Аналитический обзор состояния системы школьного языкового образования
статья на тему

Антропова Наталья Николаевна

Аналитический обзор состояния системы школьного языкового образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_obzor.docx74.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра филологии

Внеаудиторная самостоятельная работа № 1

Тема: Аналитический обзор состояния системы школьного языкового образования

Слушатель курса

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка (в условиях реализации ФГОС)»

Антропова Наталья Николаевна, преподаватель немецкого языка                                                            

                                    Образовательная организация

ГБПОУ МО «Мытищинский колледж»                                                                         

 Научный руководитель Лайне С.В.                                                        

 

Москва 2016

Великая цель образования- это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Результаты международных сравнительных исследований за последние два тысячелетия показывают, что российские школьники и учащиеся многих стран лучше выполняют задания репродуктивного характера, которые предполагают владение предметными знаниями и умениями. Однако хуже справляются с заданиями на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в нестандартной форме.

Поэтому вопрос о качестве образования в сфере изучения иностранного языка является актуальным.

Качество образования при этом понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте будущей деятельности, как «научение жить здесь и сейчас». Предмет нашей гордости в прошлом- большой объем фактических знаний- потерял в современном мире свою ценность. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. А также более значимым является знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Естественно, все это не может не отразиться на методике обучения иностранным языкам. С вхождением России в мировое сообщество поднимается проблема межкультурного общения, взаимопонимания участников общения. Получение информации на родном языке уже становится недостаточным. Отсюда возрастающая значимость обучения иностранным языкам, формирования коммуникативной компетентности.

В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности обучающегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Такому типу обучения соответствует деятельностный подход в обучении немецкому языку, по мнению автора данной работы.

В современном обществе процесс глобализации в экономике, культуре и социальной сфере требует создания единого макросоциального и макроэкономического организма, функционирующего в результате возрастающего международного сотрудничества  как индивидов, так и создаваемых общественных структур. Социально-коммуникативной основой международной деятельности в эпоху глобализации являются процессы межкультурного взаимодействия, которое можно определить как совокупность кратковременных и долговременных, очных и заочных социальных контактов, связей и отношений, формируемых между представителями различных культур на разных уровнях (индивидуальном, групповом, макросоциальном) и с использованием общего языка коммуникации, являющегося иностранным, по крайней мере, для одной из участвующих сторон.

Задачу оказания содействия странам Европы в согласовании целей и содержания обучения иностранным языкам взяла на себя международная организация Совет Европы. Факт вхождения России в Совет Европы определил необходимость согласования образовательных стандартов России с общими европейскими стандартами.

Существенным изменением образовательного стандарта II поколения 2009 года в России, подготовленного группой под руководством А. Кондакова, является нацеленность всего образовательного процесса на результат, внеурочная деятельность, в отличии от стандарта 2004, включена в учебный план. Особенности стандарта II поколения можно изобразить в виде следующей схемы:

                                                                                                                                                                                                                               

   

Таким образом, со смещением акцента в образовании с усвоения фактов (результат-знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат-умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способа деятельности обучаемых. При данном подходе к обучению основным элементом работы обучаемых будет решение задач, т. е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой.

Задача научить обучающихся учиться предполагает с психологической точки зрения развитие у них умений самостоятельно мыслить, творчески применять полученные знания в практической деятельности. По мере продвижения в изучении учебного предмета все большее место должны занимать задачи, предполагающие активную мыслительную деятельность. Самостоятельная постановка новых целей, ориентировка в условиях достижения и выбор оптимальных средств и способ решения являются теми звеньями интеллектуальной деятельности, которые придают ей продуктивный, творческий характер.

Мы думаем, что самостоятельное познание и развитие личности, развитие критического мышления должно проходить через ролевые игры, проблемное обучение, проекты, исследовательскую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Влияние сетевой субкультуры на школьное языковое образование

Мы  глубоко убеждены в том, что одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках иностранного языка ИКТ - технологий....

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Элективный курс «Культурология в системе современного языкового образования»: календарно-тематическое планирование

Предлагаемые учащимся курсы «Культурология в системе современного языкового образования» (осмысление места английского языка в мире и его вклад в развитие общемировой культуры)  относится к числу...

Черлидинг в системе школьного дополнительного образования

Черлидинг в системе дополнительного школьного образования,  эффективность использования средств медиатехнологий....

Черлидинг в системе школьного дополнительного образования

Черлидинг в системе дополнительного школьного образования, эффективность использования средств медиатехнологий....