Учебно-методическая разработка:"Разноуровневый подход к обучению английскому языку".
статья на тему

Помещаемый материал содержит в себе учебно-методическую разработку по теме:" Разноуровневый подход к обучению английскому языку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_n.v.ivanovoy.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Сазоновская средняя общеобразовательная школа

Чагодощенского района
Вологодской области

Иванова Надежда Васильевна

 – учитель английского языка

Разноуровневый подход

к обучению

английского языка.

пос. Сазоново

2011 год


План работы

                                                                                                        Стр.

Введение.                                                                                                - 3

1. Психолого-педагогическое обоснование темы.                                        - 4

2. Психологическое и педагогическое обоснование применения                 

технологий разноуровневого обучения на уроках английского языка.                 - 11

3. Роль технологии разноуровневого обучения английского языка

на начальном и завершающем этапах.                                                        - 17

  1. Авторский опыт реализации разноуровневого подхода

к обучению английского языка.                                                                - 22

5.Отслеживание технологичности обучения и анализ его результатов.                - 30

6. Выводы                                                                                                - 34

Библиография                                                                                        - 35


Введение.

В нашей стране в последнее десятилетие произошли общественно-политические, экономические, социальные преобразования. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашёнными принципами гуманизации и демократизации общества признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том числе её коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.

Изменение характера школьного обучения означает изменение основного подхода к этому процессу в целом и к преподаванию каждого учебного предмета в частности. Учебный процесс рассматривается как организация и управление учебной деятельности ученика в педагогическом общении с учителем. Это соответствует главной цели школы – способность умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечить разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка.


1. Психолого-педагогическое обоснование темы.

  1. Актуальность проблемы разноуровнего подхода к обучению английского языка.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Традиционное обучение в данный момент ограничено областью знаний, умений и навыков.

Это важно, но этого недостаточно. Встала проблема такого построения дидактики, которые могли бы обеспечить максимальный результат в развитии школьников.

Значение общего развития школьников для их деятельности по окончании школы вряд ли можно переоценить. Общее развитие – это развитие ума, воли и чувств, которые помогают сориентироваться в незнакомой ситуации, успешно овладеть незнакомыми данными.

Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться избегать и преодолевать конфликты.

Всё это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Выполнение этой задачи требует социального построения учебного процесса. Разумеется, на развитие учащихся оказывают влияние не только школа, но и семья, детские и юношеские организации, окружающая социальная среда. Однако поскольку учебно-воспитательная работа школы представляет собой целенаправленную систему, именно школе принадлежит ведущая роль в развитии учащихся.

Л.С. Выготский отмечает, что развитие психики ребёнка органически связано с обучением. Понятие «развивающее обучение» включает соотношение обучения и развития. Это такое обучение, которое строится в соответствии с зоной ближайшего развития ученика. Для этого необходимо, чтобы в самой организации обучения были объективные возможности реализации развития. К этим возможностям, прежде всего, относятся:

  • Работа каждого ученика в классе в своём темпе. Продвижение вперёд каждого ученика не зависит от темпа работы класса.
  • Учебный процесс может строиться в соответствии с зоной ближайшего развития, если каждый ученик своевременно проверяется и тут же безотлагательно ему оказывается помощь, даётся подсказка, чтобы он не оказался один на один со своими проблемами.
  • Очень важно дать возможность учащимся изучать неодинаковый разный по содержанию или по источнику информации материал.

Развитие должно исходить от достаточного уровня, однако у школьников одного класса этот уровень различен, значит, обучение применительно к каждому ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет приспособлено к уровню развития каждого ученика. 

Необходимо выявить этот уровень каждого ученика. Окончательная цель обучения – содействие формированию и сохранению неповторимой индивидуальности каждого обучающегося.

Для достижения этой цели обучения у каждого ученика в процессе обучения должна быть возможность выбора. Только в таком случае он сможет превратиться из объекта управления в субъект управления своей собственной деятельностью.

Все выше перечисленные условия так необходимые для развития учащихся, в полной мере могут быть реализованы применительно к каждому ученику лишь при дифференцированном обучении, так как именно оно способствует обучению и развитию каждого ученика с учетом его индивидуальных возможностей.

Несколько лет назад при анализе своей работы я установила, что преподавание английского языка по традиционной системе, т.е. желание научить всех детей одинаково приводит к перегрузке детей, медленно усваивающих учебный материал и, наоборот, недогрузка детей с высоким интеллектуальным потенциалом. И хотя последние оставались в числе наиболее успевающих, но их умственное развитие тормозилось. Я пришла к выводу, что необходимо работать по технологии разноуровневого дифференцированного обучения, предварительно изучив дифференциацию в различных моделях школы:

  1. Модель потоков (выделяются различные потоки: продвинутый, средний, низкий).
  2. Модель гибкого состава класса.
  3. Модель разнородных классов.
  4. Интерактивная модель.

В условиях нашей школы, где немного параллельных классов, наиболее эффективной формой дифференцированного обучения могла стать форма разноуровневого подхода к обучению английского языка внутри класса каждой изучаемой темы курса.

Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является чёткое определение минимума, без которого ученик не может двигаться дальше в изучении данного предмета. Это минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, в виде вопросов, на которые ученик должен уметь ответить, в виде образцов диалогов и т.д.

Учитель использует разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Их можно объединить в две группы: первая – учитель может дать задание каждому ученику, вторая – ученики могут взять (выбрать) сами задание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует какое задание выбрать; на втором этапе – рассказывает о сложности каждого задания, но выбирают сами ученики. Учитель корректирует их выбор. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания, и сами осуществляют выбор. Такая работа способствует адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников.

Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части – порции), задание с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий) работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работа с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.

Организуя дифференцированное обучение, учитываются интеллектуальные способности, специальные способности, интересы и будущая профессия подростков, учащиеся готовят доклады, рефераты по темам, интересующим их, изготовляют модели, макеты, проводят микроисследования.

Определена последовательность действий при организации дифференцированного обучения:

  • Определение содержания учебного материала.
  • Разработка технологической карты для учащихся.
  • Блочное изучение материала.
  • Создание методического инструментария (задания разноуровневого характера для подготовки к зачёту).
  • Устный зачёт по теме.
  • Письменный зачёт по теме.
  • Анализ результатов.

