Использование метода проектов на уроках английского языка как средство формирования положительной мотивации к иноязычной культуре.
методическая разработка по теме

Кашурникова Татьяна Анатольевна

Проектная методика на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов

 на уроках английского языка

как средство формирования положительной мотивации

 к иноязычной культуре.

                                                                                     Подготовила:

                                                                                                             Кашурникова Т.А.

   учитель английского языка

        

г. Нижневартовск

Описание методической разработки

      1.Название: Использование метода проектов на уроках английского языка

как средство формирования положительной мотивации к иноязычной культуре

      2.Краткая аннотация

 Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре, предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности. Использование на учебных занятиях элементов техник кооперации способствует формированию навыков коллективной работы столь необходимых при выполнении проектов учащимися: умение планировать, распределять работу, намечать план деятельности (алгоритм).

     3.Учебный предмет:  английский язык

     4.Уровень образования школьников:  6-9 класс

     5.Форма учебной работы:  проектная

     6.Полное описание разработки

                                                              Содержание

 1. Введение

 2. Требования по составлению проекта

 3. Система работы над формированием проектных умений

      учащихся

 4. Заключение

 5. Список использованной литературы

 6. Приложения

                   1. Введение: проектная методика на уроках иностранного языка

  Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать  и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике. 

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. 

   Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

     Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

    Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

     Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

     Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

     В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

      В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

      На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:

  • разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);
  • продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
  • обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации;
  • выбрать оптимальную форму презентации результатов;

составить и обсудить примерный план работы.

                                                     2.2. Выполнение проекта

  Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

  Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

  Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

   Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

                                                             2.3. Презентация.

   На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

   Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.

  Основным принципом обновления средней школы стала личностная ориентация образования. Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков, интересов. При таком типе обучения содержание, формы, методы и средства должны максимально учитывать индивидуальные особенности школьника и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом. Процесс обучения иностранному языку - деятельность в высшей степени индивидуально окрашенная, и в этом смысле личность учителя важнее всякого "метода". В любом случае думаю, что лучшей методикой можно считать ту, которая вызывает у учащихся любовь к изучаемому предмету. Изучение английского языка есть сотрудничество, в процессе которого учитель и учащиеся работают вместе. Здесь необходима атмосфера радостного соучастия, партнерства. Огромную   популярность   в   последнее   время   приобретает   метод проектов.   Каждый   же   учебный   предмет   имеет    свою    специфику   и соответственно   специфику   использования    тех    или    иных    методов,  технологий  обучения.

  Целью  обучения  иностранным   языкам   является   не система  языка,  а  иноязычная  речевая  деятельность,  причем   не   сама по   себе,   а   как   средство   межкультурного    взаимодействия.    Метод проектов  позволяет  творчески  применить  языковой   материал,   превратить уроки  иностранного  языка  в  дискуссию,  исследование.

Существуют основные требования к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).                  

5.использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» );
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация»
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания. Причин тому несколько:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Существуют общие подходы к структурированию проекта:

  1. начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.
  3. важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
  6. необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
  7. завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Существуют также параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

В каждом из тематических блоков УМК гибко используются индивидуальные и групповые проекты, которые воплощаются в постерах,  буклетах, различных докладах обучающихся и т.д. и представляются на учебных занятиях.

  Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствует развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, современного общества и жизни, способствуют более глубокому пониманию роли России во все более изменяющемся мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого . Все это, в конечном счете, призвано интегрировать совокупность самых современных подходов к обучению. Задача учителя – с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, потребностей, планов на будущее – создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность.

          На уроках английского языка с использованием проектного обучения  создаются такие условия, при которых учащиеся:

-- самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;

-- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-- приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;

-- развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.)

-- развивают аналитическое мышление.

 Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

 Планирование при разработке стратегии реализации проекта имеет двухэтапный характер.

 Первый этап – это общее рамочное планирование совместно с учителем и всеми участниками проекта. Оно касается таких вопросов, как выделение отдельных этапов работы и установление последовательности их выполнения, определение количества участников в микрогруппах и вида заданий для каждой микрогруппы, а также сроков выполнения и форм предъявления промежуточных и конечных результатов работы.

 Второй этап – это самоорганизация работы в микрогруппе, то есть планирование работы без участия учителя, например, распределение обязанностей между членами одной микрогруппы, установление сроков выполнения того или иного вида заданий, форм и порядка отчетности. Для успешного выполнения проекта большое значение имеет уровень проявления личной ответственности отдельными его участниками. Практика применения проектов на уроках английского языка показывает, что чем выше уровень личной ответственности участников, тем выше качество конечного итогового продукта. При самоорганизации работы в микрогруппе наиболее ответственные задания поручаются тем ученикам, которые имеют наиболее развитое чувство ответственности.

 Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления.

За счет информативной насыщенности каждого урока с использованием метода проектов удается интеллектуально нагрузить учащихся, развить у них интерес  к получению знаний об иноязычной культуре. Учебники автора В.П.Кузовлева создают условия для активного "добывания" информации. Развивающий аспект обучения достигается на  подобных уроках за счет использования проектной  технологии, которая направлена на развитие личностной активности обучающихся.

Так как методическим содержанием современного урока иностранного языка является коммуникативность, то обучение иностранному языку мною организуется так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации, т.е. общению.

 Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед классом, задавать интересующие вопросы. Практика использования метода проектов показывает,  что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни”. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.
    Проектное обучение активно влияет на формирование мотивации достижения успеха. Под
мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная «...на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной». Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общий мотивационный срок обучения на достаточно высоком уровне.

    Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Настоящий урок позволяет превратить занятие в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны изучаемого языка.

    Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных
задач:
    1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.
    2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.
    3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.
    4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
    5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности..

В основе проекта лежит проблема. Для ее решения обучающимся требуется не только знание языка, но и владение достаточным объемом разнообразных предметных знаний. Также они должны владеть определенными интеллектуальными (работа с информацией, ее анализ, обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения проблемы, прогноз последствия предложенного решения), коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль) умениями.

Технология выполнения проекта дается на русском языке, реальная же работа обучающихся осуществляется на английском языке. Сначала определяют, какой проект будет выполняться: индивидуальный, парный или групповой. Если проект парный или групповой, то происходит формирование микрогрупп по интересам, распределение ролей заданий в соответствии с уровнем знаний, желаемой практической деятельностью в рамках проекта. Существуют различные типы проектов: исследовательский, информационный, объектно-ориентировочный и др. Роль преподавателя состоит в формулировке учебных задач; он указывает, где можно найти материал.

В творческий союз при выполнении проектов ученики  вовлекаются постепенно. Для этого им необходимо ознакомиться с дополнительной литературой по заданной теме, разработать план ответа. Основным принципом обучения иностранному языку по проектной методике является личностная ориентация учебного процесса на интересы и цели обучающихся. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь им усвоить информацию, выразить свое отношение к миру, событиям.

Наиболее слабые ученики проявили самое активное участие в выполнении технической части проекта – фотографировании, подборе фотоматериалов, наборе материала на компьютере.

Ученики со среднем уровнем составляли и представляли наиболее легкие участки проекта. Например, представление учителя, описание классной комнаты, описание расписания, т.к. в учебнике есть много материала, который может быть использован в качестве опоры.

Сильные учащиеся выполняли исследовательскую часть проекта, включающую в себя проведение опроса, обработку полученных результатов, оформление выводов, построение диаграмм, схем, графиков.

   Защита проекта осуществляется на одном из последних занятий по теме. Презентации проекта осуществляется, как правило, в устной форме, при этом учитываются: содержательная сторона выступления, умение реагировать на вопросы оппонентов защиты, оформление работы. При рассмотрении оформления принимается во внимание: 1) грамотность, 2) логичность изложения материала, 3) аккуратность, 4) наличие наглядной, иллюстративной части. Форму презентации студенты выбирают сами. Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и индивидуального вклада. Исходя из логики создания ситуации успеха, нельзя оценивать только языковой материал и ошибки. Безусловно, в работе над проектом возникают свои сложности, такие как шум, большие временные затраты, использование родного языка и разный уровень языковой компетенции, но все они снимаются достигаемой результативностью деятельности и положительными изменениями во всех аспектах развития личности.

Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:

1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.

2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.

3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.

4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.

    Необходимо стремиться к тому, чтобы проект:
       · действительно вносил вклад в цели обучения;
       · имел реальный смысл;
       · был разумным в части стоимости, доступности материальных средств, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.
.     Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, темы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать.
    Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся, дать рекомендации по подбору материала. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. Внешняя оценка проекта как промежуточная, так и итоговая необходима. Она может принимать различные формы.
 

Как уже было отмечено, метод проектов позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Сущность его можно обозначить словами Клодин Орио: «Все способны», а использование проектной методики в значительной степени способствует созданию мотивации к изучению иностранного языка в школе.

Детский возраст «...является периодом развития, сенситивным для формирования и укрепления мотивации достижения успехов». Происходит конкретизация представления о способностях, осознаваемых «...как понятие и причина собственных успехов и неудач». Ребенок выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху в наиболее привлекательной для него деятельности. Под влиянием различных психологических факторов мотив достижения успехов может трансформироваться в мотив избегания неудач. Одним из таких факторов является проектная деятельность.

На этапе презентации происходит формирование и развитие навыков публичных выступлений и защиты своей позиции в ситуации успеха. Здесь также важен момент рефлексии.

