Использование песен при изучении финского языка
методическая разработка на тему

Соколова Анна Михайловна

Значение использования песен при изучении иностранных языков: методические преимущества, механизм воздействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_pesen_na_fin.yaz_.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песен при изучении финского языка

Соколова Анна Михайловна

Учитель финского языка

ГБОУ школы №23 с углубленным изучением финского языка

Невского района Санкт-Петербурга

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и при проникновении в их эмоциональную сферу.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка.

Песни и музыка сопровождают людей с самого рождения и всю жизнь, поэтому естественно, когда песни звучат и на уроках иностранного языка, вызывая у учащихся всплеск эмоциональной восприимчивости к изучаемому языку.

 Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых,  учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Во-вторых,  создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности, т.к специально подобранные песни  стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песенный жанр, благодаря наличию вербального текста, способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни страны изучаемого языка. У песни, как и у другого произведения искусства,  коммуникативная функция, т.е передача содержания, которое заложил автор, адресату. Песни оказывают   воздействие на эмоции человека и общехудожественную память.   

Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой – носителем культурологической информации. Музыка, в данном случае, песня на иностранном языке имеет большие возможности для реализации учебно-воспитательных задач. Использование иноязычных песен в процессе обучения финскому языку способствует:

  • Обогащению лексического запаса
  • Усвоению и активизации грамматических конструкций
  • Совершенствованию навыков произношения; точности артикуляции, ритмики, интонации

Формирование фонематического слуха на начальном этапе возможно путём подражания и повторения. Психологически, воспринимают и запоминают песни и скандирование под музыку гораздо лучше, чем любой другой текст. Им более понятно и привычно пение хором, нежели просто повторение отдельных фраз.

Помимо формирования произносительных навыков важна правильно поставленная интонация. Ритмическая интонация помогает быстрому усвоению правильной интонации, которая в дальнейшем воспринимается как естественная при воспроизведении иностранной речи.  

  • Развитию навыков и умений чтения и аудирования
  • Стимулирует монологические и диалогические высказывания; развивает подготовленную и спонтанную речь
  • Эстетическому воспитанию; раскрытию творческих способностей; активизации языковой деятельности

Почему песня помогает учить язык быстро и легко:

Человеческий мозг имеет различные области для восприятия речи и музыки:  

  Правое полушарие                                                 левое полушарие

(речевой центр)                                          (музыкальный, творческий центр)

                                    Песня объединяет работу обоих полушарий и запоминание происходит быстрее и легче.

 У детей происходит более резкое разграничение каналов восприятия и запоминания: музыка и песни в сопровождении музыки отлично воспринимаются аудиалами; если песня сопровождается движениями, то легко запоминается кинестетиками; если есть картинки к сюжету песни, то легко воспринимают визуалы.      

         Комплексная подача материала снимает трудности восприятия и развивает те каналы восприятия, которые мало развиты.

Ритм является важным компонентом для запоминания, т.к помогает сфокусировать внимание, и информация, представшая в рифмованном виде, детьми запоминается быстрее.

Песня содержит большой объём ценного для учащегося языкового материала: эмоциональная окрашенность и актуальность тем, живая разговорная речь, художественные образы и риторические обороты).

Музыка способствует многократному повтору                 именно это и требуется для эффективного запоминания.

Изучение материала песни в курсе обучения иностранному языку

  1. Академическое:
  • нахождение правильного текста песни;
  • Разбор синтаксиса и грамматики каждой строфы;
  • Выяснение значения непонятных слов;
  • Анализ проблематики стихов;

  1. Креативное:

Учащийся сам на слух записывает стихи или заполняет пропущенные слова в выданном в качестве упражнения стихе. Этот метод требует многократного повторения                   улучшается восприятие иностранной речи на слух.

Возникновение музыкальной традиции Финляндии связано с происхождением народной поэзии, руны которой на протяжении веков исполняли под звуки кантеле (финского музыкального инструмента). По мнению древних финнов, музыка, наделенная чудодейственной силой, позволяет победить все враждебное. Современная народная музыка еще хранит память о прошлом. На основе старинного кантеле со слабым и лирическим звучанием был создан концертный музыкальный инструмент с сорока струнами. Его изучение, включенное в школьную программу, сейчас практикуется во многих консерваториях. Ещё до кантеле использовали небольшой инструмент под названием «вирсиканнел». Изготовить его мог любой желающий самостоятельно. Инструкцию, подробное описание можно было найти в сборнике гимнов финской евангелическо-лютеранской церкви. Там же была размещена таблица  

Эта традиция жива до сих пор: в стране существуют детские, мужские, женские хоры, церковное пение.

