Интерактивные методы работы с детьми на уроках иностранного языка
статья по теме

В программе базового курса обучения немецкому языку 5 – 9 классов в качестве главной  цели обучения обозначается достижение школьниками достаточного уровня коммуникативной компетенции, то есть готовности и способности осуществлять иноязычное общение.
Наиболее эффективными для обучения общению являются  интерактивные, так как здесь речь идёт о двухстороннем процессе познания. Использование на уроке интерактивных методов позволяет  обеспечить лучшие условия для развития умения говорить, повысить у учащихся мотивацию к учению, качество знаний и укрепить межличностные отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 «Интерактивные методы как способ

обучения общению на уроках иностранного языка»

Камалова Х. А.

учитель немецкого языка МКОУ «Кизлярская гимназия № 1 имени

М. В. Ломоносова»

        В программе базового курса обучения немецкому языку 5 – 9 классов дана трактовка цели обучения, отвечающая современным потребностям личности и соответствующим требованиям государственного стандарта. Это – достижение школьниками достаточного уровня коммуникативной компетенции, то есть готовности и способности осуществлять иноязычное общение.

        Проанализировав существующие группы методов (интерактивные; интраактивные; экстраактивные), мы пришли к выводу, что наиболее эффективными для обучения общению будут именно интерактивные, так как только здесь речь идёт о двухстороннем  процессе познания.

        Итак, мы можем предположить, что, используя на уроке интерактивные методы, нам удастся обеспечить лучшие условия для развития умения говорить, повысить у учащихся мотивацию к учению, качество знаний и укрепить межличностные отношения.

        Е.В. Коротаева отмечает,  что интерактивное обучение – это обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добивается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.

        Исходя из вышесказанного, можно установить, что интерактивное обучение – это обучение, погружённое в общение. Для нас этот факт является немаловажным, так как общение со взрослым – один из главных факторов психического развития ребёнка. Б.Д. Парыгин отмечает, что общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, сопереживания и взаимного понимания.

        Одним из ярких примеров работы в интереактивном режиме, несомненно, является групповая форма работы, которая позволяет решить на уроке следующие задачи.

1.  учебно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией (предельно конкретная);

2.  коммуникационно-развивающую, связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания;

3.  социально-ориентированную, воспитывающую гражданские качества необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.

        Итак, давайте рассмотрим технологию работы с речевыми группами, где эффективность всего урока будет зависеть от следующих действий учителя:

1. Организация речевых групп

Чтобы более рационально подобрать состав групп, учителю необходимо выявить учебные и внеучебные интересы учащихся, общность контекста деятельности, число выборов. Эти данные мы смогли получить путём проведения анкетирования,   Не менее удачными оказываются группы, где члены дополняют друг друга: один обладает личным опытом по данной проблеме, но не работоспособен; другой – работоспособен, но не эмоционален; третий – эмоционален, но мало знает

2. Распределение заданий

Учитель объявляет о цели создания групп и распределяет задания.

3.Инструктаж учеников

Инструкция может быть устной или письменной (карточка) и дана группе или её консультанту (лидеру), который будет вести обсуждение в группе.

4. Контроль за работой

На этом этапе учащиеся приступают к работе, а учитель следит за ходом выполнения заданий. Учитель помогает тем учащимся, кто нуждается в помощи. Он отвечает на вопросы, регулирует споры, выступая в роли арбитра.

5. Оценка результатов работы.

Когда задания выполнены, каждая группа выставляет своего  “представителя” и он знакомит класс с результатами работы своей группы. Группа может ему помогать. Процесс подведения итогов показывает, насколько группе удалось выполнить поставленную задачу.

6. Завершение работы или этап рефлексии

        Организуется общая краткая дискуссия или подведение итогов. Здесь мы отвечаем на такие вопросы как: легко ли работать в группе? Что нового приобретаешь в совместной работе? Как можно улучшить работу группы? и другие. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в неё на первых порах включались все учащиеся.

        Анализируя всё вышесказанное, нужно сказать, что групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка даёт очень многое: развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить, способствует росту мотивации к учению, делает более плодотворной деятельность учителя, меняя его роль и, конечно же, разнообразит урок.                                                                                                                                                    

        Применяя интерактивное обучение на уроках немецкого языка в 7-х, 9-х классах, мы смогли диагностировать, что оно не только помогает развивать общие учебные умения такие как: поиск необходимой информации, анализ услышанного или прочитанного, составление плана ответа и другие. А также позволяет активизировать и концентрировать внимание и память, а кроме этого повышает качество знаний.

        Использовать интерактивные приёмы можно на любом этапе обучения, важно только сделать правильный выбор. Так, например, на ранней ступени обучения (5 класс) очень хорошо использовать игры, т.к. именно в игровую деятельность дети этого возраста вовлекаются легко и непринуждённо. Наш опыт показывает, что при умелом и уместном употреблении игр появляются широкие возможности для формирования положительной мотивации к учению, роста познавательной активности, сплочению группы или класса.

        Виды игр:

а) игры для закрепления знаний: составление диктанта из слов, логические цепочки, игры с алфавитом;

б) языковые игры: «лови ошибку», «да – нетка» и др.

        Кроме этого использование интерактивных методов на уроках позволяет достаточно успешно внедрять и здоровьесберегающие технологии. Это и весёлые физ-минутки, позволяющие и выучить рифмовку на ИЯ, и проделать физические упражнения; это и различные вариации игр с мячом (на знание слов, алфавита и т.д.); блиц-интервью – задачей которого является опросить как можно больше одноклассников за определённый промежуток времени, при этом двигаться по классу просто необходимо и различные другие варианты.

        Итак, приёмы интерактивного обучения оказывают позитивное влияние на общее развитие ребёнка. А также, на наш взгляд, они достаточно универсальны и могут быть использованы для изучения любого предмета, когда преподаватель заинтересован в повышении познавательной активности учащихся и становлении школьника как субъекта учебной деятельности с собственным мнением и развитыми творческими способностями.

        Список литературы:

1. В.А. Моляко, «Психологические проблемы творческой одаренности» //Киев. Знамя. 1995.

2. Л.В. Занков, « Наглядность и активизация учащихся в обучении» – М.: Знание, 1960г. 162с.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003г.

4. Закон РК "Об образовании" от 27 июля 2007 года № 319-III

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр "Академия", 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной обра...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Выбирая методы педагогической деятельности, учитель обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, преподаватель сам решает, какие методы взять...

Использование информационных технологий и интерактивных методов для формирования УУД на уроках иностранного языка.

Федеральный государственный образовательный  стандарт образования определяет универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и а...

Интерактивные методы обучения. Ролевые игры на уроках иностранного языка

В интерактивном обучении  учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через  сотрудниче...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящий сборник составлен по материалам регионального семинара «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности», состоявшегося в апре...

Приемы работы одаренными детьми на уроках иностранного языка

Задачей развития и поддержки детей с признаками одаренности заключаются  в том, чтобы обеспечить усвоение образовательных программ по разным предметам, а так же  в том, чтобы продвинуть дете...