Если ученик выполнил своё задание на уровне минимальных требований, он заслуживает удовлетворительной отметки.

Если же задание выполнено на уровне, превышающем требование обязательной общеобразовательной подготовки, то знания оцениваются хорошей или отличной отметкой.

Дифференциация обучения должна обеспечить разный уровень подготовки школьников с учётом их интересов и склонностей. Дифференцированное обучение должна обеспечить разный уровень подготовки школьников с учётом их интересов и склонностей. Дифференцированное обучение должно способствовать повышению творческого потенциала общества за счёт более рационального использования возможностей каждого человека. Повышенный уровень подготовки школьников предполагает не только более глубокое усвоение или расширение круга знаний, но и воспитание творческой личности, формирование большого круга умений, и в том числе умение применить знания на практике, в нестандартных ситуациях.

Около 10 лет ведётся работа по реализации индивидуально-творческого проекта по технологии разноуровневого подхода к обучению английского языка. Согласно, этому проекту:

  • Объект исследования – методика преподавания предмета.
  • Предмет исследования – процесс обучения английского языка.
  • Цель исследования - создание оптимальных условий для усвоения английского языка и развития каждого учащегося с учётом индивидуальных особенностей.
  • Итог исследования – применение в практической деятельности технологии разноуровневого подхода при обучении учащихся.
  • Задачи исследования:
  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данному предмету.
  • Оценить состояние учебно-воспитательного процесса в собственной педагогической практике.
  • Разработать и апробировать систему мер по технологии разноуровневого подхода к обучению английского языка.
  • Отследить и проанализировать результаты обучения и развития учащихся при использовании технологии разноуровневого подхода.
  • Гипотеза исследования - в условиях разноуровневого обучения предполагается достижение учащимися всего класса разных уровней усвоения знаний. Что должно произойти не за счёт сокращения объёма учебной информации и расширения для других (все они получают полноценный объём учебной информации), а путём предъявления разных требований к усвоению. Все учащиеся должны овладеть обязательным, базовым уровнем содержания (чтобы иметь удовлетворительную оценку), а желающие, способные, интересующиеся предметом школьники могут превзойти этот уровень. База исследования – учащиеся средней общеобразовательной школы, изучающие английский язык.
  • Критерии оценки ожидаемых результатов:
  1. Создание предпосылок и условий эффективности перестройки учебно-воспитательного процесса.
  2. Повышение эффективности, улучшение состояния учебно-воспитательног процесса:
  • конкретные показатели результативности учебно-воспитательного процесса: повышение успеваемости, качества знаний, познавательной активности, культуры умственного труда, снижение числа неуспевающих учащихся и тех, кто некомфортно чувствует себя в школе;
  • повышение степени удовлетворённости учащихся и учителя условиями труда, учебной деятельностью.

Прогнозирование:

  1. положительных результатов:
  • повышение удовлетворённости учащихся состоянием, условиями и результатами по технологии разноуровневого подхода;
  • удовлетворение большинства родителей, педагогов, учащихся развитием творческого потенциала, интереса к предмету;
  • повышение активности, инициативы и самостоятельности учащихся;
  • повышение успеваемости, качества знаний учащихся.
  1. негативных последствий:
  • ученики, отвечая по опорному конспекту, станут тяготеть к стандартным рассказам. Следует в этом случае активно поощрять учеников за каждую самостоятельно составленную фразу, за каждый оригинальный ответ;
  • ученики неохотно будут выполнять письменное воспроизведение опорного конспекта по памяти. Следовательно, необходимо практиковать поблочное воспроизведение опорного конспекта;
  • ученики-консультанты могут по началу и в последствии отказываться от своих обязанностей. Следовательно, необходимо более внимательно учитывать симпатии и антипатии между учениками при комплектовании консультативных групп или пар взаимопроверок.

Выбор данной темы, а именно «Разноуровневый подход к обучению английского языка» обусловлен ещё и тем, что наша школа работала 2 года по теме дифференциация обучения, а в этом учебном году работает по теме «Личностно-ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу».

Основой индивидуально ориентированной системы обучения является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.


2. Психологическое и педагогическое обоснование применения технологий разноуровневого обучения на уроках английского языка.

        Согласно теории деятельности, обучение эффективно лишь при такой его организации, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в том случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика.

По этому новая парадигма состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать,  организовывать, консультировать, контролировать его деятельность. Перевод обучения на субъективную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Технология разноуровневого подхода к обучению позволяет практически решить эти задачи. Умственные способности ребят от рождения носят, как правило, творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Именно от обучения и воспитания зависит, в каком направлении они будут развиваться, и будут ли вообще развиваться. Чаще всего выделяют три уровня усвоения: минимальный (стандартный), общий и продвинутый. Каждому уровню соответствует определённый тип учебной деятельности, тип ориентировки, требования к действиям учащихся и характер задач, а именно:

Уровень

Оценка

Тип учебной деятельности

Тип ориентировки

Требования к действиям учащихся

Характер задач

Минимальный (стандартный)

«3» удовлетворительно

Репродуктивный. Воспроизведение и запоминание фактов

Узнавание, припоминание, случайные признаки

Показывать (опознавать), называть, узнавать, пересказывать и т.д.

Шаблонные

Общий

«4» хорошо

Реконструктивный. Воспроизведение способов получения фактов. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма (схемы)

Локальные признаки. Анализ.

Объяснять, составлять что-то по готовой схеме, характеризовать, сравнивать и т.д.

Членимые на подзадачи с первым типом связи

Продвинутый

«5» отлично

Вариативный. Воспроизведение способов получения способов. Применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески.

Глобальные признаки. (решение)

Высказывать суждения, анализировать информацию, дать отзыв или рецензию, искать необходимую информацию, составить устный или письменный ответ на проблемный вопрос.

Членимые на подзадачи с двумя и больше типами связей

Не следует думать, что третий уровень усвоения удел избранных, особо одарённых. Если учащиеся непрерывно развиваются, приучаются к раздумьям, самостоятельным поискам и действиям, он, в конце концов, научится творчески работать, а это необходимо каждому ученику.