Проекты представляются в разных формах, целесообразно ограничение времени на презентацию, а также необходима визуализация результатов.

                      3. Заключение: метод проектов – актуальность и результативность.

       Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Вывод:

  Опираясь на практические результаты использования метода проектов в обучении, можно отметить следующее.

- Метод проектов является дидактическим средством для повышения мотивациии развития личности учащегося, универсальным средством для применения в учебном процессе; хорошей формой консолидации лексического материала и развития коммуникативных умений (при этом за отправную точку дискуссии принимался текст).

- Посредством проекта осуществляется разноуровневое обучение. Чем ниже коммуникативная компетенция учащегося, тем больше вероятность выбора им фантастической тематики, и наоборот, чем она выше, тем вероятнее выбор реальной фактологической, эмпирической тематики.

- Начальная (1) ступень обучения характеризуется, в основном, выполнением краткосрочных практико-ориентированных монопроектов, что объясняется конкретностью мышления детей этого возраста. Также появляется интерес к выполнению простейших литературно-творческих проектов на обиходные темы.

- На второй ступени обучения процент выполнения практико-ориентированных монопроектов по-прежнему высок, но их структура усложняется. В связи с повышением уровня креативности возрастает интерес к литературно-творческим монопроектам. Появляется новый, более сложный тип проекта — информационный, что позволяет сделать вывод о повышении уровня языковой компетенции учащихся. Кроме того, изменяется стратегия презентации, увеличивается степень свободы выбора.

- На третьей ступени обучения процент практико-ориентированных проектов сокращается и используется как модуль более сложных типов проектов. Дальнейшее плодотворное развитие получают литературно-творческие монопроекты. Продолжается работа над информационным типом проекта. Повышается уровень языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор. Информационный проект приобретает межпредметный характер.

Впервые появляется информационно-исследовательский тип проекта, так как усложняется технология работы с информацией и повышается интерес к проведению практических исследований. Продукт исследования по-прежнему является личностно-ориентированным.

- На четвертой ступени обучения практико-ориентированные проекты становятся менее актуальными в силу возрастных особенностей и усложнения структуры интересов учащихся: усиливается их интеpec к познанию и анализу. Литературно-творческий проект сохраняется, но процент выбора учащимися данного типа проекта незначителен. Он используется, как правило, в качестве модуля деятельности в информационно-исследовательском проекте. Информационнно-исследовательский проект становится межпредметным. Учащиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике построения, аргументированности выводов и иллюстрации фактическим материалом. На этапе планирования особенно популярным становится применение «мозговой атаки», проявляется отчетливый интерес к коллективной дискуссии.    Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
  • имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
  • понимают необходимость междисциплинарных связей.

    Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
  • простор для творческой и созидательной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 2001. №4.

   2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. // Иностранные языки в школе. 2002. №2.

    3. Галиулина Т.Н. “Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

    4.  Гусельникова Е.В. “Как работает школьный Интернет-класс”, Москва, РАО, 2000

    5.Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”.

   ИЯШ, 2003, № 5.

    6. Кочетурова Н.А. “Метод проектов в обучении иностранному языку”. Материалы                 Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

     7. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.

     8. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе.1999. №4.

    9. Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5.

     10. Полат Е.С. Проектная методика обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 2000. №№1-6 .

   11. А.В. Петрушина, И.М. Тюрина Метод проектов в начальной школе. Уроки английского языка для детей 7-11 лет// Образование в современной школе №10 2004г

    12. Подопригорова Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”.

ИЯШ, 2003, № 5.

    13.Сборник “На урок в Интернет”, материалы Всероссийского конкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2009.

     14. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов // ИЯШ 2010, № 5. - С. 63-68.

     15. Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. “Использование новых информационных технологий обучения в школе”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

класс

Вид проектной деятельности

Развитие специальных навыков

6

Практико-ориентированные проекты

развивается ассоциативное мышление, происходит актуализация знаний по темам, формирование лексико-грамматических навыков устной речи и т.д.

7

Информационные проекты, творческие проекты

актуализация знаний по темам, формирование лексико-грамматических навыков устной речи, развитие способности к поиску необходимой информации

8

литературно-творческие проекты, информационные проекты, исследовательские проекты.

поиск, анализ и обобщение информации, повышается уровень их языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения; усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор

9

литературно-творческие, информационно-исследовательские проекты, ролевые проекты

способность к анализу и теоретическим обобщениям

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

1.наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» );
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация»
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД

        Как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни?         Новый стандарт нацелен ...

Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций

Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход, метапредметные цели. Метапредметный урок- это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в ...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД.

Статья  о том ,как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...

Использование ИКТ на уроках географии как средство формирования информационной компетентности учащихся

В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и пр...