Важной составной частью музыкальной жизни Финляндии являются фестивали, проводимые в основном в летний период в различных городах и коммунах страны. Наиболее популярными из них стали: оперный фестиваль в г.Савонлинна, фестиваль камерной музыки в г.Кухмо, фестивали народной музыки в Каустинен и Ряяккюля, песенный фестиваль в г.Йоенсуу, фестиваль джазовой музыки в г.Пори. Также существует ТВ-программа, которая называется ”Kuorosodat” или «Хоровые войны, состязания». Дирижёр набирает себе в хор всех желающих из его города или коммуны, и каждую неделю соревнуются в искусстве хорового пения.

  Финская музыка ассоциируется прежде всего с именем выдающегося композитора Яна Сибелиуса (1865 — 1957). Его произведения навеяны величественными картинами природы Финляндии. Особое место в творчестве Сибелиуса занимают сюжеты, заимствованные из «Калевалы».

Практически в каждой школе есть свой хоровой коллектив. Некоторые из них посещали нашу школу.

Ввиду того, что музыкальная культура имеет большое значение в процессе воспитания и обучения, существует большое количество песенного материала, предназначенного для использования непосредственно на уроках. Наряду с этим большой популярностью как у детей, так и у учителей пользуются музыкальные группы, пишущие песни, создающие музыкальные произведения специально для детей.

Например, ”Fröbelin palikat”. Музыкальный материал представляет собой песни с движениями и повторяющимися фразами. Их с удовольствием исполняют не только финские дети, но и наши ребята, изучающие финский язык. Пение с движением позволяет соединить слово, как лексическую единицу, со зрительным рядом. Песни носят эмоциональный окрас, поэтому с большим удовольствием воспринимаются детьми.

Ещё одна группа, пользующаяся большой популярностью и финских детей, носит название ”Jytäjyrsijät” и исполняет настоящий рок, детский рок! Названия песен, например, «Кетчуп», «Индейцы» и т.д.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь нескольких направлений, способов и форм работы с песенным материалом. С одной стороны я включаю его в процессе обучения финскому языку непосредственно в ходе учебной деятельности, с другой – активное и более глубокое знакомство с песенным жанром на финском языке происходит во время занятий кружка «Финская песня», руководителем которого я являюсь.

В учебной деятельности в зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал можно использовать:

1. для фонетической зарядки на начальном этапе урока.

На начальном этапе изучения языка некоторые трудности могут вызвать характерные только для финского языка гласные – ä, ö, y, а также гласная e, которая приближена по звучанию к «Э», но является гласной среднего ряда. Для отработки правильного произношения гласных существует прекрасные песни, все слова в которых подобраны таким образом, что в них везде встречается только одна гласная «А». В последующих куплетах песни следует исполнять, заменив эту гласную на «u», потом на «o, i, e, y, ö, ä». Получается замечательное упражнение на артикуляцию.

  1. на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала.

Также на начальном этапе изучения языка это могут быть песни по теме «Цвета», «Фрукты», названия пальчиков, «Животные» и т.д. В четвёртом классе в тему «Дорожное движение» по программе входит разучивание стихотворения «On valo vihreä» («Зелёный свет горит»). Это стихотворение положено на музыку, и после его детального разбора и разучивания, исполняется в качестве песни.

Говоря о правильной постановке гласных на начальном этапе изучения языка, следует отметить, что через музицирование, через пропевание финских текстов происходит быстрое усваивание и совершенствование навыков произношения, ритмики и интонации. Это можно объяснить тем, что мелодия, её ритмическая составляющая подчиняется всегда правилам и особенностям того языка, на котором она исполняется. Это можно увидеть, проследив развитие и преобразование мелодий финских сборников гимнов, большая часть которых имела немецкое происхождение. Но постепенно эти мелодии видоизменялись, обретая ритмический строй финского языка – стремление, ударение на первую долю, т.е на первый слог.

  1. на любом этапе урока, как стимул для развития речевых навыков и умений
  2. в качестве разрядки, восстанавливающей работоспособность и снимающей напряжение в середине или в конце урока
  3. как иллюстративный, дополнительный материал, входящий в состав целого тематического раздела. Например, песни, приуроченные к какому-либо празднику или торжеству.

