Метод проектов органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.
статья на тему

Винтоняк Елена Викторовна

Метод проектов органично сочетается с групповым (cooperative learning)     подходом к обучению.

         Групповая деятельность организуется на разных этапах подготовки и проведения проекта. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика. Учитель организует самостоятельную, творческую, коммуникативную деятельность учащихся.Появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch._v_sotr.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Преимущества использования технологии обучения в сотрудничестве на различных этапах подготовки и проведения проектов.

Метод проектов органично сочетается с групповым (cooperative learning)     подходом к обучению.

        Групповая деятельность организуется на разных этапах подготовки и проведения проекта. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика. Учитель организует самостоятельную, творческую, коммуникативную деятельность учащихся.Появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.

        Можно выделить следующие преимущества использования технологии обучения в сотрудничестве на различных этапах подготовки и проведения проектов:

  • развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предметного опыта и знаний;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и  понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
  • обсуждение одной информации с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала;

Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти среднего и старшего школьника может быть оценены такими критериями:

  • 10% - читает глазами
  • 26% - слышит
  • 30% - видит
  • 50% - видит и слышит
  • 70%  - обсуждает
  • 80% - опирается на опыт
  • 90% - говорит и делает совместно
  • 95% - обучает других

        Групповые проекты представляют особый интерес, т.к. требуют реализации разнообразных вариантов групповой деятельности и четкого соблюдения основных принципов обучения в сотрудничестве. Перечислим их:

  • группы учащихся формируются учителем до урока, с учетом психологической совместимости детей. Сбор сведений о желаемых речевых партнерах и о личностных свойствах учащихся осуществляется с помощью анкеты. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа работает слаженно и дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не клеится, состав группы можно менять;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими участниками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
  • оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно что оценивается не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя  «планка»). При этом в ряде случаев можно представить ребятам самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;
  • любой ученик группы должен быть готов отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик. Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, значит цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.

Так как метод проектов предполагает использование на уроках групповой деятельности, желательно заранее провести анкетирование учащихся с целью выявления сведений о личностных свойствах учащихся, их желательных и нежелательных речевых партнерах. Приведем пример такой анкеты.

Назови товарищей из группы, с которыми

  1. у тебя есть общие дела (Например, Сергей Иванов – ходили вместе в спортивную секцию);
  2. ты чаще всего обсуждаешь интересующие тебя события, дела;
  3. ты разговариваешь редко;
  4. ты хотел бы сидеть на уроке иностранного языка;
  5. ты бы отправился в дальний поход;

6.      к мнению каких учеников из группы ты прислушиваешься, чье мнение тебе важно?

Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только  академических успехов учеников, их интеллектуального и нравственного развития. Помочь  другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудач так же естественно, как смеяться и радоваться жизни. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот что составляет суть данного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов при организации различных видов деятельности учащихся в процессе обучения

Это иновационный педагогический проект может пригодиться вам для выступления на семинарах, педагогических советах и т.д....

Педагогический проект"Решение прикладных задач в свете деятельностного подхода к обучению математики и биологии в колледже»

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед  колледжем   остро ...

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается метод проектной методики как одной из современных технологий обучения музыке в общеобразовательном учреждении....

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....

КЕЙС-МЕТОД НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Современный ученик активно участвует в процессе образования новой парадигмы, который предполагает обучение в течение всей жизни, сменяя обучение на всю жизнь. Данному постулату вторят требования норма...