Технология проблемного обучения как способ формирования универсальных учебных действий
статья на тему

Золотарь Татьяна Леонидовна

Над этой темой я работала на курсах повышени квалификации. Затем я поделилась своиминароаботками с коллегами на заседании кафедры иностранных языков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_problemnogo_obucheniya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №3 к выписке из протокола

Заседания кафедры от 28 августа 2014г.

Технология проблемного обучения как способ формирования универсальных учебных действий (28 августа 2014г.)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. Причина возникновения теории проблемного обучения - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции.

         Подробнее хотелось бы остановиться на  понятии «технология проблемного обучения»

 Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

           Чем же отличается проблемное обучение от “непроблемного”, традиционного?

            При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами,добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.

   Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.

  При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и

найденных решений, догадок, озарений).

Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана.

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различают два вида диалога:

  • Побуждающий
  • Подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ  состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ  представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. ПРИ ЭТОМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО.

А теперь хотелось бы представить вашему вниманию структуру уроков английского языка с применением технологии    проблемного обучения  

     Тип урока:  формирования первоначальных предметных умений в 5 классе.

Цель: формирование навыка продуктивного чтения/слушания

Обязательный минимум содержания: научиться находить в тексте /аудиотексте запрашиваемую (необходимую) информацию.

УУД: Познавательные, Регулятивные

Этапы урока

Учитель

Ученик

Постановка учебной проблемы

Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование проблемы).

1) обращает внимание на иллюстрации к уроку, заголовок к тексту.

2) задаёт вопросы, выясняет, что учащиеся уже знают по этой теме

Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие.

1) прогнозируют содержание текста по картинкам, заголовку.

2) отвечают, опираясь на свой опыт, умения/знания.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Какой  же возникает вопрос?

Что предстоит выяснить?

1) просит учащихся прочитать быстро «просмотреть» текст /  прослушать с целью подтверждения или опровержения своего предположения.

2) формулирует следующую проблему: найти в тексте необходимую информацию.

Формулируют учебную проблему:

1) учащиеся быстро читают «просматривают»/ прослушивают текст.

Поиск решения (открытие нового знания)

Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы: как это сделать

-Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением).

Предлагают свои версии (фронтально или в группах).

По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).

Отвечают на вопросы, формулируют правило поискового чтения / слушания, сверяют с учебником.

Развитие умений - применение нового знания

1. Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения)

2. Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение.

Читают про себя/слушают, объясняют и выполняют).

Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

Итог этапа урока

-Какая была проблема?

-Как мы её решили?

Обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка.

     Тип урока:  первичное представление нового материала в 5 классе

     Тема: Моя школа

Цель: формирования орфографических и лексических навыков   

Обязательный минимум содержания: окончание – s (-es)  существительных во мн.ч.: правила правописания и произношения.

         УУД: познавательные, регулятивные

Этапы урока

Учитель

Ученик

Постановка учебной проблемы

Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование проблемы).

на доске/ в учебнике выписана группа слов с окончанием  

– s (-es).

Задаёт вопросы:

1) что объединяет все эти слова?

2) как вы думаете, если окончание одинаковое во всех словах, то произноситься оно тоже будет одинаково?

Учитель включает аудиозапись

Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие.

Формулирование проблемы

Какой  же возникает вопрос?

Что предстоит выяснить?

Формулируют учебную проблему: почему окончание произносится по-разному, хотя пишется одинаково ?

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы:

-Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением).

Предлагают свои версии (фронтально или в группах).

По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).

Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником.

Развитие умений - применение нового знания

1. Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения): выписать слова в три столбика в соответствии с правилом произношения.

2. Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение.

Читают про себя, объясняют и выполняют с проговариванием).

Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

Итог этапа урока

-Какая была проблема?

-Какой ответ мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась?

Обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка.

В заключении, хотелось бы сказать, что проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томас Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, ибо по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь».

               Зам. директора по УВР МБУ гимназии №39                                           «Классическая»_____________________Н.И.Леванова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Методический семинар " Учебная ситуация как способ формирования универсальных учебных действий"

Одной из приоритетных задач современного образования является реализация ФГОС ООО, в основе которого лежит деятельностный подход. Задача педагога заключается в создании условий, активизирующих детское...