Анализ образа молодого специалиста в произведениях английской литературы посредством метода проектной деятельности на уроках иностранного языка.
статья на тему

Титова Марина Игоревна

Проектная деятельность студентов педагогического колледжа на уроках иностранного языка направленная на создание образа современного педагога,основанная на произведениях английской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_obraza_molodogo_spetsialista_statya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ОБРАЗА  МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

НА УРОКАХ  ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Титова М.И., Шкарупа Н.В.

«Задержан мною за нарушение правил: шел вверх по лестнице, ведущей вниз, и на замечание ответил дерзостью».

Бел Кауфман “Вверх по лестнице, ведущей вниз”

«Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему»

Джером Сэлинджер  «Над пропастью во ржи»

         Хорошо известно, какое пристальное внимание уделяет каждое общество школе и педагогам. Отношение к  учителям всегда было неоднозначным.  На них – огромная ответственность, от них во многом зависит, каким будет следующее поколение, какие ценностные ориентиры будут в нем преобладать.  А так как на каждом этапе исторического развития,  так или иначе, меняются требования к личности человека, то соответственно меняются и требования  к учителю.

          Отношение к профессии  педагога в прошлом и  настоящем можно  точно и ярко  определить   по художественным произведениям того или иного времени.

            В нашем колледже образ современного учителя и учителя прошлого неоднократно обсуждается как на уроках психолого-педагогических дисциплин, литературы, истории, иностранного языка, так и во внеурочной деятельности студентов.  Студенты обсуждают и анализируют  живой интерес всего общества к образу современного учителя, учителя 21 века,  составляя свой идеальный  образ учителя. Проблема личностных качеств учителя  значима и  очень близка нашим студентам, будущим педагогам, взята из реальной жизни и является личностно ориентированной темой.  

 Таким образом,  в рамках дисциплины «Иностранный язык» мы решили провести работу со студентами старших курсов по анализу образа молодого специалиста в произведениях английской литературы 20 века. Свою работу мы решили построить на методе проектной деятельности, как на наиболее отвечающем  поставленным нами целям и задачам. Первым этапом в нашей работе был проект «My perfect  teacher»  - «Мой идеальный учитель». Студенты активно откликнулись на предложение обсудить качества, которые необходимы учителю.  Сначала мы изучили то, как на вопросы  «Кто он -  современный учитель? Какой он? Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать он?»    дает ответы наша современная общественность. 

Каждое общество формирует определенные стереотипы образа учителя, что влияет на восприятие представителя педагогической профессии.

Вопрос представления «хорошего учителя» начал изучаться с 30-х годов XX века. По данным 30-х годов ученики включали в портрет «хорошего» учителя: знание предмета и владение методикой; хорошие взаимоотношений с учащимися; умение правильно оценивать знания учащихся; создание дисциплины; внешний вид.

Образ «плохого учителя»: слабое владение предметом; плохой подход к учащимся; неумение создать дисциплину; неправильная оценка знаний учащихся; внешний вид.

Исследования 40-х годов показали, что ученики больше ценят в учителе знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.

«Идеальный учитель» 60-х годов обладал следующими характеристиками: уравновешенностью, гармоничностью, авторитетом, знанием предмета, сильной волей, храбростью, остроумием, приятной наружностью, пониманием своих учеников, умением говорить логично и выразительно, требовательностью самостоятельности, любовью к педагогической работе.

В семидесятые годы исследование Ж. Лендел позволило выделить такие качества «хорошего» учителя, как: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.

В результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предложили проранжировать 58 качеств учителя, исследователи выявили, что на первом месте у школьников находится такое качество, как любовь к детям, а у учителей данное качество только на 28 месте.

Исследования, проведенные в отдельных московских школах в 90-х годах, показали, что пятиклассники охарактеризовали «хорошего» учителя, как: миролюбивого, веселого, серьезного, тактичного, откровенного, спокойного, активного, щедрого, уверенного, практичного, прощающего, осторожного, смелого, сотрудничающего, организованного, трудолюбивого, умного и приятного.

Исследование, проведенное в студенческой среде в 2010 году показало, что в первую очередь в педагоге студенты хотят видеть образованного и эрудированного человека, знающего основы детской психологии, владеющего методикой преподавания своего предмета, придерживающегося норм этики и эстетики, уважающего личность ребенка, умеющего слушать учащихся и сопереживать, имеющим чувство юмора, имеющего высокую культуру речи.

Приведем некоторые примеры образа современного учителя, взятые из Интернета. «Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Современный учитель - это профессионал, который находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить детей?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу, они четко осознавали свое место в обществе».