Понятие «личностных функций» введено в педагогику В.В.Сериковым, который определяет их следующим образом: «Личностные функции – это в данном случае не характерологические качества её, а те проявления, которые собственно и реализуют социальный заказ «быть личностью». Краткая расшифровка названных функций может быть представлена следующим образом:

  1. Мотивирующая – чтобы принимали и обосновывали свою деятельность.
  2. Опосредующая – личность опосредует внешние воздействия и внутренние импульсы поведения; личность и изнутри не всё выпускает, сдерживает, придаёт социальную форму.
  3. Коллизийная – личность не приемлет полной гармонии, нормальная, развитая личность ищет противоречий.
  4. Критическая – личность критична ко всяким предлагаемым средствам, то что навязывается всегда вызывает протест. Личностно то, что создано самой личностью, а не навязано извне.
  5. Рефлексивная – конструирование и удержание в сознании стабильного образа «Я».
  6. Смыслотворческая – личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов.
  7. Ориентирующая – построение личностно-ориентированной картины мира, индивидуального мировозрения.
  8. Обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира.
  9. Творчески преобразующая – творчество – форма существования личности. Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придаёт творческий характер.
  10. Самореализующая – стремление обеспечить признание своего «Я» окружающими.

Чтобы целенаправленно развивать каждого ребёнка необходимо представлять каковы у него способности, как они проявляются в школе? Выделяют три категории детей относительно характеристики их способностей:

  1. Дети, обладающие общими способностями. Не редко это отличники, много читают, имеют хорошую память, сообразительность. Их примерно 25% из общего числа учащихся. В работе с ними главное внимание следует уделить индивидуальным подходам, давать им задания повышенной сложности. Опасно перехвалить их, создать ореол исключительности. По возможности привлекать к исследовательской работе. Среди них есть «зубрилы». Им следует давать нестандартные задания, заставлять думать, рассуждать.
  2. Дети, обладающие групповыми способностями. Такие дети успешно учатся по отдельным предметам, а по другим – гораздо слабее. В общем – уровень познавательной самостоятельности – средний, недостаточно высокая память и сообразительность, навыки самостоятельной работы. В работе с такими детьми требуется сочетание более доступных методов объяснения с применением приёмов, стимулирующих активизацию их мыслительной деятельности этих учеников нужно учить слушать учителя, записывать планы, делать выписки из учебников и пособий, правильно готовить уроки, особенно учить искусству устной и письменной речи.
  3. Слабоуспевающие ученики, их около 25%  от общего числа учащихся. Среди них три типа:
  • те, кто старается учиться, но не получается;
  • те, кто бы мог учиться, но запустил материал и потерял интерес к учёбе и веру в себя;
  • те, кто и способности к учёбе имеет крайне ограниченные и потребности к учёбе потерял. Такой тип редкость, у них полное отсутствие навыков учебного труда.

Главная задача учителя – приохотить их к учёбе, непрерывно помогать им, осуществлять постоянный контроль, не допускать образования пробелов. Не дать им никакой возможности увильнуть, не выполнить задания, отвлечься от учёбы.

Учитель следит за работой всех учащихся, знает их возможности, объясняет с учётом развития и подготовки, не допускает отставания, вовремя обнаруживает пробелы и заполняет их, обеспечивает конкретное развитие детей.

Описание технологий разноуровневого подхода к обучению начинается со структуры типового блока уроков. Блоки уроков будем называть совокупностью уроков, посвящённых одной относительно самостоятельной темы учебной программы, выделения в тематическом планировании и завершаемой тематическим контролем. Блок может содержать от 10 до 25 и более уроков. Он может выглядеть так:

  • Вводное повторение
  • Изучение нового материала (основной объём)
  • Тренинг-минимум
  • Изучение нового материала (дополнительный объём)
  • Развивающее дифференцированное обучение
  • Обобщение урока
  • Контрольный урок
  • Урок коррекции

Согласно технологии разноуровневого подхода существуют следующие типы уроков:

  1. Вводное повторение. Только учитель знает, какая ранее изученная информация потребуется при изучении нового материала, следовательно, он играет здесь ведущую роль. Ученики должны активно действовать. Единственная форма, удовлетворяющая этим условиям – беседа.
  2. Изучение нового материала (основной объём). Для этого модуля предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупнённую дидактическую единицу. Однако нет никаких оснований вытеснять и проведение формы – беседу, рассказ, семинар. Должно быть их разумное сочетание. Это зависит от характера материала, особенностей учащихся, профессионального мастерства учителя.
  3. Тренинг-минимум. Первым уроком в этом модуле является урок, на котором каждый ученик должен отличаться по теоретическим знаниям. Это осуществляется путём воспроизведения опорного конспекта устно и письменно. Последующие уроки этого модуля предназначены довести до автоматизма умение решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов. Отработку полученных знаний можно проводить путём организации работы учащихся в парах или группах с учётом их способностей. Закрепление идёт через общение равноправных партнёров. Главное – непрерывная обратная связь.
  4. Изучение нового материала (дополнительный объём). Особенность этого материала состоит в том, что он по-разному будет нужным разным ученикам: одни должны овладеть и разобраться на уровне применения, другим полезно понять идеи, третьим – только познакомиться.
  5. Уроки развивающего дифференцированного обучения. Здесь мы должны организовать отслеживание схемы развития каждого ученика. Мы должны обеспечить каждому ученику возможность достичь соответствующего уровня результатов. В течение урока учащиеся могут работать в разных типах групп. Если ученик успешно сдал минимум, то он получает срез общего уровня, а если не сдал, то снова минимальный.
  6. Обобщающее повторение. Консультация – одна из наиболее эффективных форм повторения. Важно добиться, чтобы тема была охвачена целиком, чтобы была обеспечена системность.
  7. Контрольный урок. Структура:

2-3 задания – минимум уровня;

1-2 – общего

1 – продвинутого.

Все уровни чётко выделены. Правило: выполнять строго по порядку. Если в части минимума есть ошибка, то работа дальше не проверяется, если минимум без ошибок – «3» и т.д.

  1. Урок коррекции. Ученик получает работу в том виде, в каком сдал, только стоит оценка. На уроке коррекции ученики могут объединится в группы и сообща искать ошибки. Ученики, получившие высший балл, могут помогать учителю или работать с нестандартными заданиями.

Таким образом, эффективность действия технологии разноуровневого подхода к обучению обеспечивается эффективностью управления и чёткой организацией учебного процесса.


3 Роль технологии разноуровневого обучения английского языка на начальном и завершающем этапах.

