Доклад на районном заседании ШМУ "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"
материал по теме

Оксана Николаевна Шмакова

   Воспитание и обучение посредством иностранного языка располагает, с одной стороны, к непосредственному сотрудничеству, учебному общению и активной творческой деятельности учеников на уроке. А, с другой стороны, учитель «включает» своих учеников в настоящий процесс языковой коммуникации, и что немало важно в рамках ФГОС - в информационный обмен, при этом, даже не покидая учебный класс, они совместно могут смоделировать на уроке, через какую–либо учебную деятельность, реальный процесс «прикосновения» к другой культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как один из видов обучения,

способствующий самореализации школьников

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения

 в готовом виде, можно и притупить его природные творческие

 способности – разучить думать самостоятельно»

А. Дистервег

   С введением ФГОС в школу больше внимания стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. Особенно повезло в данном случае учителям иностранного языка, ведь у нас есть возможность развивать не только познавательные, но и коммуникативные универсальные учебные действия на своих уроках.

   Дело в том, что воспитание и обучение посредством иностранного языка располагает, с одной стороны, к непосредственному сотрудничеству, учебному общению и активной творческой деятельности учеников на уроке. А, с другой стороны, учитель «включает» своих учеников в настоящий процесс языковой коммуникации, и что немало важно в рамках ФГОС - в информационный обмен, при этом, даже не покидая учебный класс, они совместно могут смоделировать на уроке, через какую–либо учебную деятельность, реальный процесс «прикосновения» к другой культуре.

   То есть, другими словами, во время урока иностранного языка в связи с новыми стандартами образования ученик должен получить возможность изучить на практике жизнь другой страны, используя знакомые ему средства и универсальные учебные действия для получения требуемой информации. Всему этому может непосредственно способствовать метод проектов. Применение метода проектов на уроках иностранного языка предполагает самостоятельную работу с информационными источниками.

   Особенностью нового образовательного стандарта является то, что учитель должен творчески подходить к процессу обучения и воспитания, при этом применяя как можно больше на своих уроках существующую информационную базу. Поэтому одной из основных технологий, обеспечивающей системно– деятельностный подход к воспитанию и обучению, считается метод проектов, который практически вбирает в себя и элементы многих других современных технологий, к примеру, обучение в сотрудничестве.

   Метод проектов – это технология достижения требуемой дидактической цели через подробную проработку конкретного вопроса, которая в результате должна иметь какой-либо оформленный вид.

   Данный метод был разработан для того, чтобы найти различные способы и пути активного самостоятельного развития мышления у ребенка с целью не просто обучить его запоминать и воспроизводить знания, получаемые им в школе, а уметь употреблять их на практике.

   Важно и то, что отличительной особенностью от других технологий, применяемых учителем  на учебных занятиях, проектная методика помогает ввести учащихся в иноязычное общение с опорой на исследовательскую деятельность, и получить реальные, а не только увиденные, к примеру, в процессе игры итоги своей деятельности.

   Я уже 4-й год работаю над темой самообразования «Проектирование в изучении иностранного языка», изучила разную методическую литературу и материал из СМИ и интернет ресурсов. Безусловно, существуют всевозможные классификации проектов, разные взгляды и мнения на эту тему, определены и плюсы, и минусы применения данной технологии в учебном процессе на разных ступенях обучения. Я хочу предложить один из вариантов, который считаю наиболее приемлемым для практики.

Из истории проекта:

   В начале XX века американцы Дж. Дьюи и В. Х. Килпатрик предложили метод проблем.

Суть метода:

 - стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, на основе владения ими определённой суммой знаний

 - решение этих проблем

 - умение практически применять полученные знания

 - развитие рефлекторного (творческого) мышления

Идеи проектного обучения в России в начале XX в были предложены С. Т. Шацким.

   Но внедрение такого обучения в советскую школу вызвало осуждение в 1930 г.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Что мы понимаем под методом проектов?

