Статья "Образ современного учителя"
статья на тему

Козлова Наталия Геннадьевна

Данная статья может быть интересна всем, кто готов поразмышлять о современных учителях и учениках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kozolova_n.g._dokument_microsoft_word.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

КОЗЛОВА Н.Г., ЦЫГЛИНА Т.П.

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Воспитатель сам должен быть тем,

кем он хочет сделать воспитанника.

В.И.Даль

Готовясь в очередной раз к празднованию дня учителя, мы прочитали в Интернете монолог:

 «Я в школе работаю… сеятелем. Зайду в класс... Вот оно поле-то непаханое, немереное, неудобренное! А сеять-то надо… разумное, доброе, вечное!

Вот сидят. Глазки тупят. То ли ещё не проснулись от ночного гулянья, то ли стесняются, что домашнее задание не сделали. Посмотришь –Веллы сплошные и Олд Спайсы.  Идёт к доске эдакая Чипса, как по подиуму на конкурсе моделей. Части речи теряются, а ты стараешься незаметненько в стульчик вжаться. А в глаза-то заглянешь, там то ли ностальгия по настоящему, то ли вся реклама 1 канала.

И стою я посередь поля этого и думаю тоскливо так: «Не воин я тут, не воин!»

А они крутые, навороченные, с прибамбасами! Как они сами же говорят.  Это у них «сленг» называется. Вот, думаю, сейчас они меня этим сленгом-то на обе лопатки и завалят. И ответить-то не смогу достойно, «не сленгаю».

Поле, ты, поле, полюшко-широко поле!

И вспоминается мне моя юность. И запретные брюки клёш, и тушь из коробочки по щекам размазанная, и сорванные уроки, и первые вздохи на лавочке.

Я набираю побольше воздуха, делаю паузу и... начинаю говорить. Текут минуты. Веллы и Спайсы преображаются, постепенно оживают. Я уже вижу их яркие глаза. Оказывается, они умеют думать! Кто сказал, что образы Наташи и Пьера уже старомодны? Кто сказал, что сострадание и добро атавизмы прогресса?

Латы мои звенят. Зерно, шелестя, тихо сыпется в тёплую почву. Ах, как здорово, что всё у нас получается! Хорошие вы наши! Удобрим мы вас, вырастим, со временем, правда, кое-что выполоть придётся, вы уж потерпите! Бог даст, вырастим!

Шалишь, время, и один в этом поле воин!

Полюшко-поле, полюшко-широко поле!»

Мы сегодня говорим, что ученики стали совсем другими: они по-другому выглядят, по-другому ведут себя, у них другое отношение к учению.  Перед нами просто новое поколение учеников.Они находят новые слова для ответов на извечные вопросы. Они заставляют нас по-другому взглянуть на привычное нам. И порой кажется, что в ком-то из наших учеников мы вдруг видим себя самих или героев классических произведений.

Какие же они, современные ученики? Их особенность в том, что они выросли в ином информационном пространстве: аудио, видео, компьютерные игры, электронные учебники, интернет. Они активно используют  современные информационные технологии. Кажется, само время требует, чтобы и современный учитель свободно владел этими технологиями и рационально использовал их в организации современного образовательного пространства.

Ученики меняются. А учитель остаётся прежним? Курсы повышения квалификации, наличие интерактивных досок, электронных дневников меняют учителя? На наш взгляд, не стоит торопиться с однозначными ответами на эти вопросы.

Любому учителю хочется быть понятным и близким своим ученикам, быть для современных учеников современным учителем, чтобы, как говорил Цицерон, «зажглись глаза слушающего о глаза говорящего». Несомненно, внедрение мультимедийных технологий в структуру современного урока важно. Эти технологии позволяет использовать всевозможные способы привлечения внимания детей, позволяют учащимся чувствовать себя комфортно – ведь это среда понятна и близка им.

Однако, всё это лишь видимая сторона вопроса. На наш взгляд, образ современного ученика соотносится  с образом современного учителя. Они оба люди предприимчивые, креативные, умеющие ставить цели и добиваться поставленных целей, способные к самообразованию и  рефлексии, готовые к трудностям.

В условиях реализации ФГОС НОО, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли:

  • инструктора (человека, который систематически ведёт со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы);
  • наставника (человека, умеющего оказывать помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);
  • управленца (человека, владеющего такими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты);

Учитель является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формами работы.

Ученик же становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.

Таким образом, с введением ФГОС ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.

Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

Главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:

  • мотивация на работу с учащимися;
  • знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания;
  •  владение современными образовательными технологиями;
  • способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;
  • знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
  • готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.

Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Дети почти каждый день ходят в школу, и важную часть жизни проводят с нами – учителями. Одних из нас они любят,  других – не очень, одних –  уважают, других  – побаиваются. Помимо глубоких знаний профессия требует  от  нас - учителей безграничной душевной щедрости и мудрой любви к детям.  Ведь деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. И каждый раз задумываться, что «выпалывать», а что оставлять и развивать.

На наш взгляд, учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Литература

  1. Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка». Т 4, М.- 1955 год
  2. Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва, “Просвещение”, 1995 г.
  3. Кондратьевa С.В. Учитель — ученик. М.: Педагогика, 1984.
  4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
  5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.
  6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Московский психолого-социальный институт; Издательство «Флинта», 1998.
  7. Степанов М. Творческая личность нашего времени. Газета “Школьный психолог”, №31, 2004 г.
  8. Удовенко М. На уроке и после звонка. Газета “Школьный психолог”, №7, 2006 г.
  9.  Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...

Современный учитель и современный урок.

Статья посвящена организации современного урока экономики в школе....

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...

Современный учитель и современный ученик.

Эссе на тему каким должен быть современный учитель и ученик?...

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...