Проектные методы обучения на уроках и внеурочной деятельности
статья на тему

Хибученко Анна Владимировна

текст выступления на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектные методы обучения

на уроках и внеурочной деятельности

выступление на педагогическом совете МОУ лицей № 14

10.01.2011

Хибученко Анна Владимировна,

учитель английского языка

МОУ лицей № 14

г.о. Жуковский


        Научно-техническая революция, повлекшая за собой мощный поток информации, предъявила свои требования к характеру владения иностранным языком и, тем самым, определила новые принципы методов обучения иностранным языкам.

С появлением новых общеобразовательных стандартов методика преподавания иностранных языков ставит в основу обучения формирование универсальных учебных действий и специфических способов для изучаемых предметов. В этой связи методисты и учителя иностранного языка уделяют пристальное внимание поиску эффективных способов и приемов обучения для достижения вышеперечисленных задач.

Такой  инновационной технологией является проектная деятельность. Познавательные универсальные действия являются одним из ведущих компонентов образовательного стандарта. Это объясняется тем, что одной из составляющих психического развития ребенка является его познание, подразумевающее сформированность научной картины мира, способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, овладение методологией, стратегиями и способами обучения, развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, памяти, внимания, рефлексии. В связи с этим, познавательные универсальные действия включают:

- действия по извлечению информации;

- способность ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания;  

- способность делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Проектная технология как является наиболее эффективной в организации образовательной деятельности по предмету «Иностранный язык». Выбор проектной технологии обусловлен, прежде всего, ее теоретическими позициями, такими, как: лично-деятельностный и личностно-ориентированный подход  к учащимся, комплексный подход в преподавании  иностранного языка, связь обучения с жизнью. Кроме того, еще одной составляющей учебного процесса мы выделили творческий компонент, и наша формула образовательной среды стала выглядеть таким образом:

Основа     +     творческое решение     =      новый уровень знаний

Технология проектного обучения предполагает самостоятельное решение познавательных и творческих задач через критическое переосмысление и приумножение знаний и умений; и позволяет реализовать условия формирования у учащихся познавательных универсальных действий: создание атмосферы сотворчества в общении, включение эмоциональной сферы ребенка, личная заинтересованность ученика, совместный поиск истины, самооценивание, самокоррекция, самодостаточность.

Чтобы сделать процесс получения знаний, т.е. выполнения проектов более плодотворным и значимым для учащихся необходимо создать условия для повышения заинтересованности и личной уверенности  у каждого учащегося через поощрение их стремлений браться за выполнение проектов разных уровней сложности, как самостоятельных, так и в составе творческих групп.

 

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

В современном понимании учебный проект - это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки:

  1. проблематизации,                          
  2. планирования,                                                                                                                            
  3. самоанализа и рефлексии,                                                                                                  
  4. презентации,                                                                                                          
  5. исследовательской работы.

Основными целями проектной методики являются:  

  • самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;  
  • реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику;  
  • продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной зрелости.

Виды проектов:

1) драматизации, инсценировки (сказки, телешоу, праздники, музыкальные представления и т.д.;

2) исследовательские (страноведение, обобщение научных знаний, исторические, экологические);

3) творческие (сочинения, перевод, сценарии, стенгазеты и т.д.);

4) мультимедийные презентации.

Основные формы проектного творчества – это, прежде всего, устные и письменные работы. Устная форма, позволяет формировать комплексный подход к изучению или повторению лексического и грамматического материала, дает возможность учащимся сознательно выбирать грамматические средства в зависимости от своей коммуникативной задачи. На уроках также часто используются такие виды устной работы как рассказ-экскурсия, рассказ-презентация, ситуативное повествование. На раннем этапе обучения также используются ролевые дискуссии, которые позволяют каждому участнику увеличить объем своей речевой практики, помогают спланировать свое высказывание, а в целом, развивают командный дух и чувство локтя.

Письменные проекты включают в себя различные виды творческих работ, это  стихотворные переводы, тематические открытки,  семантические карты,  мини-изложения или мини-сочинения. Они могут выполняться как в урочное время (в ограниченных рамках), так и в результате  выполнения домашнего задания. Разнообразные формулировки заданий способствуют развитию механизма критического мышления, развивают умения исследовать, строить гипотезы, обобщать и анализировать.