В основе метода проекта заложено:

  - развитие познавательных навыков

  - умение самостоятельно конструировать свои знания

  - умение ориентироваться в информационном пространстве

  - развитие критического и творческого мышления

Основные требования к использованию метода проекта:

  - наличие проблемы /задачи,  требующей  интегрированного знания, исследовательского поиска

  - практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

  - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность

  - структурирование содержательной части проекта

  - использование исследовательских методов

Алгоритм работы над проектом:

  • Создать мотивацию
  • Создать образовательную среду
  • Определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы
  • Уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений
  • Представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования
  • Организовать работу в группах, индивидуально
  • Владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирование выводов
  • Консультировать
  • Иметь критерии объективной оценки

   Проектные задания, предложенные на выбор учителем:

  - должны обязательно предусматривать использование школьниками хо-рошо знакомых им знаний в сочетании с новыми- теми, что предстоит приобрести.

Знакомое создаёт чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведёт вперёд , к новым знаниям

  - темы должны быть посильны пониманию ребёнка

  - ученик должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути решения

  - уметь составлять план работы по проекту

  - начинать с одного простого действия

Методы проектирования:

Творческие методы проектирования:

аналогия-метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях

интерпретация творческого источника и превращение его путём трансформации в проектное решение собственной задачи

ассоциация-метод формирования идей

неология-метод использования чужих идей(без изменений –плагиат)

эвристическое комбинирование- метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену.

 -метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека

Методы, дающие новые парадоксальные решения-

Инверсия(от лат. inversion“ перестановка“)-проек-тирование от противного

Мозговая атака (штурм)- метод интуитивного мышления,коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки

Мозговая осада

Карикатура

Методы, связанные с пересмотром постановки задач

Наводящая формулировка задачи-расширяет границы поиска решений

( поиск чужих идей и тщательном анализе их достоинств и недостатков)

Наводящие вопросы-помогают уменьшить психологическую инерцию, упорядочить поиск вариантов

Перчень недостатков

Свободное выражение функции-основное внимание уделяется назначению объекта

Использование исследовательских методов:

  1) Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования:

          - «мозговая атака»

          - «круглый стол»

  2) Выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования:

         - статистические

         - наблюдения

         - эксперимент

  3) Обсуждение способов оформления конечных результатов:

         - презентации

         - научная статья

         - творческиеотчёты

         - просмотр

         - устныйдоклад

  4) Сбор, систематизация и анализ полученных знаний

  5) Подведение итогов, оформление результатов, их презентация

  6) Выводы, выдвижение новых проблем исследования

Типологические признаки проекта:

Доминирующая в проекте деятельность:

  - Ознакомительно-ориентировочная

  - Прикладная ( практико - ориентированная)

  - Поисковая

  - Ролевая

  - Исследовательская

  - Творческая

Предметно-содержательная область:

 - Моно проект

   - Межпредметный проект

Характер координации проекта:

  Непосредственный ( жёсткий, гибкий)

 Скрытый (неявный)

Характер участников:

Класс

Место проживания

 Страна

Страны мира

Количество участников проекта:

     Один участник

     Двое участников

     Группа участников

Продолжительность работынад  проектом

Функции исследовательской деятельности учащихся

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Сохранение исследовательского поведения учащихся, как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности, посредством реализации исследовательских проектов, как  способа обновления содержания образования

СТАРШАЯ ШКОЛА

Развитие исследовательской компетенции и профессиональных навыков

Главная цель проектной деятельности– развитие личности,

а не получение объективно нового результата, как в науке

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения:

Вводный этап:

1. Установочное задание: цели, задачи, основной замысел, примерная

тематика и жанры будущих проектов

2. Консультации по выбору тематики и жанров проектов

3. Оформление заявок на осуществление проекта

Поисковый этап:

4. Сбор и систематизация материалов

5. Организационно- консультационное занятие: промежуточные отчеты учащихся

6. Индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проектных работ

Обобщающий этап:

7.Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

8. Оформление результатов проектной деятельности

9. Репетиционно-консультационное занятие: «презентация проекта»

Подготовка к публичной защите проектов:

Определение даты и места

Определение программы публичной защиты

Составление аннотаций на проекты

Стендовая информация о мероприятии

Подготовка аудитории

10. Доработка проектов с учетом     предложений и замечаний.

11. Генеральная репетиция публичной защиты

12. Координационное совещание лиц, ответственных за его проведение.

