Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
статья на тему

Юрасова Марина Александровна

Рассмотрены виды технологий на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yurasovama_zdorovesberegayushchie_tehnologi_v_in.yaz_.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

 «Здоровье – это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.

В современном образовании система укрепления и сохранения здоровья детей находится на низком уровне развития. Особенно остро эта проблема проявляется в обучении иностранному языку, это связано со спецификой урока иностранного языка. Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, очень актуальной становится проблема внедрения и использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью.

В основе здоровьесберегающего образовательного процесса должны лежать следующие дидактические принципы обучения:

1. Самый главный принцип здоровьесберегающих технологий – «Не навреди!». Важно дать студенту максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного студента, в каждых конкретных условиях.

2. Принцип деятельности: заключается в формировании личности студента и продвижении его не тогда, когда он воспринимает готовые знания, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.

3. Принцип минимакса: заключается в том, что преподаватель предлагает каждому студенту содержание образования на максимально высоком творческом уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума. Система минимакса осуществляет индивидуальный подход и дифференцированное обучение, когда слабый студент ограничивается минимумом, а сильный получит максимум. Например, при выполнении контрольных заданий студентам предлагаются разноуровневые карточки: на «5», «4», «3». Студент сам для себя определяет количество заданий.

4. Принцип психологической комфортности: заключается в снятии по возможности всех стрессогенных факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, расковывающей студентов (использование музыки на уроке).

5. Принцип вариативности: означает развитие у студентов вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решения проблемы и выбора оптимального из них.

6. Принцип творчества: предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности студента, приобретение им собственного творческого опыта.

7. Принцип успеха: заключается в создание на уроке для каждого студента ситуации успеха.

Перечисленные дидактические принципы ориентированы на создание каждому студенту условий для максимальной самореализации как личности.

Как показывает практика, иностранный язык - сложный предмет. На уроках студентам приходится выполнять несколько видов деятельности: говорение, письмо, чтение, аудирование, поэтому, преподаватель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Преподаватель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания студентов, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы. Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки. Частные:

1.  При обучении произношению использование: считалок, рифмовок, песен, фонетических игр, фонетической зарядки (повторение за преподавателем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); звукоподражательные игры; физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др. Беседа в начале урока позволяет прочно усвоить грамматические структуры, например, с модальными глаголами, а также вводными словами, речевыми оборотами и фразами. Использование «разминки» создает определенный психологический настрой, побуждает студентов к общению, к пониманию того, что они будут учить на уроке, повышает их интерес к изучению иностранного языка.

2.  При формировании лексических и грамматических навыков: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение, вызывают у студентов готовность, желание играть и общаться. 

Для расширения общего кругозора и развития студентов на уроках иностранного языка я широко использую тексты и презентации на темы: «Спорт», «Здоровый образ жизни», Режим дня», «Питание», «История Олимпийских игр», «Знаменитые спортсмены России и Германии».

Таким образом, урок иностранного языка, как никакой другой позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие технологии, становясь при этом более интересным, функциональным, динамичным, а главное полезным.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в    школе // 2004. №1                                                                                                                                                                                                                                              

2.   Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. 2-е изд. М., 2005.

3.   Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004.

4.   Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

5.   http://www.english-german.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данном материале рассматриваются разные способы применения данной технологии на уроках иностранного языка....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.    Здоровье человека —  достаточно актуаль­ная тема для разговора  для всех времен и народов, а в XXI веке он...

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образован...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Работа составлена на основе УМК Кузоовлева В. П. , но, без всякого сомнения, может использоваться и при работе с другими УМК....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.

В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Материал доклада может быть использован на различных уроках немецкого языка в разных группах классов. Позволяет организовать отдых детей на уроке, повторяя при этом материал прошлых уроков, тем самым ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА-статья...