Суть проектного подхода в том, что обучаемый открывает новые для себя факты и осмысливает новые понятия, а не получает их готовыми от преподавателя (принцип конструктивизма). Следовательно, меняется роль преподавателя: он переходит из состояния инструктора в более компетентного коллегу, наставника.

Какими источниками информации обычно пользуются при подготовке проекта?
а) Книги;

б) Периодическая печать;

в) Интернет;

г) Учитель;

д) Другие

m44037c28

Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т. е., определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.

Применение новых форм обучения позволяет обеспечить высокое качество образования, если пользоваться ими грамотно. Таким образом, применяя принципы проектного подхода в процессе обучения происходит комплексное воздействие на обучаемого, т. к. здесь сочетаются такие составляющие как: концептуальная, иллюстративная, тренажерная, контролирующая части пр. Здесь же могут присутствовать игровые компоненты, облегчающие понимание и усвоение представленного материала.

При наличии специально оборудованных (компьютерных) классов проектный подход вполне органично вписывается в процесс преподавания, не затрагивая при этом содержание образования. Это позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого студента. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», подобная технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого студента, тем самым, предоставляя ему возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений. Здесь, как ни в одной другой дисциплине огромное значение приобретает самостоятельная работа студента, направляемая преподавателем и формирующая речевые навыки, требующие систематической, непрерывной повседневной работы.

Такая форма обучения имеет большие преимущества перед традиционными методами обучения, в том числе:

  • развивает креативную компетенцию как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне;
  • позволяет тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях;
  • помогает осознать языковые явления;
  • помогает сформировать лингвистические способности;
  • создает коммуникативные ситуации;
  • способствует автоматизированию языковых и речевых действий;
  • способствует реализации индивидуального подхода;
  • интенсифицирует самостоятельную работу студента;
  • позволяет колоссально экономить время;

Чтобы эффективно организовать процесс работы с использованием ИКТ, преподаватель должен заранее подготовить презентацию, дать список web-страниц и других источников, которые должны помочь в решении вопроса (задачи), а также подобрать вопросы или сформулировать проблему, причем необходимо ставить такие проблемы, которые обязательно должны быть решаемыми и комплексными. Чем точнее и конкретнее будут сформулированы задания, тем качественнее будет результат. Важно также обговорить итоговую презентацию, результат работы (оформление, вид, размещение на сайте и др.).

Успех в значительной степени зависит от того, насколько грамотно методически организовано занятие с использованием ИКТ, а текущий контроль можно осуществлять с помощью тестирующей системы.

В данном случае, Internet выступает не целью, а средством обучения.

Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности, как показано на схеме. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого познавательного процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Анализируя применение метода проектов в современной школе, я считаю, что это один из самых мощных стимулов мотивации изучения иностранных языков, самый творческий вид деятельности, так как в работу над проектом вовлечены все учащиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки. Они применяют на практике приобретённые знания и сформированные речевые навыки и умения, творчески переосмысливая и приумножая. Кроме того, проблемность и разнообразие форм и видов данной технологии предполагает наличие межпредметных связей, что позволяет дать ученику яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о многообразии материальной и художественной культуры. Основной акцент делается на развитие образного мышления, на понимание причинно-следственных связей и логики событий, на самореализацию и самовыражение не только учеников, но и учителя. Проектная методика требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства, эрудиции.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?

Необходимо говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения английскому языку. Целью обучения во всех типах школ является не система английского языка, а иноязычная речевая деятельность

Английский язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования английского языка в этой культуре, то есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции.

Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:

       1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.

       2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка  условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

        3. Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы  включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.  

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными  умениями.

К первым можно отнести умение работать с информацией, с  текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте),  анализировать информацию, делать обобщения, выводы. 

Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении английскому языку.

Суммируем основные требования к использованию метода проектов: 

 

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования  различных праздников в англо-говорящих странах  - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; просмотр видео на английском языке; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи);

  1. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; 

  1. Самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;

  1. Структурирование содержательной части проекта;

  1. Использование исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,  анализ  полученных  данных,  подведение итогов, корректировка,  выводы.

Выбор тематики  проектов  в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.

Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы. 