Цель дифференцированного обучения в школе – уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, «выровнять» их подготовку, возбудить интерес к учению. Особенно важен разноуровевый подход к обучению английского языка на начальном этапе, т.к. важно в любом деле – начало, каким оно будет, от этого зависит и конечный результат.

Практическая реализация разноуровневого подхода начинается с выяснения того, кому он необходим.

Особого внимания требуют дети, которым трудно учиться. Выделено несколько групп причин, затрудняющих обучение. Есть дети, страдающие инфантилизмом, т.е. задержкой темпов формирования эмоционально-волевой сферы в целом. Хотя по возрасту, они должны усваивать материал, а в развитии отстают от ровесников на 1,5 – 2 года.

Есть дети с недостаточным уровнем сформированности двигательных умений, что также затрудняет им процесс учения. Они плохо овладевают навыками письма. Здесь крайне необходим индивидуальный подход.

У некоторых учеников недостаточно развиты пространственные представления. Это интеллектуально полноценные дети, но им трудно научиться считать даже по-русски.

Индивидуальный подход необходим и детям с нарушением памяти. Случается, что ребёнок не в состоянии повторить материал, ему не удаётся что-то заучить. Здесь должно быть предусмотрено всё – от наглядности и использования «опор» до специальных приёмов тренировки памяти.

У некоторых школьников ощущаются проблемы с письмом и чтением. Дисграфия, так называется это явление, - неумение соотносит звуки с их графическим изображением, пространственным расположением, правильно размещать слова, писать буквы. Дети-дисграфики путают звуки, не могут правильно произносить слова.

Индивидуальный подход необходим и в случае дислекции – ещё одного вид нарушений, когда ребёнок не может понять, какой буквой изображается звук. Такие затруднения обычно наблюдаются у детей, которые поздно начали говорить. Возникают проблемы с речью, произношением.

Недостаточное общее развитие тоже может быть причиной отставания ребёнка в учёбе. Оно обычно сочетается с недостаточным физическим развитием, повышенной утомляемостью, низкой работоспособностью. Больные дети очень чувствительны к различного рода перегрузкам, им необходим сокращённый график работы.

Дифференциация обучения осуществляется через групповые и индивидуальные задания.

Оправдывают себя следующие способы дифференциации, когда:

  • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
  • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объёма или более сложные;
  • задание общее для всего класса, а для слабых учеников даётся вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, образец, ответ и т.д.);
  • используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
  • предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.

Начало изучения иностранного языка соотносится со стремлением вступить в иную жизнь, окрашенную изучением иностранного языка, социально уже более значимую для него. Радость успеха тем более важна на данном этапе, поскольку активный мотив учебной деятельности по иностранному языку ещё не появился.

Согласно данным психологии, оценка учителя приводит к благоприятному результату только тогда, когда учащийся внутренне с ней согласен. Он ещё не в состоянии проверить и оценить себя и, естественно, затрудняется судить, почему ему выставлена та или иная оценка. При оценке посредством отметки имеет место расхождение между тем, что ученик желает получить  и тем, что в действительности получает. Этот фактор постепенно поддерживает так называемый уровень тревожности.

Очень важно и с психологической, и с педагогической точек зрения, чтобы у школьников отсутствовали отрицательные эмоции с самого начала изучения иностранного языка, чтобы трудности (а их не мало), связанные с овладением языкового материала, формированием произносительной, лексической, грамматической сторонами речи, навыками и умениями в различных видах речевой деятельности, не вызывали у них негативных ощущений. Ибо, если что, по мнению В.В.Давыдова, не сформировано в начале учебной деятельности, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не смогут стать источником радостного и эффективного учения.

Используя разноуровневый подход к обучению английского языка надо помнить, что нельзя средних и слабых учеников ориентировать только на выполнение упрощенных заданий, а сильных – на ускоренное обучение.

Учитель объяснит, сто это лишь временная мера, и дифференцированный подход будет использоваться до тех пор, пока эти ученики не приобретут необходимую сноровку в выполнении задания. Скорее всего, этого не произойдёт, но показывать детям, что кто-то умнее, а кто-то глупее, ни в коем случае нельзя. Надо им объяснить, что все они разные, и тогда с разноуровневым обучением проблем не будет.

Уровень подготовки учащихся к изучению иностранного языка в старших классах не всегда соответствует не только продвинутому, но даже базовому. Поэтому единственный способ обучения – дифференциация на микроуровне (внутри класса). Привожу пример личной технологии, где предпочтение отдано личностно-ориентированному обучению:

  • Мотивация
  • Развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ученика.
  • Предъявление тренировочных упражнений.
  • Воспроизводство.
  • Самоопределение и самореализация личности.
  • Контроль и оценка.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге учителя и ученика, в котором учитываются индивидуальные особенности ребят, их интересы, знания по теме на начало её изучения. Учебный материал организуется таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении домашних заданий. Форму контроля устной речи ученик выбирает сам (от собеседования до полилога). «Цели обучения необыкновенно просты и всем известны: дать детям нужные знания и добиться их усвоения, научить пользоваться полученными знаниями, развить самостоятельность и мышление, привить навыки учебного труда». (П.И.Пидкасистый) «целью обучения иностранными языками в средней школе следует считать не язык и не речь, как способ формирования и формулирования мысли и, даже не просто речевую деятельность-говорение, чтение, аудирование, письмо, а указанные виды речевой деятельности, как средства общения» (Е.И.Пассов)

        Таким образом, основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие ученика, как личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствующийся в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

        На завершающем этапе обучения (10-11 класс) иноязычная устная речь синтезирует в себе черты диалогической и монологической речи, поэтому в программе выдвигаются требования к процессу говорения в целом, а не к его формам в отдельности. На первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка, как средства получения новой информации. Ведущими видами речевой деятельности становятся чтение и говорение. Особое внимание уделяется созданию условий для развития и реализации индивидуальных особенностей и способностей каждого школьника, учёту уровней обучаемости и обученности, интересов, устремлений, склонностей.

        Изучение иностранного языка идёт более успешно, если учащиеся овладевают им не на основе имитации, а осознанно. Важно, чтобы изучаемый материал приобрёл для ученика личностный смысл, имел практическое значение.

        Учащиеся 10-11 классов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Это и определяет особенности их психики.