        Затем мы начали работу над книгой  Б.Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». В книге рассказывалось о молодом учителе, который пришел на работу в американскую школу, описывались проблемы американской школы. Книга начинается словами “Привет, училка!” и заканчивается словами “Привет, зубрилка!”, а между этими двумя репликами переписка, в которой участвуют все действующие лица романа, и служебные записки. Молодая идеалистка-энтузиастка Сильвия Баррет сразу после колледжа приходит работать в обычную Нью-Йоркскую старшую школу учительницей английского языка и литературы. В первый же рабочий день она понимает, что реальность и её представления о школе очень сильно не сходятся друг с другом. Девушка учится выживать в жестоком школьном мире, пытаясь при этом не потерять первоначальный энтузиазм, веру в любовь и в саму жизнь.

    Как оказалось, проблемы американской школы созвучны нашим проблемам! Студенты с интересом прочитали  произведение в переводе,  а затем на   языке оригинала  прочитали отрывки из  книги. Мы проделали сравнительный анализ  систем образования  в России и Соединенных Штатах Америки и познакомились с биографией автора книги. После прочтения книги мы со  студентами просмотрели  художественный  фильм на английском языке, снятый по книге.  Мы обсудили образ молодого педагога, раскрытый в книге и фильме. По итогам  обсуждения фильма возникла идея составить образ идеального учителя средствами английского языка. Идея заинтересовала разные возрастные группы студентов: 2, 3 и 5 курсы, что еще раз доказывает актуальность темы.

Для осуществления  данной задачи   на занятиях по дисциплине  студентам  была предложена общая лексика по теме, проведена работа с текстами на английском языке. Каждый из студентов самостоятельно работал над   лексическими единицами, необходимыми ему для описания образа идеального учителя. После этого мы провели практическое мероприятие по активизации полученных знаний.  Целью мероприятия было выявление общих качеств идеального учителя и как результат -  создание группового портрета учителя. Для этого  студенты  использовали материал книги -  мнения школьников  американской школы, прочитали и перевели особенно понравившиеся отрывки из книги. Также мы обсудили необычный стиль написания  произведения - книга написана в виде должностных инструкций и циркуляров, писем учителей и записок учащихся. Затем студенты выполнили задание на эту тему - разложили  предложенный материал по папкам, конвертам или опустили в «Suggestion box» - «Коробку предложений». Подобная коробка предложений использовалась учителем в американской школе для осуществления обратной связи с учащимися. Следующим этапом занятия послужило проведение  игры  с использованием лексических единиц по теме (в основном, имен прилагательных). Например, студенты  высказывались устно по принципу «снежного кома»: «My perfect teacher is noble. Your perfect teacher is noble, but my perfect teacher is noble and…» («Мой идеальный учитель – благородный. Твой идеальный учитель благородный, а мой идеальный учитель благородный и  …»). Затем студенты ответили на вопросы и определили личностные качества учителя по ценностной значимости  персонально для  каждого. Работа проводилась в подгруппах. Интересно, что на первом месте оказались такие качества как коммуникабельность и понимание. Затем студентам было предложена работа на формирования навыков письма: они должны были написать записки по аналогии с теми, которые использовались учениками для высказывания своего мнения в книге. Эти записки не нужно было подписывать, требовалось только высказать свое мнение. Так студенты проработали материал на английском языке, обменялись мнениями и  обсудили темы для написания эссе (например, такие: «They say that not every man can become a teacher. Is that true?», «A professional teacher is one who learns all the time from life, from teachers, from children», «Do you agree with idea: «A good teacher can govern the state»).

     Мы с коллегами проанализировали студенческие эссе, а затем обсудили их на занятии со студентами. Мы выбрали самые яркие, неоднозначные работы и обсудили мнения, высказанные в них.

     В ходе совместной дискуссии мы задумались над очевидным в данной ситуации вопросом: если мы хотим проанализировать образ молодого педагога, то нам необходимо изучить также образы его учеников, их характеры, мысли и ожидания. Таким образом  мы  вышли на следующий этап нашей проектной  работы – анализ образов учеников и учителей, предложенных    американским писателем Джеромом Дэвидом Сэлинджером в книге «Над пропастью во ржи» ( J.D.Salinger. The catcher in the rye). Роман  представляет собой исповедь  старшеклассника, которого исключают из закрытой частной школы за неуспеваемость и несоответствующее тому времени поведение.

