"Организация урока (учебного занятия) в системно- деятельностном подходе."
статья по теме

Тишкова Юлия Муллахметовна

Современная школа в рамках ФГОС - не только источник информации, теперь школа учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Исходя из требований времени, поменялся подход к современному уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.81 КБ
Файл doklad.pptx68.08 КБ

Предварительный просмотр:

Организация урока (учебного занятия) в системно- деятельностном подходе.

Учитель английского языка

Тишкова Юлия Муллахметовна.

Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения выдвигает новые требования к организации образовательного процесса в части содержания, планируемых результатов и условий организации.

Если в традиционном обучении основной задачей школы было- дать хорошие прочные знания, то главной задачей школьного образования в соответствии с ФГОС становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.

Основной формой обучения - по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач.

 Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа: (слайд № 2-3)

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя, учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

В уроке традиционного типа У. сообщает учащимся тему, формулирует и сообщает цели и задача, в У. современного типа учащиеся сами формулируют тему, цели и задачи, определяют границы знания и незнания.

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем, и наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

И на сегодняшний день  школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Если сравнить традиционный урок, то к примеру, если взять чтение, то обучающийся должен:

 - уметь читать сравнительно адаптированные тексты, построенные на изученном ранее языковом материале и содержащие новый словарный материал.

По новым же ФГОС обучающийся должен:

-   свободно ориентироваться в специфике прочитанного текста и использовать полученную информацию в практической речевой деятельности.

Урок, является основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся.

Для моделирования урока в рамках ФГОС важно понять, какой должна быть структура любого типа урока.  (слайд № 4 )

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:  (слайд № 5- 8 )

  • Уроки "открытия нового знания"
  • Уроки рефлексии ( урок закрепления и совершенствования знаний) Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях. Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. 
  • Уроки методологической направленности ( систематизации знаний) призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпред-метными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Уроки развивающего контроля- Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии.

 Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы современного урока?

  • Планирование воспитательной функции урока.
  • Комплексное планирование задач урока
  • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
  • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
  • Практическая направленность учебного процесса.
  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
  • Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.
  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
  • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, ТСО)
  • Дифференциация домашних заданий.
  • Знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
  • Общение -  сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
  • Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация урока (учебного занятия) в системно- деятельностном п одходе .

Слайд 2

Требования к современному уроку в сравнении с уроком традиционного типа. Требования к уроку Урок традиционного типа Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя, учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Слайд 3

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 4

Структура урока по ФГОС: 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты). 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3 . Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4 . Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6 . Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8 . Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Слайд 5

+/* ЭТАПЫ урока * 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности + 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии + 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности * 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) + 5. Реализация построенного проекта + 6. Первичное закрепление * 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) * 8. Включение в систему знаний и повторение + 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) * 10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению * 11. Проверка выполнения домашнего задания Обобщенная структура урока открытия новых знаний

Слайд 6

+/* Этап * 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности + 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности + 3. Локализация затруднений + 4. Построение проекта выхода из затруднений * 5. Обобщение затруднений во внешней речи + 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону + 7. Включение в систему знаний и повторение + 8. Рефлексия учебной деятельности Структура урока рефлексии

Слайд 7

+/* Этап + 1. Мотивации, (самоопределения) к коррекционной деятельности + 2. Актуализации и пробного учебного действия + 3. Локализация индивидуальных затруднений + 4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений + 5. Реализация построенного проекта * 5. Обобщение затруднений во внешней речи + 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону * 7. Включение в систему знаний и повторение + 8. Рефлексия учебной деятельности Структура урока обучающего контроля

Слайд 8

+/* ЭТАПЫ урока * 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности + 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии + 3. Первичное закрепление + 4. Включение в систему знаний + 5. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Слайд 9

Анализ позиции ученика на разных этапах современного урока Этапы урока Позиция ученика 1. Организационный момент 1.Самоопределение деятельности 2.Повторение ранее изученного материала. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Первичное закрепление во внешней речи. 3. Построение проекта выхода из затруднения А) Реализация построенного проекта. Б) Первичное закрепление во внешней речи. 4. Самостоятельная работа по образцу. 4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5. Включение в систему знаний и повторение 5. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в итоговом учебном действии 6. Итог урока. 6. Рефлексия учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Организации современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Современный учитель должен шагать в ногу со временем! Особенности современного урока в рамках реализации ФГОС....

Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода

организация системно-деятельностного подхода на уроке истории в 5 классе...

Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода статья

организация урока в рамках системно-деятельностного подхода...

Организации учебной деятельности кольников на уроках в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Статья Комозиной НВ, Кулишовой ИН "Организации учебной деятельности кольников на уроках в рамках реализации системно-деятельностного подхода" написана для методического журнала "Учитель...

Организация учебной деятельности школьников на уроках в рамках реализации системно-деятельностного подхода

В методическом материале представлены наиболее эффективные приемы, формы и методы системно-деятельностного подхода...