        Мыслительная деятельность старшеклассников более активна и самостоятельна. Интересы их становятся ещё более избирательными и устойчивыми. У многих наблюдается перерастание интереса к предмету в интерес к науке.

        Поэтому имеет смысл включать в программу темы, волнующие и затрагивающие интересы юношеского возраста, побуждающие высказать своё мнение. Так, например, большую активность старшеклассников вызывает обсуждение таких тем, как: «Семья», «Проблемы трудоустройства», «Увлечение», «Школьное образование в разных странах» и другие. Учебный диалог в процессе обучения является наиболее природосообразной формой взаимодействия учителя и учеников.

        Учитель должен уметь «передать» реплики одного учащегося другим членам группы, тем самым стимулируя их к высказываниям. При этом используются жесты, мимика, эмоционально окрашенные интонации вербальной реакции.

        Требуется изменение содержания программного материала, новые формы обучения:

  • Расширить общий и страноведческий кругозор учащихся;
  • Обогатить их лексический запас разговорными клише;
  • Сформировать умение общаться с одним или несколькими партнёрами в заданной ситуации;
  • Помочь учащимся видеть себя носителями великой культуры своей страны и равноправными гражданами мира.

Всё это достигается при разноуровневом подходе к обучению, которое позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения всех детей.

        Таким образом, дифференциация обучения на уроке осуществляется путём изменения содержания, регулирования трудности и длительности выполнения отдельных заданий, а так же за счёт применения специальных средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.


  1. Авторский опыт реализации разноуровневого подхода

к обучению английского языка.

        Приведём пример фрагмента программы разноуровневого подхода к обучению учащихся 8-х классов, который включает одну тему устной речи и чтения «Вашингтон» для всех групп («А», «В», «С») и одинаковое количество часов на овладение этой темы – 15. Уровень «А» -  означает базовый уровень (требования образовательного стандарта), уровень «В» - несколько выше базового, уровень «С» - самый высокий.

        Напоминаем, что 8-ой класс – это подросток, ведущая деятельность – общение. В этом возрасте происходят резкие физиологические изменения, выделяются гормоны, которые управляют человеком, его поведением. Ставится задача – формирование представления о себе, ученик сравнивает себя с другими. По наблюдению психологов, групповые предметно-ориентированное общение постепенно занимает ведущую роль в этом возрасте. Это надо обязательно учесть при подготовке к уроку.

        Также следует учесть, что особенностью урока иностранного языка является его комплексность, т.е. взаимосвязанность и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности на уроке при ведущей роли одного из них. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре главных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же речевой материал ученики воспринимают на слух, читают, используют в речи и записывают. Комплексность не означает равномерного развития всех видов речевой деятельности на всех ступенях обучения. Соотношение это будет меняться и в пределах одного цикла работы (одного тематического плана).

        Для сильной группы «С» отбираются четыре ситуации и соответственно лексика, необходимая для их изучения:

  1. Разговор по телефону.
  2. Правил поведения в дороге.
  3. Заказ гостиницы.
  4. Достопримечательности Вашингтона.

Учебные пособия: учебник «Happy English-2» (с.193, 194, 196, 197, 209),  Reader (с. 107, 111, 127).

Для группы «В» мы отбираем две ситуации:

  1. Разговор по телефону.
  2. Правил поведения в дороге.

Учебные пособия: учебник «Happy English-2» (с.193, 194, 197, 209).

Как видим, объём учебного материала значительно ниже. Для обеих групп предусматривается активное владение отобранной лексикой, знание орфографии. Однако, если от учащихся сильной группы «С» требуется свободное пользование глаголами-синонимами, производными от изучаемых лексических единиц, знание антонимов, синонимов, то в группе «В» требования скромнее: помимо знания орфографии изучаемой лексики учащимся необходимо уметь различать употребление глаголов: take, receive, adopt, accept.

        Что касается группы «А», здесь предусматривается работа над одной ситуацией – «Разговор по телефону». Соответственно отбирается лексика, и ведётся работа над ней. Учебные пособия: учебник «Happy English-2» (с.193, 194, 196, 197, 209). Эта лексика согласно требованиям образовательного стандарта должна использоваться активно. Кроме того, необходимо знать орфографию изучаемой лексики и синонимы глагола take.

        Для проверки уровня усвоения новой лексики во всех группах используются лексические тесты, а в процессе её усвоения – работа в малых группах (в парах / группах по три человека)

        При отборе грамматического материала также учитываются возможности учащихся разных уровней. В данном случае повторяются времена активного залога, и изучается новый грамматический материал – страдательный залог. При этом если в сильной группе новый материал также предназначен для активного использования, то для групп «В» и «А» требуется лишь рецептивное его применение (узнавание на слух и при чтении). Во всех группах для контроля усвоения используются грамматические тесты, а для усвоения грамматического материала работа в малых группах сотрудничества (в парах / группах по три человека). Широко используются во всех группах средства наглядности: транспаранты, упражнения для работы в парах, задания для групповой работы.  Представим речевой материал для формирования соответствующих коммуникативных умений по всем вида речевой деятельности.

Уровни

Содержание

Цели и задачи

Требования

"С"

Аудирование

Полное понимание текста на слух

3-3,5 мин. звучания (не более 4-х незнакомых слов)

"В"

Аудирование

Полное понимание прослушанного текста

2-3 мин. звучания

"А"

Аудирование

учебник - с.420

Полное понимание прослушанного текста

2 мин. звучания

"С"

чтение Reader (c. 107, 115, 127, 128)

Полное понимание текста для изучающего чтения; понимание основного содержания текста для ознакомительного чтения; извлечение основной информации в тексте для просмотрового чтения

80-90% понимания; просмотровое чтение (понимание основных мыслей автора)

"В"

чтение Reader (c. 107, 110)

Полное понимание текста для изучающего чтения; понимание основного содержания текста для ознакомительного чтения; понимание основной идеи, главной мысли автора, выраженной в тексте для просмотрового чтения.

Понимание текста для изучающего чтения (100%), для ознакомительного чтения (75% - 80%), для просмотрового чтения (основные мысли)

"А"

чтение учебник упр.15 с. 202,

Полное понимание текста для изучающего чтения.

100% понимания

учебник упр. 16 с. 202-203

Понимание основного содержания текста для ознакомительного чтения.