Работа над проектом предполагала следующие этапы:

- Сбор и анализ  биографических сведений об авторе, а также  его известного «Письма  читателю»  (изучение текста оригинала), в котором писатель объясняет, почему не хочет предоставлять авторские права на экранизацию книги;

- Прослушивание аудио отрывка оригинального текста (с опорой на текст) в исполнении профессионального  актера – носителя языка;

- Презентация книги  и ее русскоязычного перевода, включая информацию   о переводчиках книги  (Райт-Коволевой и других);

 - Выступления студентов с чтением отрывков произведения (диалогов и монологов);

- Обсуждение отрывков текста с точки зрения лексической составляющей (яркие слова, фразеологические обороты, молодежный жаргонизм, другие особенности речи главного героя:  частая разговорная лексика,   слова, свойственные молодежи, особенно «дурацкий», «чертовый» и «это убивает меня»);

- Работа с двуязычным текстом в малых подгруппах с целью поиска самой яркой цитаты  с последующей записью цитат (на языке оригинала) на доску. Их обсуждение и уточнение перевода и контекстного смысла студентами. Выбор лучшей цитаты с обоснованием.

     Надо сказать, что материал цитат послужил отличным отправным пунктом для обсуждения и анализа образов главных героев книги – подростка Холдена Колдфилда, ученика школы Пенси и его учителей, которых он по большей части ненавидит и презирает. Приведем некоторые. Главный герой о школе: "С 1888 года в нашей школе выковывают смелых и благородных юношей". Вот уж липа! Никого они там не выковывают, да и в других школах тоже. И ни одного "благородного и смелого" я не встречал, ну, может, есть там один-два - и обчелся». Главный герой об учителе:  «Он меня даже не слушал. Он никогда не слушал, что ему говорили». «Уж если преподаватель решил что-нибудь сделать, его не остановишь». «Никогда бы не подумал, что в таком древнем старикашке столько яду». Так через анализ цитат   мы увидели  ученика Холдена  отчаявшимся подростком, который переживает острый и невыносимый нравственный кризис,  бунтарем, который не желает мириться с общепринятыми нормами и устоями.  Многие студенты не могли отчасти не  узнать себя в 16 лет, когда детство кончается, начинается взрослая жизнь со своими законами и принципами, и несоответствие внутреннего мировоззрения с ними ведет к неизбежному внутреннему конфликту. Особенно заинтересовало студентов одно, очень яркое и характерное  высказывание героя книги. Приведем его полностью: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак». Мы со студентами предположили, что Холден, повзрослев и переосмыслив свои  жизненные перипетии и переживания, вполне может стать хорошим учителем сам – все задатки для этого у него вполне есть. Мы обсудили эту идею, студенты высказывались как «за», так и «против». На заключительном этапе работы с произведением Сэлинджера мы также планируем предложить студентам написание эссе  по педагогической тематике.

В заключении нам хотелось бы сказать о том, что художественная литература и кинематограф, безусловно, являются для нас  богатейшим источником правдивых образов, как педагогов, так и их учеников, как школ, так и общества, эти школы создавшего. И проектная работа с этим материалам очень важна при анализе и оценке этих образов.

Литература:

  • Bel Kaufman “Up the Down Staircase”, United States, Barker Pub, 1965
  • Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», « Азбука-классика», 2005
  • J.D.Salinger “The Catcher in the Rye”, United States, Little, Brown and Cjmpany, 1051
  • Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи», М., Радуга, 1983
  • Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.
  • Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. – Педагогика №5, 1997.
  • Библиографическое описание: Щербакова Т. Н. Профессиональный имидж современного учителя иностранного языка [Текст] / Т. Н. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 200-203.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Представленная статья представляет собой обобщение материала по подготовке проектных работ учащихся, проводимой в 10 классе по теме "Профессии" Она содержит основные этапы реализации проектного метода...

Проектная деятельность на уроках иностранного языка.

Статья о преимуществах использования проектной деятельности на уроках иностранного языка, особенно при изучении страноведческого материала....

Методическая разработка - Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Проектирование - это метод учебного поиска, который базируется преобразовании информации, побуждает к самостоятельному решению проблемы, развивает творческие способности детей. Проектная технология по...

Проектная деятельность на уроках иностранного языка.

Именно в результате проектной работы ученик имеет возможность проявить и реализовать свои способности....

Проектная деятельность на уроках иностранных языков.

Тема проектной работы "Социальная реклама". Возрастная группа: 6-11 классы. Цель: создание собственного продукта "Социальной рекламы". Язык представления: изучаемый первый (второй) языки. План работы ...

Эссе «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках иностранного языка и во внеурочное время»

Цель: определить значение включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности на у...