Подготовка и представление проектных работ сегодня являются неотъемлемой частью учебных программ. Например, в учебнике “English IX” О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для школ с углубленным изучение английского языка каждый из четырех уроков заканчивается предложением собрать материал и провести презентацию проектной работы по теме, изучаемой в данной четверти. Таким образом, ученики за год могут принять участие в выполнении проектов по темам «Событие большой исторической важности», «Человек, оставивший след в истории», «Молодежные организации», «Семейные традиции в истории и культурах разных народов».  Учебник  «English X» тех же авторов также дает учащимся возможность выполнить несколько проектных работ, например, по темам «Британские художники», «Греческая мифология». Примеры таких проектных работ приводятся далее.

Однако работа над проектами может начаться и на более ранних этапах обучения. Например, в 6-м классе при работе над темой «Животные в опасности» («English V», О.В.Афанасьева, И.В.Михеева) учащимся можно предложить подготовить небольшое сообщение о редких, вымирающих видах животных или растений. Учебник для 7-го класса («English VI») включает в себя тему «Экология» (тексты «Природа в опасности», «Эта хрупкая планета»). Соответственно, учащиеся могут самостоятельно поработать над сообщением о крупнейших экологических катастрофах. Тема о британской монархии также дает возможность расширить знания учеников: им можно поручить найти материал о жизни любого из британских монархов (дело учителя, конечно, дать им соответствующие рекомендации).  

Конечно, работа над проектами и даже небольшими сообщениями требует дополнительных усилий не только со стороны учащихся, но и прежде всего учителя. Выбор материала, рекомендации по выполнению работы, контроль на этапе подготовки сообщения – все это должен делать преподаватель. Завершающая часть работы над проектом – его представление или «защита». Самостоятельное представление подготовленных учениками работ – ответственный этап, на котором они ощущают значимость своего труда, интерес к нему со стороны одноклассников, желание продолжить такую работу

 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что применение разнообразных форм проектной деятельности помогает личностному развитию в рамках учебного процесса, т.е. формирует умение учиться. Использование проектных технологий на уроке способствует достижению нового уровня на основе освоения универсальных учебных знаний и специфических знаний по предмету. Выполнение творческих проектных работ стимулирует учебную мотивацию и воспитывает толерантное отношение к людям различных рас и национальностей. Работа над коллективными проектами способствует социальному развитию учащихся и в первую очередь  формирует умение сотрудничать. Таким образом, применение проектных технологий реализует основные принципы системно-деятельностного подхода и помогает постепенно вводить новые образовательные стандарты в процесс обучения иностранным языкам.      


Литература

  1. Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию / выпуск 2, Самара: Изд-во Профи, 2002. С. 92
  2. Виноградова О.С. Проблемные методы в обучении иностранным языкам. Режим доступа: http://distant.ioso.ru/library/publication/vinogradova1.htm
  3. Дистанционное обучение / под редакцией Полат Е.С.: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во Владос, 1998
  4. Иванченко Д.А. Перспективы применения блог-технологий в Интернет - обучении // Информатика и образование 2007. №2. С. 120-122.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е .Петров.-М.: Академия,2004-272с.
  6. Панова Л. Новые формы и методы обучения иностранным языкам. Режим доступа: http://www.tsi.lv/Research/Conference/FSc/Latviesu_valoda/Panova.pdf
  7. Полат Е.С. Метод проектов. Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php
  8.  Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С.Полат // Иностранные языки в школе.-2000-№2-с.3-10
  9.  Полат Е. Интернет на уроках английского языка. Просвещение, 2011.
  10.  Полат Е.С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы / Автореферат / докторская диссертация М. 1989.
  11.  Палагутина М. А. Инновационные технологии обучения иностранным языкам  / М. А. Палагутина, И. С. Серповская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I.  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 156-157.
  12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. №6. С. 3-10.
  13.  Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам/ учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Деятельность учителя по реализации научно-исследовательского и проектного методов обучения в рамках изучения физической культуры.

Данная презентация содержит материал по реализации проектного метода на уроках физической культуры....

Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...

Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории

Представлен опыт благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...

Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности,  в кружковой работе как способ интегра...

ПРОГРАММА совершенствования методов обучения и воспитания «Внеурочная деятельность обучающихся по иностранному языку для создания эффективной образовательной среды.

Смоленское областное государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» УЦПК г.Ельня...