находят решение учебной задачи; Коммуникативные: высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной речи, работать в группе Познавательные: умение осуществлять поиск нужной информации, выстраивание в соответствии с ним ответа в устной форме |
8 | Первичное закрепление | - Предлагаю вам поработать в группах и выполнить задание «Правовой цветник». Нужно распределить высказывания по двум направлениям: «права» и «обязанности» (приложение № 3) | Дети совещаются в группах и дают ответы Выполняют задание | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно находят решение учебной задачи; Коммуникативные: умение участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной речи; Познавательные: проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом; понимание заданного вопроса, выстраивание в соответствии с ним ответа в устной форме |
9 | Закрепление и применение знаний | -Предлагаю вам проанализировать данные ситуации. Какие права были нарушены, о каких обязанностях забыли дети. 1.- Артем, ты опять разрисовал парту в кабинете математике! - А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом- рисованием 2. – Дима, ты почему во время урока бегал по классу? - Ну и что? Я имею право на свободу перемещения 3. – Андрей, ты уже который понедельник не готов к чтению! -Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых. | Ученики слушают, анализируют поступки детей. Высказывают свое мнение Предполагаемые ответы детей. -Другие дети имеют право сидеть за чистыми партами. Артем должен уважать права других детей, испортил школьное имущество Одноклассники имеют право на образование. Он мешал им, тем самым нарушил их права Андрей должен быть его выучить, так как это его обязанность | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых прав; Коммуникативные: умение договариваться друг с другом; слушать и понимать других; Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; смысловому восприятию текста; |
10 | Итог занятия. Рефлексия. | -Кто считает, что он не зря провел время на внеклассном занятии? Объясните, почему? - Кто дома может поделиться новыми знаниями с братишками и сестренками? - Вы все сегодня хорошо поработали. Всем спасибо | Учащиеся проводят самооценку Предполагаемые ответы Мне запомнилось…. Мне понравилось…. Я научу…. | Личностные: представление успеха в деятельности; Коммуникативные: существование различных точек зрения; Регулятивные: адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем, одноклассниками |
Приложение № 1
Физкультминутка «Разрешается- запрещается»
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго……(запрещается)
С мамой дети жить должны,
Ей всегда цветы дарить
Это…(разрешается)
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это…(запрещается)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться
Это…(разрешается)
Этот трудится ребенок, мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…(запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить
Это…(разрешается)
Приложение № 2
Что я делал (а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) |
Ночью спал | Право на доступ к информации и СМИ |
Завтракал, обедал | Право на образование |
Смотрел телевизор | Право на отдых и здоровье |
Сходил в школу | Право на полноценное питание |
Встречался с друзьями | Право на свободу мирных собраний |
Что я делал (а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) |
Лечил зубы | Право на свободу убеждений и на их свободное выражение |
Посещал кружки и секции | Право на медицинское обслуживание. |
Играл в компьютер | Право на справедливое вознаграждение |
Хорошо ответил у доски и получил «отличную оценку» | Право на всестороннее развитие |
Отвечал на уроке. Защищал свое мнение | Право на отдых и досуг |
Приложение № 3
Дидактическая игра «Правовой цветник»
Перед детьми лежат разобранные цветы, на сердцевине одного написано «Права», другого – «Обязанности». Рядом лежат лепестки, на которых написаны либо права, либо обязанности. Задача детей правильно собрать цветы.
На лепестках цветка «Право» написаны следующие высказывания:
- Иметь фамилию, имя, отчество
- Иметь собственные игрушки
- Посещать кружки и секции
- Жить с родителями
- Иметь и высказывать свою точку зрения
- Отдыхать на перемене
На лепестках цветка «Обязанности»
- Делать уроки
- Соблюдать дисциплину
- Заботиться о животных
- Посещать школу
- Помогать родителям
- Беречь школьное имущество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "Каждый ребенок имеет право ..."
Разработка классного часа по теме: "Каждый ребенок имеет право ...". Классный час проходил в форме детского форума. Детям очень понравилась форма работы, да и я достойно выступила на конкурсе "Самый к...
"Каждый ребенок имеет право"
Классный час-презентация о правовом воспитании учащихся....
"Каждый ребенок имеет право..."
Презентация и сценарий классного часа для 8-9 класса для формирования правовой культуры учащихся. Основные документы, в которых прописаны основные права подростка, его права и обязанности....
Каждый ребенок имеет право
Разработка классного часа ко дню конституции РФ. "Без конституции, заключающей в себе основы европейского современного демократизма, Россия не сможет стать в ряд цивилизационных государств, являющихся...
Каждый ребенок имеет право
Классный час по теме: «Каждый ребенок имеет право»Класс 6Классный руководитель: Хафизова Ф.К.Цель: способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности.За...
каждый ребенок имеет право на образование
Инклюзивное образование ...
Технологическая карта внеурочного мероприятия для обучающихся 5 классов «Каждый ребенок имеет право»
Разработка урока по профилактике правонарушений и преступлений для обучающихся 5 классов....