75% понимания

учебник упр. 18 с. 203

 Извлечение основной информации в тексте для просмотрового чтения

понимание основных мыслей

"С"

говорение (диалогическое высказывание) учебник с.192, 197; собственные диалоги по ситуациям

развитие умений диалогической речи

12-14 реплик различного характера

"В"

говорение (диалогическое высказывание) учебник с.192, 197;

развитие умений диалогического высказывания

8-10 реплик различного характера

"А"

говорение (диалогическая речь) учебник с.192, 197; собственные диалоги по ситуациям

составление диалогов по образцу

не менее 6 реплик различного характера

"С"

говорение (монологические высказывания), рассказ по теме, обсуждение намеченных проблем

развитие умений монологической речи: передать содержание прочитанного, выражение собственных мыслей.

не менее 16 фраз, логично отражающих суть обсуждаемой проблемы.

"В"

говорение (монологические высказывания)

развитие умений монологической речи; высказывания по поводу прочитанного.

12-15 фраз

"А"

говорение (монологические высказывания)

связное высказывание по теме

не менее 10 фраз

"С"

Письмо. Написание писем личного, делового характера. Reader с. 113 ответ на письмо

формирование умения писать письма и ответы на письма личного и делового характера

соответствие нормам английского языка (орфография, грамматика, лексика, стиль изложения, раскрытие темы)

"В"

Письмо. Умение написать письмо личного характера (другу). Написать ответное письмо партнёру.

развитие навыков орфографии, умений письменно излагать мысли.

соответствие нормам английской орфографии и стилистики.

"А"

Письмо.  Reader с. 113, учебник с. 197

формирование орфографических навыков, умение заполнить анкету, написать письмо другу

правильно заполнить анкету, кратко записать телефонное сообщение.

На изучение темы отводим 15 часов.

Модуль урока

№/п

Тема урока

Вводное повторение

1

Путешествие по Великобритании. Обратно в Лондон

Аудирование

2

Прослушивание текстов и задания к ним

Изучение нового материала

3

Введение новой лексики по теме "Вашингтон"

4

Закрепление лексики через диалоги по теме

5

Различия употребления глаголов:take, receive, adopt, accept, admit.

6

Урок домашнего чтения

7

Урок чтения с полным пониманием прочитанного.

8

Составление монологического высказывания по теме.

9

Монологическое высказывание по теме.

10

Письмо другу. Заполнение анкеты.

 

11

Сравнительная характеристика форм английского глагола в активном и пассивном залоге.

 

12

Видовременные формы английского глагола в пассивном залоге.

 

13

Урок-практикум. Дифференциация заданий.

 

14

Грамматический тест.

 

15

Урок коррекции. Обобщающее повторение темы "Вашингтон".

Теперь рассмотрим, как идёт изучение темы. На уроке вводного повторения под руководством учителя ребята вспоминают сведения о Великобритании, о Лондоне. На выбор ученика предлагаются варианты работ по изученной теме: «5» и «4» - викторина по Великобритании, «3» - написать достопримечательности Лондона, используя наглядные пособия.

Вопросы викторины:

  1. What is the Union Jack?
  2. What other country is situated on the British Isles?
  3. Who was born in Staford-on-Avon?
  4. Which part of Britain can Loch Ness Monster be “seen”?
  5. What does it mean the Tower of London?
  6. What river in London do you know?
  7. What English writers do you know?
  8. Where does the British Prime Minister live?
  9. Which side of the road do the British drive?
  10. What is Big Ben?

На уроке аудирования ребята прослушивают различные по объёму тексты и различные задания на понимание прослушанного текста, сами выбирают с каким текстом работать: «5» - текст «The British people» из книги Л.В.Старцевой «Тексты для аудирования в 6-11 классах», прослушав текст 2 раза с интервалом в 5 минут выполняют задание на понимание прослушанного – вопросы на доске:

  1. Has British nation many different kinds of people?
  2. What things are typical for many Englishmen?
  3. Are the British people famous for their sense of humour?
  4. Are the people of the North and West different from those of the South and East?
  5. Напиши по-русски, каким ты представляешь британца.

«4» - текст «The British Museum» из книги Л.В.Старцевой «Тексты для аудирования в 6-11 классах», прослушивают текст и дополняют предложения с вариантами ответов из 3-х:

  1. The British Museum opened in… (1840, 1759, 1901)
  2. They are especially to see… (the picture, the oldest book, the Museum Library)
  3. They library is…(rich, poor, nice)
  4. The British Museum has the most important… (coins, papers, collections)
  5. It is a very … place (small, large, beautiful).

«3» - прослушивают диалог на с. 420 учебника и записывают содержание диалога по-русски.

        На уроке – введение новой лексики по теме «Вашингтон» для группы «С» объявляются четыре ситуации по теме: 1) Разговор по телефону. 2) Правил поведения в дороге. 3) Заказ гостиницы. 4) Достопримечательности Вашингтона. – отрабатывается произношение лексики с. 225-226 учебника, предлагается чтение диалогов с. 192-194 учебника с учётом отработки лексики. Для группы «В» объявляются две ситуации по теме: 1) Разговор по телефону. 2) Правил поведения в дороге. – отрабатывается произношение лексики с.192-194 и отбирается лексика для ситуаций с.225-226 учебника, предлагается чтение диалогов « Разговор по телефону». Для группы «А» объявляется одна ситуация  «Разговор по телефону» - отрабатывается произношение слов для данной ситуации с.192-194, 196 учебника, предлагается чтение диалогов «Разговор по телефону».

        На уроке – Закрепление лексики через диалогические высказывания по теме ребята работают в парах, выбирая себе ситуацию и составляя диалог в соответствии с требованиями.

Группа «С» - составляют собственные диалоги по ситуациям, 12-14 реплик, используя учебник с.192-194, 197.

Группа «В» - также составляют собственные диалоги по ситуациям, 8-10 реплик, используя учебник с.192-194, 197.

Группа «А» - составляют диалоги по образцу, 6 реплик.

        На уроке с глаголами-синонимами take, receive, adopt, accept, admit, ребята группы «С» и «В» учатся различать употребление глаголов, выполняют упражнения на перевод предложений; ребята группы «А» знакомятся с данными глаголами, записывают их различие употребления в грамматические словари и далее работают над ситуацией по теме «Разговор по телефону», используя учебник.