Заключительный этап:

13. Защита полученных результатов и выводов

14. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы

Итоговый этап:

15. Распоряжение по результатам проектной деятельности

16. Оформление отчетов о выполненной работе

Учебный проект с точки зрения обучающегося

Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала

Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя

   Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

    Проблематизации

   Целеполаганию и планированию содержательной  деятельности ученика

   Самоанализу и рефлексии

   Представление результатов своей деятельности и  хода работы

   В целом, метод проектов является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью обучающихся, но руководимой учителем, направленной на решение какой-либо исследовательской или значимой социальной проблемы, а также на достижение конкретного результата в виде какого-либо идеального или материального продукта. Другими словами, результатом проекта ученика может стать идеальный продукт (выработанное после изучения информации умозаключение, вывод, какое-либо полученное знание) или материальный продукт (участие в какой-либо деятельности, сопровождаемое ведением записей в дневнике на иностранном языке, страноведческий коллаж или альбом, рекламный проспект, письмо зарубежному сверстнику, выпуск газеты и пр.). Прекрасно, если указанные виды обоих продуктов будут выступать в их диалектической целостности.

   Хочется так же отметить, что само по себе обучение с помощью проектов активно воздействует на мотивационную сферу обучаемого ребенка, что на сегодняшний момент достаточно актуально.

   Применение технологии проектов актуальна во внеурочной деятельности, так как     успешность важна для каждого ребёнка. С помощью проектов можно доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они начинают  проявлять инициативу, начинают  мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повышается  мотивация.

   В своей педагогической практике  использую  проектную деятельность как на уроках в школе, так и при участии в конкурсах:

1) Конкурс предметных недель- «Winterfeste»

2) Областной конкурс исследовательских проектов на английском языке

“The place I live in”- начальная школа

3)  Региональный конкурс  «Лучший учитель иностранного языка»

   Подводя итог, можно прийти к заключению, что работа над проектом позволяет находить решение к таким важным задачам:

  - организация проектной деятельности с целью формирования проектного мышления у ребенка;

  - мотивация детей на получение знаний;

  - включенность всех учащихся в самостоятельную работу;

  - самостоятельный поиск требуемых знаний из различных информационных источников;

  - развитие умения пользоваться полученными знаниями для разрешения новых познавательно-практических задач.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников

Слайд 2

« Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно » А. Дистервег

Слайд 3

МЕТОД ПРОЕКТА К истории вопроса Что мы понимаем под методом проектов Основные требования к использованию метода проекта Типологические признаки Планирование учебного проекта Требования к учебным проектам Структура и паспорт проектной работы Типы проектов

Слайд 4

К ИСТОРИИ ВОПРОСА Начало XX века – США – метод проблем – Дж. Дьюи и В. Х. Килпатрик Суть метода: - стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, на основе владения ими определённой суммой знаний - решение этих проблем - умение практически применять полученные знания - развитие рефлекторного ( творческого) мышления

Слайд 5

Метод проекта в России Идеи проектного обучения н. XX в - С. Т. Шацкий Внедрение в советскую школу - осуждение в 1930 г. « Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов

Слайд 6

Что мы понимаем под методом проектов В основе метода проекта заложено : - р азвитие познавательных навыков - умение самостоятельно конструировать свои знания - умение ориентироваться в информационном пространстве - развитие критического и творческого мышления

Слайд 7

Основные требования к использованию метода проекта Наличие проблемы / задачи , требующей интегрированного знания, исследовательского поиска Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность Структурирование содержательной части проекта Использование исследовательских методов

Слайд 8

Алгоритм Создать мотивацию Создать образовательную среду Определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы Уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений Представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования Организовать работу в группах, индивидуально Владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирование выводов Консультировать Иметь критерии объективной оценки

Слайд 9

Творческие методы проектирования аналогия -метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях интерпретация творческого источника и превращение его путём трансформации в проектное решение собственной задачи ассоциация -метод формирования идей неология -метод использования чужих идей(без изменений –плагиат ) эвристическое комбинирование- метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену . -метод , предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека

Слайд 10

Методы, дающие новые парадоксальные решения Инверсия (от лат. inversion “ перестановка “) - проек-тирование от противного Мозговая атака(штурм )-метод интуитивного мыш-ления,коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки Мозговая осада Карикатура

Слайд 11

Методы, связанные с пересмотром постановки задач Наводящая формулировка задачи-расширяет границы поиска решений ( поиск чужих идей и тщательном анализе их достоинств и недостатков ) Наводящие вопросы-помогают уменьшить психологическую инерцию, упорядочить поиск вариантов Перчень недостатков Свободное выражение функции-основное внимание уделяется назначению объекта

Слайд 12

Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования Выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования «мозговая атака» «круглый стол» статистические эксперимент наблюдения Использование исследовательских методов:

Слайд 13

Сбор, систематизация и анализ полученных знаний Подведение итогов, оформление результатов, их презентация Выводы , выдвижение новых проблем исследования презентации творческие отчёты просмотр научная статья устный доклад Обсуждение способов оформления конечных результатов Использование исследовательских методов:

Слайд 14

Типологические признаки Доминирующая в проекте деятельность: - Ознакомительно-ориентировочная - Прикладная ( практико - ориентированая ) - Поисковая - Ролевая - Исследовательская - Творческая Предметно-содержательная область : - Моно проект - Межпредметный проект

Слайд 15

Характер координации проекта: Непосредственный ( жёсткий, гибкий) Скрытый (неявный) Характер участников: Класс Место проживания Страна Страны мира Типологические признаки

Слайд 16

Типологические признаки Количество участников проекта: Один участник Двое участников Группа участников Продолжительность работы над проектом

Слайд 17

Функции исследовательской деятельности учащихся НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Сохранение исследовательского поведения учащихся, как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности ОСНОВНАЯ ШКОЛА Развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности, посредством реализации исследовательских проектов, как способа обновления содержания образования СТАРШАЯ ШКОЛА Развитие исследовательской компетенции и профессиональных навыков Главная цель – развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке

Слайд 18

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения Вводный этап: Установочное задание: цели, задачи, основной замысел, примерная тематика и жанры будущих проектов Консультации по выбору тематики и жанров проектов Оформление заявок на осуществление проекта

Слайд 19

Поисковый этап: 4. Сбор и систематизация материалов 5. Организационно- консультационное занятие : промежуточные отчеты учащихся 6. Индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проектных работ Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения

Слайд 20

Обобщающий этап : 7.Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав 8 . Оформление результатов проектной деятельности 9. Репетиционно -консультационное занятие: «презентация проекта » 10. Доработка проектов с учетом предложений и замечаний 11. Генеральная репетиция публичной защиты 12. Координационное совещание лиц, ответственных за его проведение Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения

Слайд 21

Подготовка к публичной защите проектов: Определение даты и места Определение программы публичной защиты Составление аннотаций на проекты Стендовая информация о мероприятии Подготовка аудитории Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения

Слайд 22

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения Заключительный этап: 13. Защита полученных результатов и выводов 14. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы Итоговый этап : 15. Распоряжение по результатам проектной деятельности 16. Оформление отчетов о выполненной работе

Слайд 23

Учебный проект с точки зрения обучающегося Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат

Слайд 24

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: Проблематизации Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика Самоанализу и рефлексии Представление результатов своей деятельности и хода работы

Слайд 25

«Я слышу- Я забываю, Я вижу- Я запоминаю, Я делаю- Я понимаю» китайская пословица

Слайд 26

THANK YOU !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность , как один из видов интеграции в учебном процессе современной школы.

Ведущее место среди  новых принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода и субъективности в обучении , занимает метод проектной деятельности.В основу метода прое...

Исследовательская деятельность как один из видов педагогической технологии в духовно-нравственном развитии личности учащихся

Исследовательская деятельность как один из видов  педагогической технологии  в духовно-нравственном развитии личности учащихся...

Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)

  Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики во внеурочной деятельности, как один из видов коррекции личности.

Актуальность  вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательно...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ....

Доклад на районном заседании КДНиЗП

Доклад на районном заседании КДНиЗП  на тему: «Влияние семейных отношений на подростковую психологию»...