Так, в программе 6-го класса предусмотрено разучивание стихов финских поэтов. Одним из них является отрывок из поэмы Рунеберга, который был  положен на музыку и является сейчас неофициальным гимном Финляндии, национальной песней, если перевести точно. Изучая этот стихотворный отрывок, мы не только слушаем само музыкальное произведение, но и сами исполняем его. Таким образом, запоминание текста происходит быстрее, а заодно происходит знакомство с культурой страны изучаемого языка.

 Доброй традицией в нашей школе стало исполнение рождественских песен во время праздничной недели на переменах в рекреациях школы. Дети с огромным удовольствием и энтузиазмом принимают участие в этих мероприятиях. Стремятся к тому, чтобы их выступление стало ярким и запоминающимся.  

На среднем этапе изучения языка для школьников постарше песни, как их литературную, так и музыкальную составляющие, можно использовать в качестве материала для обсуждения и дискуссий. Здесь можно использовать современные, популярные произведения, которые интересны по своему содержанию самим ребятам. Так, например, старшие школьники готовили доклады и презентации по одному из течений современной музыкальной культуры, которое пользуется наибольшей популярностью у финской молодёжи – рок-музыке.

Другой сферой моей деятельности является кружок «Финская песня». В настоящее время он состоит из 2-групп: младшая – начальный этап обучения и старшая – продолжающая, концертная. Во второй группе – дети разного возраста: от 3 класса до 10-го. В активном репертуаре концертной группы хорового кружка – около 40 произведений, различающихся по стилю, жанру и языковой принадлежности. Все песни ребята исполняют наизусть на финском языке. Работе непосредственно над самим музыкальным произведением предшествует разбор и обсуждение текста, выявление знакомого, а также нового материала. Таким образом, благодаря песням происходит так называемое опережающее обучение, так как спектр тем достаточно широк.

Если разбить исполняемые произведения на группы, то к категории «песни о Родине» можно отнести следующие: «Maamme», «Sininen ja valkoinen», «Finlandia-hymni», «Kanteleni», рождественские песни. Тему «Жанр – мюзикл» составляют «Edelweis», «Hymy», «Do, re, mi»… Раздел «Песни мира и дружбы» - «Ystävyys», «Ystävyydenlaulu» и другие. Категория «Времена года» - «Syyslaulu», «Kevätlaulu», «Dum-bidi-a-di». Также большое количество игровых песен.

Наш кружок принимает активное участие в жизни школы – рождественские и прочие праздники и торжественные события не обходятся без выступлений ребят. Кроме этого наш небольшой хор выступает в совместных финско-русских проектах, городских и районных мероприятиях (Дни Европы в Санкт-Петербурге, семинары, фестивали).

Итак, песни являются неиссякаемым источником пассивной лексики, дают возможность ненавязчиво повторять грамматические явления изучаемого языка. Исполнение песен самым благоприятным образом сказывается на произношении учеников, одновременно развивая навыки аудирования. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала. Когда песни звучат на уроках иностранного языка, то это вызывает у учащихся всплеск эмоциональной восприимчивости к изучаемому языку, т.к музыка – «сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» (Ян Амос Коменский).            

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки и песен в изучении английского языка

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков...

Роль музыки и песен в изучении английского языка

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков...

Роль песен в изучении английского языка

Учить  английский с помощью песен легко и приятно...

Использование песен при изучении английского языка.

Разбираются положительные аспекты использования песен в изучении английского языка....

Паспорт социального проекта "Использование песен при изучении английского языка"

В паспорте описываются цели и задачи проекта, его актуальность и этапы реализации....

Проблема использования материалов на упрощенном финском языке в лингводидактике

Данная работа посвящена исследованию так называемого «упрощенного финского языка», в частности проблеме его использования в лингводидактике. Упрощенный финский язык (фин. Selkokieli, дал...

«Делай мир Светлее!» (из опыта работы ГБОУ СОШ № 200 с углубленным изучением финского языка Красносельского района Санкт-Петербурга)

Статья освещает опыт одного из аспектов воспитательной деятельности ГБОУ СОШ № 200 с углубленным изучением финского языка Санкт-Петербурга, в центре которого - праздник День святой Люсии, который ежег...