        На уроке домашнего чтения отрабатываются тексты Readera для группы «С» и «В» и тексты учебника для группы «А» для просмотрового и изучающего чтения.

        На уроке чтения, с полным пониманием прочитанного, ведётся активная работа с текстами учебника “Washington D.C.”, “In the Metro”, “Visitor’s Guide Welcome to Washington D.C.”, с целью подготовки монологического высказывания по теме «Вашингтон» (разное количество фраз для групп «С», «В» и «А».)

        На уроке составления монологического высказывания по теме составляются рассказы по теме и записываются в тетрадь.

        Далее ребята отвечают с устным рассказом по теме «Вашингтон». Разное количество реплик для групп «С», «В» и «А».

        На уроке – «Письмо другу. Заполнение анкеты» - ребята групп «С» и «В» предлагается написать письмо другу, в котором нужно рассказать о Вашингтоне, не забыв о достопримечательностях города. Ребятам группы «А» предлагается заполнить анкету о себе, кратко записать телефонное сообщение – учебник с.197.

        На уроках грамматики по изучению употребления английского глагола в пассивном залоге, сначала объясняю разницу между активным и пассивным залогом, вывожу основную формулу глагола в пассивном залоге, отрабатываю перевод глаголов, используя учебник с.198-201. Затем, в виде таблицы изучаем видовременные формы глагола в пассивном залоге, сравниваем формулы глагола в активном залоге, затем даю упражнения на перевод предложений в пассивном залоге и дифференцированные упражнения на употребление глагола в пассивном залоге. Ребята группы «А» используют таблицы учебника, выполняя задания. Ребятам групп «С» и «В» даю предложения не из учебника, типа:

  1. Сказуемое должно стоять в страдательном залоге:
  1. We will produce the components at our factory. The components…

      2. Сказуемое должно стоять в активном залоге.

  1. The first fax machines were installed in 1988. The firm…

На грамматическом тесте учащиеся, готовые работать на «5» и «4» выполняют все задания теста, учащиеся, которые выбирают или способны работать на «3» -для них сокращаю количество заданий, разрешаю пользоваться таблицами учебника.

        На завершающем уроке по теме «Вашингтон» ребята вытаскивают различные карточки, если справился с карточкой на «3», можно взять карточку на «4» и «5».

         В карточках вся тема обобщена: лексика по теме, вопросы по теме, описание картинки, образование форм глагола и т.д.

«5» - описание картинки по теме «Вашингтон»;

«4» Disagree and correct the statements or Agree or disagree.

«3» - образование трёх форм глагола, работаем с таблицей, разница между Active и Passive, отвечаем на вопросы по теме.

Здесь же корректируются знания после сообщения учителем результатов написания теста. Учащиеся, выполнившие работу на»5» - работают с заданиями творческого характера (кроссвордами, карточками). Учащиеся, имеющие в работе ошибки, получают карточки с заданиями, где была допущена ошибка и с правилами на эту ошибку. Цель работы – ликвидация пробелов в знаниях. Учащиеся, имеющие типичные ошибки – работают вместе с учителем, вспоминая правила, ищут ошибки в работе и исправляют их.


5.Отслеживание технологичности обучения и анализ его результатов.

        По технологии разноуровневого обучения английского языка я работаю уже около 10 лет. За эти годы я убедилась в эффективности данной технологии. Привожу фамилии моих бывших учеников, которые свои будущие профессии связали с английским языком:

  1. Бертова Виктория Геннадьевна, 3 года проработала учителем английского языка Покровской основной школы Чагодощенского района, после окончания педучилища в г. Сокол. ныне, по семейным обстоятельствам переехала в г. Череповец и работает в д/саду № 67, обучает детишек английскому языку.
  2. Карпенко Дмитрий Александрович, в этом году закончил филфак ВГПУ, и сейчас работает учителем английского языка Покровской основной школы Чагодощенского района.
  3. Иванова Ольга Вадимовна – студентка 4 курса факультета иностранных языков ВГПУ, отделение – культурология.
  4. Смирнова Ирина Александровна – студентка 4 курса факультета иностранных языков ВГПУ, отделение – культурология.
  5. Зайцева Наталья Владимировна - студентка 2 курса факультета иностранных языков ВГПУ, отделение – культурология.
  6. Акулова Мария Валерьевна - студентка 4 курса института Водных Коммуникаций г.Санкт-Петепбург, факультет культурология.
  7. Толкачёва Ирина Петровна студентка 4 курса ЛГУ г. Санкт-Петепбург, факультет журналистики, при поступлении сдала английский язык на «5».
  8. Белоусов Алексей Юрьевич, студент 1 курса пед.колледжа им. Верещагина г. Вологда, факультет иностранных языков.

Головченко Елена в прошлом учебном году получила диплом 3 степени по результатам 3 Заочной олимпиады по английскому языку, в этом году на районной олимпиаде заняла 1 место среди 10-х классов, набрав 52 балла из 70. Модестова Олеся, оказалась лучшей в районе на олимпиаде по английскому языку. Шахов Дмитрий, ученик 10 класса занял 3 место в районной олимпиаде.

        Используя технологию разноуровневого подхода к обучению я практически не ставлю двоек, т.к. ребята справляются с базовым уровнем и выполняют задания повышенной трудности. Осуществляя постоянную связь с кафедрой английского языка ВГПУ, с Бондарь Надеждой Фёдоровной, использую полученную литературу на кафедре на уроках английского языка и во внеклассной деятельности. Проследим эффективность обучения по результатам за год одного класса. Сейчас это 10 «А» класс (в группе 18 человек), ребята обучаются английскому языку у меня с 5-го класса, т.е. уже 6-ой год:

Учебный год

Число учащихся на «4» и «5»

2000-2001

100%

2001-2002

95%

2002-2003

100%

2003-2004

100%

2004-2005

89%

В 9-м классе 4 человека из этого класса выбрали экзамен по английскому языку, при сдаче экзамена 3 человека получили «5», 1 – «4». В 1999 г. английская группа 9 класса в составе 10 человек прошла через тестирование из области.

«5»

«4»

«3»

Письмо

7

3

0

Аудирование

0

7

2

(1 ученик отсутствовал по болезни)

Говорение

3

3

4

Чтение

0

4

6

Все учащиеся засчитали тест за экзамен. Итоговые оценки за экзамен в этой группе «5» - 3, «4» - 7. «3» - 0.

Результаты контрольных работ 2001/2002 уч.года:

  1. По линии администрации школы – зачёт в 9 классах по теме «Великобритания», ассистент – Л.В.Ростовская, директор школы, учитель немецкого языка высшей категории. Форма проведения: монолог, собеседование, задания по карточкам. Всего 30 учащихся, 2-е отсутствуют по болезни. Результат: «5» - 12, «4» - 12, «3» - 4, «2» - 0.
  2. По линии РОНО, ассистенты: Л.В.Ростовская, М.А.Андреева – инспектор РОНО. Устная речь по теме «Магазины и покупки» на выбор учащихся: «В продовольственном магазине», «В универмаге», «Магазины и покупки». Всего в 6-х классах 41 учащийся, 2 отсутствуют по болезни. «5» -28, «4» - 8, «3» - 3, «2» - 0. ежегодно учащиеся выбирают экзамен по английскому языку, который успешно сдают.

1. Результаты показывают значительное повышение качества знаний учащихся, обучаемых по технологии разноуровневого подхода. Слабоуспевающие ученики стали увереннее в работе, имеют возможность своевременно получить помощь учителя. Сообразительные ученики быстро усваивают учебный материал, выполняют творческие задания. Изменяются и отношения учитель-ученик; они становятся более паритетными.

2. Использование технологии разноуровневого подхода меняет психологический климат на уроках:

  • Нет доминирования сильных учеников;
  • Формируется адекватная самооценка;
  • Учащиеся чувствуют себя комфортно.

3. Изменилась форма работы ученика на уроке, увеличилась доля его самостоятельной, мыслительной деятельности, что способствует развитию умственных способностей учащихся, управлению своим вниманием.

4. Данная технология позволяет в системе использовать на уроках задания повышенного уровня сложности.

5. Изучение материала единым блоком позволяет учащимся воспринимать его как единое целое, с учётом всех логических связей.

6. Специфика тематического планирования по данной технологии даёт возможность и учителю и ученику более чётко представлять основную задачу урока и темы в целом и, как следствие, прогнозировать конечный результат.

7. В самой структуре данной технологии заложены огромные возможности индивидуальной работы с учащимися.

8. Изменяется система оценки труда ученика. Каждый ученик оценку получает за:

  • Устное и письменное воспроизведение опорного конспекта;
  • За выступление с докладом или сообщением на уроке;
  • За творческое задание;
  • За контрольную работу и т.д.

Таким образом, нет проблем при выставлении оценки за четверть, т.к. у каждого ученика почти на каждом уроке есть оценка.

9. Систематически идёт мониторинг (отслеживание результатов) по каждому учащемуся.

10. Систематический контроль со стороны учителя за успехами ученика, самоконтроль и самооценка способствуют формированию более серьёзного отношения к обучению, ответственности

Таким образом, технология разноуровневого подхода даёт широкие возможности не только для систематизации полученных знаний, но и формирования общих учебных умений и навыков, специфических навыков по конкретному предмету, а также для интеллектуального развития учащихся, их творческих способностей.


6. Общие выводы

Обучение по технологии разноуровневого подхода даёт положительный эффект:

  • Возрастает количество знаний, умений учащихся;
  • Уменьшается число неуспевающих;
  • Повышает интерес к предмету;
  • Формируется умение самостоятельно работать;
  • Развивается внимание, память, речь;
  • Воспитывается трудолюбие, терпение, воля, активность, ответственность;
  • Открывает перед учащимися широкие возможности самопознания, саморазвития, самореализации.

Список использованной литературы

  1. Бондарь Н.Ф. «методические рекомендации по английскому языку» (для поступающих на факультет иностранных языков). Вологда, «Русь»
  2. Миролюбова А.А «Общая методика обучения иностранным языкам». Москва «Просвещение», 1967г.
  3. Мусницкая Е.В. «100 вопросов к себе и к ученику». Москва, «Дом педагогики», 1996г.
  4. Пассов Е.И. «Урок иностранного языка в школе». Москва, «Просвещение», 1988г.
  5. Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии». Москва «Просвещение», 1973г.
  6. Подласый И.П. «Педагогика начальной школы». Москва, «Владос», 2000г.
  7. Соловцева Э.И. «К вопросу об оценочной функции контроля в обучении иностранному языку» (психолого-педагогический аспект), книга «Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе», Москва, «Просвещение», 1986г.
  8. Спасская Е.Б. «Обобщение педагогического опыта как условие развития научно-методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса», методическое пособие «Уроки английского языка, «Каро», 2000г.
  9. Старцева Л.В. «Тексты для аудирования в 6-11 классах», с. Чушевицы, 2005г.
  10. Шатерник Г.А. «Методические рекомендации по педагогической практике для студентов немецкого и английского отделений», Вологда, «Русь», 1997г.
  11. Алексеева Н.А. «Понятие личностно-ориентированного обучения», журнал «Завуч» №3, 1999г.
  12. Ариян М.А. «Пути совершенствования профессиональной компетентности учителя иностранного языка», журнал «Иностранные языки в школе» №1, 2003г.
  13. Бим И.Л. «Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы», журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2002г.
  14. Брусова М.В. «Стандарт основного общего образования по иностранному языку», приложение к журналу «Иностранные языки в школе» - «Методическая мозаика», № 4, 2004г.
  15. Комаров А.С. «Творческий подход к планированию урока английского языка», журнал «Иностранные языки в школе» № 4, 2003г.
  16. Лаврентьев В.В. «Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением», журнал «Завуч» №1, 2005г.
  17. Лопатина М.А. «Работа с одарёнными детьми», журнал «Завуч» №6, 1999г.
  18. Полат Е.С. «Разноуровневое обучение», журнал «Иностранные языки в школе» № 1, 2001 г.
  19. Рыжова В.Н. «Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников», журнал «Завуч» № 8, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О подходах к обучению английскому языку в условиях индивидуально ориентированного способа обучения.

Предлагаемый материал позволяет достичь более высоких результатов при использовании дифференцированного подхода в обучении иностранному языку на том уровне, который требуется обществу на данный момент...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.

Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение мно...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...

Учебно-методическое пособие «Использование дифференцированного подхода на уроках английского языка»

Дифференцированный подход в обучении английского языка – это разно-уровневый подход. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает н...